Научная статья на тему 'Современные тенденции организации инновационной деятельности педагога'

Современные тенденции организации инновационной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESSES / INNOVATIVE CULTURE / "ИННОВАЦИЯ" / "НОВШЕСТВО" / "НОВОВВЕДЕНИЕ" / "ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" / "ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ" / "ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П. Д.

В данной статье дан теоретический анализ проблемы организации инновационной педагогической деятельности; описаны основные этапы становления инновационной деятельности современного педагога, охарактеризованы основные блоки организационно-педагогической инновационной деятельности педагога. Автор делает вывод, что инновации обладают огромным системным эффектом влияния на все компоненты педагогического процесса, общую структуру и деятельность педагогического сообщества в целом. В отличие от любых элементарных новшеств педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс воспитания детей, они охватывают всю сферу образования и подготовки учителя, осуществляющего разнообразные функции эксперта, консультанта, проектировщика, педагога инновационных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER

In this article a theoretical analysis of a problem of organization of an innovative pedagogical activity is given. The main stages of formation of the innovative activity of a modern teacher are described; the author characterizes the main units of the organizational and pedagogical innovative work of a teacher. The author concludes that the innovative work has an enormous influence on the effective work of the system of the educational process and its all components, the overall structure and activities of the pedagogical community. Unlike any elementary pedagogical innovations, innovations involve personal and creative process of upbringing children, they cover the entire field of education and training of teachers, performing a variety of functions-expert, consultant, designer, teacher of innovative schools.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции организации инновационной деятельности педагога»

УДК 378

Gadzhieva P. D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN TRENDS IN ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A TEACHER. In this article a theoretical analysis of a problem of organization of an innovative pedagogical activity is given. The main stages of formation of the innovative activity of a modern teacher are described; the author characterizes the main units of the organizational and pedagogical innovative work of a teacher. The author concludes that the innovative work has an enormous influence on the effective work of the system of the educational process and its all components, the overall structure and activities of the pedagogical community. Unlike any elementary pedagogical innovations, innovations involve personal and creative process of upbringing children, they cover the entire field of education and training of teachers, performing a variety of functions-expert, consultant, designer, teacher of innovative schools.

Key words: innovation, innovative activity, innovative processes, innovative culture.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В данной статье дан теоретический анализ проблемы организации инновационной педагогической деятельности; описаны основные этапы становления инновационной деятельности современного педагога, охарактеризованы основные блоки организационно-педагогической инновационной деятельности педагога. Автор делает вывод, что инновации обладают огромным системным эффектом влияния на все компоненты педагогического процесса, общую структуру и деятельность педагогического сообщества в целом. В отличие от любых элементарных новшеств педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс воспитания детей, они охватывают всю сферу образования и подготовки учителя, осуществляющего разнообразные функции - эксперта, консультанта, проектировщика, педагога инновационных школ.

Ключевые слова: «инновация», «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность», «инновационные процессы», «инновационная культура».

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения учёных примерно с конца 50-х годов на Западе и в последние десятилетия в нашей стране. Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. Анализ научной и справочно-информационной литературы позволяет определить новизну как один из основных критериев оценки педагогических исследований, это основной результат творческого процесса, это свойство и самостоятельная ценность любого нововведения:

В педагогической науке выделяются следующие виды новизны: новизна абсолютная - принципиально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов, относительная новизна - местная, частная, условная, псевдоновизна - ориги-нальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе, изобретательские мелочи [1].

В научной литературе различают понятия «новшество», или «новое средство» (они считаются синонимами), и «инновация», «нововведение».

Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т. п.), а инновация - это процесс, который развивается по определенным этапам. В инноватике это отражается в понятии «жизненный цикл нововведения».

Понятие «педагогическое новшество определяется как такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее не известному, ранее не встречающемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.

На современном этапе следует выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования.

Первый блок - блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, Критерии новизны, мера готовности нового к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «новшество», «инновации» и др.).

Второй блок - блок восприятия, освоения и оценки нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.

Третий блок - блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового.

Среди закономерностей протекания инновационных процессов в литературе выделяется четыре закона: закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, закон финальной реализации инновационного процесса, закон стерео-типизации педагогических инноваций, закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

В педагогической литературе выделяется два типа инновационных процессов в области образования. Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей.

Второй тип нововведений - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности [2].

Новшества, нововведения, инновационные процессы имеют своих носителей. Определение основных понятий инноватики не может быть полным без характеристики людей, осуществляющих нововведения. Речь идёт о педагогах-новаторах, которые вносят в педагогическую действительность конструктивную новизну. Творческие способности, индивидуальность учителя не позволяют автоматически и без изменения тиражировать педагогический опыт.

Субъективный фактор играет решающую роль и на стадии внедрения и распространения новшества. Педагог-новатор выступает на этом этапе в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца или модификатора его в процессе внедрения.

Новаторы - это те, кто ставят своей целью введение нового. Они могут быть как из самой организации (учителя, администрация школы), так и извне (деятели органов образования, педагоги-исследователи и др.). Для учителей новаторов характерен не только высокий интеллектуальный потенциал, но и критичное отношение к действительности, устремленность на поиски альтернативы её несовершенству. Поэтому такие учителя нередко оказываются в противоречии со своей средой.

В связи с этим с учителями-новаторами следует работать как со специфической социальной категорией, занимающей в педагогическом сообществе особое место и имеющей собственную структуру, психологию, потребности. Без понимания этого невозможно развивать инновационные процессы, распространять инновации в школах.

Таким образом, успех реализации любого нововведения тесно связан с инновационным поведением, которое представляет собой действие, где проявляются личностные отношения субъекта к происходящим переменам. Выбор инновационного поведения тесно связан с уровнем инновативности каждого конкретного субъекта, предрасположенности его к новаторству (где инновативность - эмоционально-оценочное отношение к нововведениям, различие в восприимчивости субъектов к инновациям, к новым в данной системе идеям, опыту, представляющее собой в большей степени не только движение по распространению новшеств, а черту личности, которая характеризуется высоким чувством нового, стремлением к творчеству) [3].

В этой связи, инновации обладают огромным системным эффектом влияния на все компоненты педагогического процесса, общую структуру и деятельность педагогического сообщества в целом. В отличие от любых элементарных новшеств педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс воспитания детей, они охватывают всю сферу образования и подготовки учителя, осуществляющего разнообразные функции - эксперта, консультанта, проектировщика, педагога инновационных школ. Учитель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими члена-

Библиографический список

ми педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества, он обсуждает содержание нововведения и те изменения, которые могут произойти в предметах, сознании, обычаях, традициях и др. Инновации всегда сопровождают педагогическую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в педагогической деятельности неразрывно связаны с формированием педагогической культуры [4; 5].

Многочисленный анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения за деятельностью учителей-новаторов позволяют полагать, что модель будущей инновационной деятельности складывается из двух взаимодополняющих частей. Первая строится через изменение мотивационных отношений - путём подражания, заражения, имитации, моделирования. Она определяет отношение к новациям и переживание событий, связанных с их внедрением. Вторая система получает информацию через направленное, осознанное инновационное обучение, которое поддерживается самой структурой нашего общества.

Таким образом, рассмотрение педагогических аспектов инновационной деятельности показывает необходимость учёта основных закономерностей и тенденций возникновения, развития и освоения инноваций как основы всеобщей культуры педагога.

1. Адольф В.А. и др. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики. Инновации в образовании. 2011; 10: 14 - 25.

2. Азарова Р.Н. Подходы к организации инновационной деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования (на примере регионального вуза). Экономика, статистика и информатика. 2011; 2.

3. Гаджиева П.Д. Креативность преподавателя высшей школы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. Москва, 2008.

5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. Волгоград, 2007.

References

1. Adol'f V.A. i dr. Razvitie professional'nogo potencíala pedagoga v usloviyah obnovleniya obrazovatel'noj praktiki. Innovacii v obrazovanii. 2011; 10: 14 - 25.

2. Azarova R.N. Podhody k organizacii innovacionnoj deyatel'nosti v vuze kak uslovie sovershenstvovaniya kachestva obrazovaniya (na primere regional'nogo vuza). 'Ekonomika, statistika i informatika. 2011; 2.

3. Gadzhieva P.D. Kreativnost' prepodavatelya vysshej shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3.

4. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

5. Nikishina I.V. Innovacionnaya deyatel'nost'sovremennogo pedagoga v sisteme obscheshkol'noj metodicheskojraboty. Volgograd, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.10.16

УДК 371.4

Eliseeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: [email protected]

THE SYSTEM OF EDUCATION OF CHILDREN IN KHAKASS FOLK PEDAGOGY. The work addresses a problem of education of children in Khakass folk pedagogy. The purpose of the article is to study the system of education of children in tradtions of the Khakass people, which are based on moral duties, employment, emotional impact and games. Progressive ideas, traditions, customs of the Khakass people are associated with human experience in the education and are reflected in the literary and ethnographic sources. The author of the paper gives an analysis of literary heritage and folklore of the past of the Khakass people. Ethnopeda-gogical value is a set of concepts and relationship, attitudes and beliefs of people about the development and education of younger generation. This methodical system's main objective is to form a perfect person from the standpoint of his culture and upbringing.

Key words: folk education, national traditions, khakass pedagogy, ethnopedagogy.

А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ХАКАССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В данной статье рассматривается проблема воспитания детей в хакасской народной педагогике. Целью статьи явилось изучить систему воспитания детей у хакасов, которая основывалась на нравственных обязанностях, трудовой деятельности, эмоциональном воздействии, игре. Прогрессивные идеи, традиции, обычаи хакасского народа, связанные с опытом воспитания человека отражаются в литературных и этнографических источниках. Анализ литературного наследия и фольклора прошлого хакасского народа как этнопедагогическая ценность представляют собой совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов и убеждений народа по вопросам развития и воспитания подрастающего поколения. Данная методическая система ставила своей основной задачей воспитание совершенного или настоящего человека.

Ключевые слова: народное воспитание, национальные традиции, хакасская педагогика, этнопедагогика.

Хакасы (самоназвание - тадар) - тюркоязычный народ, проживающий в основном на территории Республики Хакасия. К началу ХХ в. они разделялись на четыре этнические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (сагай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал) [1].

По данным ряда восточных письменных документов ХУИ -ХУШ вв., Хакасия была известна под именем «Хонгор» или «Хон-горай». Согласно письменным источникам, на «урочищах Хон-горая» кочевали и имели свои промыслы кыргызы. Необходимо отметить, что в фольклоре хакасов в качестве их старинного са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.