Научная статья на тему 'Правовое образование учащихся в практике современной общеобразовательной школы'

Правовое образование учащихся в практике современной общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CULTURE / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы, обоснована актуальность проблемы правового просвещения, развития правового сознания, повышения правовой культуры учащихся и в целом правового образования обучающихся общеобразовательной школы, В статье описана практическая модель реализации идей правового образования учащися. Автор делает вывод о том, что реализация внутришкольного образовательно-культурного пространства, возможна при условии его формирования на основе адекватного правового образования. И его реализация основана на формировании правовых составляющих системы образования, посредством реализации различного уровня предметных спецкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE PRACTICE OF CONTEMPORARY COMPREHENSIVE SCHOOL

On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the urgency of the problem of legal education, development of legal consciousness, improving the legal culture of students and in general legal education of students of secondary school is revealed. The article describes a practical model of the implementation of the ideas of legal education uchaschisya on the example of courses studied at school. The author concludes that the introduction of intra-school educational and cultural space is possible under the condition of its formation on the basis of adequate legal education. Its introduction is based on the formation of the legal components of the education system, through the implementation of different levels of subject courses.

Текст научной работы на тему «Правовое образование учащихся в практике современной общеобразовательной школы»

References

1. Zimnyaya I.A. Lingvopsihologiya rechevoj deyatel'nosti. Moskva, 2001.

2. Belyaev B.V. O sootnoshenii yazyka i rechi v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Inostrannye yazyki v shkole. 2011; 8: 3 - 10.

3. Kabushko A.Yu. Formirovanie predposylok razvitiya rechi u detej-bilingvov: logopedicheskij aspekt. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-2.

4. Leont'ev A.A Osnovy rechevoj deyatel'nosti. Moskva, 1974.

5. Vinogradov V.A. Stratifikaciya normy, interferenciya i obuchenie yazyku. Lingvisticheskie osnovy prepodavaniya yazyka. Moskva, 1983: 44 - 65.

Статья поступила в редакцию 14.06.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus@mail.ru

LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE PRACTICE OF CONTEMPORARY COMPREHENSIVE SCHOOL. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, the urgency of the problem of legal education, development of legal consciousness, improving the legal culture of students and in general legal education of students of secondary school is revealed. The article describes a practical model of the implementation of the ideas of legal education uchaschisya on the example of courses studied at school. The author concludes that the introduction of intra-school educational and cultural space is possible under the condition of its formation on the basis of adequate legal education. Its introduction is based on the formation of the legal components of the education system, through the implementation of different levels of subject courses.

Key words: legal consciousness, legal culture, legal education.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: patimat.kamus@mail.ru

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы, обоснована актуальность проблемы правового просвещения, развития правового сознания, повышения правовой культуры учащихся и в целом правового образования обучающихся общеобразовательной школы, В статье описана практическая модель реализации идей правового образования учащися. Автор делает вывод о том, что реализация внутришкольного образовательно-культурного пространства, возможна при условии его формирования на основе адекватного правового образования. И его реализация основана на формировании правовых составляющих системы образования, посредством реализации различного уровня предметных спецкурсов.

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, правовое образование.

Правосознание основной массы граждан России, определялось все эти годы, ролью права в общественной жизни страны. В силу тех особенностей, когда право находится под влиянием политической воли, о роли закона, и самом законе граждане вспоминают, лишь находясь под воздействием различных «силовых подразделений», либо при возникновении ситуаций с нарушением их прав. Образно говоря, происходит недооценка роли закона, его главенствующего положения в жизни общества [1 - 3].

Изучение практического опыта, даёт нам возможность говорить о необходимости комплексной реализации воспитательной и образовательной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях, при формировании программ правового образования. При том, правовое образование происходит в несколько этапов:

- подготовительный курс, вводящий школьников в понимание понятия права и правовых дисциплин, рассчитанный на восприятие учащимися 3-х-4-х классов;

- курс изучения гражданских прав, прав и свобод личности, рассчитанный на учеников 5-х -7-х классов;

- изучение вопросов нравственности, рассчитанных на школьников 8-х классов;

- изучение специальных курсов права и политики школьниками 9-х классов;

- изучение курса «Основы государства и права» учащимися 10-11-х классов [4].

Для изучения этих дисциплин, правоведами разработан целый ряд учебников, объединенных одной авторской идеей постепенного погружения учащихся в правовое образование в зависимости от возраста и уровня подготовки. Рассматривая формирование системы подготовки по правовым дисциплинам, следует затронуть следующие аспекты формирования педагогических аспектов ее реализации, опираясь на единый комплекс таких элементов как:

- Учебные программы и учебно-методическое обеспечение материалами, необходимыми к изучению правовых дисциплин;

- Формирование практической базы, для получения учащимися практических навыков, в области изучаемых правовых дисциплин;

- Уклада средних учебных заведений, способного обеспечить ученикам, получения навыков взаимодействия, в ситуациях контролируемых и регламентируемых законом.

Построение и реализация, основополагающих элементов системы правового образования школьников, находится в прямой зависимости от возраста обучаемых и ступени их образования, что и влияет на различие уровня полученных знаний.

В подготовительной основе курса начальной школы, первостепенное значение отводится формированию правосозна-тельной деятельности, путем усвоения теоретических знаний и применением их в практических аспектах освоения правового уклада школьного образования.

После перехода из младшей ступени в среднюю ступень школы, ученики изучают и осознают значение различных правовых отношений в школе, начинают привлекаться к школьному самоуправлению, привлекаются к системе дополнительных занятий, факультативного типа. В это время, изучение правовых дисциплин, правовое образование регулируется педагогическими работниками, и в своей основе базируется на использовании практики, практической составляющей учебных процессов.

При обучении детей в средней ступени школы, в 7 - 9 классы, ученики уже владеют практически полной информацией об особенностях правового образования; участвуют в системе школьного самоуправления, реализуя полученные правовые знания на практике.

В старших классах общеобразовательных школ, в зависимости от уровня профильной ориентации, учащиеся, в той или иной степени, получают правовые знания, в процессе углубленного правового образования и реализуют их при участии в разнообразных школьных социальных проектах, увеличивая степень и уровень их социальной ответственности, понимании своего участия в правовом пространстве общественной жизни [5].

То есть можно говорить, реализация внутришкольного образовательно-культурного пространства, возможно при условии его формирования на основе адекватного правового образования. И его реализация и будет представлять собой в дальнейшем, взаимосвязь с формированием общественных отношений, определением политики государства, формированием правовых составляющих системы образования, посредством реализации различного уровня предметных спецкурсов.

Изучение ситуации с организацией правового образования, и соотнесением его результатов с уровнем правовой культуры в некоторых общеобразовательных учреждениях городов Каспийска, Кизилюрта, Махачкалы, свидетельствует о том, что уровень правовой культуры, несмотря наличие в системе образования правовых дисциплин, дающих необходимый минимальный уровень знаний по основам обществоведения и права, катастрофически низок.

Проведённый нами социологический опрос, позволяет говорить о низком уровне правового образования, неумение оперировать законами России и регионального законодательства в области прав несовершеннолетних; Слабая правовая информированность, влечет за собой низкий уровень правовой культуры, выражается из неудовлетворительного знания правовых норм и требований права, прав и свобод личности, правоохранительной действий. Отсутствие правовых знаний - это огромная проблема. Если рассматривать современную информированность. К примеру, даже информацией из положений Конвенции о

Библиографический список

правах ребёнка 1989 г. (нашедшая в нашей стране отражение в законодательной базе с 2003 г.), согласно которой (ст. 42) декларируется право ребёнка знать свои права, и в рамках осуществления которой, «государства-участники берут на себя обязательства, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей», в необходимом для использования информативном объеме, не владеют ни педагоги, ни родители, не говоря уже о знаниях её положений школьниками.

Для развития правовой культуры, правовое образование оказывает первостепенную роль. В качестве эксперимента, нами в ряде учебных заведений. Были предложены к изучению некоторые методики и технологии правозащитного характера для школьников и их родителей. Главной задачей подобных действий - просветить школьников относительно их прав и обязанностей, а так же снабдить информацией относительно степени и меры ответственности за возможные правонарушения, а также предусматривало оказание правовой помощи, в решении различных сложных для ребенка ситуациях.

Разаработанная и реализованная в ряде школ Республики Дагестан Памятка для родителей, предусматривала различные варианты правовой поддержки при воспитании детей. В ней содержится материал, освящающий степень и меру ответственности родителей и учащихся, подробно рассмотрены их права и обязанности.

1. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.

2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Москва, 2003.

3. Подласый И.П. Педагогика: в 2-х т. Москва, 2014.

4. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Екатеринбург, 2010.

5. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.

6. Абдулаева П.З., Абдулаева Х.С., Алибекова З.Н., Алиева У.Г., Березова Н.В., Богатырева Ж.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В. и др. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: коллективная монография. Москва, 2018.

7. Абдулгалимов Р.М., Асадулаева Ф.Р, Богатырева Ж.В., Валиева П.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Джаватова Г.А., Джам-бекова Т.Б., Джиоева А.Р, Джиоева Г.Х., Дубовицкий И.Н.. Зинченко А.С. и др. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: коллективная монография. Москва, 2018.

References

1. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.

2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.

3. Podlasyj I.P. Pedagogika: v 2-h t. Moskva, 2014.

4. Kropaneva E.M. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2010.

5. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo i obrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.

6. Abdulaeva P.Z., Abdulaeva H.S., Alibekova Z.N., Alieva U.G., Berezova N.V., Bogatyreva Zh.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V. i dr. PSIHOLOGO-PEDAGOGIChESKIE PROBLEMY RAZVITIYa VYSShEGO OBRAZOVANIYa V ROSSII V USLOVIYaH REALIZACII FGOS: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

7. Abdulgalimov R.M., Asadulaeva F.R., Bogatyreva Zh.V., Valieva P.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V., Gadzhieva P.D., Dzhavatova G.A., Dzhambekova T.B., Dzhioeva A.R., Dzhioeva G.H., Dubovickij I.N.. Zinchenko A.S. i dr. PSIHOLOGIChESKIE I PEDAGOGIChESKIE ASPEKTY SOVERShENSTVOVANIYa UChEBNO-VOSPITATEL''NOGO PROCESSA V SISTEME OBRAZOVANIYa ROSSII: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 04.07.18

УДК 7.048:376:372.851

Kara-Sal N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University, (Kyzyl, Russia),

E-mail: karasal.1953@mail.ru

Tanova O.M., senior teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: tanova-oksana@mail.ru

Kuular U.S., mathematics teacher, MBOU school №4 (Kyzyl, Russia), E-mail: kuularus@yandex.ru

ORNAMENTS AS A MEANS OF TEACHING MATHEMATICS FOR DISABLED CHILDREN. The article deals with the use of Tuvan ornaments in teaching mathematics to children with disabilities. The authors propose a system of six groups of tasks in geometry that differ one from another in contents and form of their realization. The authors are convinced that the use of the proposed system of tasks in teaching mathematics contributes not only to the systematization of knowledge in mathematics and positive motivation for the education of children with disabilities, but teaches students a sense of love for the art of their people and their native land. The study was carried out with the financial support of the Russian Found for Basic Research, scientific project No. 17-16-17002.

Key words: children with disabilities, teaching means, teaching mathematics, using elements of national and decorative art, Tuvan ornaments, using ornaments in teaching mathematics.

Н.М. Кара-Сал, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл,

E-mail: karasal.1953@mail.ru

О.М. Танова, ст. преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: tanova-oksana@mail.ru

У.С. Куулар, учитель математики, МБОУ СОШ №4 г. Кызыла, г. Кызыл, E-mail: kuularus@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.