Научная статья на тему 'О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе'

О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4137
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATION / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIRECTIONS OF INNOVATION DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF PRIMARY EDUCATION / INNOVATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сангаджиева Занда Ивановна

В статье рассматривается понятие инновации педагогической деятельности. Педагогические аспекты развития инновационных процессов в образовании сочетаются с понятиями инновационной образовательной среды, результативности и оптимальности подготовки педагога, будущего педагога, обеспечивающих становление и совершенствование личности в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE CONTENT OF THE CONCEPT OF "INNOVATIVE ACTIVITY" IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article gives the explanation of the concept of innovation of pedagogical activity. Pedagogical aspects of the development of innovation processes in education are combined with the concepts of innovative educational environment, effectiveness and optimum training of teachers, future teachers providing formation and improvement of a person in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе»

УДК 37:001.895

Сангаджиева Занда Ивановна

аспирантка кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета editor@hist-edy.ru

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматривается понятие инновации педагогической деятельности. Педагогические аспекты развития инновационных процессов в образовании сочетаются с понятиями инновационной образовательной среды, результативности и оптимальности подготовки педагога, будущего педагога, обеспечивающих становление и совершенствование личности в педагогической деятельности.

Ключевые слова: инновация, инновационная педагогическая деятельность, инновационная образовательная среда, направления развития инноваций в сфере начального образования, инновационные процессы.

Sangadgieva Zanda Ivanovna

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy of Kalmyk State University editor@hist-edy.ru

CONCERNING THE CONTENT OF THE CONCEPT OF "INNOVATIVE ACTIVITY” IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article gives the explanation of the concept of innovation of pedagogical activity. Pedagogical aspects of the development of innovation processes in education are combined with the concepts of innovative educational environment, effectiveness and optimum training of teachers, future teachers providing formation and improvement of a person in pedagogical activity.

Key words: innovation, innovative pedagogical activity, innovative educational environment, directions of innovation development in the sphere of primary education, innovation processes.

Для современного образовательного пространства России характерно становление новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из черт этого процесса является инновационность.

Происходящие в последние годы изменения в начальном образовании России нельзя назвать иначе как инновационный бум. Они связаны с претворением в жизнь идей гуманизации образования, которая в современных условиях реализуется с помощью образовательных стратегий и технологий, ориентированных не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих интересов и способностей каждого ребенка, активизацию самостоятельной учебной деятельности. Как показывают исследования социологов, подавляющее большинство школ России (около 90%) охвачено поиском новых подходов, средств и форм образовательной деятельности. По нашему мнению, можно выделить следующие основные направления развития инноваций в сфере начального образования:

- индивидуализация и дифференциация обучения через создание новых институтов образования (гимназии, лицеи, частные школы, экспериментальные классы, классы выравнивания и т.д.;

- усиление внимания к предметам эстетического цикла, ориентация на культурное разнообразие;

- повышение экологической культуры, включение ребенка в природу и в природоохранную деятельность;

- разработка и апробация нового содержания образования, введение новых учебных предметов (историческое образование, иностранные языки, естествознание, этика, религия и т.д.);

- совершенствование действующих и создание альтернативных программ, учебников, методических пособий и разработок и т.д.;

- разработка и апробация новых методик, технологий, систем обучения и воспитания; создание новых организационных структур для введения инновационных образовательных технологий (частные школы, экспериментальные площадки и классы);

- разработка различных интегрированных курсов;

- компьютеризация процесса обучения;

- попытка радикализации образования в начальной школе (например, школа диалога культур) и т.д.

При всем многообразии инноваций этот процесс выявил довольно слабую подготовленность учителей к новым видам деятельности. Поэтому возникает необходимость подготовки будущего учителя начальных классов, владеющего современной педагогической техникой и техно-

логиями, методами исследовательской, инновационной деятельности - и в конечном итоге, учителя, обладающего качественно новым педагогическим мышлением. Очевидно, что такая подготовка станет невозможной без повышения заинтересованности и подготовленности самих преподавателей вузов к инновационной деятельности.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения альтернативной практики. Инновационная педагогическая деятельность может осуществляться как в рамках традиционной массовой школы, так и в учреждениях нового вида - гимназиях, лицеях. Ведущей формой инновационной деятельности выступает опытно-экспериментальная работа.

Существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является и то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности. Целеобразование осуществляется только с опорой на диагностику личностного развития ребенка.

Другой особенностью инновационной педагогической деятельности является при наличии доминирующего, выражающего ценностные ориентации, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Причем внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) являются более значимыми.

Рассмотрение инновационной педагогической деятельности с обозначенных позиций требует обращения к вопросу о готовности учителя к данному виду деятельности. Характеристикам профессиональной готовности учителя к инновационной деятельности, по мнению ряда исследователей, могут быть:

- потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения;

- способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества;

- умение свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности.

При этом необходимо учитывать, что процесс включения педагога в инновационную деятельность осложняется рядом противоречий:

- между репродуктивным характером подготовки педагога и необходимостью продуктивной педагогической деятельности;

- между индивидуальным характером предыдущей учебной деятельности и неразвитостью групповых форм организации обучения;

- между трудностями освоения инновационной деятельности и необходимостью профессионально-педагогического взаимодействия в целях решения задач, стоящих как перед школой, так и перед отдельными педагогами;

- между стремлением обеспечить демократический стиль отношений учителя и ученика и недостаточным пониманием позиции ребенка.

Практика показывает, что освоение систем развивающего обучения осуществляется более эффективно, если выполняются следующие условия:

- каждая система изучается не фрагментарно, а с учетом всех ее компонентов (цели, содержание, методы, формы и средства); этот принцип называют принципом полноты освоения методической системы;

- освоение каждой новой методической системы обучения младших школьников осуществляется не изолированно, а в сравнении, как с традиционной, так и с ранее изученными системами (принцип взаимосвязи и сравнения систем);

- в ходе освоения каждой методической системы студенты овладевают умением проектировать уроки с учетом специфики данной системы и приобретать определенный опыт проведения таких уроков (принцип практического освоения методической системы).

По мнению Н.Р. Юсуфбековой, педагогический аспект инноваций проявляется в возможности удовлетворения личностных, образовательных, профессиональных потребностей людей в (профессиональной подготовке, овладении общей и профессиональной культурой, адаптации в профессиональной среде, развитии профессионально важных качеств личности, личностнопрофессиональном развитии и творчестве и др.) при помощи разнообразных новшеств в области профессионального образования, воспитания, производства [1, с. 92-98, 102]. Педагогические

инновации обеспечивают более качественную и эффективную адаптацию и реализацию способностей и потенциала человека во всех сферах его жизнедеятельности - общественной, профессиональной, культурной, бытовой и т.д., формируют условия для самообразования, самовоспитания, саморазвития личности будущего специалиста.

Большинство в эволюционном и системном аспектах современных авторов понимают термин «педагогическая инновация» в эволюцинном и системном аспектах. Педагогическая инновация в педагогическом словаре определяется как «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» [2, с. 92-98, 102].

В.А. Сластенин считает, что «инновация применительно к педагогическому процессу означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [3, с. 32-37, 57]. В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян, также полагают, что «инновации - процесс введения новшества в образовательную систему» [4, с. 16-24, 89; 5, с. 156-162, 217]. Сходное содержание в понятие «инновация» вкладывает Н.Р. Юсуфбекова: «Инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмысливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания» [6, с. 92-98, 102].

По мнению В.И. Загвязинского, новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования [7, с. 254-260, 276]. Рассмотрение педагогической инновации как нововведения, то есть процесса, приводит к необходимости разграничить понятия «инновация» и «инновационный процесс», которые широко употребляются в современных исследованиях.

Инновационный процесс чаще всего понимается как «комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств» [8, с. 254-260, 276]. По мнению А.В. Хуторского, инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе образовательное нововведение, [8, с. 222-232, 256]. Исследуя содержание инновационных процессов, некоторые ученые связывают их, прежде всего с изучением, обобщением, распространением педагогического опыта [8, с. 213-234, 247]. Н.Р. Юсуфбекова отдает предпочтение проблеме исследования и разработки педагогических новшеств [9, с. 92-98, 102]. В данном исследовании мы придерживаемся мнения, что содержание и механизмы инновационных процессов лежат в плоскости объединения процессов изучения, обобщения, распространения педагогического опыта, который имеет конечной целью создание и внедрение нового в практику. То есть на практике «инновация» и «инновационный процесс» часто являются синонимами. Отличие в терминах «инновация» и «инновационный процесс» может быть найдено, если рассматривать инновацию как процесс освоения новшества, но не всегда его рождение и разработку (можно осваивать заимствованное средство - методику, программу, технологию и т.п.), а инновационный процесс - как более широкое понятие, отражающее все возможные аспекты теоретической разработки и практического применения инновационной идеи.

Несмотря на то, что многими специалистами понятие «инновационный процесс» выделяется в отдельную категорию, большинство его определений сходно с содержанием понятия «инновационная деятельность».

Некоторые отечественные авторы, определяют инновации как специфическую формы передового опыта и отождествляют их только с радикальными, «абсолютными» новшествами. Например, Т. Воронина под инновациями понимают только информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые, по их мнению, лежат в основе развития современной образовательной системы [2, с. 3-12, 87]. Это очень узкий подход, так как, во-первых, термин «инновация» используется в литературе в смысле введения новшеств и результата инновационной деятельности уже несколько десятилетий; во-вторых, отличие радикальных новшеств от менее радикальных очень относительно; в-третьих, при таком подходе возможно рассмотрение лишь, педагогических средств, но остаются без внимания теоретические и методические основы образования. Данное понимание термина «инновация» представляется, на наш взгляд, более узким, так как не учитывает изменение инноваций во времени, их развитие, а также взаимодействие с другими компонентами педагогической системы.

Из сказанного можно заключить, что понимание педагогической инновации как и многих

педагогических понятий, в современных условиях, возникает при взаимодополнении понятий «процесс» и «результат». Если упорядочить взаимодействие этих понятий, то наиболее полно сущностную сторону инновации как явления отражает представление, которое связывает её с целенаправленным изменением, вносящим в образовательную среду стабильные элементы (новшества).

Более широко рассматривает критерии инновационных педагогических процессов С.Р. Фейгинов [3, с. 185-190, 201]. Он выделяет: диалектичность; системность; гуманистичность; преемственность традиций предыдущего опыта; эволюционный характер преобразований; личностно-субъектный характер и направленность деятельности; научность и достаточность программно-технологического обеспечения; оптимилизированность, нравственность целеполагания; социально-педагогическую адаптированность к задачам общества; прогрессивную динамику; активно преобразующий характер совместной деятельности педагогов и учащихся; актуальность; созида-тельность по содержанию, креативность по форме и инструментовке; применимость к учебновоспитательному процессу и государственным программам; комплексность; наличие собственной инфраструктуры и интерструктуры; реформирующий характер центральных идей; антино-мичность; научную адекватность; оригинальность творческого замысла; проблемность; концептуальность; жизнестойкость.

Перечисленные инновационные процессы обеспечивают решение актуальных задач развития профессионально-педагогического образования на современном этапе:

1. Переход профессионально-педагогического образования на двухуровневую систему «бакалавриат - магистратура» и внедрение кредитно-рейтинговой системы оценки качества образования.

2. Развитие интеграции профессионально-педагогического образования с научными, производственными, образовательными, коммерческими, социальными учреждениями, проявляющейся в создании новых институтов, форм, способов их взаимодействия с целью повышения качества профессиональной подготовки и обеспечения развития данных учреждений.

3. Создание и развитие инновационной образовательной среды в масштабах образовательного учреждения и целого региона.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой - инновация -деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога - как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец, как педагога-новатора - необходимы, по крайней мере, следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку «в творческих, доблестных делах человека - важнейший источник его роста». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Таким образом, инновации в профессионально-педагогическом образовании выражают интегративное содержание технико-технологических, педагогических, организационноуправленческих, социально-экономических новшеств. Они обеспечивают инновационное развития профессионального образования, а также науки, производства, экономики, управления и социальной сферы. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании получают практическое воплощение в инновационном профессионально-педагогическом обра-

зовании, цель которого состоит в подготовке универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в профессиональном образовании актуализирующее все потенциальные возможности личности с тем, чтобы найти оптимальный выход из проблемной ситуации, творчески преобразовать профессиональную деятельность на основе работы с инновационными технологиями и спрогнозировать траекторию личностного и профессионального саморазвития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Воронина Т., Молчанова А., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России. 2001. № 6.

2. Гзршунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. М., 2003.

3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

4. Лазарев В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы // Сельская школа. 2003. № 1.

5. Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы. М., 2003.

6. Сластенин В.А., Подымова В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование. 2006. № 4.

7. Фейгинов С.Р. Динамика традиционного и инновационного в педагогике постсоветского периода // Вестник высшей школы. 2001.

8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. М., 2005.

9. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки инновационных процессов в образовании. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.