педагогической толерантности ориентирует на достижение запланированных результатов; деятельностный подход определяет методы, применяемые в процессе обучения, нацеленные на приобретение определенных навыков и умений толерантного взамодействия.
Определены принципы - социально ценностной целенаправленности, системности, гуманизации, индивидуализации, диалога и сотрудничества, создания толерантной образовательной среды, культуросообразности, единства теории и практики, которые обеспечивают целенаправленность всего процесса формирования педагогической толерантности и его эффективность. Принципы индивидуализации, гуманизации, культуросообразности позволяют строить весь процесс с учётом индивидуальных, возрастных, культурных особенностей, социального опыта студентов, формировать у них понимание ценностей толерантности и установок на толерантное поведение. Опираясь на принцип учета поликультурности образовательной среды, принцип создания толерантной среды можно ориентировать студентов на ценностное отношение к многообразию культур, эти принципы отражают процессы интеграции воспитания в культуру тех народов, которые представлены в учебном заведении, помогают строить процесс формирования толерантности в традициях уважения и приниятия культурного многообразия. Принцип диалога и сотрудничества необходим для эффективного взаимодействия, помощи и доброжелательных отношений между преподавателями и студентами, без чего мы не представляем возможным формирование положительного опыта взаимодействия педагога и ученика, который будущие учителя вынесут в свою практическую деятельность. Формирование педагогической толерантности зависит еще и от того, насколько будущий педагог осознает значимость этой категории и связывает ее с практикой, видит ее результаты, поэтому, придерживаясь принципа единства теории и практики, студенты ориентируются на реальное толерантное взаимодействие в
Библиографический список
процессе сотрудничества с педагогами, однокурсниками, учащимися школ в период педагогической практики.
В содержательном блоке раскрыта структура педагогической толерантности, перечень компетенций, соответствующих содержанию компонентов педагогической толерантности, этапы их формирования, которые были рассмотрены выше.
Технологический блок включает технологию формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования на основе компетентностного подхода и использования гуманитарных технологий, интерактивных, диалоговых, проективных и проблемных методов, а также педагогические условия, способствующие формированию педагогической толерантности: создание модели формирования педагогической толерантности, разработка технологии формирования толерантности, системный мониторинг сформированности толерантности, создание толерантной образовательной среды, которая создает возможности бесконфликтного общения с представителями разных народов, даёт реальное представления об особенностях этих людей и формирует положительное представления о них, что способствует проявлению толерантности в повседневной жизни.
В диагностическом блоке описываются критерии, показатели, уровни сформированности педагогической толерантности и методики их оценки.
Оценка уровня сформированности компонентов педагогической толерантности происходит на каждом этапе процесса и определяется с помощью разработанного комплекса тестов и практических заданий, что обеспечивает требуемое качество результатов процесса формирования педагогической толерантности.
Реализация разработанной нами модели формирования педагогической толерантности бакалавров образования способствует формированию мотивов толерантного отношения к детям, знаний и умений решения профессиональных задач на основе принципов толерантности.
1. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. Москва, 2006.
3. Караханова Г.А., Шамхалова Б.А. Модель процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016; 1 (166).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Москва, 2013.
References
1. Professional'nyjstandartpedagoga. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n.
2. Borytko N.M. Diagnosticheskaya deyatel'nost' pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoj. Moskva, 2006.
3. Karahanova G.A., Shamhalova B.A. Model' processa formirovaniya pedagogicheskoj tolerantnosti u buduschih bakalavrov obrazovaniya Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 1 (166).
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'bakalavriata). Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 12.02.16
УДК 796.01
Loginov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ACTUALIZATION OF NEEDS OF HIGH SCHOOL PUPILS-SPORTSMEN IN ETHIC AND MORAL DEVELOPMENT. The
research presents his work on a problem of actualization of needs of older pupils-sportsmen in moral development. The priority of physical education in spiritual and moral development of youth sports represents a tremendous opportunity for teaching norms of behavior and respect to opponents in sports and training competitions. The aim of the article is an analysis and understanding of a sportsman as a subject in continuous interaction with reflexive-educational environment. Sportsmen could change and build this environment by their behavior and their own impact. The reflexive-educational environment is understood as a set of pedagogical conditions, combining a context of physical education resources, learning tools, educational technology, aimed at mainstreaming the needs of high school pupils in the spiritual and moral development. The structure of the reflexive-educational environment includes a value-oriented, procedural and substantive, communicative-activity and spatial and subject components.
Considerable attention is paid to ethic and moral formation of pupils, which is a process of organized, targeted at both external and internal (emotional and perceptual) effects of a teacher or a coach on the ethic and moral sphere of a pupil, which is the backbone of his inner world. This impact has a complex, integrated character regarding feelings, desires, opinions of the pupil. It is based on a certain system of values inherent in the contents of the physical education and selected by the specific position of the teacher of physical educaton. It is shown that the implementation of moral formation of a pupil in sports and educational organization on the basis of use of humanistic values of the contents of education, family, extra-curricular work, the system of physical education. The work gives substantial characteristics of the ethic and moral development. The structure of ethic and moral development of pupils is developed by its substantial characteristics.
In conclusion it is noted that a variety of problems of upbringing of ethic and moral development of a person of a child, and many factors in the sports and educational environment require a diversity of educational influences. Most part of this diversity should include interests arising from personal experience of pupils. The interest stimulates a sense of activity, but motivation is a factor of actualization of the needs of senior pupils in the ethic and moral development.
Key words: actualization, need, pupils-sportsmen, children 14-16 years of age, ethic and moral development.
В.В. Логинов, канд. пед. наук, доц. Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ
В данной статье рассматривается проблема актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении. Прослеживается идея о том, что приоритетное направление физкультурного образования в духовно-нравственном становлении спортивной молодёжи представляет огромные возможности для приобщения школьников к соблюдению норм поведения и уважения к соперникам в спортивно-тренировочных соревнованиях.
Целью статьи является анализ и понимание школьника-спортсмена как субъекта, находящегося в непрерывном взаимодействии с рефлексивно-образовательной средой, который своим поведением и воздействием изменяет и строит эту среду. Рефлексивно-образовательная среда понимается как комплекс педагогических условий, объединяющий в себе контекстные физкультурно-образовательные ресурсы, средства обучения, педагогические технологии, направленные на актуализацию потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении. Структура рефлексивно-образовательной среды включает ценностно-целевой, процессуально-содержательный, коммуникативно-деятельностный и пространственно-предметный компоненты.
Значительное внимание в статье уделяется духовно-нравственному становлению обучающихся, которое представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-перцептивного) воздействия педагога-тренера на духовно-нравственную сферу школьника-спортсмена, являющуюся системообразующей его внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений школьника. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании самого физкультурного образования и актуализируемую определенной позицией педагога-тренера физической культуры. Показано, что осуществление духовно-нравственного становления школьника-спортсмена в условиях спортивно-образовательной организации возможно на основе реализации гуманистических ценностей содержания образования, семьи, внеклассной и внешкольной работы, системы дополнительного физкультурного образования. На основании анализа проблемы актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении выделены его содержательные характеристики, опираясь на которые разработана структура духовно-нравственного становления обучающихся, включающая ряд компонентов.
В заключении отмечается, что многообразие проблем воспитания духовно-нравственного становления личности школьника, его многофакторность в условиях спортивно-образовательной среды требует многообразия воспитательных воздействий. Большая часть этого многообразия должна включать интересы, исходящие из личного опыта школьника, в процессе которых формируется смысл деятельности, а мотивация выступает фактором актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении.
Ключевые слова:актуализация, потребность, школьники-спортсмены старшего возраста (14-16 лет), духовно-нравственное становление.
Социально-экономические преобразования в обществе, характеризующиеся переоценкой культурных и нравственных ценностей, глобальным преобразованием социальных стереотипов в сторону рыночных отношений, актуализировали проблему формирования потребности обучающихся в духовно-нравственном становлении. Это напрямую касается и сферы физкультурного образования.
Духовно-нравственное развитие школьника, занимающегося спортом, является приоритетным трендом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения его в различные сферы школьной деятельности и общественной жизни [1, с. 29].
Построение сильного государства зависит от потенциала сегодняшнего поколения, его устремлений, знаний и интеллектуальных способностей. Только физически крепкая, гармонично развитая молодёжь способна взять на себя ответственность за судьбу Отечества и будущее нации. В этом аспекте изучаемая проблема актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении является весьма актуальной.
Отметим и то, как верно отмечает С.П. Акутина, физкультурное образование способствует, прежде всего, формированию телесности. Это, по мнению автора, придает односторонность педагогическому взаимодействию и не затрагивает ценностный (духовно-нравственный) потенциал подростка, его социальную природу, без чего становление личности не представляется возможным [2, с. 17-18].
Как считает другой ученый А.Ю. Горбунов, недостаточная ориентация образовательных организаций на духовно-нравственное становление личности, приводит к использованию подростками ценностей других социокультурных сфер общества [3, с. 14].
В этой связи необходимым фактором сегодня является максимальная интеграция духовно-нравственной и физической
культуры в сфере физкультурного образования. При этом духовно-нравственное становление, как верно пишет В.В. Игнатова, должно составлять одно из приоритетных направлений в духовно-нравственном становлении личности [4, с. 19].
Духовно-нравственное становление школьников, занимающихся целенаправленно спортивно-тренировочной деятельностью, процесс довольно сложный. С одной стороны, воспитание личности - это системообразующий элемент деятельности общества (коллектива) и фактор социального развития, а с другой, в условиях социального кризиса процесс воспитания лишен социальных опор, достойного содержания и поддержки. В этих условиях, как показывает наш опыт актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении, важно создать в ученическом (школьном) коллективе рефлексивно-образовательную среду (Ю.К. Померанцева, 2009), которая формирует у обучающихся здоровый стиль жизни как залог духовно-нравственного становления личности.
Категория «среда» является объектом исследования представителей разных наук (философов, социологов, психологов, педагогов), которые стремятся к выяснению созидательного потенциала среды и ее влияния на становление и развитие личности обучающегося. В Российской педагогической энциклопедии среда трактуется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.
Мы придерживаемся мнения, что рефлексивно-образовательная среда является таким окружением субъекта, в котором создаются условия для становления личности, самообучения и саморазвития школьника. Рефлексивно-образовательная среда в нашем исследовании представляет собой проектируемую и создаваемую субъектами образования (педагогами, учащимися, персоналом образовательной организации) область их совместной деятельности, где между ними и образовательной системой (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и
отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей самообразования и становления.
Опираясь на исследование А.Ю. Горбунова, мы рассматриваем физическую культуру личности как целостную систему, отражающую сформированность ценностных ориентаций, культуру поведения, систему отношений и мотивов, систему двигательных личностных потребностей и способностей, определяющих эффективность со циализации.нравственно йкуланры,общесоци-альной и физкультурно-спортивной деятельности [3, с. 12]. Исходя из данного определения, духовно-нравственное становление выступает пщиоритетаыа компонентом в формироканиифизиче-ской культуры личности.
Преимущесвво фиакипвтурного абртиованив в дкиив-но-нравственном становлении личности заключается в том, чтокно иреозеаиляет Иилешив воерощности для приобщения школьников-спортсменов к нравственным нормам и принципам поведения в условиях соперничества. Это именно та сфера, в которой важно соКлюдатзибщеприняиею п роциумскфавптвен-ные нормы и принципы. В спортивных соревнованиях, как объ-
Жукии,узащиося зач в таких условиях, когда он, находясь в крайней степени эмо-циональногпнрпряжения, д^г^л^еи осущесквитинсавоивенный выбор: оказать или не оказать необходимую помощь товарищу или сопернику; довести или не доводить борьбу до конца, если лионы°зпзрльтазлФеае будетвызптир; пзжертвиаатьиринр пожертвовать личным успехом ради успеха команды и т. п. [5, с. Р6К].
Духовно-нравственное становление представляет собой прицезсорганизоианзкгт, реранаправлезногикоеввешнеки так и внутреннего (эмоционально-перцептивного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся сискемообрезающей еесниирезеего ми^и. Этсвозде^тзие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувcив,жeопниИ,мнeннTпoдиирткa.(Mнooпеиaeтcи наооредз-ленную систему ценностей, заложенную в содержании физкуль-туpниl"oибpaыoвевии имктимливиоyeмаюol-peдклeнииогюии-цией педагога-тренера физической культуры. Осуществление духовно-нравственного становления школьника-спортсмена в условзохобразрвательна- органзза^и возмаФлoнaocвoвиеe-ализации гуманистических ценностей содержания образования, семьи,з^^eкеacзнoаи внкшкименаа работы, системы дополнительного физкультурного образования.
Одним из общих проявлений нравственности в спорте, согласно Fair play (в переводе с англ. честная, справедливая, корректная игра) является: оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычнойспортивно-тренировочной ситуации[6.с-63]- применение принципов справедливой игры в практической физкультур-но-спортивной деятельности является важным педагогическим приомом, нктуалиуирующимпотре°тосоистарших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении личности.
Фсомио°таннепотуеОнустивдухов ни-ноавствинном становлении личности учащегося - спортсмена, как отмечает Н.А. Пластун, требует соблюдения, по крайней мере, трёх условий [7, с. 49-50]:
• приобретение обучающимися знаний о духовно-нрав-ст°енхомпове°мнис субуектаритоттхое хорсюю.и чоо такое плохо»);
н ^^иснг^г^н^^и^нгаоимция жизнедеятесьнистииприоб-ретение положительного опыта духовно-нравственного поведе-ниостооиивной юлодежо;
• выработка у школьников-спортсменов социальной потребности в духовно-нравственном становлении.
Тоореаичнскшннолизортбтесы ^к^стоз^о нотуебности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном стан овитнии (И.М. Бых°нская, ЕНайн,0.°1. Каспова, А.В. Козлов, Т.Ю. Круцевич и др.) позволил выделить его содер-жапельные сю^тий и
норм нравственной культуры; культура чувств (самообладание), характеризующаяся степенью сдержанности негативных реак-оий, вo°риоaнн°cтою волдвыс кинеотв,в°1итженннйомпатией; самопознание и самоанализ духовно-нравственного становление личоосжи. °xppaH^t5 нн вь^^ул^нхыу^(^;^еож^тель°ре характеристики, нами разработана структура духовно-нравственного cтaх°нлонияoбочaющиxcя,вклюнсющaя cлтдyчL°иeкoи1сoнен-ты: когнитивный, эмоциональный, морально-волевой и поведенческий (рисунок 1).
Нмжепритеднмподержрниуктждого компнненпа стро-туры духовно-нравственного становления личности обучающихся.
Когнитивный компонент духовно-нравственного становления школьника-спортсмена содержит систему знаний о техно-
т х Сюжyжтyжы дyховномнжывтювпнного точностного тюыновлпнжя ШЖOЛHHЖЖOBм
н н н о у р о н
—► Когнжюжвный жомпонпню Эмомжонылнный жомпонпню Mожылнном волпвой жомпонпню Повпдпнчптжжй компо^ню
г 1 г 1 1 г
Кжжюпжжж —► м отосныннотюн отноиных поняюой о ноум нжывтювпнной жyлнтyжы м yтюойчжвып эмомжонылннып тотюоянжя: доМжожплыюплнм нотюнр оюсывчовотюнр yпжывлпнип эмомоямо м MOЖЫЛHHOм волпвыя гоюовнотюн ж пжподолпнжю южyднотюпйр м 0ювпюсювпнм нотюн ппжпд жоллпжюжвом м потюжопнжп модплпй спожюивного повпдпнжя н° отновн жпылжсымжж духовном нжывтювпнных ноум
Тй с.й . Стууотжхо ,УУXoвоo-нpaнcтмннн°кoлинрocннoгo cтaнoвпонихoбyчоющиxня
логии спортивно-тренировочной и практико-ориентированной деятельности тренера-наставника, поскольку без профессиональных знаний невозможно добиться целенаправленного духовно-нравственного становления личности.
Эмоциональный компонент выражается в психической и психологической готовности обучающихся к соревновательной деятельности, умении осуществлять саморегуляцию как признак устойчивого эмоционального состояния.
Морально-волевой - характеризуется сформированностью моральных и волевых качеств школьника-спортсмена, характера, которые способствуют гармоничному сочетанию занятий спортом с другими видами деятельности, успешной реализации своих спортивных умений во время соревнований.
Поведенческий компонент выражает энергетические характеристики деятельности школьника-спортсмена и проявляется в построении моделей спортивного поведения (солидарности, взаимопомощи по отношению к сопернику и др.) на основе реализации духовно-нравственных норм.
Сформулированные компоненты характеризуются критериями, что позволяет провести диагностику и выявить уровень духовно-нравственного личностного становления обучающихся. Всего в исследовании выделено четыре уровня: низкий, средний, высокий и продвинутый. Для измерения уровня духовно-нравственного личностного становления обучающихся по выявленным критериям, в опытно-экспериментальной работе использовались разнообразные методы: методика наблюдений за действиями учащихся в различных по своему содержанию жизненных и спортивно-тренировочных ситуациях; нравственные беседы; метод интроспекции; тесты дифференциальной самооценки; методики изучения сферы потребностей, знаний, умений, рефлексивной оценки.
Так, например, оценка поведения обучающихся в специально созданных (моделируемых педагогом-тренером) ситуациях требовала от испытуемых значительных моральных усилий, связанных с ущемлением личного ради общественного. Анализ поведения, как отмечает Н.М. Шемякина, в этом случае имеет большую диагностическую весомость, ибо одной-двух проверок часто бывает достаточно, чтобы выявить нравственно-волевой уровень личности [8, с. 37]. К этой группе относятся ситуации: персональной ответственности; противоречивого выбора; нравственной вины; оценки и самооценки действия (поступка).
Организация подобного рода ситуаций выступала в исследовании как диагностическое средство и педагогический прием выявляющего и формирующего характера, способствующий решению проблемы актуализации потребностей школьников-спортсменов в духовно-нравственном личностном становлении.
Организация практики актуализации становления подростков осуществлялось в процессе апробации опытной программы (третий урок физической культуры) с подростками 14 лет в период с 2012-2015 гг. и одновременно охватывали (п=196) учащихся пяти школ, одного лицея и двух колледжей г. Челябинска и области. На широту охвата участников эксперимента повлияли не только цель и задачи программы опытной работы, но и методы, территориальная расположенность, условия организации, социально-психологические детерминанты феномена массовости физической культуры в территориях Южного Урала.
Экспериментальным фактором во всех учебных группах являлась авторская программа «Методика организации третьего урока физической культуры» [6], объёмом 30 часов, из них 6 часов теоретических занятий и 24 часа других форм практи-ко-тренировочных (занимательных) занятий. Суть исследования заключалась в определении и реализации приоритетных психолого-педагогических направлений, способствующих актуализации потребности подростков в духовно-нравственном становлении в процессе занятий физической культурой.
Цель программы - содействие духовно-нравственному становлению подростка старшего школьного возраста (14-16 лет), раскрытию подлинно человеческих качеств, создание у обучающихся целостного представления о нравственно-гуманной сфере физической культуры как элементе общей культуры человека и социума.
Основные задачи, реализуемые программой:
• выявить предпосылки развития личности подростка старшего школьного возраста на занятиях физической культурой;
• формирование ценностного отношения к коллективу, понимание смысла человеческого общения и ценности занятий
физической культурой для становления личности в подростковой среде;
• развитие потребности старших школьников-спортсменов в учебной, досуговой и спортивно-тренировочной деятельности к полноценному духовно-нравственному становлению;
• формирование понимания ответственности личностных и деловых качеств школьника-спортсмена во взаимоотношениях коллектива сверстников с сотрудниками образовательной организации (школа, спортивный клуб, секция, стадион).
Условия реализации программы. Данная программа «Методика организации третьего урока физической культуры» является достаточно инновационной, так как сама идея введения в школах третьего урока физической культуры появилась сравнительно недавно. И зачастую, как отмечается в ряде исследований, проводится на низком методическом уровне [1; 2; 3; 7]. Программа разработана коллективом кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры под руководством Заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора А. Я. Найна, подвергнута оценке и утверждена экспертным советом вуза. Программа методически сопровождается в период её адаптации до 2018 года. Её реализация предусматривает: разработку, апробациу и реализацию познавательно-развивающих, спортивно-тренировочных технологий; методики поэтапной реализации модели развития юного спортсмена на основе использования системы спортивно-тренировочных музыкально-ритмических, эйдетических, рефлексивно-двигательных, идеомоторных, игровых средств и методов познавательно-развивающей направленности; дидактических и методических материалов по физической культуре; научно-практических рекомендаций по развитию личности школьника-спортсмена на уроках физической культуры, которые реализуются в образовательных и спортивных организациях (клубах).
В процессе исследования использован большой комплекс методов и широкий подбор физических упражнений, основанных на использовании эйдетических, игровых, рефлексивно-двигательных, идеомоторных, музыкально-ритмических методов и разнообразных спортивно-тренировочных форм занятий как классных, так и внеурочных (третий урок физической культуры). Из большого многообразия методов следует выделить эйдетические методы, которые являются инновационными в процессе организации третьего урока физической культуры и направлены, прежде всего, и главным образом, на духовно-нравственное становление субъекта. Эйдетические методы направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения за счет восприятия образов, представлений двигательной деятельности (эйдетизм - образ, наружный вид). Он является отражением в памяти образов, в сохранении наглядных двигательных действий и их воспроизведений через некоторое время после выполнения физических упражнений. Вместе с тем эйдетические методы имеют конкретную структуру и нацелены на активизацию слухового, зрительного, тактильного, кинестетического и двигательного анализаторов. В эйдетических образах, по опыту Л.С. Выготского, в нерасчленённом виде заключены зачатки трёх ведущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления. Отсюда, при развитии образной памяти гетерогенно происходит формирование таких высших психических функций как внимание, наблюдательность, творческое воображение и др. (Н.А. Петухова, 2002).
В основу методики актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении положены выявленные и апробированные в исследовании личностно-ориентированные и организационно-педагогические условия:
4) создание мотивирующей среды как основы овладения духовно-нравственными ценностями физической культуры обучающихся;
5) актуализация рефлексивно-познавательной потребности подростка в оценке собственного спортивного поведения;
6) формирование у школьников ценностей и смыслов физической культуры с позиции нравственной культуры общества;
7) использование комплекса психолого-педагогических средств и приемов физкультурного образования, направленных на достижение социального и личностно значимого результата -духовно-нравственного становления обучающегося.
Отсроченные результаты исследования показали, что подавляющее большинство педагогов физической культуры испытывает затруднения в освоении современных требований к физкультурной образовательной деятельности, особенно по
технологии организации третьего урока физической культуры. Именно эта дидактическая составляющая призвана в значительной мере оказать позитивное влияние на процесс актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении. Данное явление объясняется, прежде всего, тем, что все еще не проработано методическое обеспечение: образовательные программы, психолого-педагогические подходы, технологические особенности и здоро-
Библиографический список
вьесберегающие приёмы актуализации потребности старших школьников-спортсменов в духовно-нравственном становлении.
В этой связи сегодня принципиально важно поддерживать жизнеспособные традиции тех спортивно-образовательных организаций, которые пытаются освоить все прогрессивное, что появляется не только в теории отечественного физкультурного движения, но и в мировой практике.
1. Козлов А.В. Формирование духовно-нравственного становления школьников-спортсменов в физкультурном образовании. Физическая культура и спорт: материалы III Международной научно-практической конференции Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический университет, 2011.
2. Акутина С.П. Формирование нравственно-ценностных ориентаций молодежи в воспитательной системе психолого-педагогического образования. Арзамас: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2015.
3. Горбунов А.Ю. Формирование физической культуры младшего школьника в образовательном процессе. Автореферат диссертации ...кандидата педагогических наук. Челябинск, 2010.
4. Игнатова В.В. Стратегические условия актуализации потребности школьников в духовно-нравственном становлении. Томск: Издательство ТПУ, 2014.
5. Жуков А.Д. Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. Главный редактор А.Д. Жуков. Москва: Магистр-пресс, 2011.
6. Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Ответственный редактор А.Я. Найн. Челябинск: Уральская Академия, 2015.
7. Пластун Н.А. Духовно-нравственное воспитание личности в системе образования. Актюбинск: Актюбинский кооперативный колледж, 2013.
8. Шемякина Н.М. Духовно-нравственное становление старшеклассника во внеурочное время. Ростов на-Дону: Феникс, 2009.
References
1. Kozlov A.V. Formirovanie duhovno-nravstvennogo stanovleniya shkol'nikov-sportsmenov v fizkul'turnom obrazovanii. Fizicheskaya kul'tura i sport: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Stavropol': Stavropol'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2011.
2. Akutina S.P. Formirovanie nravstvenno-cennostnyh orientacijmolodezhi v vospitatel'nojsisteme psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya. Arzamas: Arzamasskij filial Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2015.
3. Gorbunov A.Yu. Formirovanie fizicheskoj kul'tury mladshego shkol'nika v obrazovatel'nom processe. Avtoreferat dissertacii ...kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2010.
4. Ignatova V.V. Strategicheskie usloviya aktualizacii potrebnosti shkol'nikov v duhovno-nravstvennom stanovlenii. Tomsk: Izdatel'stvo TPU, 2014.
5. Zhukov A.D. Nauka o sporte. Enciklopediya sistem zhizneobespecheniya. Glavnyj redaktor A.D. Zhukov. Moskva: Magistr-press, 2011.
6. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie: tematicheskij sbornik nauchnyh trudov. Otvetstvennyj redaktor A.Ya. Najn. Chelyabinsk: Ural'skaya Akademiya, 2015.
7. Plastun N.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti v sisteme obrazovaniya. Aktyubinsk: Aktyubinskij kooperativnyj kolledzh, 2013.
8. Shemyakina N.M. Duhovno-nravstvennoe stanovlenie starsheklassnika vo vneurochnoe vremya. Rostov na-Donu: Feniks, 2009.
Статья поступила в редакцию 05.04.16
УДК 378
Karasova I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Seleznyova E.A., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University
(Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANIZATION AND TECHNOLOGY OF PEFORMING OF PROFESSIONAL TRANING PRACTICE IN TEACHERS' TRAINING UNIVERSITY IN CONDITIONS OF THE COMPETENCE APPROACH. In the article the authors clarify a definition of a competence-based approach in practical training of students of a pedagogical university on the basis of paradigmatic, syntagmatic, and pragmatic components. The work describes social, methodological and procedural preconditions for the realization of the competence approach in the organization and performing of industrial practice. The conditions of successful introduction of preconditions of continuity in the linkages and relationships between manufacturing practices programs in for bachelor and master students; the formation of competencies; in the choice of technologies of training of students in secondary educational institutions; in selecting the means to evaluate results to develop students' competencies.
Key words: industrial practice, competence approach, model of realization of competence-based approach, structural-functional model of organization of production practices, social prerequisites, methodological, procedural.
И.С. Карасова, д-р пед. наук, проф., Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
Е.А. Селезнева, соискатель каф. педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический
университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПЕДВУЗЕ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье уточнено определение компетентностного подхода применительно к производственной практике студентов педвуза на основе парадигмальной, синтагматической, прагматической составляющих. Раскрыты социальные, методологические и процессуальные предпосылки реализации компетентностного подхода в организации и проведении производственной практики. Выявлены условия успешного осуществления предпосылок - преемственности в установлении связей и отношений между программами производственной практики в бакалавриате и магистратуре; в формировании компетенций; в выборе технологий обучения учащихся в средних образовательных организациях; в выборе средств оценивания результатов освоения студентами компетенций.
Ключевые слова: производственная практика, компетентностный подход, модель реализации компетентностного подхода, структурно-функциональная модель организации производственной практики, социальные предпосылки, методологические предпосылки, процессуальные предпосылки.