Научная статья на тему 'Проектное обучение как фактор развития творческой деятельности школьников'

Проектное обучение как фактор развития творческой деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1241
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / METHOD OF PROJECTS / PROJECT-BASED LEARNING / CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагакина Е. А., Лесникова С. Л., Русакова Н. А., Тимошенкова О. С.

В статье предложено теоретическое обоснование проектного обучения как фактора развития творческой деятельности школьников. Актуальность исследования состоит в возможности разработки на его основе интегрированных критериев достижения результативности обучения школьников на этапе основного общего образования, в частности их готовности к творческой деятельности в условиях проектного обучения. Представлены результаты сопоставительного анализа понятий «метод проектов», «проектное обучения», «проектная технология», «проектная деятельность». Показано, что включение школьников в проектную деятельность способствует развитию их творческой деятельности. Доказывается, что проектное обучение является фактором развития творческой деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кагакина Е. А., Лесникова С. Л., Русакова Н. А., Тимошенкова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED LEARNING AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

In the article the theoretical justification of project training as a factor of development of creativity of school students is offered. The relevance of the study consists of the possibility of developing on its basis integrated criteria for achieving the effectiveness of teaching students at the stage of basic General education, in particular their readiness for creativity in the conditions of project training. The results of comparative analysis of the concepts "project method", "project training", "project technology", "project activity" are presented. It is shown that the inclusion of students in the project activities contributes to the development of their creativity. It is proved that project training is a factor in the development of creativity of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Проектное обучение как фактор развития творческой деятельности школьников»

качества образования обусловливает необходимость поиска интегральных показателей и параметров, свидетельствующих о достижении определенных ФГОС ООО результатов. По окончании исследования будут разработаны теоретические положения концепции готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. Эта концепция будет включена в качестве компонента в концепцию формирования готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения. В данной статье представлен результат начального этапа разработки первой из указанных концепций — готовность школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения обоснована как критерий достижения ими личностных и метапредметных результатов обучения.

Литература

1. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» [Электронный ресурс] // Известия ТПУ. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-psihologicheskaya-gotovnost (дата обращения: 02.09.2018).

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www. ds470.ru/wp-content/uploads/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.pdf (дата обращения: 19.09.2018).

3. Смирнов Е. И., Халилова С. И. Характеристика и значимость инструментальных компетенций в освоении математики будущим учителем [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/harakteristika-i-znachimost-instrumentalnyh-kompetentsiy-v-osvoenii-matematiki-buduschim-uchitelem (дата обращения: 01.10.2018).

4. Ципляева О. Н. Проблемы, которые необходимо решить при введении ФГОС ООО [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 10.1. С. 1-2. URL: https://moluch.ru/archive/90/18647/ (дата обращения: 10.10.2018).

References

1. Zhukova V. F. Psihologo-pedagogicheskij analiz kategorii «psihologicheskaya gotovnost'» [Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness"]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2012, no. 6. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-psihologicheskaya-gotovnost (accessed 02.09.2018). (In Russian).

2. Koncepciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov [The concept of Federal state educational standards]. Available at: http://www.ds470.ru/wp-content/uploads/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1 %86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1.pdf (accessed 19.09.2018). (In Russian).

3. Smirnov E. I., Khalilova S. I. Harakteristika i znachimost' instrumental'nyh kompetencij v osvoenii matematiki budushchim uchitelem [Characteristics and importance of instrumental competences in the development of becoming teachers of mathematics]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2013, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-i-znachimost-instrumentalnyh-kompetentsiy-v-osvoenii-matematiki-buduschim-uchitelem (accessed 01.10.2018). (In Russian).

4. Tsiplyaeva O. N. Problemy, kotorye neobhodimo reshit' pri vvedenii FGOS OOO [Problems that need to be addressed with the introduction of FSES BGE]. Young Scientist, 2015, no. 10.1, pp. 1-2. Available at: https://moluch.ru/archive/90/18647/ (accessed 10.10.2018). (In Russian).

УДК/UDC 373.5 Е. А. Кагакина, С. Л. Лесникова,

Н. А. Русакова, О. С. Тимошенкова

E. Kagakina, S. Lesnikova, N. Rusakova, O. Timoshenkova

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ1

PROJECT-BASED LEARNING AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

В статье предложено теоретическое обоснование проектного обучения как фактора развития творческой деятельности школьников. Актуальность исследования состоит в возможности разработки на его основе интегрированных критериев достижения результативности обучения школь-

1 Статья выполнена в рамках гранта РФФИ 18-413-420005 «Формирование готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения».

ников на этапе основного общего образования, в частности их готовности к творческой деятельности в условиях проектного обучения. Представлены результаты сопоставительного анализа понятий «метод проектов», «проектное обучения», «проектная технология», «проектная деятельность». Показано, что включение школьников в проектную деятельность способствует развитию их творческой деятельности. Доказывается, что проектное обучение является фактором развития творческой деятельности школьников.

In the article the theoretical justification of project training as a factor of development of creativity of school students is offered. The relevance of the study consists of the possibility of developing on its basis integrated criteria for achieving the effectiveness of teaching students at the stage of basic General education, in particular their readiness for creativity in the conditions of project training.

The results of comparative analysis of the concepts "project method", "project training", "project technology", "project activity" are presented. It is shown that the inclusion of students in the project activities contributes to the development of their creativity. It is proved that project training is a factor in the development of creativity of schoolchildren.

Ключевые слова: метод проектов, проектное обучение, творческая деятельность школьников.

Keywords: method of projects, project-based learning, creative activity of school students.

Введение

Объектом проведенного нами исследования является проектное обучение, предметом — творческая деятельность школьников в процессе проектного обучения. В качестве задачи на данном этапе исследования выступает теоретическое обоснование проектного обучения как фактора развития творческой деятельности школьников. Анализ теории и практики организации проектной деятельности школьников показывает, что возможно использование различных вариантов этого процесса: метода проектов, проектной технологии и проектного обучения. При этом следует отметить, что указанные понятия используются и педагогами-исследователями, и практиками как синонимы. В связи с возрастающей актуальностью проектной деятельности в общем и профессиональном образовании необходимо осуществить изучение ключевых для данной проблематики понятий.

Методология

Нами был предпринят анализ понятий «метод проектов» и «проектное обучение». В соответствии с принятой методологией проводимого исследования рассмотрим понятие «проектное обучение».

Традиционно в отечественной педагогической литературе понятия «метод проекта», «проектная технология обучения» и «проектное обучение» являются практически синонимичными. Мы полагаем, что это имеет место, потому что в течение длительного времени просто не было практической необходимости дифференцировать эти понятия. Достаточно было того, что в основе использования проектов в обучении лежит проектная деятельность школьников. Следовательно, главное было разработать и внедрить в практику обучения в школе проекты, определить педагогические и методические основы их использования в обучении детей по отдельным дисциплинам. Следует отметить, что это было разработано в дидактике и методике обучения достаточно полно.

Однако реализация обучения школьников в соответствии с ФГОС ООО актуализирует необходимость прежде всего теоретического изучения указанных вопросов, так как по завершении этапа основного общего образования должна быть у детей сформирована готовность к выполнению индивидуальных проектов в рамках нескольких или всех предметов. Поэтому возникает вопрос: к чему именно должны быть готовы школьники и учителя? К выполнению проектов или к проектному обучению? Как отмечают Н. В. Иванова и Д. И. Демина, применение проектов в процессе обучения может быть использовано для объяснения научных теорий и концепций, что позволяет сформировать у школьников (студентов) так называемые softskills: критическое мышление, сотрудничество, творчество [3].

Мы разделяем позицию В. С. Зайцева, который под методом проектов понимает прежде всего формы «организации учебного процесса, отличного от традиционной классно-урочной или лекционно-семинарской системы». В содержательном плане «это совокупность желаемых результатов, идей, гипотез для формирования творческого теоретического продукта. Это совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной

задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта» [2, с. 52].

Таким образом, метод проектов предполагает иную, чем классно-урочная система, организацию процесса обучения, которая позволяет не только усваивать знания, формировать умения и компетенции, но и получать другие материальные и интеллектуальные продукты обучения: программы, модели, схемы, разработки, товары, изделия, принципы решения и др.

Метод проектов предполагает, что деятельность заключается в овладении им совокупностью приемов, алгоритмов, способов проектирования в целях получения определенного продукта, обладающего запланированными свойствами, характеристиками и качествами в соответствии с поставленными целями. Качества полученного продукта отражают решение тех задач, которые являются объективно или субъективно новыми для школьников. В процессе включения обучающихся в деятельность в рамках метода проектов они осваивают перенос знаний, умений и компетенций из одной предметной области в другую, формируется их критическое мышление, умение видеть новые стороны в уже известных предметах и явлениях и обнаруживать знакомое в новых познаваемых областях. Это означает, что использование метода проектов является условием развития творческой деятельности. Выполнение проекта обеспечивает формирование основ творческой деятельности школьников.

Принятая нами методология исследования в целях решения проблемы формирования готовности школьников к творческой деятельности при проектном обучении обусловлена необходимостью выявления существенных характеристик проектного обучения. Массовая практика проектной деятельности в школе приводит теоретиков и практиков образования к необходимости выстраивания стратегии развития этой деятельности, апробации различных видов и форм проектов. В связи с этим актуально рассмотреть не только сущность метода проектов, но и в целом возможности проектного обучения как вида обучения в школе. Нам представляется целесообразным подход, принятый в педагогической теории и образовательной практике США, в которой собственно зародился метод проектов и уже накоплен достаточный опыт проектного обучения разного уровня и направленности. Следует отметить, что в англоязычных источниках и образовательной теории и практике используется понятие «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning). В литературе имеется вариант дифференциации выполнения проекта (метод проектов) и проек-тно-ориентированного обучения (проектное обучение) [Project-based Learning]. В таблице 1 представлены характеристики выполнения проекта и проектно-ориентированного обучения в школе.

Таблица 1

Сравнение выполнения проекта и проектно-ориентированного обучения в школе

Выполнение проекта Проектно-ориентированное обучение

направляется учителем основано на исследовании

высокая степень структурированности структура открытая

подводится итог продолжающийся

тематическая направленность вопрос/задача

занимательность вовлечение

получение ответа решение проблемы

деконтекстуализация материала - мир школьных знаний контекстное усвоение материала - реальный мир

Как видно из представленной таблицы, между методом проектов и проектным обучением есть существенная разница, хотя, как упоминалось нами выше, с одной стороны, не все авторы различают эти понятия, а с другой — в основе и метода проектов, и проектного обучения лежит специфическая деятельность школьников — проектная. Для проводимого нами исследования важно выявить эти различия, так как потребуется их соотнесение с характеристиками готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения, а не только в процессе использования метода проектов в обучении.

Если рассмотреть предложенные характеристики (табл. 1), то можно констатировать, что в проектной деятельности каждого конкретного обучающегося возможны разные сочетания метода проектов и проектного обучения. Индивидуализация образовательной траектории состоит, в том числе, в особенностях организации и осуществления проектной деятельности каждого школьника в процессе обучения. Например, в случае профильного обучения в старших классах в процессе изучения профильных дисциплин обучающийся может включаться в проектное обучение, в то время как в процессе освоения непрофильных дисциплин это может быть метод проектов. В последнем случае развивающий творческую деятельность школьников характер имеют не только возможности метода проектов и его отличительные характеристики (табл. 1), но и включение детей в другие, отличные от классно-урочной, формы обучения. В одном случае речь идет, например, о формировании способов и алгоритмов получения ответов на вопросы и о систематизации собственно школьных, предусмотренных программой, знаний (деконтекстуализация). В другом — о решении разного уровня проблем и получении контекстного знания, что позволяет педагогам и обучающимся творчески подходить к выбору стратегии проектирования в зависимости от контекста (социального, политического, культурного, технологического, информационного). В связи с этим можно говорить о развитии различных форм проектной деятельности в обучении. Не только метод проектов «перерос» в проектное обучение, но и, сохранив самостоятельное значение, он модифицировался и модернизировался в различных образовательных практиках. В работе А. П. Казун и Л. С. Пастуховой приводятся пять следующих спецификаций этого метода:

— обучение, фокусирующееся на актуальных социальных вызовах (challenge-based learning);

— проблемно ориентированное обучение (problem-based learning);

— обучение, привязанное к месту (place-based learning);

— обучение, основанное на практиках (activity-based learning);

— обучение посредством разработок (design-based learning)» [4, с. 36-37].

Школьники, включаясь в различные виды проектов, овладевают компетенциями разного уровня и направленности: социальными, информационными, коммуникативными, когнитивными и др. Можно утверждать, что и метод проектов, и проектное обучение являются условиями развития творческой деятельности школьников.

Вместе с тем в педагогической и методической литературе встречается понятие «учебный творческий проект». В работе Д. А. Трищенко обобщены подходы к его определению. Во-первых, творческим является проект, если он от идеи до исполнения выполнен обучающимся самостоятельно. Во-вторых, он обладает субъективной или объективной новизной. В-третьих, он должен привести к решению значимой проблемы. В-четвертых, для решения этой проблемы требуется интегрированное знание, межпредметный подход и исследовательская, поисковая деятельность [6, с. 136-137]. Таким образом, в предлагаемом понимании учебный творческий проект — это не столько метод проектов, сколько проектное обучение, так как к его оценке применимы характеристики проектного обучения (табл. 1).

Н. В. Матяш и И. А. Афонин обосновывают целесообразность выполнения в старших классах профильной школы интегрированных творческих проектов, которые предлагают рассматривать как профессиональные пробы, так как структура данных проб идентична структуре проектной деятельности: цель, планирование, реализация, контроль, корректирование [5]. Проектное обучение и метод проектов интегрируют урочную и внеурочную деятельность школьников в процессе обучения, обеспечивая условия для достижения результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В этом случае правомерно говорить о проектной технологии обучения. В соответствии с выводами Е. А. Алексеевой и М. В. Морозовой «проектная технология во внеурочной деятельности занимает особое место как гибкая модель организации учебного процесса, которая предполагает кардинальное изменение как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем. Учитель, организуя проектную деятельность учащихся, создает условия для освоения ими новых типов деятельности в социокультурной среде, проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике» [1, с. 18].

Результаты

Подводя итог проведенному теоретическому исследованию значения проектного обучения для развития творческой деятельности школьников, сформулируем основные выводы этого этапа нашей работы. Во-первых, проектная деятельность школьников представлена в теории и практи-

ках современного образования в следующих вариантах: метод проектов, проектная технология и проектное обучение. Каждый вариант ее реализации имеет общие с другими и специфические только для него особенности. В основе каждого варианта лежит проектная деятельность обучающихся. Во-вторых, в условиях реализации различных указанных вариантов развивается творческая деятельность школьников. Метод проектов, проектная технология обучения и проектное (проектно-ориентированное) обучение являются условиями развития творческой деятельности школьников, так как способствуют формированию умений переноса знаний, умений и компетенций из одной предметной области в другую, получения ответов на актуальные вопросы учебной деятельности и вызовы реальной жизни, исследовательской деятельности, решения проблем и др. В-третьих, актуальным является формирование готовности школьников к творческой деятельности в условиях проектного обучения, которая может выступать в качестве интегрального критерия достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования, а разработанные на предлагаемой теоретической основе показатели готовности могут применяться при соответствующем обосновании в системе оценки качества образования школы.

Заключение

Таким образом, проектное обучение выступает как источник, движущая сила развития творческой деятельности школьников; как причина, определяющая характеристики и результативность этой деятельности; как обстоятельства, влияющие на результативность творческой деятельности. На этом основании можно считать теоретически доказанным, что проектное обучение является фактором развития творческой деятельности школьников.

Литература

1. Алексеева Е. А., Морозова М. В. Проектная технология во внеурочной деятельности как способ реализации ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Видеонаука. 2018. № 2 (10). URL: https://cyberleninka. nu/anticle/n/pnoektnaya-tehnologiya-vo-vneunochnoy-deyatelnosti-kak-sposob-nealizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 18.09.2018).

2. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 18.09.2018).

3. Иванова Н. В., Демина Д. И. Зарубежные практики реализации проектного метода в обучении школьников: проблемы и трудности [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-praktiki-realizatsii-proektnogo-metoda-v-obuchenii-shkolnikov-problemy-i-trudnosti (дата обращения: 18.09.2018).

4. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-primeneniya-proektnogo-metoda-obucheniya-opyt-raznyh-stran (дата обращения: 20.08.2018).

5. Матяш Н. В., Афонин И. А. Проектная деятельность школьников в системе профильного обучения [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-v-sisteme-profilnogo-obucheniya (дата обращения: 20.08.2018).

6. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proektnogo-obucheniya-popytka-obektivnogo-analiza-dostizheniy-i-problem (дата обращения: 20.08.2018).

7. Asbjornsen D. J. The Development of Innovation Skills through Project Based Learning [Electronic resource] // International Dialogues on Education: past and present IDE-Online Journal. URL: http://www.ide-journal.org/ (дата обращения: 22.08.2018).

8. Project Based Learning in Higher Education [Electronic resource]. URL: http://www.shsu.edu/centers/project-based-learning/higher-education.html (дата обращения: 22.08.2018).

9. Project-based Learning. Literature Review [Electronic resource]. URL: https://www.plymouth.ac.uk/uploads/production/ document/path/2/2733/Literature_review_Project-based_learning.pdf (дата обращения: 22.08.2018).

10. Some New Articles on Project-Based Learning [Electronic resource]. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/project-based_ teaching.pdf (дата обращения: 22.08.2018).

References

1. Alexeeva E. A., Morozova M. V. Proektnaya tekhnologiya vo vneurochnoj deyatel'nosti kak sposob realizacii FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya [Project-Based technology in the field of extracurricular activities as a way of implementation of the basic education]. Video science, 2018, no. 2 (10). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-tehnologiya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-kak-sposob-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya (accessed 18.09.2018). (In Russian).

2. Zaitsev V. S. Metod proektov kak sovremennaya tekhnologiya obucheniya: istoriko-pedagogicheskij analiz [Method of projects as a modern technology of teaching: a historical-pedagogical analysis]. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (accessed 18.09.2018). (In Russian).

3. Ivanova N. V., Demina D. I. Zarubezhnye praktiki realizacii proektnogo metoda v obuchenii shkol'nikov: problemy i trudnosti [Foreign practice of the project method in teaching students: problems and difficulties]. Society: Sociology, Psychology,

Pedagogics, 2017, no. 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-praktiki-realizatsii-proektnogo-metoda-v-obuchenii-shkolnikov-problemy-i-trudnosti (accessed 18.09.2018). (In Russian).

4. Kazun A. P., Pastukhova L. S. Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran [The Practice of application of the project method of study: the experience of different countries]. Education and Science, 2018, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiki-primeneniya-proektnogo-metoda-obucheniya-opyt-raznyh-stran (accessed 20.08.2018). (In Russian).

5. Matyash N. B., Afonin I. A. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v sisteme profil'nogo obucheniya [Project activities of schoolchildren in the system of specialized education]. The Bryansk State University Herald, 2013, no. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-shkolnikov-v-sisteme-profilnogo-obucheniya (accessed 20.08.2018). (In Russian).

6. Trishchenko A. D. Opyt proektnogo obucheniya: popytka ob»ektivnogo analiza dostizhenij i problem [Experience of project-based learning: an attempt of an objective analysis of achievements and challenges]. Education and Science, 2018, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-proektnogo-obucheniya-popytka-obektivnogo-analiza-dostizheniy-i-problem (accessed 20.08.2018). (In Russian).

7. Asbjornsen D. J. The Development of Innovation Skills through Project Based Learning. International Dialogues on Education: past and present IDE-Online Journal. Available at: http://www.ide-journal.org/ (accessed 22.08.2018).

8. Project Based Learning in Higher Education. Available at: http://www.shsu.edu/centers/project-based-learning/higher-education.html (accessed 22.08.2018).

9. Project-based Learning. Literature Review. Available at: https://www.plymouth.ac.uk/uploads/production/document/ path/2/2733/Literature_review_Project-based_learning.pdf (accessed 22.08.2018).

10. Some New Articles on Project-Based Learning. Available at: http://www.bim-bad.ru/docs/project-based_teaching.pdf (accessed 22.08.2018).

здоровьесберегающее сопровождение

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮщИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

HEALTH-SAVING SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF TEACHERS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE KEMEROVO REGION

Введение. В статье представлены некоторые результаты исследования по проблеме здоровьесберегающего сопровождения деятельности обучающихся в образовательных организациях (учреждениях) Кемеровской области. Целью данного исследования является выявление эффективных форм, методов, технологий здоровьесберегающего сопровождения деятельности обучающихся.

Методология. В научном исследовании использовались методы анализа, обобщения научной и методической литературы, наблюдения, сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов.

Результаты. В статье приведены результаты исследования в области здоровьесберегаю-щего сопровождения деятельности обучающихся, а также сформулированы научные выводы.

Заключение. Авторами отмечается, что в образовательных организациях региона значительное внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Introduction. The article presents some results of a study on the problem of health-saving support of students' activities in educational organizations (institutions) of the Kemerovo region. The purpose of this study is to identify effective forms, methods, technologies, health-saving support activities of students

Materials and methods. In a scientific study, methods of analysis, synthesis of scientific and methodological literature, observation, comparative qualitative and quantitative analysis of the results obtained wer used.

УДК/UDC 371.7(571.17)

Н. И. Корытченкова, З. В. Крецан, Н. В. Михайлова

N. Korytchenkova, Z. Kretsan, N. Mikhailova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.