3. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач. Автореферат диссертации ...кандидата педагогических наук. Тюмень, 2011.
4. Абдуразакова Д.М., Магомедова РМ. Социально-правовая активность как условие формирования правосознания студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 100 - 105.
5. Брутян В.А. Педагогическая характеристика процесса правовой социализации личности. Право и образование. 2014; 2: 110 - 117.
References
1. Pevcova E.A. Obrazovatel'noe pravo i formirovanie pravosoznaniya obuchayuschihsya: monografiya. Moskva, 2006.
2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. Moskva, 2003: 77 - 113.
3. Anikina A.S. Formirovanie pravovoj kompetentnosti buduschego pedagoga s ispol'zovaniem kompleksa professional'no-orientirovannyh pravovyh zadach. Avtoreferat dissertacii ...kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2011.
4. Abdurazakova D.M., Magomedova R.M. Social'no-pravovaya aktivnost' kak uslovie formirovaniya pravosoznaniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 100 - 105.
5. Brutyan V.A. Pedagogicheskaya harakteristika processa pravovoj socializacii lichnosti. Pravo i obrazovanie. 2014; 2: 110 - 117.
Статья поступила в редакцию 07.04.16
УДК 378
Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Orudzhalieva E.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Shamkhalova B.A., postgraduate, Department of General Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
A MEANINGFUL PROCEDURAL MODEL TO DEVELOP PEDAGOGICAL TOLERANCE IN FUTURE BACHELORS OF EDUCATION. The article is dedicated to a problem of formation of pedagogical tolerance among future bachelors of education. The authors describe a model of the process, which shows how to form pedagogical tolerance and its structure. The research presents four blocks in this model, which are a target, substantial, technological and diagnostic components. The special attention is paid to methodological approaches and principles of formation of pedagogical tolerance in university students, and also organization of organizational and pedagogical conditions which are necessary to realize this model in practical work. The role of continuous monitoring of level of formation of pedagogical tolerance on the basis of the worked out criteria and indicators is given a special focus.
Key words: pedagogical tolerance, modeling, model, components, methodological approaches, principles, contents, technology, conditions, results.
Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Е.Е. Оруджалиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Б.А. Шамхалова, соискатель каф. педагогики, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала. E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Авторы описывают модель процесса формирования педагогической толерантности, включающую четыре блока: целевой, содержательный, технологический и диагностический. Особое внимание уделяется методологическим подходам и принципам формирования педагогической толерантности, а также использованию гуманитарных технологий и созданию организационно-педагогических условий для реализации данной модели. Подчёркивается роль постоянного мониторинга уровня сформи-рованности педагогической толерантности на основе выделенных критериев и показателей.
Ключевые слова: педагогическая толерантность, моделирование, модель, компоненты, методологические подходы, принципы, содержание, технология, условия.
Опираясь на проведённое нами исследование и в рамках компетентностного подхода, мы определяем педагогическую толерантность как один из элементов компетентности бакалавра образования, проявляющийся в уважительном отношении к личности ученика (ребёнка), эмпатическом понимании его, основанном на знании индивидуальных и возрастных особенностей детей, установке на диалог во взаимодействии с учащимися с целью организации условий успешного личностного развития ученика. Педагогическая толерантность является профессиональным качеством личности педагога. В частности, в Профессиональном стандарте педагога [1] отмечается, что педагогу необходимо:
• проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;
• проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе;
• вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы;
• давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни,
• поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса;
• реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате;
• формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
• организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.
Кроме того, педагогу рекомендуется обсуждать с учащимися лучшие произведения художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, в которых представлены образцы толерантного поведения, гуманного отношения к людям, культуры общения, моделировать те виды деятельности, где формируется коммуникативная компетентность учащихся (издание
школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.).
Важность задачи формирования педагогической толерантности как составляющей профессиональной компетентности будущих бакалавров образования, а также недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической литературе обусловили необходимость разработки модели процесса формирования педагогической толерантности на основе компетент-ностного подхода.
Моделирование в педагогических исследованиях позволяет сделать процесс формирования личности более целенаправленным, технологичным, прогнозируемым. «Модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование её служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [2, с. 228].
Моделирование применяется для совершенствования педагогического процесса. построение модели связано с раскрытием содержательного и динамического аспектов. «Для построения содержательной модели диагностируемого объекта (свойства, качества, сферы деятельности человека и т. д.) как целостности необходимо:
- на основании теоретического анализа философской, психологической, педагогической литературы определить диагностируемый объект как целостность, выделенную из более широкой системы личности, деятельности и т. д. для этого необходимо выявить типичные черты выбранного феномена (диагностические критерии и параметры, появления), отличающие его от других свойств, качеств или сфер человека или типов деятельности;
- выявить связи объекта с окружающей средой или более широкой системой, в которых проявляются его функции;
- проанализировать внутренне содержание диагностируемого объекта(качества, сферы или свойства личности), выделить его компоненты, составляющие внутреннюю структуру, которая и обеспечивает выполнение выявленных функций» [2, с. 231].
Содержательная модель позволяет провести не только целостную, но и покомпонентную диагностику. С учётом вышесказанного была разработана модель педагогической толерантности, которая представляет собой отражение её сущности и структуры. На основе проведенного исследования мы считаем целесообразным в понятии «педагогическая толерантность» выделить следующие основные компоненты:
1) когнитивный (знание о толерантности, культурных и возрастных особенностях детей),
2) мотивационный (педагогическая направленность на гуманное, эмпатическое отношение к личности ученика),
3) поведенческий (уважительное, толерантное отношение к ученикам).
Данные компоненты в совокупности и взаимосвязи определяют профессиональную пригодность педагога, его способность развивать личность учащегося в условиях психологической безопасности в школе, что нам представляется основной задачей педагогической деятельности. Все перечисленные компоненты могут быть поэтапно сформированы. Основой развития мотива-ционного и поведенческого компонентнов является когнитивный компонент. Если на первом этапе студенты получают знания о культуре толерантности, то на следующем они осознают необходимость толерантного взаимодействия с учащимися, настраивая личность на ценности толерантности, и на завершающем этапе формируются устойчивые поведенческие навыки бесконфликтного, толерантного поведения в условиях образовательного пространства.
Таким образом, мы можем говорить о соответствующем наборе конкретных показателей критериев сформированности педагогической толерантности, по которым можно будет судить об уровне педагогической толерантности. Содержательный критерий раскрывают показатели: знания о сущности понятия «толерантность», правах ребенка, молодежной и детской субкультуре, изучение технологий профессионального саморазвития и самообразования, технологий педагогической диагностики личности и коллектива и возрастной психологии. Критерий рефлексивный раскрывают показатели: уважительное отношение к личному опыту ребенка, ценностное отношение к детству и ценностным ориентациям детей, проявление терпимости, эмпатии, доброжелательности, ответственности по отношению к детям. Критерий результативный раскрывают показатели: умение найти выход
из сложной конфликтной ситуации, организация самоконтроля и самокоррекции, контактируемость, коммуникабельность, внимательное выслушивание и оценка точки зрения ребёнка, понимание и принятие особенностей проявления детской, подростковой, молодежной субкультуры, своеобразия их поведения и мышления.
По обозначенным критериям можно судить об уровне сфор-мированности педагогической толерантности. Нами использовалась уровневая классификация степени сформированности компонентов, выделены такие уровни как высокий, средний и низкий [3, с. 39].
Представленная модель показывает, что высокий уровень педагогической толерантности характеризуется высокой степенью сформированности, всех компонентов данного качества личности педагога и определяется наличием показателей каждого из критериев. Перечень компетенций, который соответствует содержанию основных компонентов педагогической толерантности, дает возможность определить дисциплины, направленные на формирование данных компетенций и способствующие таким образом формированию педагогической толерантности.
Для описания процесса формирования педагогической толерантности у будущих педагогов необходимо раскрыть процессуальный аспект моделирования, т. е. на основании разработанной модели педагогической толерантности
- отобрать характерные проявления её и выделенных компонентов в поведении, деятельности, оценочных суждениях студентов;
- в соответствии с этими критериями отобрать необходимый и достаточный пакет методик диагностики отдельных компонентов и этого качества в целом. При этом возможно выделить несколько групп методик для цели исследования, для повседневной педагогической деятельности, для диагностики;
- обосновать выбор принципов, методов, средств, форм обучения и воспитания, способствующих формированию педагогической толерантности;
- разработать технологию формирования педагогической толерантности у студентов.
Моделирование содержательного и процессуального компонентов процесса формирования педагогической толерантности позволило нам создать модель процесса формирования педагогической толерантности будущего педагога на основе компе-тентностного подхода с учётом требований Профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование».
Изучение структуры, содержания, логической взаимосвязи компонентов модели формирования педагогической толерантности позволило определить характер связей структурных компонентов модели - цели, задач, методологических подходов, принципов, содержания,, технологии, педагогических условий, результата, входящих в блоки: целевой, содержательный, технологический, диагностический (рис. 1).
Взаимосвязи компонентов дают возможность рассматривать данную модель процесса формирования педагогической толерантности как целостную систему, в которой определена внутренняя организация этого процесса, ведущая к конечному результату - сформированности педагогической толерантности.
Целевой блок включает в себя определение целей и задач, отражающих социальный заказ, требования ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» [4]. Цель отражает одно из фундаментальных требований к педагогу - проявление толерантного, уважительного отношения к участникам образовательного процесса. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формирование знаний о толерантности и толерантном поведении.
- формирование мотивации к толерантному поведению
- формирование навыков толерантного поведения.
В содержательном блоке обозначены основные методологические подходы к организации процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования: аксиологический, системный, личностно-ориентированный, ком-петентностный, деятельностный, технологический. На основе компетентностного подхода педагогическая толерантость рассматривается в структуре профессиональной компетентности; личностно-ориентированный подход позволяет выявить и учеты-вать индивидуальные особенности студентов; технологический подход к разработке эффективной технологии формирования
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ: Аксиологический Системный Личностно-оркеноированныш Компетентностныш Деятеиьноттныы й Ч^ехноиогиваоний
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОС ТИ (его комшшентыы:
когнитивныый, мотивациоины1й, поведенческий; формируемым квмпетенции; уровни сформировынности педагогической! толерантности)
ПРИНЦИПЫ:
Социально ценностной
целеПнРаИпрНаЦвлИеПннЫо:с ти ССисотцеиманлоьснтои
Индивиду аииоации Гуманизации
Дитлога и Иснодтирвуидднуиачлеисзтавцаии
Создания толерантной
образовательной среды1 Кульауросообразности
Единства теории и прсаркетдиык и
ТЕХНОЛОГИЯ практики
ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
(на основе компетентностного подхода и использования гуманитарных технологий, интерактивных, диалоговых, проективных и проблемных методов)
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ 1. создание модели формирования педагогической толерантности 2. разработка технологии формирования толерантности 3. системным мониторинг сформированности толерантности 4. создание толерантной образовательной среды
РЕЗУЛЬТАТ
(СФОРМИРОВАННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ)
Рис. 1 .Модельпроцесса формированияпедагогической толерантности
л
педагогической толерантности ориентирует на достижение запланированных результатов; деятельностный подход определяет методы, применяемые в процессе обучения, нацеленные на приобретение определенных навыков и умений толерантного взамодействия.
Определены принципы - социально ценностной целенаправленности, системности, гуманизации, индивидуализации, диалога и сотрудничества, создания толерантной образовательной среды, культуросообразности, единства теории и практики, которые обеспечивают целенаправленность всего процесса формирования педагогической толерантности и его эффективность. Принципы индивидуализации, гуманизации, культуросообразности позволяют строить весь процесс с учётом индивидуальных, возрастных, культурных особенностей, социального опыта студентов, формировать у них понимание ценностей толерантности и установок на толерантное поведение. Опираясь на принцип учета поликультурности образовательной среды, принцип создания толерантной среды можно ориентировать студентов на ценностное отношение к многообразию культур, эти принципы отражают процессы интеграции воспитания в культуру тех народов, которые представлены в учебном заведении, помогают строить процесс формирования толерантности в традициях уважения и приниятия культурного многообразия. Принцип диалога и сотрудничества необходим для эффективного взаимодействия, помощи и доброжелательных отношений между преподавателями и студентами, без чего мы не представляем возможным формирование положительного опыта взаимодействия педагога и ученика, который будущие учителя вынесут в свою практическую деятельность. Формирование педагогической толерантности зависит еще и от того, насколько будущий педагог осознает значимость этой категории и связывает ее с практикой, видит ее результаты, поэтому, придерживаясь принципа единства теории и практики, студенты ориентируются на реальное толерантное взаимодействие в
Библиографический список
процессе сотрудничества с педагогами, однокурсниками, учащимися школ в период педагогической практики.
В содержательном блоке раскрыта структура педагогической толерантности, перечень компетенций, соответствующих содержанию компонентов педагогической толерантности, этапы их формирования, которые были рассмотрены выше.
Технологический блок включает технологию формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования на основе компетентностного подхода и использования гуманитарных технологий, интерактивных, диалоговых, проективных и проблемных методов, а также педагогические условия, способствующие формированию педагогической толерантности: создание модели формирования педагогической толерантности, разработка технологии формирования толерантности, системный мониторинг сформированности толерантности, создание толерантной образовательной среды, которая создает возможности бесконфликтного общения с представителями разных народов, даёт реальное представления об особенностях этих людей и формирует положительное представления о них, что способствует проявлению толерантности в повседневной жизни.
В диагностическом блоке описываются критерии, показатели, уровни сформированности педагогической толерантности и методики их оценки.
Оценка уровня сформированности компонентов педагогической толерантности происходит на каждом этапе процесса и определяется с помощью разработанного комплекса тестов и практических заданий, что обеспечивает требуемое качество результатов процесса формирования педагогической толерантности.
Реализация разработанной нами модели формирования педагогической толерантности бакалавров образования способствует формированию мотивов толерантного отношения к детям, знаний и умений решения профессиональных задач на основе принципов толерантности.
1. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. Москва, 2006.
3. Караханова Г.А., Шамхалова Б.А. Модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016; 1 (166).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Москва, 2013.
References
1. Professional'nyjstandartpedagoga. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n.
2. Borytko N.M. Diagnosticheskaya deyatel'nost' pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoj. Moskva, 2006.
3. Karahanova G.A., Shamhalova B.A. Model' processa formirovaniya pedagogicheskoj tolerantnosti u buduschih bakalavrov obrazovaniya Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 1 (166).
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'bakalavriata). Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 12.02.16
УДК 796.01
Loginov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ACTUALIZATION OF NEEDS OF HIGH SCHOOL PUPILS-SPORTSMEN IN ETHIC AND MORAL DEVELOPMENT. The
research presents his work on a problem of actualization of needs of older pupils-sportsmen in moral development. The priority of physical education in spiritual and moral development of youth sports represents a tremendous opportunity for teaching norms of behavior and respect to opponents in sports and training competitions. The aim of the article is an analysis and understanding of a sportsman as a subject in continuous interaction with reflexive-educational environment. Sportsmen could change and build this environment by their behavior and their own impact. The reflexive-educational environment is understood as a set of pedagogical conditions, combining a context of physical education resources, learning tools, educational technology, aimed at mainstreaming the needs of high school pupils in the spiritual and moral development. The structure of the reflexive-educational environment includes a value-oriented, procedural and substantive, communicative-activity and spatial and subject components.
Considerable attention is paid to ethic and moral formation of pupils, which is a process of organized, targeted at both external and internal (emotional and perceptual) effects of a teacher or a coach on the ethic and moral sphere of a pupil, which is the backbone of his inner world. This impact has a complex, integrated character regarding feelings, desires, opinions of the pupil. It is based on a certain system of values inherent in the contents of the physical education and selected by the specific position of the teacher of physical educaton. It is shown that the implementation of moral formation of a pupil in sports and educational organization on the basis of use of humanistic values of the contents of education, family, extra-curricular work, the system of physical education. The work gives substantial characteristics of the ethic and moral development. The structure of ethic and moral development of pupils is developed by its substantial characteristics.