Научная статья на тему 'Система воспитания детей в хакасской народной педагогике'

Система воспитания детей в хакасской народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FOLK EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL TRADITIONS / ХАКАССКАЯ ПЕДАГОГИКА / KHAKASS PEDAGOGY / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNOPEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева А. П.

В данной статье рассматривается проблема воспитания детей в хакасской народной педагогике. Целью статьи явилось изучить систему воспитания детей у хакасов, которая основывалась на нравственных обязанностях, трудовой деятельности, эмоциональном воздействии, игре. Прогрессивные идеи, традиции, обычаи хакасского народа, связанные с опытом воспитания человека отражаются в литературных и этнографических источниках. Анализ литературного наследия и фольклора прошлого хакасского народа как этнопедагогическая ценность представляют собой совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов и убеждений народа по вопросам развития и воспитания подрастающего поколения. Данная методическая система ставила своей основной задачей воспитание совершенного или настоящего человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EDUCATION OF CHILDREN IN KHAKASS FOLK PEDAGOGY

The work addresses a problem of education of children in Khakass folk pedagogy. The purpose of the article is to study the system of education of children in tradtions of the Khakass people, which are based on moral duties, employment, emotional impact and games. Progressive ideas, traditions, customs of the Khakass people are associated with human experience in the education and are reflected in the literary and ethnographic sources. The author of the paper gives an analysis of literary heritage and folklore of the past of the Khakass people. Ethnopeda-gogical value is a set of concepts and relationship, attitudes and beliefs of people about the development and education of younger generation. This methodical system's main objective is to form a perfect person from the standpoint of his culture and upbringing.

Текст научной работы на тему «Система воспитания детей в хакасской народной педагогике»

Таким образом, успех реализации любого нововведения тесно связан с инновационным поведением, которое представляет собой действие, где проявляются личностные отношения субъекта к происходящим переменам. Выбор инновационного поведения тесно связан с уровнем инновативности каждого конкретного субъекта, предрасположенности его к новаторству (где инновативность - эмоционально-оценочное отношение к нововведениям, различие в восприимчивости субъектов к инновациям, к новым в данной системе идеям, опыту, представляющее собой в большей степени не только движение по распространению новшеств, а черту личности, которая характеризуется высоким чувством нового, стремлением к творчеству) [3].

В этой связи, инновации обладают огромным системным эффектом влияния на все компоненты педагогического процесса, общую структуру и деятельность педагогического сообщества в целом. В отличие от любых элементарных новшеств педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс воспитания детей, они охватывают всю сферу образования и подготовки учителя, осуществляющего разнообразные функции - эксперта, консультанта, проектировщика, педагога инновационных школ. Учитель как субъект инновационной деятельности и ее организатор вступает с другими члена-

Библиографический список

ми педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества, он обсуждает содержание нововведения и те изменения, которые могут произойти в предметах, сознании, обычаях, традициях и др. Инновации всегда сопровождают педагогическую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в педагогической деятельности неразрывно связаны с формированием педагогической культуры [4; 5].

Многочисленный анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения за деятельностью учителей-новаторов позволяют полагать, что модель будущей инновационной деятельности складывается из двух взаимодополняющих частей. Первая строится через изменение мотивационных отношений - путём подражания, заражения, имитации, моделирования. Она определяет отношение к новациям и переживание событий, связанных с их внедрением. Вторая система получает информацию через направленное, осознанное инновационное обучение, которое поддерживается самой структурой нашего общества.

Таким образом, рассмотрение педагогических аспектов инновационной деятельности показывает необходимость учёта основных закономерностей и тенденций возникновения, развития и освоения инноваций как основы всеобщей культуры педагога.

1. Адольф В.А. и др. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики. Инновации в образовании. 2011; 10: 14 - 25.

2. Азарова Р.Н. Подходы к организации инновационной деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования (на примере регионального вуза). Экономика, статистика и информатика. 2011; 2.

3. Гаджиева П.Д. Креативность преподавателя высшей школы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. Москва, 2008.

5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. Волгоград, 2007.

References

1. Adol'f V.A. i dr. Razvitie professional'nogo potencíala pedagoga v usloviyah obnovleniya obrazovatel'noj praktiki. Innovacii v obrazovanii. 2011; 10: 14 - 25.

2. Azarova R.N. Podhody k organizacii innovacionnoj deyatel'nosti v vuze kak uslovie sovershenstvovaniya kachestva obrazovaniya (na primere regional'nogo vuza). 'Ekonomika, statistika i informatika. 2011; 2.

3. Gadzhieva P.D. Kreativnost' prepodavatelya vysshej shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3.

4. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.

5. Nikishina I.V. Innovacionnaya deyatel'nost'sovremennogo pedagoga v sisteme obscheshkol'noj metodicheskojraboty. Volgograd, 2007.

Статья поступила в редакцию 12.10.16

УДК 371.4

Eliseeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: [email protected]

THE SYSTEM OF EDUCATION OF CHILDREN IN KHAKASS FOLK PEDAGOGY. The work addresses a problem of education of children in Khakass folk pedagogy. The purpose of the article is to study the system of education of children in tradtions of the Khakass people, which are based on moral duties, employment, emotional impact and games. Progressive ideas, traditions, customs of the Khakass people are associated with human experience in the education and are reflected in the literary and ethnographic sources. The author of the paper gives an analysis of literary heritage and folklore of the past of the Khakass people. Ethnopeda-gogical value is a set of concepts and relationship, attitudes and beliefs of people about the development and education of younger generation. This methodical system's main objective is to form a perfect person from the standpoint of his culture and upbringing.

Key words: folk education, national traditions, khakass pedagogy, ethnopedagogy.

А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ХАКАССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В данной статье рассматривается проблема воспитания детей в хакасской народной педагогике. Целью статьи явилось изучить систему воспитания детей у хакасов, которая основывалась на нравственных обязанностях, трудовой деятельности, эмоциональном воздействии, игре. Прогрессивные идеи, традиции, обычаи хакасского народа, связанные с опытом воспитания человека отражаются в литературных и этнографических источниках. Анализ литературного наследия и фольклора прошлого хакасского народа как этнопедагогическая ценность представляют собой совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов и убеждений народа по вопросам развития и воспитания подрастающего поколения. Данная методическая система ставила своей основной задачей воспитание совершенного или настоящего человека.

Ключевые слова: народное воспитание, национальные традиции, хакасская педагогика, этнопедагогика.

Хакасы (самоназвание - тадар) - тюркоязычный народ, проживающий в основном на территории Республики Хакасия. К началу ХХ в. они разделялись на четыре этнические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (сагай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал) [1].

По данным ряда восточных письменных документов ХУИ -ХУШ вв., Хакасия была известна под именем «Хонгор» или «Хон-горай». Согласно письменным источникам, на «урочищах Хон-горая» кочевали и имели свои промыслы кыргызы. Необходимо отметить, что в фольклоре хакасов в качестве их старинного са-

моназвания употребляется этноним «хоорай». Он, несомненно, восходит к первоначальной основе «хонгорай» [2].

В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались татарами. Двухвековое управление русской администрации способствовало закреплению имени «тадар» в сознании народа. Смена исторического имени (хоорай на тадар) отразила произошедшие изменения в структуре и содержании этноса после присоединения его к России.

Преемственная связь современного коренного населения Минусинской котловины с енисейскими кыргызами, называвшимися в китайских летописях термином «хягас», впервые была научно обоснована известным сибирским историком Н.Н. Козь-миным в книге «Хакасы» [3]. В политический оборот термин «хакас» ввел его последователь-этнограф С.Д. Майнагашев (1892 -1920 гг.) [4].

Приводимые этнографические факты и исторические свидетельства отмечают глубоко гуманный, основанный на идеях социальной справедливости характер взаимоотношений, которых придерживались в течение своей исторической жизни хакасские народные низы. Такие нравственные установления и нормы сохранились в их среде с помощью продуманной системы воспитания.

Воспитание детей у хакасов проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных во времена Кыргызского государства. Важные вехи в развитии ребёнка отмечались древними ритуалами, имевшими аналогии среди тюрко-монголь-ских народов Южной Сибири.

В народном воспитании хакасов большое значение отводилось детской игре, в которой идет активная «примерка» детей к жизни взрослых, к способу поведения родителей и окружающих.

Параллельно с игрой дети с малолетства включались в круг повседневных дел и жизненных обязанностей. Основным средством связи ребёнка с жизнью всегда являлся труд. В труде заключено решающее средство формирования личности в идеальном плане. Недаром у хакасов о нравственных достоинствах человека судят по его трудолюбию: «Хорошего коня и по шагу узнают, хорошего человека по работе видят» [5].

Трудовое воспитание у хакасов начиналось с тех пор, как ребёнок становился на ноги. Характер трудовых поручений зависел от возраста детей. Родители не боялись поставить их перед суровостью жизни, ее трудностями и проблемами. Нередко, например, девяти- десятилетние мальчики отправлялись зимой с отцом в дальнюю тайгу на многодневный охотничий промысел. Подросткам поручалось ответственное дело ухода за отарами скота и т. д. Всё это способствовало раннему появлению жизненной трезвости, деловитости, рассудительности, отчетливого понимания необходимости следовать положительному примеру.

В ходе трудового воспитания вырабатывались такие качества, как выносливость, выдержка, стойкость - так необходимые в условиях Сибири. Бескомпромиссным и строгим был родительский спрос за нерадивость, нерасторопность, беспечность и безволие детей.

Кроме трудовых дел формированию нравственных качеств детей в хакасской педагогике способствовало вовлечение их в широкую систему нравственных обязанностей. Она начиналась с заботы о родителях и близких - со служения детей домашнему очагу. Им поручался постоянный присмотр за больными, одинокими стариками и старухами, за соседскими малышами. Детей всегда привлекали к участию в традиционной трудовой помощи людям, попавшим в бедственное положение.

В результате у детей вырабатывались и закреплялись нравственные привычки и понятия, которые имели отношения к моральному долгу, к ответственности за близких и окружающих. Тем самым закладывалась готовность к серьезному служению людям, формировалось представление о красоте и благородстве высоких нравственных поступков, непримиримость к черствости, равнодушию, эгоизму.

Заботой народных воспитателей было выработать подобные привычки и представления как можно раньше, в детском возрасте, чтобы юная личность уже с этой поры обрела прочный моральный фундамент для своего формирования. То, что остается упущенным за порогом детства в воспитании человеческого и гражданского долга часто приобретается потом с большим трудом.

В непосредственную связь с трудовым воспитанием и нравственными обязанностями детей народное воспитание ставит и эмоциональное воздействие.

Ведущую роль в воспитании нравственных чувств и эмоций этнопедагогика отводит художественно оформленному слову, музыкальному и прикладному искусству. Так, в педагогическом обиходе хакасов насчитывается более 200 героических сказаний, огромное количество песен (тахпахов), сказок, легенд, преданий, пословиц, загадок, благопожеланий. Большая роль здесь отводится детскому фольклору.

С глубины веков у хакасов стало обычаем организовывать коллективное слушание сказителей (хайджи), чатханистов-музы-кантов, сказочников, которые вводили своих слушателей в возвышенный красочный мир идеальных поступков и стремлений фольклорных героев.

Следовательно, подготовка к жизни детей и юношества, в основе которой лежит в первую очередь формирование идеальных черт и качеств личности, осуществляется путем привлечения детей к полезной жизнедеятельности, включения их в круг нравственных отношений, обязанностей и этнических тренировок. Сама жизненная среда даже в мрачных условиях эксплуатации и духовного притеснения в прошлом организовывалась людьми труда так, чтобы она способствовала усвоению детьми истинно человеческого [6].

Одновременно с этим приобщение воспитуемых к понятиям нравственной красоты и благородства шло посредством влияния на их эмоциональный мир, в результате чего складывались прочные убеждения, вырабатывалось стремление детей к самовоспитанию.

С ориентацией ребёнка на старших начинается его постепенная, но плодотворная при позитивных условиях нравственная работа над собой, которая ведет к осмыслению идеальных целеполаганий личности. В том случае, если ребёнок, подросток, юноша не находит «живого» образца поведения в близкой ему человеческой среде, и в первую очередь идеального примера родителей, его внутренние побуждения, стремления к идеальному образцу, поиски его не находят вдохновляющей поддержки, жизненного призыва. Другими словами, они не материализуются в конкретные представления о должном и возвышенном в поведении человека.

В практическом отношении многие хакасские народные обычаи, нравы, традиции строятся так, чтобы старшие всегда выступали примером для вступающей в жизнь молодой смены.

На основе выясненной выше методической системы в хакасской этнопедагогике осуществляется программа воспитания совершенного или настоящего человека.

Классовая солидарность и гуманизм человеческих отношений немыслимы, по мнению этнопедагогики, без соблюдения важнейшего завета трудового народа: жить трудом своих рук, беречь свою трудовую честь. Поэтому воспитание в детях трудолюбия, трудовой чести стало так же неотъемлемой частью названной программы. По мнению народных воспитателей, человек, который, начиная с детства живёт потребительскими соображениями и получает все готовое, не способен видеть и воспринимать истинную цену высоких человеческих достоинств.

В непосредственную связь с трудом детей и воспитанием их трудолюбия хакасские народные воспитатели ставят умственное развитие ребёнка, поддержание и выявление его творческих наклонностей. В народной среде высоко оценивается эстетическое отношение к труду, участие молодых в художественном творчестве. В такой же мере с трудом связывается у хакасов и физическое воспитание детей. Кроме труда как ведущего средства физического развития в народной педагогике широко используются различные спортивные игры, упражнения, соревнования. В физическом воспитании этнопедагогика находит одну из возможностей влияния на нравственную сферу молодого поколения. Приводимые этнографические факты и исторические свидетельства отмечают глубоко гуманный, основанный на идеях социальной справедливости характер взаимоотношений, которых придерживались в течение своей исторической жизни хакасские народные низы. Такие нравственные установления и нормы сохранились в их среде с помощью продуманной системы воспитания.

Основным идеалом воспитания, которого всегда придерживалась хакасская этнопедагогика было стремление родителей и старших воспитать ребёнка настоящим человеком. Человечность становится хакасской народной педагогикой основным идеальным качеством совершенной личности. Народное понимание идеала настоящего или совершенного человека нашло свое отражение в героических сказаниях, легендах, сказках и пословицах. В фольклорных образах, особенно в образах богатырей (алыпов) сконцентрированы те идеально-нравственные

примеры и образы, которые народным воспитание признаются как обязательные в формировании юной личности. Слагаемыми идеально-нравственных качеств, формирование которых осуществляется хакасской народной педагогикой, являются патриотизм, забота о родном народе, трудолюбие, благородство, доброта, ясный ум, оптимизм, мужество в испытаниях и невзгодах.

В хакасской народной среде уже с древности стало традицией, что ответственность за воспитание детей в духе нравственно-идеальных требований несут в первую очередь их родители. Именно семейное окружение ребёнка, условия семейной жизни должны способствовать поддержанию народного идеала воспи-

Библиографический список

тания. По тому, как воспитаны дети, общество судило о самих родителях. В пословице говорилось: «Какое мясо, такой навар, какие родители, такие и дети» [7].

Плохо воспитанные дети - это позор не только самих родителей, но и всей родовой фамилии. Было обычаем предавать общественному порицанию те семьи и тех родичей, у которых дети вырастали без хорошего воспитания. Тем самым проявлялась высокая требовательность и общественная забота хакасского трудового народа о своем нравственном престиже, с которым обычно связывалось становление его классового самосознания.

1. Кызласов Л.Р. О присоединении Хакасии к России. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996.

2. Бутанаев В.Я. Социально-экономическая историяХонгорая (Хакасии) в XIX- начале ХХ вв. Абакан, 2002.

3. Козьмин Н.Н. Хакасы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края. Иркутск: Издание Иркутской секции Рабпроса, 1925.

4. Майнагашев С.Д. Загробная жизнь по представлениям турецких племен Минусинского края. Живая старина, 1915.

5. Кустова Ю.Г. Ребёнок и детство в традиционной культуре хакасов. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2000.

6. Ховратович Б.М. Хакасская народная педагогика о роли личности старших в формировании нравственных идеалов подрастающего поколения. Вопросы истории педагогики. Томск, 1976: 116 - 117.

7. Катанов Н.Ф. Толкование снов, благословения, загадки, пословицы и поговорки. Абакан: «Роса», 1997.

References

1. Kyzlasov L.R. O prisoedinenii Hakasii k Rossii. Abakan: HGU im. N.F. Katanova, 1996.

2. Butanaev V.Ya. Social'no-'ekonomicheskaya istoriya Hongoraya (Hakasii) vHIH - nachale HH vv. Abakan, 2002.

3. Koz'min N.N. Hakasy. Istoriko-'etnograficheskijihozyajstvennyjocherkMinusinskogo kraya. Irkutsk: Izdanie Irkutskoj sekcii Rabprosa, 1925.

4. Majnagashev S.D. Zagrobnaya zhizn'po predstavleniyam tureckih piemen Minusinskogo kraya. Zhivaya starina, 1915.

5. Kustova Yu.G. Rebenok i detstvo v tradicionnoj kul'ture hakasov. Sankt-Peterburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2000.

6. Hovratovich B.M. Hakasskaya narodnaya pedagogika o roli lichnosti starshih v formirovanii nravstvennyh idealov podrastayuschego pokoleniya. Voprosy istoriipedagogiki. Tomsk, 1976: 116 - 117.

7. Katanov N.F. Tolkovanie snov, blagosloveniya, zagadki, poslovicy ipogovorki. Abakan: «Rosa», 1997.

Статья поступила в редакцию 11.10.16

УДК 374.31

Znikina L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Professor, Head of Foreign Languages Department,

Kuzbas State Technical University n.a. T.F. Gorbachev (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]

TO THE ISSUE OF ASSESSMENT OF THE LEVEL OF STUDENTS' FOREIGN LANGUAGE COMPETENCIES. The problem of control of students' knowledge and practical skills are analyzed in the article. The main assessment indicators such as objectivity and validity are characterized. The goal of the final knowledge assessment - determining the knowledge level according to the standard requirements, providing the feed-back cooperation, evaluating and correcting the curriculum - are considered. In terms of research logic it is concluded that the motivation effect should be the associated target of the practical skills level assessment. As a result, the methodology and didactic rationale for the level control of the competence development providing the chain - stage-by-stage schedule, motivation, logical sequence, objectivity and reasonableness of the final knowledge level assessment - is presented in the article.

Key words: control of students' knowledge and practical skills, objectivity and validity of knowledge level assessment, goal of final knowledge assessment, motivation effect, methodology and didactic rationale providing of the level control.

Л.С. Зникина, д-р пед. наук, канд. филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков, Кузбасский государственный

технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

ОБ ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье анализируются проблемы контроля знаний и практических умений обучающихся. Даётся характеристика таких показателей оценки, как объективность и обоснованность. Рассматриваются цели оценки полученных знаний: определение уровня знаний в рамках стандарта; обеспечение обратной связи; оценка рабочей программы и её корректировка. В логике рассмотрения данной проблемы делается вывод, что дополнительной целью оценки уровня практических знаний должен быть мотивационный эффект. В качестве результата в статье представлено методико-дидактическое обоснование уровнево-го контроля формирования компетенции, определяющее цепочку: этапность, мотивированность, логическую последовательность, объективность и обоснованность оценки уровня приобретаемых знаний.

Ключевые слова: контроль знаний и практических умений студентов; объективность и обоснованность оценки уровня знаний; цели оценки знаний; мотивационный эффект; методико-дидактическое обоснование уровневого контроля знаний.

Проблемы контроля знаний, умений и навыков, выбор методов их оценки, соотношение контроля и результатов обучения занимают особое место в исследовании педагогического процесса. Правильный выбор метода оценки знаний, умений, навыков и уровня компетенции базируется на четком понимании того, что, собственно, является целью оценки.

Это в полной мере относится и к контролю уровня практических знаний иностранного языка, учитывая то, что в обучение иноязычному общению активно включается система MOODLE.

Важными в характеристике оценочных средств обучения являются такие показатели, как объективность и обоснованность. Насколько эти показатели совместимы с применяемыми сейчас повсеместно тестами?

Объективность определяется как соотношение изменчивости баллов по оценке знаний различных аспектов одной и той же дисциплины в тестовых работах и других измерениях результатов деятельности студента. Например, тест показал, что все студенты набрали одинаковые баллы (условно, 67 % за письмен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.