М. Н. Харабаджах. Характеристика модели формирования толерантности будущих...
УДК 371
М. Н. Харабаджах
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В основе статьи - формулирование результатов экспериментального исследования, заключающегося в разработке модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в условиях их профессиональной подготовки в вузе. В работе освящены и проанализированы основные структурные компоненты модели, этапы и педагогические условия ее внедрения. При разработке модели производится учет основных дидактических принципов формирования толерантности. Разработка и реализация модели достигаются путем следования образовательным подходам, способствующим эффективности полноценной подготовки будущих социальных педагогов с высоким уровнем толерантного сознания.
Ключевые слова: модель формирования толерантности, профессиональная подготовка социальных педагогов, этапы формирования толерантности, уровни толерантного сознания, факторы формирования толерантности, диагностика сформированности толерантности, критерии оценки уровней сформированно-сти толерантности.
С учетом сложившихся в педагогической науке традиций к формированию такого профессионально значимого личностного качества будущих социальных педагогов, как толерантность, продиктована целесообразность использования метода моделирования, которое заключается в воспроизведении характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения [1].
Под моделью в рамках метода моделирования стоит понимать систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства оригинала, способную замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [2].
Метод моделирования широко используется в современной научной и практической педагогике с целью преобразования явлений, процессов или объектов, которых еще не существует в реальности, или каких-либо их качеств, недоступных ввиду ряда причин. Благодаря проектированию модели можно выделить и проанализировать структурные компоненты явления или объекта с целью их преобразования или совершенствования.
Резюмируя вышеизложенное, при формировании толерантности будущих социальных педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе целесообразно придерживаться метода моделирования. При создании модели формирования толерантности предусмотрен учет общедидактических принципов и актуальных современной науке образовательных подходов.
Изучение теоретических основ метода моделирования, в частности трудов В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, А. Н. Дахина, позволило выделить концептуальные положения, используемые при моделировании педагогических объектов:
- внедрение в проблему создания модели и определение роли, места и функции моделируемого объекта в системе образования;
- построение системы сквозных компонентов структуры объекта, обладающей максимальной функциональной полнотой;
- оптимизация набора функциональных компонентов системы, установка их взаимосвязи;
- проектирование динамики модели объекта исследования [3-5].
Цель создания и внедрения модели заключается в формировании высокого уровня толерантности будущих социальных педагогов в процессе их профессиональной подготовки. Модель, направленная на формирование толерантности будущих специалистов в области социальной педагогики, структурно состоит их таких основных блоков:
- методологический;
- теоретический;
- диагностический;
- содержательный;
Методологический блок представлен принципами и научными подходами. К принципам формирования толерантности относятся:
- принцип принятия;
- принцип индивидуализации;
- принцип создания толерантной среды;
- принцип связи обучения с реальной жизнью и будущей профессиональной деятельностью.
В рамках модели формирование толерантности достигается путем следования таким походам, как: культурологический, аксиологический, личностно-деятельностный, системный, полисубъектный, коммуникативно-деятельностный [6].
Теоретический блок состоит из компонентов процесса формирования толерантности. К ним относят мотивационно-целевой компонент, который является определяющим в формировании
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 8 (173)
у будущих специалистов мотивационных потребностей к овладению толерантным сознанием.
К компонентам теоретического блока в рамках модели относится также организационно-деятель-ностный, который реализуется через педагогические методы, средства формы развития личностных и профессиональных качеств. Обязательным компонентом теоретического блока является оценочно-результативный. Данный компонент предполагает изучение результатов внедрения модели и их коррекцию, выявление критериев и уровней сформированности толерантного сознания у будущих специалистов в области социальной педагогики.
Диагностический блок направлен на разработку критериев и показателей сформированности толерантности у будущих специалистов и определения уровня развития данного профессионального и личного качества социальных педагогов.
Согласно теоретическим основам толерантности и дидактическим принципам ее формирования, в рамках внедрения модели формирования данного профессионального и личностного качества целесообразно выделить следующие критерии и показатели его сформированности:
1) мотивационно-ценностный критерий, показателями которого являются осознание необходимости толерантного взаимодействия, интерес к проблеме толерантности и положительная мотивация к формированию данного личностно-профессио-нального качества;
2) когнитивный критерий, к показателям которого следует отнести наличие уверенных знаний о феномене толерантности и ее проявлениях в студенческом возрасте, знания о методах, формах и технологиях формирования толерантности;
3) перцептивно-аффективный критерий. К его показателям относятся:
- контроль над собственным поведением;
- стремление к самосовершенствованию в области владения умениями толерантного общения;
4) поведенческий критерий, показателями которого являются умение осуществлять толерантное общение с окружающими, а также соблюдать нормы и правила толерантного поведения [7].
Исходя из анализа научной литературы и собственного экспериментального исследования, можно сформулировать вывод, что сформиро-ванность такого профессионально значимого качества будущих социальных педагогов, как обладание толерантным сознанием, может характеризоваться тремя уровнями: высоким (активным), средним (активно-ситуативным) и низким (пассивным) [7].
Высокий, или активный, уровень сформированности толерантности характеризуется наличием
у будущего специалиста уверенных и осознанных знаний о сущности феномена «толерантность», обладанием высоких коммуникативных способностей, открытостью к диалогу, сотрудничеству и позитивному взаимодействию с окружающими с умением сохранить собственную идентичность.
Личность, обладающая высоким уровнем сфор-мированности толерантности, отличается устойчивым ценностным отношение к себе и окружающи-му миру. При высоком уровне сформированности толерантность становится для будущего специалиста осмысленной необходимостью и потребностью.
Обучающиеся, характеризующиеся активным уровнем сформированности толерантного сознания и поведения, отличаются отсутствием предвзятости в оценивании ситуации взаимодействия или ее объекта, отличаются доброжелательностью, готовностью оказать помощь, беспокоятся об успехе коллектива, а не только о личной выгоде, характеризуются стремлением к углублению знаний о толерантности, выработке собственной модели поведения на основе принципов толерантности.
Средний уровень сформированности норм толерантного поведения сознания характеризует обучающихся, обладающих достаточно полными знаниями о понятии толерантности, однако не отличающихся высокой степенью осознанности.
Такие студенты обладают четкими представлениями о важности соблюдения норм толерантности во взаимодействии индивидов в обществе, однако не всегда готовы к диалогу и сотрудничеству, так как их представления о сущности положительного взаимодействия и способность объективно оценивать себя и возможности окружающих сформированы фрагментарно. Несмотря на добросовестность, готовность прийти на помощь и участие в общем деле, борясь за его успех, будущие социальные педагоги, обладающие средним уровнем сформиро-ванности толерантности, малоинициативны.
Пассивный уровень сформированности толерантного сознания говорит о слабых или совершенно отсутствующих знаниях студента о сущности феномена толерантности, принципах и нормах толерантного поведения и общения. Поведенческие реакции таких студентов могут характеризоваться даже признаками интолерантности, вызванными ложными представлениями о собственной исключительности и несформированностью ценностного отношения к окружающим людям, человечеству в целом и природе.
Низкий уровень формирования толерантного сознания характеризует такой тип личности, как эгоист. Будущие специалисты, обладающие таким уровнем сформированности толерантности, не только не готовы оказать помощь и участие
М. Н. Харабаджах. Характеристика модели формирования толерантности будущих.
другим, но и способны высмеять индивида, совершившего ошибку, или способности или характеристики которого отличаются от окружающих. Они не стремятся к участию в общественной жизни и уклоняются от любого рода поручений, что вызвано неоправданно завышенной самооценкой.
Содержательной блок модели предполагает поэтапное формирование толерантности будущих социальных педагогов. В рамках этого блока реализуется деятельность, направленная на развитие толерантного сознания будущих специалистов такими этапами, как: подготовительно-ознакомительный, практическо-деятельностный, рефлексивный.
Целью подготовительного этапа является ознакомление студентов с сущностью понятия «толерантность», спецификой ее формирования. В ходе деятельностного этапа цель заключается в формировании студентами системы умений и навыков толерантного отношения к окружающим.
Развитие рефлексивных умений, формирование способности объективно оценивать себя и окружающих, развитие самоконтроля в проявлении толерантности - цель рефлексивного этапа содержательного блока модели формирования толерантности будущих специалистов в области социальной педагогики.
Реализация модели, результатом которой является формирование высокого уровня толерантности будущих социальных педагогов, возможна при соблюдении ряда педагогических условий. К ним относятся:
- обеспечение толерантной среды в рамках образовательного учреждения;
- формирование в студенческом коллективе позитивных ценностных установок по отношению к себе и окружающим;
- повышенное внимание к развитию нравственного потенциала будущих социальных педагогов путем применения интерактивных образовательных технологий [8].
Таким образом, представленная модель формирования толерантности у будущих специалистов в области социальной педагогики - это сложная многоуровневая система, включающая комплекс взаимосвязанных элементов.
Такое системное образование позволяет конкретизировать педагогический процесс, направленный на поэтапное формирование толерантности обучающихся в процессе их профессиональной подготовки. Достижение эффективности внедрения данной модели возможно при учете всего спектра блоков: методологического, теоретического, диагностического и содержательного, а также этапов и педагогических условий ее реализации.
Список литературы
1. Фролов И. Т. Философский словарь. 7-е изд. М.: Республика, 2001. 720 с.
2. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издат. центр ИЭТ, 2013. 268 с.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
4. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика, 2002. № 7. С. 3-12.
5. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Вопросы интернет-образования. 2002. № 6. С. 22-26.
6. Гурьянова О. А., Корниенко А. Ф. Развитие толерантного сознания и формирование толерантной личности студента: науч.-метод. пособие. Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. 64 с.
7. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. С. 74-85.
8. Современные методики и технологии в деятельности педагога по формированию установок толерантного сознания обучающихся в общеобразовательной организации / авт.-сост. Капустина Н. Г. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 111 с.
Харабаджах М. Н., аспирант.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского.
Ул. Севастопольская, 2а, Ялта, Республика Крым, Россия, 298635. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.05.2016.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 8 (173)
M. N. Kharabaddzakh
CHARACTERISTICS OF THE MODEL OF TOLERANCE FORMATION OF FUTURE SOCIAL TEACHERS IN THE PROCESS OF
THEIR PROFESSIONAL EDUCATION
The basis of the article is formulation of the results of an experimental study which involves the development of models of tolerance formation of future social workers in terms of their professional training at the University. In the work clarified and analyzed the main structural components of the model, stages and pedagogical conditions of its implementation. In developing the model is the underlying didactic principles of formation of tolerance. Development and implementation of the model is achieved through the following educational approaches that contribute to the effectiveness of the training of future social pedagogues with a high level of tolerance.
Key words: model of tolerance formation, professional preparation of social teachers, stages of formation of tolerance, levels of tolerance, factors of formation of tolerance, diagnostics of development of tolerance, evaluation criteria of levels of development of tolerance.
References
1. Frolov I. T. Filosofskiy slovar1. 7-e izd. [Philosophical dictionary]. Moscow, Respublika Publ., 2001. 720 p. (in Russian).
2. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy [Pedagogy: dictionary of basic concepts]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr IET Publ., 2013. 268 p. (in Russian).
3. Bespal'ko V. P. Slagaemyepedagogicheskoytekhnologii[Items of pedagogical technology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 192 p. (in Russian).
4. Gershunskiy B. S. Tolerantnost' v sisteme tsennostno-tselevykh prioritetov obrazovaniya [Tolerance in the system of values, targets, priorities, education]. Pedagogika - Pedagogy, 2002, no. 7, pp. 3-12 (in Russian).
5. Dakhin A. N. Pedagogicheskoye modelirovaniye: sushchnost', effektivnost' i... neopredelennosf [Pedagogical modeling: nature, effectiveness and... uncertainty]. Voprosy internet-obrazovaniya - Issues of Online Education, 2002, no. 6, pp. 22-26 (in Russian).
6. Gur'yanova O. A., Kornienko A. F. Razvitiye tolerantnogo soznaniya i formirovaniye tolerantnoy lichnosti studenta: nauchno-metodicheskoye posobiye [The development of tolerant consciousness and formation of tolerant personality of the student: Scientific and guidance manual]. Kazan', TGGPU Publ., 2008. 64 p. (in Russian).
7. Astashova N. A. Problema vospitaniya tolerantnosti v sisteme obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [The issue of tolerance in the educational institutions]. Voronezh, NPO "MODEK" Publ., 2003. pp. 74-85 (in Russian).
8. Kapustina N. G. Sovremennye metodiki i tekhnologii v deyatel'nosti pedagoga po formirovaniyu ustanovok tolerantnogo soznaniya obuchayushchikhsya v obshcheobrazovatel'noy organizatsii [Modern techniques and technologies in the activity of the teacher on formation of tolerant consciousness of students in educational organizations]. Surgut, RIO SurGPU Publ., 2014. 111 p. (in Russian).
Kharabaddzakh M. N.
V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta.
Ul. Sevastopol'skaya, 2а, Yalta, Republic of Crimea, Russia, 298635. E-mail: [email protected]