Научная статья на тему 'Проблемы гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и нравственного воспитания студентов-спортсменов в условиях спортивного клуба университета'

Проблемы гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и нравственного воспитания студентов-спортсменов в условиях спортивного клуба университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНЕР-ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачев Е. В.

Рассматривается гуманизация физкультурно-спортивной деятельности и нравственное воспитание студентов-спортсменов, состояние их физического и духовно-нравственного развития. Рассматривается работа преподавателей вуза и тренеров-педагогов по созданию гуманной, личностно ориентированной среды воспитания гуманной личности, оказанию педагогической поддержки нуждающимся студентам-спортсменам. На основе проведенного в Курском государственном университете эксперимента по формированию гуманно-ценностной сферы современной спортивной студенческой молодежи делаются выводы. Дана оценка наиболее значимых моментов гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и социально-нравственных ценностей, выявленных посредством опроса студентов-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и нравственного воспитания студентов-спортсменов в условиях спортивного клуба университета»

УДК 378.02

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО КЛУБА УНИВЕРСИТЕТА

© 2014 Е. В. Ткачев

аспирант каф. психологии образования и социальной педагогики e-mail: Tkachevevgeney@mail. ru

Курский государственный университет

Рассматривается гуманизация физкультурно-спортивной деятельности и нравственное воспитание студентов-спортсменов, состояние их физического и духовнонравственного развития. Рассматривается работа преподавателей вуза и тренеров-педагогов по созданию гуманной, личностно ориентированной среды воспитания гуманной личности, оказанию педагогической поддержки нуждающимся студентам-спортсменам. На основе проведенного в Курском государственном университете эксперимента по формированию гуманно-ценностной сферы современной спортивной студенческой молодежи делаются выводы. Дана оценка наиболее значимых моментов гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и социально-нравственных ценностей, выявленных посредством опроса студентов-спортсменов.

Ключевые слова: студенческая молодежь, нравственное воспитание, гуманизм, здоровье, физкультурно-спортивная деятельность, тренер-педагог.

На современном этапе развития общества повышается роль физкультурного образования и воспитания в подготовке конкурентоспособных специалистов (педагогов-тренеров) для обучения и воспитания подрастающего поколения. Повышение качества подготовки будущих педагогов зависит не только от наличия оснащенной материально-технической базы, интеллектуального потенциала вуза, но и от умелого построения учебно-воспитательной и спортивной работы в контексте гуманистической парадигмы образования, гуманизации и демократизации её содержания. Проблемы гуманизации личности и нравственного воспитания студентов в современных условиях приобретают особую актуальность и значимость. Воспитание физически и интеллектуально развитой, гуманной личности является насущной потребностью современного общества.

Образование - уникальное общественное явление, определяющее прогресс всей человеческой цивилизации. Оно играет важнейшую роль в становлении личности человека, в развитии его духовно-нравственной культуры, формировании ценностных ориентаций и воспитании гуманной личности. В современных условиях высшее физкультурное образование рассматривается обществом как главный ресурс подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту [Давиденко, Пасичнисенко 2003].

В связи с этим проблема гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и воспитания студентов, разработка и внедрение личностно ориентированных педагогических технологий обучения гуманистической и культурологической направленности в современных условиях является приоритетной задачей педагогической науки и практики.

педагогические на уки

Однако в научно-методической литературе, посвященной гуманизации и демократизации учебно-воспитательной работы в вузах, недостаточно освещены и слабо представлены аспекты воспитания гуманных качеств личности. До настоящего времени для студентов-спортсменов не разработаны научно обоснованные педагогические рекомендации по гуманизации и демократизации учебновоспитательной и тренировочной работы [Выдрин, Зыков, Лотоненко 2001].

Наблюдение выявило, что более 80 % тренеров-педагогов, работающих в детских юношеских спортивных школах и школах высшего спортивного мастерства, используют авторитарный метод воспитания, предъявляя жесткие требования к студентам-спортсменам. Это отрицательно сказывается на поведении спортсменов и не дает положительного результата.

Большое влияние на воспитание гуманной личности оказывает тренер-педагог. Он должен развивать у студентов мировоззрение, культуру мышления, деятельности и общения, поскольку гуманное воспитание предполагает формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом субъектом самосовершенствования выступает сама личность, что особенно важно в условиях дезадаптации молодежи [Желобкович, Глазько, Кунчинов 2007].

Преподаватели вуза и тренеры-педагоги обязаны создать гуманную, личностно ориентированную среду для воспитания гуманной личности, проявить должное внимание и оказать педагогическую поддержку нуждающимся студентам-спортсменам.

Подытоживая сказанное выше, мы можем сказать, что воспитательнообразовательная и учебно-тренировочная работа, построенная на принципах гуманизации и демократизации, способствует не только развитию двигательных и интеллектуальных способностей, но и воспитанию гуманных качеств личности студента-спортсмена.

Проведенное исследование позволяет нам выделить наиболее значимые моменты гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и нравственного воспитания студенческой молодежи.

В процессе проведенного исследования нами установлено, что реализация принципа гуманизации в физкультурном образовании позволяет обеспечить благоприятные условия для развития личности спортсмена, очеловечивания воспитательных отношений, признания ценности человека как личности и индивидуальности и способствует воспитанию гуманной личности спортсмена. Учебно-тренировочная работа в вузе должна быть направлена не только на достижение высоких спортивных результатов, но и на формирование у студентов-спортсменов нравственных общественно значимых качеств (целеустремленности, ответственности, самостоятельности, доброты, милосердия), необходимых в жизнедеятельности,

Педагогические наблюдения выявили, что игнорирование вопросов воспитания гуманных и нравственных качеств студентов-спортсменов может сделать занятия физической культурой и спортом источником развития негативных черт личности: эгоизма, высокомерия, зазнайства, агрессивности, жестокости, конфликтности и неуважительного отношения к сверстникам. С целью предупреждения развития негативных черт характера педагогу-тренеру следует проводить индивидуальную работу, построенную на гуманно-личностном походе к обучению и воспитанию студентов-спортсменов.

Руководя учебно-тренировочным процессом, педагог-тренер должен отказаться от авторитарного метода воспитания и использовать демократический стиль общения, не подавляя инициативу и самостоятельность студентов. Это позволяет выстраивать сотрудничество, доброжелательное отношение к ним. Меньше принуждения, больше

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Ткачев Е. В. Проблемы гуманизации физкультурно-спортивной деятельности и нравственного воспитания студентов-спортсменов в условиях спортивного клуба университета

свободы и самостоятельности - выше результаты - этот принцип построения учебнотренировочных занятий со спортсменами должен быть ведущим [Попенченко 2004].

Анкетный опрос студентов, обучающихся в Курском государственном университете, выявил, что наибольшей полярностью пользуются педагоги, устанавливающие добрые отношения, умеющие разрядить напряженную обстановку, способные выдвигать интересные идеи, оказывать помощь и поддержку ученикам в необходимых ситуациях. Более 60 % респондентов считают, что развитие познавательных способностей, формирование знаний должны сопровождаться личностным обогащением студентов и созданием особой, гуманной атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения педагога и ученика.

Воспитание у студентов положительной мотивации к учению и развитие гуманных качеств (доброты, милосердия), формирование добрых и доверительных отношений между участниками педагогического процесса являются важнейшими задачами педагога-тренера. Это способствует созданию благоприятных условий для гуманизации личности в образовательном процессе.

Исследование выявило, что в современных условиях для значительной части молодежи характерны негуманные, безнравственные качества (жестокость, грубость, насилие, цинизм нигилизм, безверие). Это свидетельствует о потере молодыми людьми мировоззренческих и духовно-нравственных ориентиров. Это обусловлено отсутствием четко продуманной социально ориентированной молодежной политики по нравственному воспитанию учащейся молодежи, ослаблением воспитательной работы в образовательных учреждениях. На преодоление этих негативных явлений, должна быть направлена воспитательно-образовательная работа в педагогических вузах.

С целью предупреждения и преодоления негативных явлений необходимо разработать программу по нравственному воспитанию учащейся молодежи, построенную на принципах гуманизации и демократизации сё содержания. Основополагающим принципом организации и построения воспитательно-

образовательной работы является гуманный подход в обучении и воспитании студентов-спортсменов, предусматривающий очеловечивание воспитательных

отношений, создание гуманной, личностно ориентированной образовательной среды.

Проведенное нами исследование подтвердило, что занятия физической культурой и спортом обладают большим воспитательным и развивающим потенциалом. Рационально построенные учебно-тренировочные занятия в условиях вуза обеспечивают не только физическую подготовку, но и воспитание гуманных и нравственных качеств студентов (доброты, милосердия, человечности, сочувствия). Гуманность как человечность, свойство личности в спортивной деятельности проявляется в добром и сострадательном отношении к другим людям, отзывчивости, готовности прийти на помощь другому человеку, предъявлении доступных и посильных требований и учебно-тренировочных заданий и очеловечивании воспитательно-образовательной работы со студентами. Спортивные занятия предоставляют любому человеку возможность проявить себя, постоянно улучшая личные результаты, и обеспечивают понимание важности командного духа, взаимовыручки и взаимоуважения, формируют его волю, характер и способствуют воспитанию сознательной дисциплины, культуры поведения и гуманных качеств (доброты и милосердии).

Библиографический список

Давиденко Д.Н., Пасичнисенко В.А. Физкультурное воспитание как одна из частей вузовского образования // Современные проблемы физического воспитания

педагогические на уки

студенческой молодежи и формирование здорового образа жизни: материалы республ. науч.-практической конф.; Минск, 2 апреля 2003 г. Мн.: МИТСО, 2003. 72 с.

Выдрип В.М., Зыков БК., Лотонеыко А.В. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие. Воронеж: ВГУ, 2001. 160 с.

Желобкович М.П., Глазько Т.А., Кунчинов Р.И. Дифференцированный и индивидуальный подходы к построению и организации физического воспитания студенческой молодежи: учеб. пособие. Мн., 2007. 205 с.

Попенченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. М., 2004. 180 с.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.