Научная статья на тему 'Опыт проведения олимпиад по физике в ОмГТУ'

Опыт проведения олимпиад по физике в ОмГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1096
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / "КРУГЛЫЙ СТОЛ" / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / SELF-WORK / MOTIVATION TO STUDY / TECHNICAL TEACHING FACILITIES / COMPUTER TEXT-BOOK / SLIDE-LECTURE / TEST MATERIALS / OLYMPIAD / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павловская Ольга Юрьевна, Суриков Валерий Иванович, Суриков Вадим Иванович, Туровец Александр Глебович, Прокудина Наталья Анатольевна

В статье обсуждаются вопросы, связанные с проведением олимпиадв ОмГТУ, которые способствуют повышению мотивации изучения физики студентами технического вуза. Рассмотрены организационные, научно-методическиеи психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к олимпиадам по физике и методике проведения их в ОмГТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павловская Ольга Юрьевна, Суриков Валерий Иванович, Суриков Вадим Иванович, Туровец Александр Глебович, Прокудина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students self-work in OmSTU on Chair of Physics

The problems of self-work, which could increase the motivation of engineering students to study physics are discussed in this paper. On the authors' opinion, motivation increasing means may include utilization of the technical teaching facilities, creation of the especial computer text-books, slide-lectures, studying test materials etc. On the other hand, involvement the students in competitive solving the physical problems such as Olympiads of various levels, increases the students' creative abilities as well.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения олимпиад по физике в ОмГТУ»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

вания / В. К. Волкова, В. В. Даньшина // Технологии и методики в образовании : научно-техн. журнал. — Воронеж : Мастеринг, 2010. - № 5. - С. 31-33.

7. Попов, В. Е. Влияние метода интерпретации результатов контроля знаний на качество подготовки специалиста / В. Е. Попов // Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета последипломного образования КГМУ ; под ред. проф. А. И. Лазарева. — Курск, 2006. — С. 97- 98.

8. Волкова, В. К. Применение тестовой системы обучения курсу физики в техническом вузе / В. К. Волкова, Н. П. Калистратова / / Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. -Екатеринбург : УрГПУ, 2006. -С. 70-72

КАЛИСТРАТОВА Любовь Филипповна, кандидат физико-математических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики.

ВОЛКОВА Вера Константиновна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики. ПРОКУДИНА Наталья Анатольевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики. Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 20.12.2010 г.

© Л. Ф. Калистратова, В. К. Волкова, Н. А. Прокудина

УДК 378.147 : 53 О. Ю. ПАВЛОВСКАЯ

В. И. СУРИКОВ ВАД. И. СУРИКОВ А. Г. ТУРОВЕЦ Н. А. ПРОКУДИНА

Омский государственный технический университет

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД ПО ФИЗИКЕ В ОМГТУ_______________________________________

В статье обсуждаются вопросы, связанные с проведением олимпиад в ОмГТУ, которые способствуют повышению мотивации изучения физики студентами технического вуза. Рассмотрены организационные, научно-методические и психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к олимпиадам по физике и методике проведения их в ОмГТУ. Ключевые слова: олимпиада, мотивация изучения, технические средства обучения, «круглый стол», методы обучения, творческие способности.

Модернизация российской системы образования, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни требуют как подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук, так и существенного совершенствования этой подготовки.

Подготовка будущих специалистов, способных реализовать высокотехнологический путь развития экономики России, требует использования эффективных методов обучения, активизирующих познавательную и научную деятельность студентов. Среди таких форм обучения важное место занимают предметные олимпиады [1].

Предметные физические олимпиады позволяют привить и развить интерес студентов к глубокому изучению курса физики и связанных с нею естественных и прикладных наук.

Цель таких олимпиад - развитие творческих способностей студентов, выявление нестандартно мыслящих людей, способных к дальнейшей научноисследовательской работе. Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъему интеллектуального уровня всех участников: студентов и пре-

подавателей. Совершенно очевидно, что нельзя недооценивать роль олимпиад по физике в вузе. Особенно это очевидно в настоящее время, когда интерес к физике и как к учебному предмету, и как к науке в среде молодежи упал, а внимание к физике в вузе не растет, а уменьшается.

Способствуя развитию физического мышления студентов, познанию ими современной физической картины мира, изучение физики не только формирует научное мировоззрение, но и закладывает фундамент для освоения специальных дисциплин [2]. Глубокое изучение физики играет чрезвычайную роль в становлении современной образованной личности. И во всей палитре методов и средств, форм обучения физике не малую роль играют физические олимпиады [3, 4].

Для решения олимпиадных задач требуются умения и навыки, не выходящие за рамки программы курса физики в высшем учебном заведении. Олимпи-адные задачи требуют от участников ясного понимания основных законов физики, творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений и наличия достаточно широкой научной эрудиции участников олимпиады.

Следует рассмотреть еще один вопрос. Известно, что выделяют четыре функции олимпиад (стимулирующую, обучающую, контролирующую и представительскую), но надо учитывать и время, в котором мы живем. В условиях рыночной экономики каждый приступающий к работе гражданин, чтобы занять достойную его подготовке и способностям «нишу» в жизни, должен проявлять активность, настойчивость, способность вступать в условия соревнования, решать нестандартные задачи, приходить в различных ситуациях к оригинальным собственным решениям, т.е. не должен быть пассивным.

Лучше всего прививает указанные свойства, действительно учит бороться, сосредотачивать все свои усилия на решение поставленной задачи олимпиады вообще, и олимпиады по физике, в частности [5].

В данной статье рассматривается опыт организации и проведения региональных студенческих олимпиад по физике в ОмГТУ, рассматриваются организационные, научно-методические и психолого-педагоги-ческие аспекты подготовки студентов к олимпиадам по физике, методика проведения этих олимпиад.

История проведения олимпиад по физике в Омском государственном техническом университете (Омском политехническом институте-ОмПИ) насчитывает почти 40 лет. Первая внутривузовская олимпиада по физике была проведена в 1971 г. Проведение этой и последующих олимпиад в нашем вузе было связано с общей тенденцией развития олим-пиадного движения. В ХХ веке физическая наука играла лидирующую роль в естествознании и научнотехнический прогресс того времени был обусловлен с развитием физики. Поэтому изучению физики в вузах страны уделялось большое внимание. Мотивацией к изучению физики, развитию самостоятельного мышления служили и служат олимпиады по физики. В 70 - 80-х годах прошлого века проводились внутривузовские, региональные, республиканские и всесоюзные олимпиады. Особняком стояли олимпиады международные. К слову, школьные и студенческие команды нашей страны (имеется ввиду СССР), как правило, занимали на международных олимпиадах лидирующие позиции. Были определенные успехи и студентов ОмПИ на республиканских и всесоюзных олимпиадах. В настоящее время стали популярными виртуальные олимпиады по физике, в которых наши студенты достаточно успешно принимают участие.

Традиционно основным испытанием на олимпиадах самых различных уровней являлись задачи. Сложность задач не в последнюю очередь определялась уровнем олимпиады. На олимпиадах ОмГТУ (ОмПИ) традиционно предлагаются задачи достаточно высокого уровня, при решении которых необходимо не только знание фундаментальных законов, но и их логическое осмысление, творческий подход к решению. Для того чтобы привлечь к участию в олимпиаде как можно больше студентов младших курсов, приходится учитывать, что на различных специальностях к изучению курса физики приступают не одновременно. Поэтому на каждой олимпиаде по физике в ОмГТУ предлагаются 3 задания: для студентов, приступивших к изучению физики в текущем семестре, студентов, изучающих физику два семестра, и студентов, завершающих или завершивших изучение физики.

Форма проведения олимпиады в разное время была разной - индивидуальной или командной. Та и другая формы проведения олимпиады имеют свои преимущества и свои недостатки. Анализ результатов

прошедших олимпиад позволяет считать, что для нашего вуза предпочтительней является индивидуальная форма. На протяжении нескольких лет нами проводились факультетские олимпиады. Однако в силу ряда обстоятельств (большей частью связанных с организационными сложностями) факультетские олимпиады в ОмГТУ не прижились.

Последние несколько лет ОмГТУ проводит и региональные олимпиады по физике. Очевидно, исторически эти олимпиады являются правоприемниками областных олимпиад, которые проводились в 70 -80-е годы. В оргкомитет олимпиады входят ведущие преподаватели Омского государственного технического университета, возглавляет один из руководителей университета. Участниками региональных олимпиад являлись и являются не только вузы г. Омска, но также других регионов Сибири и республики Казахстан. Проходят олимпиады в дружеской, творческой обстановке.

27 ноября 2010 года состоялась последняя из проведенных региональных олимпиад по физике. На олимпиаду от вуза направлялась одна команда не более пяти человек. В команду могут быть включены студенты очной, вечерней и заочной форм обучения всех курсов.

В олимпиаде приняли участие 8 вузов Западной Сибири.

Конкурсное задание включает в себя пять задач по всем разделам курса общей физики, изучаемого в технических вузах страны. Победителей олимпиады определяет жюри олимпиады. В состав жюри каждый вуз, команда которого принимает участие в олимпиаде, направляет своего представителя. Оргкомитет олимпиады награждает победителей дипломами.

В 2010 году победителем стала команда Кузбасского государственного технического университета. Руководитель команды - доцент кафедры физики КузГТУ Окушко Н.Б.

Во время проведения собственно олимпиады для преподавателей вузов - участников организуется «круглый стол», за которым происходит обмен мнениями по особенностям методики преподавания физики в вузах, использованием технических средств обучения.

В частности, на последней олимпиаде за «круглым столом» обсуждались вопросы:

— организация самостоятельной работы студентов технического вуза по решению задач повышенной трудности. Цель этой работы - активизация творческого потенциала студента при изучении курса физики. На примере нестандартной кинематической задачи показано, как последовательное рассмотрение ее усложняющихся вариантов приводит к поиску новых подходов к ее решению, формированию креативного мышления, и в конечном итоге — к развитию у студентов способности к постановке новых задач (Н.Б.Окушко - Кузбасский государственный технический университет);

— переход от знаниево-ориентированного подхода к компетентностному в процессе обучения химии в военном вузе, условия его реализации в образовательном процессе, даны характеристики учебнопознавательной, информационной, коммуникативной компетенций, формирующихся в ходе обучения химии в высшей военной школе (Е.В.Шлякина-Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (филиал-г. Омск);

— применение карт памяти в процессе преподавания физики в техническом вузе. Целью внедрения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

технологии карт памяти являются развитие логического мышления у студентов и оптимизация их самостоятельной работы. Приведены результаты оценки эффективности применения карт памяти в учебном процессе (Т.А.Аронова - Омский государственный университет путей сообщения) и др.

Опыт накопленный в процессе проведения олимпиад показал, что обсуждение вопросов за «круглым столом», появившемся при проведении олимпиады в ОмГТУ в 2007 году, стало актуальным и приветствуется всеми преподавателями, входящими в состав жюри.

Таким образом, в данной работе описана история олимпиадного движения в ОмГТУ. Определены комплексы требований, предъявляемых к олимпи-адным задачам теоретического тура. Разработана методика организации, определения задач и заданий физических олимпиад в вузе на современном этапе развития олимпиадного движения. Отмечена целесообразность проведения «круглых столов» по обмену опытом преподавания физики с применением информационных технологий между преподавателями, входящими в состав жюри олимпиады.

Рассмотрение организационных, научно-методических и психолого-педагогических аспектов подготовки студентов к олимпиадам по физике и методике проведения их в ОмГТУ позволяет утверждать, что реализован системный подход к проведению олимпиад в технических вузах.

Перспективы дальнейших работ мы видим в исследовании и проведении физических олимпиад в вузе для подготовки команды России к участию в международных физических олимпиадах.

Библиографический список

1. Опыт организации и проведения студенческих олимпиад по органической химии / М. Б. Газизов [и др.]. - Казань : Казанский государственный технологический университет, 2009. - С. 5-6.

2. Перышкин, А. В. Физика 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. / А. В. Перышкин. — М. : Дрофа, 2000. — 192 с.: ил.

3. Овчинников, О. Ю. Олимпиады по физике как средство развития интереса к предмету и творчества учащихся / О. Ю. Овчинников : дис. ... канд. пед. наук. — М., 1985. — 211с.

4. Козел, С. М. Всероссийские олимпиады по физике / С. М. Козел. — М. : ЦентрКом, 1997 — 240 с.

5. Подлесный, Д. В. Методика подготовки и проведения физических олимпиад в основной школе России / Д. В. Подлесный : дис. ... канд. пед. наук, М., 2001. — 233 с.

ПАВЛОВСКАЯ Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры физики.

СУРИКОВ Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физики, заведующий кафедрой физики.

СУРИКОВ Вадим Иванович, кандидат физикоматематических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физики.

ТУРОВЕЦ Александр Глебович, кандидат физикоматематических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики.

ПРОКУДИНА Наталья Анатольевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики.

Адрес для переписки: e-mail: visur@omgtu.ru Статья поступила в редакцию 20.12.2010 г.

© О. Ю. Павловская, В. И. Суриков, В. И. Суриков, А. Г. Туровец, Н. А. Прокудина

Книжная полка

Фокина, К.В Методика преподавания иностранного языка : конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. - М. : Высшее образование, 2009. - 158 с. - ISBN 978-5-9916-0121-4.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен вывести информацию из долговременной памяти в оперативную , сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Методика преподавания иностранного языка». Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание предназначено студентам вузов.

Лызь, Н.А. Методика преподавания психологии : учебное пособие для вузов / Н. А. Лызь. - М. : Феникс, 2009. - 414 с. - ISBN 978-5-222-15780-0.

В учебном пособии системно изложены основы методики преподавания психологии — от постановки целей и разработки учебной программы конкретного учебного курса по психологии до создания проекта учебного занятия (урока, лекции, семинара), выбора и конструирования методов и средств обучения психологии. Психологическое образование представлено как предметная отрасль общего и профессионального образования, обладающая особыми возможностями в личностном развитии обучающихся. Пособие предназначено для студентов психологических специальностей, изучающих одноименный курс, преподавателей психологии, учителей и всех интересующихся проблемами гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.