Объективно последняя представляет собой образ “ставшей”, определившейся педагогической культуры, которая одна на всех (базовые категории педагогики, принципы, методы, технологии) и может тиражироваться. В основе индивидуального образа мира лежит субъективный социокультурный опыт учителя, являющийся интегратором взаимодействия его с действительностью. Профессиональный образ мира всегда эмоционально наполнен, всегда уникален, неповторим, поскольку принадлежит конкретному человеку, его создавшему. Для его создания одного стремления учителя недостаточно. Необходим переход от знаниевой педагогики к смысловой: от предмета к человеку, от человека образованного к человеку культуры. В соответствии с этим становление личности учителя как субъекта культуры рассматриваются самоопределение в культуре, т.е. интериоризация общечеловеческих духовных и нравственных ценностей, и готовность к реализации своей культурной миссии - к введению ребенка в культуру не только через систему знаний, но и через воспитание.
Субъектность учителя воплощается в отношении к учащимуся, степени целостности его восприятия, понимания и принятия [2, с. 55]. Как и ученики обладают ожидаемыми от них свойствами воспитуемости, отзывчивости, исполнительности чаще всего именно в той степени, в какой их наличие предполагает сам учитель. Важным моментом в проявлении субъектности педагога является его отношение к тому виду опыта, который он передает ученикам. Если предметный материал интересен самому учителю, то его искренняя заинтересованность передается учащимся. Если речь идет о формировании личностных качеств, то учитель сам должен обладать ими и демонстрировать способ реализации
определенного жизненного смысла, который он сам постиг, а не внешнюю манеру поведения, не подкрепленную внутренним содержанием.
Педагогический процесс представляет собой вид человеческой деятельности, без которого невозможны преемственность поколений и, следовательно, существование и развитие общества. Известно, что выполнение тех или иных профессиональных задач, в том числе и учительских, требует от человека не любых, а лишь определенных нравственнопсихологических качеств, поступков и включения его в определенные нравственные отношения.
Профессиональная субъектность будущего учителя отражает достигаемый им уровень продуктивности и успешности выполняемой педагогической деятельности, научной работы, коммуникативного общения с учащимися и коллегами, который характеризует его возможности по достижению поставленных целей и решению конкретных задач. В личностном плане ощущение субъектности заключается в понимании собственной роли в достижении успеха. Будущему учителю сегодня явно недостаточно глубоко владеть и умело передавать знания учащимся. Актуальным становиться профессиональный, интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал его личности. Структура педагогической культуры учителя включает гуманистическую педагогическую позицию, высокие личностные качества педагога, теоретические знания и творческое мышление, культуру профессионального поведения и опыт творческой деятельности.
Таким образом, делаем вывод о том, что педагогическая культура является основой становления профессиональной субъектности будущего учителя.
Библиографический список
1. Серегина И.А. Педагогическая структура субъектности как личностного свойства педагога: дис. канд. психол. наук/ И.А. Серегиной; Российская академия образования псхологический институт. - Москва, 1999.
2. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. -Москва. - 2005. - № 10. - С. 53-61.
Bibliography
1. Seregina I.A. The Pedagogical structure of the subjectnost as a larval characteristic of the teacher: dis. kand. psychol. sciences/ I.A. Sereginoy; The Russian academy of the education the psychologycal institute. - Moscow, 1999.
2. Serikov, V.V. The subjective reality of the teacher // Pedagogika. -Moskva. - 2005. - 10. - S. 53-61.
Article Submitted 10.02.11
УДК 37.036.5
О.Н. Макарова, соискатель ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ КОМАНДНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОЛИМПИАД
В статье рассмотрен вопрос о роли командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад в совершенствовании профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. Описывается опытно-экспериментальная работа по изучению влияния командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад среди студентов педагогического вуза на формирование компонентов профессиональной подготовки будущих учителей в образовательной среде.
Ключевые слова: командные дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады, компоненты профессиональной подготовки будущих учителей.
Целью, которую преследует автор, является рассмотрение вопроса о роли профессионально-ориентированных олимпиад в становлении специалиста. Статья отражает ход проведенного педагогического исследования по исследованию проблемы совершенствования подготовки студентов педагогических специальностей средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад. Актуальность исследования обусловлена противоречием между высоким потенциалом олимпиадного движения для профессионального развития будущих учителей и недостаточной проработанностью этого вопроса в теории и практике образовательного процесса педагогического вуза.
Среди многообразия факторов, влияющих на профессиональную подготовку, выделяются средства олимпиадного движения. Участие студенческих команд в олимпиадах формирует основу для последующей реализации олимпиад будущими учителями в своей профессиональной практике, работе с учащимися. На данный момент вузы активно используют в своей деятельности дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады и конкурсы для студентов [1; 2]. Среди таких конкурсов нами рассматривались командные олимпиады, и была выдвинута гипотеза о том, что эффективность процесса подготовки будущих учителей повысится, если разработать и системно применять в образовательном процессе технологию организации
олимпиадного движения в педагогическом вузе для совершенствования профессиональной подготовки, основанную на массовом участии студентов, информационной поддержке, рефлексии результатов. Основными целями педагогического эксперимента являлись: апробация разработанной технологии организации подготовки студентов к участию в командных дистанционных профессионально-ориентированных
олимпиадах, проверка гипотезы исследования, оценка разработанной технологии в условиях участия студентов контрольной и экспериментальной групп в олимпиаде.
Организация педагогического эксперимента строилась согласно следующим задачам:
дать определение профессионально-ориентированным олимпиадам;
выявить компетенции подготовки будущих учителей в условиях участия студентов в командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах;
разработать и описать технологию подготовки и участия студентов в командных дистанционных профессиональноориентированных олимпиадах, способствующей
совершенствованию качества обучения будущих учителей;
выявить уровень развития профессионально значимых компонентов профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, формируемых посредством олимпиадного движения.
Предметные олимпиады представляют собой форму внеучебной работы учащихся в виде соревнований по предметам, способствующих повышению интереса к изучению дисциплин, выявлению талантливых студентов [3, с. 384]. Профессионально-ориентированные олимпиады понимаются нами как класс олимпиад, цель которых состоит в выявлении и обобщении знаний, умений и навыков в предметных областях, соответствующих специальностям участников, и в развитии профессионально-значимых качеств студентов, в организации условий для применения знаний из разных областей наук к
решению профессионально-педагогических задач, в выработке понимания социальной значимости выбранной профессии. Таким образом, на основании данного рабочего определения можно выделить функции профессионально-ориентированных олимпиад в процессе профессионального становления будущих учителей:
обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков студентов по предметным областям согласно специальностям участников соревнования;
формирование профессионально-педагогических качеств будущих педагогов;
развитие у участников навыков работы в условиях конкурентной среды;
совершенствование психолого-педагогической культуры студентов;
приобщение студентов к научному творчеству; повышение готовности студенчества к инновациям в сфере образования;
пропаганда среди молодежи общественной роли профессии учителя;
реализация системности и интегративности в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности;
проектирование индивидуальной и командной профессиональной деятельности;
стимулирование применения информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе.
А.И. Поповым отмечается особая роль олимпиадного движения в процессе профессиональной подготовки специалиста в виду реализации трех основных функций обучения: ориентационной, теоретико-методологической и
деятельностно-практической [4, с. 23]. Мы согласны с этой позицией. Развивая данную мысль, мы конкретизируем классификацию функций олимпиад и представим ее на Рисунке
1.
Орнент авдонная функция
I
формирование пр о ф е с снона льно -педагогическия качеств будущих
пропаганда общественной роли учителя
проектирование индивидуальной и командной профессиональной
Функции професснонально-ориентнр о ванных олимпиад
Теоретикометодологическая функция
оооощенне и систематизация знаний, умений и навыков по предметным областям
прноощение студентов к научному поиску
с оверш е НС тво ва нне ПСИХ ОЛ ОГО -
педагогической культуры
Деятельностнопрактическая функция
стимул нр ованне применения нкт в решении педагогических задач
развитие навыков раооты в конкурентной среде
Повышение готовности студентов к инновация:.! в образовании
реализация системности и ннтегратнвностн в подготовке к профессиональной деятельности
Рис. 1. Функции профессионально-ориентированных олимпиад в подготовке студентов педагогических вузов
Успешное выступление будущего участника олимпиады обусловливается организационной подготовкой, процесс которой включает несколько этапов. Нами выделяются такие этапы, как подготовительный, этап командной подготовки и завершающий. В соответствии с данными этапами нами и разрабатывалась и реализовывалась технология подготовки студентов к олимпиадам, подробное изложение которой не входит в цели данной стать. Важным для нас являлась гласность и широкое освещение на факультете хода подготовки к олимпиадам и итоговых результатов олимпиад. Остановимся на ходе и результатах педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния средств командных дистанционных профессиональноориентированных олимпиад на профессиональную готовность будущих учителей проводилась со студентами пятого курса физико-математического факультета на базе ГОУВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина» в 2010 году. В процессе реализации эксперимента нами было проведено сравнение профессиональной подготовки двух студенческих команд, участвовавших в дистанционной профессиональноориентированной олимпиаде. Обе группы были сформированы из студентов одного потока, обучающихся по одной специальности. Состав команд был однородным. Экспериментальная группа, в отличие от контрольной, принимала участие в олимпиаде с применением разработанной технологии подготовки и участия студентов к олимпиаде. Важным было установить также, как участие команд студентов в дистанционных профессионально-ориентированных олимпиадах может повлиять на качество подготовки сокурсников - пассивных участников олимпиады, задействованных в поддержке участников, в обсуждении промежуточных результатов конкурсов. Нами проводилось сравнение формирования компонентов профессиональной
подготовки не только среди участников соревновании, но и внутри потока студентов, где обучаются участники. Изучение динамики профессиональных качеств проводилось с участниками до начала интеллектуальных соревновании и после завершения олимпиад. Нами использовались содержательные методы педагогического исследования: собеседование, интервьюирование, опрос, анкетирование, тестирование (тесты креативности Д. Гилфорда, Е.П. Торренса, С. Медника; психологический тест своИств личности взрослых Кеттелла, тест исследования самооценки творческого
потенциала личности и другие). Результаты исследования показывают положительную динамику формирования компонентов профессиональной подготовки учителя. На Рисунке 2 представлены результаты изменения творческого потенциала участников дистанционной профессиональноориентированной олимпиады на 1 этапе - начальном и 2 этапе -конечном. Исходные данные, измеренные на начало
эксперимента, были взяты за 100%. Результаты показали, что в экспериментальной группе прирост исследуемого показателя составил на 2% больше. Рисунок 2. Результаты
экспериментальной работы по изучению формирования творческого потенциала средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад.
Таким образом, проведенный эксперимент по использованию разработанной технологии подготовки
студентов к участию в профессионально-ориентированных олимпиадах, выявил, что данная технология позволяет совершенствовать подготовку будущих учителей.
Экспериментальная работа продолжается с командой студентов Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. В настоящее время разработаны
методические рекомендации по подготовке студентов к участию в командных дистанционных профессиональноориентированных олимпиадах.
Библиографический список
1. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Попов, А.И. Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения // Открытое образование, 2005. - № 6.
Bibliography
1. Polat, E.S. The distance teaching: textbook / Edited by E.S. Polat/ - M.: VLADOS, 1998.
2. Polat, E.S. The new pedagogical and informative technologies are in the system of education: textbook / E.S. Polat, M.Y. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; Edited by E.S. Polat - M.: Academy, 2002.
3. Pedagogics: textbook for the students of pedagogical institutes and pedagogical colleges / Edited by P.I. Pidkasistogo. - M.: Pedagogical society of Russia, 2004.
4. Popov, A.I. Forming of creative competence of specialist in the conditions of olympiad motion // Open education, 2005. - № 6.
Article Submitted 10.02.11