Научная статья на тему 'Проектные технологии в практике преподавания права'

Проектные технологии в практике преподавания права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROJECT TRAINING / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROJECT TECHNOLOGY / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHODS / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П. Д., Шахбанова П. Г.

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы обоснована актуальность совершенствования правового обучения школьников с применением проектной технологии; в ней описаны основные компоненты проектной технологии, этапы работы над проектом, особенности представления и защиты составленного проекта, а также критерии оценки результатов проектной деятельности. Авторы делают вывод о том, что метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности следует рассматривать как комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения. На различных этапах обучения школьников проектной деятельности учитель может пользоваться методическими приёмами и методами, обогащающими процесс обучения, способствующим познавательной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT TECHNOLOGIES IN THE PRACTISE OF TEACHING LAW

In this article, based on an analysis of psycho-pedagogical literature and acquired experience, the urgency of the problem of training future teachers to the profession of law is shown. The work examines the specific features of the legal competence of students in a non-legal institution. The authors conclude that the method of creative projects as a way of teaching students of project activities should be regarded as a comprehensive methodical, synthesizing a variety of teaching methods. At various stages of teaching students project activities the teacher may use the teaching techniques and methods, enriching the learning process, contributing to cognitive activity of the students.

Текст научной работы на тему «Проектные технологии в практике преподавания права»

2. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379

3. Анисимов В.В. Что такое безопасность образования, или почему российское образование опасно? Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: сборник научных материалов по Всероссийской конференции. Москва, 2005; 13 - 24.

4. Крылов И.А. Щука и кот. Полное собрание сочинений. Москва 1945 - 1946; Т. 3.

5. Анисимов В.В., Петраков И.Г. Педагогические проблемы инновационного развития современного вуза. Москва, 2010.

6. Каракозов С.Д., Куликова Л.Г., Лопаткин В.М. Современные подходы к нормативно-правовому обеспечению деятельности образовательных сетей. Мир науки, культуры, образования. 2012; 4 (35): 242 - 245.

7. Куликова Л.Г., Лопаткин В.М. Развитие инновационных компетенций у студентов и аспирантов в системе учебно-научно-педагогического комплекса. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 225 - 227.

8. Петраков И.Г. Обеспечение студенческого самоуправления как основного направления инновационной деятельности вуза Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» 2012; 1: 60 - 63.

9. Петраков И.Г. Развитие инновационной деятельности в учреждении высшего профессионального. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

References

1. Glava Minobrnauki priznala, chto bakalavriat po pedagogicheskim special'nostyam prines «neponyatnyj rezul'tat». Available at: http://www. rosbalt.ru/russia/2016/09/26/1553359.html

2. Putin V.V. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379

3. Anisimov V.V. Chto takoe bezopasnost' obrazovaniya, ili pochemu rossijskoe obrazovanie opasno? Obrazovanie i bezopasnost': problemy, koncepcii, real'nost': sbornik nauchnyh materialov po Vserossijskoj konferencii. Moskva, 2005; 13 - 24.

4. Krylov I.A. Schuka ikot. Polnoe sobranie sochinenij. Moskva 1945 - 1946; T. 3.

5. Anisimov V.V., Petrakov I.G. Pedagogicheskie problemy innovacionnogo razvitiya sovremennogo vuza. Moskva, 2010.

6. Karakozov S.D., Kulikova L.G., Lopatkin V.M. Sovremennye podhody k normativno-pravovomu obespecheniyu deyatel'nosti obrazovatel'nyh setej. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 4 (35): 242 - 245.

7. Kulikova L.G., Lopatkin V.M. Razvitie innovacionnyh kompetencij u studentov i aspirantov v sisteme uchebno-nauchno-pedagogicheskogo kompleksa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 225 - 227.

8. Petrakov I.G. Obespechenie studencheskogo samoupravleniya kak osnovnogo napravleniya innovacionnoj deyatel'nosti vuza Vestnik MGGU im. M.A. Sholohova. Seriya «Pedagogika i psihologiya» 2012; 1: 60 - 63.

9. Petrakov I.G. Razvitie innovacionnoj deyatel'nosti v uchrezhdenii vysshego professional'nogo. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 05.08.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Shahbanova P.G., senior teacher, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PROJECT TECHNOLOGIES IN THE PRACTISE OF TEACHING LAW. In this article, based on an analysis of psycho-pedagogical literature and acquired experience, the urgency of the problem of training future teachers to the profession of law is shown. The work examines the specific features of the legal competence of students in a non-legal institution. The authors conclude that the method of creative projects as a way of teaching students of project activities should be regarded as a comprehensive methodical, synthesizing a variety of teaching methods. At various stages of teaching students project activities the teacher may use the teaching techniques and methods, enriching the learning process, contributing to cognitive activity of the students.

Key words: project training, project technology, legal education, project methods.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

П.Г. Шахбанова, ст. преп. каф. теории и методики обучения праву, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА

В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы обоснована актуальность совершенствования правового обучения школьников с применением проектной технологии; в ней описаны основные компоненты проектной технологии, этапы работы над проектом, особенности представления и защиты составленного проекта, а также критерии оценки результатов проектной деятельности. Авторы делают вывод о том, что метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности следует рассматривать как комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения. На различных этапах обучения школьников проектной деятельности учитель может пользоваться методическими приёмами и методами, обогащающими процесс обучения, способствующим познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: проектное обучение, проектная технология, правовое обучение, метод проектов.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества об-ученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания права.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий

(планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Применение проектной технологии особенно актуально на старшей ступени обучения праву (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование права как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения правовых знаний и применения их в новых областях окружающей действительности

Проектная технология как новая педагогическая личност-но-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в правовом образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

Таким образом, проектная технология является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная образовательная система, требующая инновационных научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятельность.

В связи с этим образовательный процесс должен строиться вокруг определенной проблемы, решение которой на данный момент будет наиболее актуально и значимо для ребенка. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат, являющийся опытом деятельности, станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Рассмотрим основные составляющие понятия «проектное обучение школьников».

Проект (от лат. projection - бросание вперед) - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия. Проект - проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется дея-тельностный переход от небытия к бытию».

Процесс создания проекта называется проектированием. В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. проектирование предполагает проектную деятельность.

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, обеспечивающим координацию различных сторон процесса обучения - содержательной, процессуальной, коммуникативной и др., синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности [1].

Методика проектного обучения предполагает, с одной стороны, планирование деятельности педагога, предварительное построение всего хода выполнения проекта, с другой — осуществление этого процесса, т. е. непосредственное выполнение проекта с заранее продуманным содержанием, методами, средствами, результатами учебно-познавательной активности школьников.

Планирование деятельности педагога предполагает построение хода выполнения проекта с учетом специфики класса (уровень подготовленности, наличие или отсутствие навыков проектирования, возрастные и индивидуальное особенности школьников), предметной области проектирования (гуманитарные, естественнонаучные, междисциплинарные и пр.), имеющихся дидактических и материальных ресурсов, предполагае-

Библиографический список

мых сроков исполнения, организационных форм проектирования (индивидуальные, групповые и пр.).

Многочисленные наблюдения за деятельностью учителей -правоведов позволяют выделить алгоритм деятельности учителя по методическому обеспечению проектного обучения школьников

1. Тема проекта.

2. Дидактические цели.

3. Методические задачи (формирование конкретных знаний, умений, навыков).

4. Формируемые компетентности.

5. Отбор содержания учебного материала. Межпредметные связи. Соответствие темы проекта содержанию учебных дисциплин (указать предметные области), изучаемых в соответствии с образовательным стандартом.

6. Количество участников проекта (индивидуальный, групповой и пр.).

7. Формы и методы организации каждого этапа проектирования.

9. Оборудование.

10. Критерии

При организации образовательного процесса и педагогического моделирования его технологии принципиально значимым является вопрос отбора форм и методов проектного обучения. Важно конструировать педагогическую деятельность так, чтобы познавательные и практические действия школьников были насыщены задачами и проблемами, требующими самостоятельного поиска ответов и решений с максимальным стимулированием креативных проявлений субъектного статуса учащихся в познавательном процессе [2; 3].

Выполнение учебного творческого проекта предполагает ряд последовательных этапов, определяющих логику проектирования.

Анализируя психолого-педагогическую литературу и опираясь на собственный педагогический опыт, условно можно выделить три основных этапа: исследовательский (подготовительный), технологический заключительный

Критерии оценивания защиты выполненного проекта состоят в оценке следующих компонентов:

- качества доклада: композиции, полноты представления работы, подходов, результатов; аргументированности, объеме тезауруса; объёме и глубине знаний по теме (или предмету), эрудиции, межпредметных связях;

- коммуникативной ориентации докладчика: культуре речи, манере, использованию наглядных средств, чувстве времени, удержании внимания аудитории;

- ответов на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта;

- деловых и волевых качеств докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Все эти критерии особенно важны при изучении права, так как именно средствами этого предмета формируется гражданская позиция ученика, его правовая культура, умение отстаивать свои взгляды, при необходимости. Уметь аргументировать спорить с оппонентами.

Таким образом, метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности следует рассматривать как комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения. На различных этапах обучения школьников проектной деятельности учитель может пользоваться методическими приёмами и методами, обогащающими процесс обучения, способствующим познавательной деятельности учащихся.

1. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. Директор школы. 2012; 3.

2. Гаджиева П.Д. Метод проектов как творческая деятельность обучаемых по праву. Инновационная наука. 2015.

3. Панина Т.С. Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся: учебное пособие. 4-е издание, стер. Москва, 2008.

References

1. Chechel' I.D. Metod proektov ili popytka izbavit' uchitelya ot obyazannostej vseznayuschego orakula. Direktorshkoly. 2012; 3.

2. Gadzhieva P.D. Metod proektov kak tvorcheskaya deyatel'nost' obuchaemyh po pravu. Innovacionnaya nauka. 2015.

3. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizaciipoznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya: uchebnoe posobie. 4-e izdanie, ster. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 27.06.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.