Научная статья на тему 'Методические вопросы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения'

Методические вопросы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / CIVIL EDUCATION OF YOUTH / METHOD OF TRAINING / PLAY ROLE / ТРЕНИНГ / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В данной статье на основе анализа научной и методической литературы рассмотрены актуальные вопросы совершенствования системы и повышения качества гражданско-правового воспитания современной молодёжи, в условиях кардинальных преобразований гражданского общества. В статье также обоснована актуальность гражданского воспитания молодёжи, описана методическая составляющая проблемы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения, с использованием возможностей тренинговых занятий и деловых игр в практической подготовке студентов. Воспитание гражданина -главная цель воспитания, основной социальный заказ общества, выполняемый школой и семьей, производственными коллективами и общественными организациями, средствами массовой информации, всем обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ISSUES OF CIVIL-LEGAL EDUCATION OF THE YOUNG GENERATION

In the article, based on the analysis of scientific and methodological literature, topical issues of improving the system and improving the quality of civil-law education of modern youth, in the conditions of cardinal changes in civil society are studied. The article also substantiates the relevance of civic education of youth, describes the methodological component of the problem of civil and legal education of the younger generation, using the possibilities of training sessions and business games in the practical training of students. Education of citizen-the main purpose of education, basic social order of society that runs the school and family, production collectives and social organizations, the media, the whole of society.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения»

сделать правильный выбор жизненного пути, - правовые знания пригодятся школьникам независимо от того, какую профессию они выберут в будущем [7].

Участие в олимпиаде - залог успехов в изучении права. Эти знания пригодятся независимо от того, какую профессию

Библиографический список

школьник выберет для своей будущей взрослой жизни. Чем лучше школьники будут знать свои права и обязанности, тем лучше будут складываться отношения с другими людьми и тем увереннее они будут чувствовать себя в достаточно сложных условиях современного общества.

1. Гаджиева П.Д. Концептуальные положения правового образования учащихся в условиях модернизации школы. Право и образование. 2012; 6: 30 - 37.

2. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.

3. Исакиева З.С. Воспитание толерантности молодёжи на примере искусственного родства у чеченцев. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2013; 11: 147 - 152.

4. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.

5. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.

6. Гаджиева П.Д., Хурдаев Н.А. Современные тенденции развития образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 152 - 153.

7. Курбанов М.А. Всероссийская олимпиада школьников по праву: учебно-методическое пособие. Махачкала, 2015.

References

1. Gadzhieva P.D. Konceptual'nye polozheniya pravovogo obrazovaniya uchaschihsya v usloviyah modernizacii shkoly. Pravo i obrazovanie. 2012; 6: 30 - 37.

2. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.

3. Isakieva Z.S. Vospitanie tolerantnosti molodezhi na primere iskusstvennogo rodstva u chechencev. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya ChechenskojRespubliki. 2013; 11: 147 - 152.

4. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo iobrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.

5. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.

6. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152 - 153.

7. Kurbanov M.A. Vserossijskaya olimpiada shkol'nikovpo pravu: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala, 2015.

Статья поступила в редакцию 25.09.17

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.kamus @mail.ru

METHODICAL ISSUES OF CIVIL-LEGAL EDUCATION OF THE YOUNG GENERATION. In the article, based on the analysis of scientific and methodological literature, topical issues of improving the system and improving the quality of civil-law education of modern youth, in the conditions of cardinal changes in civil society are studied. The article also substantiates the relevance of civic education of youth, describes the methodological component of the problem of civil and legal education of the younger generation, using the possibilities of training sessions and business games in the practical training of students. Education of citizen-the main purpose of education, basic social order of society that runs the school and family, production collectives and social organizations, the media, the whole of society.

Key words: civil education of youth, method of training, play role.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф теории и методики обучения праву Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus @mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье на основе анализа научной и методической литературы рассмотрены актуальные вопросы совершенствования системы и повышения качества гражданско-правового воспитания современной молодёжи, в условиях кардинальных преобразований гражданского общества. В статье также обоснована актуальность гражданского воспитания молодёжи, описана методическая составляющая проблемы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения, с использованием возможностей тренинговых занятий и деловых игр в практической подготовке студентов. Воспитание гражданина -главная цель воспитания, основной социальный заказ общества, выполняемый школой и семьей, производственными коллективами и общественными организациями, средствами массовой информации, всем обществом.

Ключевые слова: гражданское воспитание молодёжи, тренинг, деловая игра.

На современном этапе актуальным является повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального - на основе отечественных традиций и современного опыта. Данную задачу призвана решить государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», целью которой является создание системы нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи в процессе их воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Настоящее и будущее нашего общества зависит не только от благосостояния его граждан, но и от того, насколько они сумели сохранить традиции и обычаи своего народа, его духовное наследие, обладают чувством патриотизма и гражданственности, правовой компетентностью.

Отличительной особенностью современного этапа развития российского социума является интерес к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, знаний о свих правах, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим, приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического, правового воспитания детей и подростков. Формирова-

ние у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

Рассмотрим, что составляет структурно-содержательное понятие «гражданственность». Каковы педагогические закономерности формирования гражданских чувств, гражданского поведения?

Гражданственность, несомненно, одна из важных отличительных черт современного человека. Гражданский долг и ответственность - высокие личные качества человека.

Гражданское отношение к жизни проявляется и в непримиримости к социальному злу, аморальным взглядам и поступкам. Если иметь в виду систему воспитания в целом, то гражданское отношение вырабатывается в результате последовательного воспитания, применения знаний в жизненной практике.

Воспитывая гражданина, мы, прежде всего, заботимся о формировании его убеждений. Убеждения складываются в активной, общественно ценной жизни на основе мировоззренческих взглядов, знаний, идей. Не раз обдуманные и пережитые, идеи становятся убеждениями. Они определяют потребности, побуждают к действиям, мотивируют поступки. Одна из центральных задач формирования гражданственности заключается в том, чтобы идейно-нравственные знания ребят доводить до личностного принятия, до того, чтобы они стали убеждениями и приобрели побудительную силу мотива. Говоря об идейно-нравственных знаниях и убеждениях, мы имеем в виду убеждения в правильности внутренней и внешней политики нашего государства, в необходимости единства и внутреннее принятие идей патриотизма и интернационализма, убежденность в необходимости сознательной дисциплины, понимание и принятие идей долга, совести, чести и ответственности, убежденную непримиримость ко всяким проявлениям, чуждой нам идеологии и морали.

Если ребёнок, подросток, юноша сознательно, в силу внутреннего принятия руководствуется мотивами долга, чести, справедливости, служения Родине, народу - он может противостоять влияниям, которые противоречат нормам и принципам нашей морали. Возможность управлять своим поведением, поступать в соответствии с идейно-нравственными убеждениями и идеалами характеризует зрелую личность с развитым гражданским и правовым самосознанием. Воспитание молодёжи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодёжных организаций.

Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны и реализуются на практике межведомственные программы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи. Активно внедряются программы по правовому воспитанию детей дошкольного, школьного возраста [1 - 4].

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому и правовому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Библиографический список

Сегодняшний день требует от личности таких качеств, как гуманизм, творческая активность, предприимчивость, компетентность, умение взаимодействовать с другими, организовать свой труд и быт. Все эти черты характеризуют человека-гражданина. Гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного.

Воспитание гражданина - главная цель воспитания, основной социальный заказ общества, выполняемый школой и семьей, производственными коллективами и общественными организациями, средствами массовой информации, всем обществом.

Реализуя государственные и общественные задачи, образовательные учреждения призваны реализовывать основную идею - сформировать у подрастающего поколения знания о своих правах и практические умения использования их в жизни. Вопросы преподавания прав человека, ребёнка находятся в центре внимания педагогической общественности. Усилия педагогов направлены на разработку методических основ преподавания прав ребёнка. Такой опыт сложился в результате сотрудничества с Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ. Коллективом преподавателей ДГПУ разработан курс «Методика преподавания Конвенции о правах ребёнка в образовательных учреждениях».

Целью курса является вооружение студентов знаниями о методах и методике преподавания Конвенции о правах ребёнка в образовательных учреждениях.

Среди задач курса выделены: формирование культуры прав человека; обучение студентов ориентировке в соответствующих документах, основных законодательных актах, регулирующих вопросы охраны прав, свобод и законных интересов детей и подростков; ознакомление студентов с методами работы учителя с правовыми документами защиты детства; обучение студентов методике преподавания Конвенции о правах ребёнка.

Учебная работа по курсу проводится в форме лекций и тре-нинговых занятий, а также самостоятельной работы студентов.

В лекционном курсе раскрываются основные вопросы курса, поднимаются и теоретически обосновываются актуальные проблемы изучения и реализации документов о правах человека, детально изучается структура и содержание Конвенции о правах ребёнка, раскрываются основные положения Конвенции ООН о правах ребёнка, также даются указания студентам для более детального изучения курса в самостоятельной работе.

На тренинговых занятиях углубляются и детализируются вопросы, изложенные в лекциях, вырабатываются навыки по изучению и анализу литературы, проверяются знания студентов, тренируются навыки использования интерактивных методов обучения.

Самостоятельная работа студентов направлена на изучение программного материала по учебникам, учебно-методическим пособиям, периодической литературе. Тематика занятий охватывает содержание Конвенции и включает в себя следующие темы: основы методики обучения правам человека и ребёнка; права человека; права детей и взрослых; методика преподавания темы «Права ребёнка на жизнь»; методика преподавания темы «Права детей на участие»; методика преподавания темы «Защита прав детей-инвалидов»; методика преподавания темы «Право на образование»; методика преподавания темы «Защита от насилия».

1 Гаджиева П.Д. Концептуальные положения правового образования учащихся в условиях модернизации школы. Право и образование. 2012; 6: 30 - 37.

2. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Право и образование. 2011; 1: 55 - 62.

3. Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права. Право и образование. 2014; 1: 48 - 54.

4. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданственном становлении личности. Воспитание школьников. 2002; 6: 6.

References

1. Gadzhieva P.D. Konceptual'nye polozheniya pravovogo obrazovaniya uchaschihsya v usloviyah modernizacii shkoly. Pravo i obrazovanie. 2012; 6: 30 - 37.

2. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii. Pravo iobrazovanie. 2011; 1: 55 - 62.

3. Gadzhieva P.D. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke buduschih uchitelej prava. Pravo i obrazovanie. 2014; 1: 48 - 54.

4. Mazykina N. Innovacionnye podhody v patrioticheskom vospitanii i grazhdanstvennom stanovlenii lichnosti. Vospitanie shkol'nikov. 2002; 6: 6.

Статья поступила в редакцию 26.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.