Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала будущих учителей посредством организации олимпиадного движения в вузе'

Развитие творческого потенциала будущих учителей посредством организации олимпиадного движения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE POTENTIAL / OLYMPIAD MOTION / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова О. Н.

В статье рассматривается вопрос о месте олимпиад в формировании творческого потенциала студентов педагогических специальностей. Описывается опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала будущих учителей на разных этапах участия в олимпиадах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF ORGANIZATION OF OLYMPIAD MOTION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This article is devoted about the place of the olympiads and its benefits at forming of creative potential of students of pedagogical specialities. Experimental work is described on development of creative potential of future teachers on the different stages of participating in olympiads.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала будущих учителей посредством организации олимпиадного движения в вузе»

УДК 37.036.5

О.Н. Макарова, соискатель АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос о месте олимпиад в формировании творческого потенциала студентов педагогических специальностей. Описывается опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала будущих учителей на разных этапах участия в олимпиадах.

Ключевые слова: творческий потенциал, олимпиадное движение, личностное развитие.

В условиях модернизации современного российского образования растет значимость творческого развития студентов в учебном процессе вуза. Особую остроту данный вопрос принимает, когда мы говорим о подготовке будущих учителей. От профессиональной подготовки учителя напрямую зависит качество образования, что заставляет по-иному взглянуть не только на содержание, но и на формы обучения. Задачей педагогических вузов становится подготовка выпускников, соответствующих требованиям современной школы. На стадии развития образования обозначена потребность общества в неординарной творческой личности педагога. Цель статьи состоит в обобщении результатов исследования по выявлению роли олимпиадно-го движения в формировании творческого потенциала студентов педагогического вуза.

Сегодня разработаны теоретические положения, которые содержат основополагающие методологические основы проблемы развития творческого потенциала личности. О формировании последнего упоминают многие педагоги (Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.). Творческий потенциал по-разному понимается учеными: как способность человека изменять и преображать окружающий мир (Б.М. Теплов); как особый вид мыслительной и практической деятельности (К.К. Платонов). Группой авторов [1] рассматривается личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры, ими указывается, что "процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне".

А.И. Попов [2] в работе, посвященной изучению обозначенной темы данной статьи, отмечает, что "неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является социально значимой". Хочется упомянуть точку зрения Е.В. Аленичевой о том, что "сегодня не требует доказательств тот факт, что успешность в профессиональной деятельности современного специалиста в значительной степени опирается на его творческий потенциал, завершение формирования которого происходит в стенах высшего учебного заведения" [3, с.4]. Продолжает исследование творческой личности учителя в своей работе Лавренова С.В., которая пишет, что "творческий потенциал является важным фактором, обеспечивающим поступательное развитие общества, уровень его благосостояния и развития в целом" [4, с. 5]. Становится понятным, насколько важно формировать творческий потенциал выпускников вуза.

Рассматривая профессию педагога сквозь призму общественно-исторического опыта, можно говорить о требованиях, которые предъявляются новой эпохой к учителю. Изучение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования показывает, что получивший квалификацию учителя специалист должен быть готовым использовать разнообразные приемы обучения. В свою очередь, бакалавр, наряду с этим, должен быть уметь решать исследовательские задачи, использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования. Таким образом, выпускник педагогического вуза должен гибко подстраивается под особенности учебного процесса, применять накоп-

ленные знания в разных условиях, что требует от будущего учителя высокого уровня творческого потенциала. При этом в профессиональном образовании будущих учителей недостаточно внимания уделяется творческому развитию. Возникает противоречие между необходимостью формирования творческого потенциала, которое общество предъявляет выпускникам, и недостаточным использованием в вузе средств и методов, обеспечивающих творческое становление будущих учителей.

Одним из решений существующего противоречия может стать использование активных форм обучения, направленных на личностное, творческое развитие учащихся. На предыдущих ступенях развития дидактики практически единственной организационной формой проведения занятий в школе рассматривался урок. Подготовка в педагогическом вузе сводилась в основном к освоению студентами методов организации деятельности на уроке. Концепция модернизации российского образования расширяет номенклатуру форм обучения. С переходом к новой парадигме образования шире стали использоваться проекты, олимпиады, конкурсы. Обучение в рамках перечисленных форм становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. В связи с этим мы обращаемся к необходимости формирования навыков использования подобных форм в дидактической подготовке будущего учителя.

Олимпиадное движение для российских вузов не новое явление. Опыт показывает, что подготовка студентов к олимпиад-ному движению ограничивается перманентным углубленным изучением предмета. Участие в олимпиадах часто предусматривает только непосредственное выполнение заданий студентами и разбор итогов участниками. Недостатки такого подхода известны: задействуется узкий круг учащихся, становятся очевидными недостатки психологической адаптации участников в стрессовых условиях, итоги олимпиады сводятся к формальному отчету.

Организационная подготовка часто остается без внимания, хотя именно она может оказать важное влияние на выступление участников в конкурсах в контексте активизации олимпиадного движения в вузах. Возникает противоречие между требованиями, которые предъявляются к выпускнику педагогического вуза, и недостаточным использованием средств олимпиадного движения для формирования творческой личности будущих педагогов.

А.И. Попов [2] так классифицирует подходы к обеспечению творческого саморазвития через участие в олимпиадном движении: общее (направленное на приобретение различных практических знаний), профессиональное (направленное на развитие собственных профессиональных устремлений) и развивающее (направленное на развитие собственных способностей).

Олимпиады дают возможность студентам решать практи-ко-ориентированные профессиональные задачи, осваивать активные методы обучения, создавать творческие проекты. Компоненты педагогической деятельности, рассмотренные Н.В. Кузьминой, успешно реализуются средствами олимпиад. Конструктивный компонент осуществляется в отборе учебного материала, в планировании и построении педагогического процесса в искусственных условиях, в стратегии участия; организаторский компонент связан с включением учащихся в различные виды деятельности; коммуникативный компонент помогает выстраивать отношения с другими участниками олимпиады, с орга-

низаторами и т.д. Как отмечается в статье [5], "в олимпиадном творчестве присутствует коммуникативный компонент, который связывает педагогическое творчество преподавателя, познавательное творчество обучающихся и научно-производственное творчество, предлагаемое внешней средой. Ни один другой вид специально организованной познавательной деятельности не имеет таких естественных многогранных связей с повседневной производственной деятельностью специалиста".

Вопрос о важности внедрения профессионально-ориентированных олимпиад в образовательный процесс педагогического вуза поднимается многими исследователями. Председатель Российского совета олимпиад В.А. Садовничий сообщает во Всероссийском интернет-педсовете, что "главная задача формирования в стране устойчивой системы олимпиад для школьников -это организация комплексного поиска по всей России творчески мыслящих ребят". Важно, на наш взгляд, чтобы рядом с участвующим в олимпиадном движении учеником, оказался учитель, способный подготовить школьника к соревнованию. Причем речь не идет только о предметной готовности, которая, безусловно, играет важную роль. Здесь мы подразумеваем также организационную подготовку учащихся. Возникает необходимость готовить в педагогическом вузе специалистов, активно взаимодействующих с олимпиадами.

Студенты разных курсов ГОУ ВПО "Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина" на протяжении последних лет активно участвуют в профессиональноориентированных олимпиадах.

Успешное выступление будущего олимпийца обусловливается организационной подготовкой, процесс которой включает несколько этапов. Нами выделяются такие этапы, как подготовительный, этап командной подготовки и завершающий этап.

Организационные мероприятия начинаются с подготовительного этапа. На этой стадии выявляются профессиональные качества студентов, уровень их предметной подготовки. Студенты группы, которые не участвуют в олимпиаде, оповещаются о причинах, почему они не были включены в состав команды, на основании каких критериев проходил отбор.

На этапе командной подготовки осуществляется обзор опыта проведения олимпиад. Для этого приглашаются участники прошедших олимпиад с целью обозначить возможные ошибки, привлечь внимание на важные моменты. Преподаватель объясняет, с какими трудностями встречаются студенты в ходе олимпиады. Данный этап ориентирует учащихся от внешней мотивации, когда студент участвует ради положительной оценки, награды и т.д., к внутренней мотивации, связанной с установкой на личностный рост, самооб-

Библиографический список

разование, патриотизм. Командная подготовка включает формирование группы поддержки из состава других студентов группы. Устанавливается график связи с участниками с учетом сдвига времени. В период проведения олимпиады сокурсники из группы поддержки ведут переписку с участниками команды.

Завершающий этап осуществляется проведением рефлексии с участниками. Важным оказывается снятие у них психологического дискомфорта. Задачей участников здесь оказывается подготовка студентов младших курсов к участию в подобных олимпиадах. Участники в качестве тьюторов помогают остальным студентам разобрать задания олимпиады (кейсы). При этом группа поддержки по приезду обеспечивает информационное сопровождение итогов олимпиады в форме газетных публикаций, буклетов, информации на сайте вуза.

Нами было проведено исследование по выявлению роли олимпиад в формировании творческого потенциала студентов в начале олимпиады и по ее окончанию. Опытно-экспериментальная работа проводилась на разных факультетах с участниками олимпиады и сокурсниками, которые участвовали в группе поддержки, разбирали задания, обсуждали итоги олимпиады. Для определения уровня творческого потенциала использовались тесты Дж.Гилфорда, Е.Торренса,

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что даже за период участия в одиночных олимпиадах участники рабочих групп показали более высокие качественные изменения в творческом развитии, чем до проведения олимпиады. При этом студенты, не вошедшие в состав команды, но выполнявшие задания в группе поддержки, участвовавшие в разборе конкурсных заданий, также продемонстрировали рост творческого потенциала.

Полученные данные дают основание утверждать, что олим-пиадное движение положительно влияет на творческое развитие студентов, задействованных в профессионально-ориентированных соревнованиях. Опрос олимпийцев подтвердил, что участие в олимпиадном движении совершенствует их профессионально-педагогическую подготовку, в частности, творческий потенциал. Вовлечение в олимпиады студентов помогает готовить педагогов, способных самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, нестандартные проблемы.

В нашей статье описаны элементы технологии работы со студентами педагогического вуза, участвующими в олимпиад-ном движении, показано, что реализация этих элементов способствует творческому развитию будущих педагогов. В перспективе планируется изучить влияние олимпиад на развитие других профессионально значимых качеств личности педагога: перцептивных, волевых, педагогического воображения, способности к распределению внимания; эмоциональной устойчивости.

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

2. Попов, А.И. Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения // Открытое образование. - 2005. - №6.

3. Аленичева, Е.В. О некоторых аспектах формирования творческого саморазвития личности в условиях высшей школы // Развитие творческих способностей в условиях олимпиадного движения: материалы международной научно-методической конференции, Тамбов, 2005 г.) / под науч. ред. канд. пед. наук А.И. Попова.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

4. Лавренова, С.В. Развитие личностно-творческого потенциала педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. -Калининград, 2003.

5. Акишев, И. Об опыте участия в командных соревнованиях по программированию формата АСМ 1СРС // Десятая Всероссийская олимпиада школьников по информатике и программированию / под ред. В.Н. Васильева, В.Г. Парфенова, А.С. Станкевича. - Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2009.

Статья поступила в редакцию 21. 06.10

УДК 378

Л.А. Романова, ст. преп. кафедры информатики БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В статье освещены вопросы структурной и функциональной взаимосвязи таких категорий как "профессиональная субъектность" и "компетентность". Рассмотрена возможность использования профессиональной субъектности как средства формирования компетентности педагога.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная субъектность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.