УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru
ON THE ISSUES OF IMPROVING THE METHODS OF TEACHING SOCIAL STUDIES IN SCHOOL. In this article, on the basis of the analysis of methodological literature and available practical experience in the field of teaching social studies courses, the theoretical substantiation of the problem of improving the quality of teaching social studies at all levels of school education, starting with the primary school, is given. The work also gives methodological recommendations for improving the methodology of teaching social studies, both with the use of modern educational technologies, and taking into account the social order of society. The significance of constructing the teaching system of social studies is an educational orientation of pedagogical work. Therefore, the social studies content areas linked with educational activities, among which we can highlight several priority. Patriotic education is the formation of national pride, civic dignity, love of the fatherland, his people, his defense; moral education is a moral quality of personality, character, behavior, skills, habits of behavior.
Key word: social science, social science education, methods of teaching social studies.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф теории и методики обучения праву Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus @mail.ru
О ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ
В данной статье на основе анализа методической литературы и имеющегося практического опыта в области преподавания обществоведческих курсов дано теоретическое обоснование проблемы повышения качества преподавания обществоз-нания на всех ступенях школьного образовании, начиная с начальной школы. В статье также даны методические рекомендации по совершенствованию методики преподавания обществознания, как с использованием современных образовательных технологий, так и с учётом социального заказа общества. Значимость выстраивания системы преподавания обществознания состоит в воспитательной направленности педагогической работы. Поэтому содержание обществознания взаимосвязано с направлениями воспитательной деятельности, среди которых можно выделить несколько приоритетных: воспитание патриотическое - формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите; воспитание нравственное - моральные качества личности, характера, поступков, навыков, привычек поведения.
Ключевые слова: обществознание, обществоведческое образование, методика преподавания обществознания.
Сегодня образовательная среда обществознания должна строиться на актуальности содержания курсов, ориентации на социально значимые результаты преподавания, потребностях общественной жизни и интересах учащихся, связи с государственными требованиями и задачами, поиске адекватных ответов на вызовы времени, ценностной ориентированности и гражданской акцентированности, вариативности с учётом личностных особенностей.
Как показывает практика, актуальность и значимость курсов обществознания обусловлена переходом современного мира от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах - политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др.
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России [3].
Молодые граждане нашей страны не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.
Значимость выстраивания системы преподавания обще-ствознания состоит в воспитательной направленности педагогической работы. Поэтому содержание обществознания взаимосвязано с направлениями воспитательной деятельности, среди которых можно выделить несколько приоритетных: воспитание патриотическое - формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите; воспитание нравственное - мо-
ральные качества личности, характера, поступков, навыков, привычек поведения. Основные компоненты: нравственные знания, нравственные отношения, оценки, переживания, нравственно-волевые устремления, нравственный выбор целей и средств, проектирование собственного нравственного развития; воспитание правовое - правовое сознание и поведение, осознанное восприятие законов, правовых норм, обязанностей, уважение к законам, недопустимость их нарушения; воспитание экологическое - бережное отношение к природе, окружающей среде, ответственность личности за соблюдение законов по охране природы, осознание необходимости постоянной заботы о сохранении и улучшении окружающей среды.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает необходимость выстраивания новых подходов в преподавании обществознания в современной российской школе. а так же организации правового, патриотического воспитания среди подрастающего поколения. Как показывает опыт, необходимо учитывать не только общие тенденции, но и специфические особенности организации образовательного процесса в условиях полиэтничных регионов [1 - 9].
Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений.
Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации одной страны и понимание ими собственной идентичности. Особенно актуально это для стран, включающих в свой состав много различных народов и конфессий которым относится и Российская Федерация.
В-третьих, с разрушением системы коммунистического воспитания нарушилась связь между учебно-воспитательной работой. В то время как обществознание обладает значительным потенциалом совмещения приобретения знаний с развитием навыков общественно значимых делах, в первую очередь привлечение школьников к социальному проектированию, предоставление им возможностей для практики.
В-четвертых, появилась насущная необходимость больше внимания в системе обществоведческого образования уделять межпредметным и межкурсовым связам, учитывать логику преподавания по возрастные образования, классам. Предоставляется во: обратиться к знаниям учащихся по другим гуманитарного цикла (литература, история, биология, информатика и др.),
проследить межкурсовые и межпредметные связи, актуализировать всю совокупность уже полученных знаний.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что знание исторических событий позволяет выяснить, как решались рассматриваемые проблемы в ходе развития человеческого сообщества. Предполагается не дублировать содержание курсов истории, а выстраивать линии тесного взаимодействия, что позволит усилить единство образовательного процесса, преодолеть междисциплинарную обособленность в школе. Правовой подход ориентирует на то, как затрагиваемые темы регулируются существующим законодательством, нормами и правилами общественной жизни. Философско-психологиче-ский подход позволяет проанализировать различный спектр мнений по тем или другим проблемам, отношение к вопросам
Библиографический список
общественной жизни историков, философов, поэтов, литераторов, педагогов с древних времен до наших дней. Однако все это было бы слишком абстрактно без использования реальных жизненных ситуаций (и в этом прослеживается ситуативный подход). Учащиеся должны применять полученные знания и навыки в выработке стратегии поведения на улице, в школе, в семье, в общественном транспорте, в магазине, в милиции и т. п. Заметим, что эти четыре подхода не должны противостоять друг другу, не следует определять приоритет того или иного направления. Они составляют общий контекст формирования мыслящей личности, способной находить собственные ответы на возникающие вопросы, опираясь на опыт предшествующих поколений и зная образцы возможной стратегии поведения.
1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: учебно-методическое пособие Махачкала , 2014.
2. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.
3. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.
4. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.
5. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.
6. Исакиева З.С. Воспитание толерантности молодёжи на примере искусственного родства у чеченцев. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2013; 11: 147 - 152.
7. Морозова С.А. Концептуальные положения правового образования учащихся. Право и образование. 2009; 11.
8. Суворова Н.Г. Готовим учителей к преподаванию права и обществознание в школе. Москва, 2008.
9. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Москва, 2004.
References
1. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody v pravovom obrazovanii uchaschihsya: uchebno-metodicheskoe posobie Mahachkala , 2014.
2. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo i obrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.
3. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.
4. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.
5. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.
6. Isakieva Z.S. Vospitanie tolerantnosti molodezhi na primere iskusstvennogo rodstva u chechencev. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya ChechenskojRespubliki. 2013; 11: 147 - 152.
7. Morozova S.A. Konceptual'nye polozheniya pravovogo obrazovaniya uchaschihsya. Pravo i obrazovanie. 2009; 11.
8. Suvorova N.G. Gotovim uchitelejkprepodavaniyuprava iobschestvoznanie vshkole. Moskva, 2008.
9. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 25.09.17
УДК 78.071.2
Gafulov Agil Muzaffar, senior lecturer, Department of Conducting, Baku Music Academy n.a. U. Gadzhibeily (Baku, Azerbajan),
E-mail: [email protected]
DIALOGUE AS A PRINCIPLE OF A CONDUCTOR'S WORK. The article deals with the specificity of the process of interaction between a conductor and performers, which involves a transition from a monologue to dialogue. Being one of the principles of the conductor's activity, the dialogue acts as a basis for the conductor's interaction process and helps solve many problems occuring in the conductor's art. The construction reciprocal interaction is based on the humanistic principles of interpersonal cognition, communication, mutual understanding and co-creation. The main principles of humanitarian model of conductorship are the assimilation of the humanistic worldview, creativity, tolerance, dialogicity, ethics of inter-human communication and ethical orientation. The ability to control an orchestra begins with an ability of self-control, with the ability to organize and restrain own speech and thoughts.
Key words: humanism, conductor, music performer, interaction, management.
Гафулов Агиль Музаффар Оглы, доц. каф. дирижирования Бакинской Музыкальной Академии имени У. Гаджибейли,
г. Баку, Азербайджан, E-mail: [email protected]
ДИАЛОГ КАК ПРИНЦИП ДИРИЖЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается специфика процесса взаимодействия дирижёра и музыкантов-исполнителей, которая предполагает переход от монолога к диалогу. Как один из принципов дирижёрской деятельности диалог выступает в качестве основы процесса дирижёрского взаимодействия и помогает разрешать многие проблемы, существующие в дирижёрском искусстве. Построение модели диалогического взаимодействия основывается на гуманистических принципах межличностного познания, общения, взаимопонимания и сотворчества.
Главными в гуманитарной модели дирижёрского управления являются освоение и усвоение гуманистического мировоззрения, созидающая активность, толерантность, диалогичность, этика межчеловеческого общения, этическая направленность и содержательность слова. Умение управлять оркестром начинается с умения управлять собой, с умения организовать и сдерживать свою речь и мысли.
Ключевые слова: гуманизм, диалог, дирижёр, музыканты-исполнители, взаимодействие, управление.
Дирижёрская деятельность обладает своей спецификой, которая постоянно обновляется в соответствии с целенаправленностью, содержанием и требованиями современной эпохи «Великие ... музыканты... в своём исполнительском творчестве выражают важнейшие темы своей эпохи, и именно это делает их
искусство понятным, близким и жизненно важным для современников» [1, с. 338].
Главной структурной сущностью процесса коллективного музыкального исполнения является взаимодействие дирижёра (субъекта) и музыкантов-исполнителей (объекта), того, кто