Научная статья на тему 'Педагогическая олимпиада на основе компетентностного подхода как эффективная форма повышения профессиональной подготовки бакалавра образования'

Педагогическая олимпиада на основе компетентностного подхода как эффективная форма повышения профессиональной подготовки бакалавра образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Оруджалиева Елена Евгеньевна

Цель. Рассмотреть вопросы использования педагогической олимпиады на основе компетентностного подхода для повышения эффективности профессиональной подготовки будущего учителя и формирования его компетентности. Методы. Наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. Результат. Представлен опыт проведения педагогических олимпиад в Дагестанском государственном педагогическом университете. В ходе подготовки и участия в педагогических олимпиадах у студентов происходит формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Вывод. Педагогическая олимпиада представляет собой эффективную форму обучения студентов, которая способствует повышению мотивации учения, интереса к изучению предметов психолого-педагогического цикла. Включение студентов в олимпиадное движение повышает уровень их профессиональной компетентности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Оруджалиева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая олимпиада на основе компетентностного подхода как эффективная форма повышения профессиональной подготовки бакалавра образования»

1

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 3. 2017

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

Педагогическая олимпиада на основе компетентностного подхода как эффективная форма повышения профессиональной подготовки бакалавра образования

© 2017 Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть вопросы использования педагогической олимпиады на основе компетентностного подхода для повышения эффективности профессиональной подготовки будущего учителя и формирования его компетентности. Методы. Наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. Результат. Представлен опыт проведения педагогических олимпиад в Дагестанском государственном педагогическом университете. В ходе подготовки и участия в педагогических олимпиадах у студентов происходит формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Вывод. Педагогическая олимпиада представляет собой эффективную форму обучения студентов, которая способствует повышению мотивации учения, интереса к изучению предметов психолого-педагогического цикла. Включение студентов в олимпиадное движение повышает уровень их профессиональной компетентности в целом.

Ключевые слова: педагогическая олимпиада, компетентностный подход в образовании, профессиональная компетентность, самостоятельная работа студентов.

Формат цитирования: Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е. Педагогическая олимпиада на основе компетентностного подхода как эффективная форма повышения профессиональной подготовки бакалавра образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. Pp. 46-49.

Pedagogical Olympiad Based on a Competence Approachas an Effective Form of Increasing the Bachelor's Professional Training

© 2017 Galina A. Karakhanova, Elena E. Orudzhalieva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110 @mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the use of pedagogical olympiad on the basis of a competence approach to improve the efficiency of the professional training of the future teacher and the formation of his competence. Methods. Observation, questioning, conversation, testing, pedagogical experiment. Result. The experience of carrying out the pedagogical olympiads in Dagestan State Pedagogical University is presented. The students acquire the general professional and professional competences while preparing and taking part in pedagogical olympiads. Conclusion. Pedagogical olympiad is an effective form of teaching students, which contributes to the motivation of teaching, interest in the study of the psychological and pedagogical subjects. Inclusion the students in the olympiad movement increases the level of their professional competence in general.

Keywords: pedagogical olympiad, competence approach in education, professional competence, independent work of students.

For citation: Karakhanova G. A., Orudzhalieva E. E. Pedagogical Olympiad Based on a Competence Approach as an Effective Form of Increasing the Bachelor's Professional Training. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 46-49. (In Russian)

Введение

Развитие современного российского общества сегодня во многом зависит от того, насколько подготовка педагогических кадров отвечает социальной и государственной приемлемости, отраженной в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению «Педагогическое образование» в виде целого ряда компетенций (требований), а также в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), (воспитатель, учитель)», в котором четко прописаны виды деятельности, функции и трудовые действия педагога.

На подготовку педагога, способного осуществлять различные виды

профессиональной деятельности

(педагогическую, научно-

исследовательскую, проектную, культурно-просветительскую), которые обозначены в ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», и ориентирована современная система педагогического образования.

На наш взгляд, одной из эффективных форм организации обучения, позволяющей выявлять способных, ориентированных на будущую профессию студентов

педагогических вузов, является олимпиада.

Анализ различных источников, к сожалению, показал, что не существует четкого определения понятия "олимпиада" как формы организации обучения, но, характеризуя сущность понятия

«олимпиада», практически все отмечают, что олимпиада - это соревнование на лучшее выполнение обучающимися определённых заданий в какой-либо предметной области знаний. По мнению Г. Х. Вахитовой олимпиада - это культурный праздник, сопровождающийся смотром сил в какой-либо области культуры, соревнование, в ходе которого студентами решается целый ряд мыслительных задач с целью определения командного и личностного первенства» [1, с. 45-46].

Многолетний опыт проведения педагогических олимпиад в Дагестанском государственном педагогическом

университете (ДГПУ) показывает, что главной целью олимпиады является повышение качества подготовки будущего педагога, развитие у студентов способности использовать полученные знания в решении нестандартных педагогических задач, приобретение опыта сотрудничества и взаимодействия с другими обучающимися, формирование этики и речевой культуры, повышение престижа педагогической профессии, выявление одаренных студентов и т. п.

В качестве принципов организации педагогической олимпиады в ДГПУ можно указать следующие:

- гуманизация образования, ориентация олимпиады на развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств обучаемых, формирование компетентности будущего учителя. Реализация этого принципа связана с преодолением традиционного методологического представления о знании в его узко прагматическом смысле;

- фундаментализация образования. Реализация этого принципа обеспечивает оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научно-педагогического мышления у обучаемых, системного восприятия педагогической действительности, создания внутренних потребностей в саморазвитии и самообразовании;

- принцип научности образования предполагает использование в олимпиадном движении современных достижений педагогической науки и практики, формирование у студентов системного мышления, умения моделировать и проектировать педагогические процессы и явления;

- сознательность, активность и самостоятельность студентов, принимающих участие в педагогической олимпиаде, отражает их активную роль, рассматривает их как субъектов образовательного процесса. Важнейшим условием активного участия

студентов в олимпиаде является наличие у них познавательных потребностей и общественно-значимых мотивов овладения будущей профессией;

- связь содержания олимпиады с профессиональной деятельностью, с практикой, с требованиями ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», выступающей как источник познания, как средство познания, как критерий истинности познания, как объект приложения знаний. Реализация этого принципа позволяет определить, что включить в содержание олимпиады, исходя из того, что необходимо будущему учителю в реальной практической педагогической деятельности.

- принцип компетентностного образования. Главным источником содержания компетентностного педагогического образования выступает будущая профессиональная деятельность. Компетентностное обучение, понимаемое как обучение в действии (learning by doing), базируется главным образом на проектных технологиях.

К задачам, которые стоят перед олимпиадным движением, относятся, в частности, задача «творческое применение знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в вузе». Её нужно рассматривать не только как обозначение в задаче способности студента решать

педагогические задачи разного уровня сложности, но и их применение в нестандартных ситуациях направленности на будущую профессиональную деятельность. А это уже развитие мотивационно-ценностной составляющей

профессиональной компетентности [2].

Учитывая то, что «Педагогика» является базовой учебной дисциплиной в содержании педагогического образования,

способствующей формированию у студентов системы педагогического мышления, гуманистического мировоззрения,

осмысления особой миссии педагога в современном обществе, проведение педагогической олимпиады в

педагогическом университете является весьма необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки будущего педагога.

В ДГПУ разработано Положение о педагогической олимпиаде ФГБОУ ВО «ДГПУ» и утверждено приказом ректора.

Ежегодно в конце учебного года в ДГПУ проводится педагогическая олимпиада, посвященная определенной знаменательной дате, например, в 2008 году педагогическая олимпиада была посвящена 120-летию со дня рождения А. С. Макаренко, в 2015 году - 70-летию Великой Победы, и особый акцент в содержании олимпиады делался на проблемах патриотического образования, в 2016 - году культуры в Российской Федерации, в 2017 - 300-летию высшего образования в России и 200-летию со дня рождения Имама Шамиля.

Традиционно содержание педагогической олимпиады включает задание подготовки и защиты командного проекта.

Олимпиада проводится в два этапа. Первый этап - теоретический - как правило, включает тестирование участников команды по всем разделам педагогики, конкурс на лучшее эссе и конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу. Второй этап олимпиады проводится на второй день олимпиады и включает конкурсы по решению педагогических задач, проведение урока и защиту педагогического проекта.

Проектная деятельность, которую традиционно рассматривают в качестве процессуальной основы формирования компетентности, обладает особыми свойствами. Она преследует две задачи: первая - успешно совершить определенные действия (решить проблему, осуществить проект), вторая - обучаться в процессе совершения этих действий и сделать полученные знания личностным достоянием. Подготовка педагогического проекта предполагает оптимальное сочетание теории с практикой, формирование и

совершенствование профессиональных

компетенций, изучение передового опыта и, наконец, создание необходимой базы для командной работы и самостоятельного углубления знаний, что достигается через успешное выстраивание системы

комплексной мотивации студентов, участвующих в олимпиаде, формирование на высоком уровне ключевых

профессиональных компетенций,

одновременное обеспечение личностно-деятельностного подхода при работе со студентами во время подготовки и защиты

проекта, регулирование и направление процессов. Так, разработка проекта, посвященного 300-летию высшего образования в России, способствовала углублению знаний студентов по истории образования и педагогической мысли, формированию навыков исследовательской работы, развитию познавательной активности и самостоятельности.

Особое значение имеют проекты патриотической направленности. В последнее время очень остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма. Часто можно услышать лозунги, призывающие молодое поколение любить свою Родину. А ведь любить свою Родину - значит знать её историю. Большая история нашей необъятной страны складывается из маленьких историй каждой семьи. Мы абсолютно уверены, что мало кто из представителей молодого поколения занимался глубоким изучением своего семейного древа и знает своих предков по имени-отчеству, а тем более подробности их биографии.

Дагестан - это самая многонациональная республика России. Представители разных национальностей живут одной большой семьей. Во главу угла ставятся не национальные, не языковые, а чисто человеческие качества. Люди живут одним большим джамаатом, объединяясь в горе и в радости. Ратные и трудовые подвиги народов Дагестана, как и других народов нашей многонациональной и

1. Вахитова Г. Х. Олимпиада как фактор формирования профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов / Студенческая предметная олимпиада: традиции - опыт -перспективы. Коллективная монография / Под общей редакцией О. Е. Елькиной. Новокузнецк, 2012. С. 38-51.

2. Ковтунович М. Г., Кунгурцева А. В., Шунайлова С. А. Повышение качества

1. Vakhitova G. Kh. Olimpiada kak faktor formirovaniya professional'nykh kompetentsiy studentov - budushchikh pedagogov / Studencheskaya predmetnaya olimpiada: traditsii - opyt -perspektivy: Kollektivnaya monografiy. [The Olympics as a factor of formation of professional competence of students -future teachers. Student subject Olympiad:

многоконфессиональной страны, навсегда должны остаться в народной памяти. И педагогическая олимпиада в немалой степени этому способствует.

Мы убеждены, что проекты, разрабатываемые студентами в рамках педагогической олимпиады («Ордена Победы в моем доме», «Я живу в Дагестане», «Дагестан -многообразие и единство культур» и т. п.), актуальны именно сейчас, когда интересы подрастающего поколения ограничиваются виртуальным миром, компьютерными играми, и знание истории своего родного края считается необязательным. Реализация данных проектов помогает повысить интерес нынешней молодежи к истории своей семьи, своего рода, своего села, родного края, учит чтить память тех, кто сражался за Родину, работал во имя мира и счастья на земле. Участие в разработке подобных проектов способствует

формированию профессиональных

компетенций студентов, формированию их готовности к различным видам профессиональной деятельности

(педагогической, научно-исследовательской, проектной, культурно-просветительской).

Таким образом, педагогическая олимпиада представляет собой эффективную форму обучения студентов, которая способствует повышению мотивации учения, интереса к изучению предметов психолого-педагогического цикла. Включение студентов в олимпиадное движение повышает уровень их профессиональной компетентности в целом.

математического образования на основе реализации компетентностного подхода в рамках студенческого олимпиадного движения // Вестник Академии права и управления. 2016. № 4 (45). С. 141-144.

3. Проекты по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Учебно-методическое пособие. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2015. 142 с.

tradition - experience - perspectives. Collective monograph]. Ed. by O. E. Elkina. Novokuznetsk, 2012. Pp. 38-51. (In Russian)

2. Kovtunovich M. G., Kungurtseva A. V., Shunaylova S. A. Improvement of the quality of mathematical education on the basis of the implementation of the competence approach within the

Литература

References

framework of the student olympiad movement. Vestnik Akademii prava i upravleniya [Bulletin of Law and Management]. 2016. No. 4 (45). Pp. 141-144. (In Russian) 3. Proekty po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu molodezhi. Uchebno-metodicheskoe posobie [Projects on civil-patriotic education of youth. Educational-methodical manual]. Makhachkala, DGPU Publ., 2015. 142 p. (In Russian)

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

6

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 22.07.2017 г.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail:[email protected] Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 22.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.