Перевод учащихся ДЮСШ с одной группы в другую осуществляется не автоматически, а на основании решения органа самоуправления (тренерского, методического совета) с учетом стажа занятий и выполнения каждым учащимся контрольно-переводных нормативов. При этом если результаты прохождения подготовки не соответствуют Программным требованиям, перевод на следующий этап подготовки не допускается. Основными критериями оценки деятельности на этапе начальной подготовки являются:
- стабильность состава контингента, установленного учреждением, при отсутствии рекомендаций;
- уровень освоения учащимися ДЮСШ основ техники в избранном виде спорта.
- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.
Библиографический список
Резюмируя вышеизложенное отметим, что этап начальной подготовки в общей системе многолетней спортивной подготовки учащихся по кёрлингу в условиях ДЮСШ является крайне важным и во многом предопределяет перспективность и потенциал каждого юного спортсмена. В настоящее время программы подготовки спортсменов по кёрлингу в условиях ДЮСШ проходят свою апробацию, так как подготовка юных спортсменов у нас в стране по этому виду спорта стала осуществляться сравнительно недавно. В этой связи программа подготовки всё время дополняется различными элементами из аналогичных программ, но по другим видам спорта. В частности, хорошо себя зарекомендовали элементы общей физической подготовки средствами легкой атлетики, а также гимнастические упражнения, которые в совокупности способствуют формированию необходимых качеств у юных кёр-лингистов. Тем самым поиск оптимальной спортивной подготовки учащихся по кёрлингу в условиях ДЮСШ продолжается.
1. Кёрлинг. Available at:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%91%D1%80%D0%BB°/oD0°/oB8°/oD0°/oBD°/oD
2. Устав Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Спортивная школа № 10» Департамента спорта и туризма города Москвы. Available at:http://zelorbita.ru/upload/docs/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0°/oB2°/o202017.pdf
3. Сериков С.М. Программа по керлингу для работы отделения «керлинга» МОУ ДЮСШ. Москва, 2010.
4. Положение о государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Саратовская областная детско-юношеская спортивная школа «Надежда Губернии». Available at:http://pandia.ru/text/80/219/5739.php
5. Воронов А.В., Лемешева Ю.С., Гудин Н.В., Васильковский Б.М., Панов Г М. Федеральный стандарт спортивной подготовки по кёрлингу. Москва, 2012.
6. Задворнов, К.Ю. Керлинг. Организация и судейство соревнований: монография. Москва, 2006.
7. Мельников С.П. Виды бросков кёрлингового камня. Основы спортивной игры в керлинг: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
References
1. Kerling. Available at:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%91%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD°/oD
2. Ustav Gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya goroda Moskvy «Sportivnaya shkola № 10» Departamenta sporta i turizma goroda Moskvy. Available at:http://zelorbita.ru/upload/docs/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%202017.pdf
3. Serikov S.M. Programma po kerlingu dlya raboty otdeleniya «kerlinga» MOU DYuSSh. Moskva, 2010.
4. Polozhenie o gosudarstvennom byudzhetnom uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya «Saratovskaya oblastnaya detsko-yunosheskaya sportivnaya shkola «Nadezhda Gubernii». Available at:http://pandia.ru/text/80/219/5739.php
5. Voronov A.V., Lemesheva Yu.S., Gudin N.V., Vasil'kovskij B.M., Panov G M. Federal'nyjstandart sportivnojpodgotovkipo kerlingu. Moskva, 2012.
6. Zadvornov, K.Yu. Kerling. Organizaciya isudejstvo sorevnovanij: monografiya. Moskva, 2006.
7. Mel'nikov S.P. Vidy broskov kerlingovogo kamnya. Osnovysportivnojigry vkerling: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 02.08.17
УДК 371
Shihshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Sports-Pedagogical Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
REALIZATION OF THE PRINCIPAL OF AVAILABILITY AND INDIVIDUALIZATION IN PHISICAL EDUCATION OF STUDENTS.
The authors of the article substantiate and experimentally prove that the learning process and education must be built with a gradual complication of studied material, rational alternation of the load sequence and recreation and increasing requirements for students. The achievement of this goal is possible with a reasonable planning of the training process with the implementation of the principle of availability and individualization. The importance of the physical education to create a humane person-oriented health and fitness environment providing for the humanization of conditions of training, education and humanization of the individual student on the principles of personal approach, democratization and humanization of educational work, achieving this goal is possible by clever planning of the training process with the help of the principle of availability and personalization.
Key words: principle of availability and personalization, individually differentiated approach, health promotion, human-ization of a student.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О.М. Магомедов, канд. пед. наук, проф. каф. спортивно-педагогических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
В статье обоснована и экспериментально доказана необходимость построения процесса обучения и воспитания с постепенным усложнением изучаемого учебного материала, рациональным чередованием нагрузок и отдыха и повышением требований, предъявляемых к студентам. Важность физического воспитания создать гуманную личностно-ориентированную физкультурно-оздоровительную среду, предусматривающую очеловечивание условий обучения, воспитания и гуманизацию
личности обучаемого на принципах личностного подхода, демократизации и гуманизации учебно-воспитательной работы, достижение этой цели возможно при разумном планировании учебно-тренировочного процесса с реализацией принципа доступности и индивидуализации.
Ключевые слова: принцип доступности и индивидуализации, индивидуально-дифференцированный подход, укрепление здоровья, гуманизация личности обучаемого.
Индивидуализация в физическом воспитании - это организация учебно-тренировочного процесса с учётом индивидуальных особенностей занимающихся, которые позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Академик Е.В. Бондаревская и профессор С.В. Кульневич [1] дают следующую формулировку этому термину: индивидуально ориентированная помощь ученикам в реализации субстанциональных потребностей, без которых невозможно почувствовать природную «самость» и человеческое достоинство, создание условий для реализации способностей и возможностей, характерных именно для этой личности.
Большие нагрузки, которые приводят к перенапряжению организма, нежелательны в физическом воспитании, поэтому принцип доступности обучения предполагает соответствие учебного материала и физических нагрузок возрасту, индивидуальным способностям студентов [2].
При реализации принципа доступности и индивидуализации должна приниматься во внимание готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.
Доступность означает посильную меру нагрузок, т. е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил. Объективно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного и восстановительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.
Эффективность физического воспитания в значительной мере зависит от правильной реализации принципа доступности и индивидуализации. В соответствии с принципом доступности и индивидуализации обучение и воспитание студентов, их учебная деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно влияющих на их здоровье.
При предъявлении недоступных требований и использовании непосильных учебно-тренировочных заданий, связанных с проявлением больших физических сил и волевых усилий резко снижается мотивационный настрой на учение, падает работоспособность и быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение, облегчение материала тоже снижает интерес студентов к учению и не способствует развитию двигательных способностей. Для правильного определения меры доступности применяемых физических упражнений и учебно-тренировочных нагрузок недостаточно руководствоваться программами и нормативными требованиями. Для определения допустимых физических нагрузок педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого студента. Его функциональные возможности, уровень развития физических качеств, особенности темперамента, характера, способности, интересы и условия жизнедеятельности.
Одним из решающих факторов реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании студентов является индивидуально-дифференцированный подход, осуществляемый в процессе обучения и воспитания. Он выражается: в индивидуализации и дифференциации учебных заданий; нормировании физической нагрузки; в дозировании физических упражнений; дифференциации средств, форм, и методов физического воспитания, приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого студента.
Систематически осуществляемый индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании является одним из важнейших условий для успешной реализации принципа доступности и индивидуализации в воспитании студентов. Согласно требованиям этого принципа объем, интенсивность, темп, нагрузка, дозировка, координационная сложность выполняемых упражнений должны соответствовать возрасту, полу, уровню физической и функциональной подготовленности и возможности каждого студента.
Индивидуально дифференцированный подход позволяет раскрыть индивидуальные способности и возможности каждого
студента и дает возможность организовать обучение и воспитание учетом личностного развития и индивидуальных особенностей. Он способствует созданию благоприятных условий для максимальной реализации индивидуальных способностей, развития, саморазвития и самореализации личности. Учитывая это, в основу реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании студентов был положен индивидуально-дифференцированный подход, предусматривающий применение доступных посильных упражнений, физических нагрузок, позволяющих без ущерба для здоровья улучшить физическую подготовленность занимающихся.
Известно, что развитие и самосовершенствование двигательных способностей, формирование двигательных умений и навыков наиболее эффективно происходит при индивидуализации и дифференциации учебных заданий при правильном нормировании физических нагрузок с учетов уровня подготовленности и возможности каждого студента [3].
На наш взгляд, принцип индивидуализации должен быть предусмотрен программой по физическому воспитанию студентов и системой зачетных требований, которые бы им позволили в полной мере реализовать свои возможности. Однако существующая система зачетных требований в вузах лишает такой возможности. Она не в полной мере отвечает требованиям принципа индивидуализации обучения. Один из главных недостатков существующей системы оценок физической подготовленности студентов то, что она рассчитана на среднестатистического студента без учёта индивидуальных особенностей личности.
Система зачетной оценки по физическому воспитанию, предусмотренная программой вузов, является чрезмерно сложной по объему обработки результатов и жесткой по предъявляемым требованиям. Практика показывает, что аттестация студентов должна проводиться с учетом прогрессирования в развитии индивидуальных физических качеств и уровню физического и психического здоровья занимающихся. Прирост показателей физической и функциональной подготовленности студентов является основным критерием оценки - аттестации занимающихся физическими упражнениями, а не выполнение контрольных и зачетных нормативов по физической подготовке.
Организация учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию студентов на основе реализации принципа доступности и индивидуализации и с учётом интересов занимающихся позволяют получить максимальный оздоровительный и тренировочный эффект за счет возникающего личностного удовлетворения. Для подтверждения наших предположений был проведен эксперимент. В начале учебного года каждому студенту предоставлялась возможность выбрать вид спорта и форму занятий, сложность задания посредством применения трехуровневой подготовки: базового, факультативного, специального. Базовые задания направлены дать общую физическую подготовку по программе вуза и являются обязательными для выполнения; факультативные задания необязательные, они дают возможность раскрыть индивидуальные склонности и возможности обучающихся. Студентам, имеющим особую физическую подготовленность давались специальные задания. Это повышало интерес к учебно-тренировочному процессу, их активность и способствовало формированию положительного отношения к физкультурным занятиям.
В процессе педагогических наблюдений, проводимых на учебных и внеучебных занятиях, изучались объективные и субъективные факторы, влияющие на спортивную деятельность студентов, формы организации и качество проведения занятий, их направленность и содержание, учебно-спортивная база, индивидуальные особенности занимающихся, двигательные способности, учебные возможности [4] .
На каждого студента был составлен индивидуальный план, в котором учитывались их индивидуальные особенности, принимая во внимание все «слабые» и «сильные» места в физической подготовке того или иного студента. Ежемесячно проводилось тестирование занимающихся и в специальном журнале отмечались позитивные изменения. На начальном этапе обучения испытуемые были разделены по результатам контрольных испытаний на две подгруппы: слабую и сильную. Это дало возможность
педагогу дифференцировать задания с учетом их возможностей, студенты получали физическую нагрузку, соответствующую уровню их подготовленности и им было интересно заниматься вместе в группах с равными возможностями.
Это дало возможность выявить имеющиеся недостатки в физическом воспитании студентов и определить эффективные средства, формы и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в вузе.
Объём учебно-тренировочной нагрузки, её интенсивность, координационную сложность выполняемых упражнений использовались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся. Это позволило определить оптимальную нагрузку для каждого студента и подобрать соответствующие уровню его развития средства, формы и методы физического воспитания.
Практика показала, что занятия физическими упражнениями более эффективны в оздоровительном отношении при использовании средств, методов и нагрузки, соответствующей уровню физической подготовленности. Такое построение учебно-тренировочного процесса приводит к положительным результатам. Бесконтрольные занятия физическими упражнениями могут нанести вред здоровью занимающихся. Средства физической культуры, как и лекарство, в одних дозах полезны, а в других могут нанести вред организму. Главный принцип использования средств физической культуры и спорта - «не навреди».
Основным ориентиром при реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании студентов должно выступить здоровье, а не спортивные результаты.
Исследование выявило, что у испытуемых со слабой физической подготовкой не сформированы мотивации вести здоровый
Библиографический список
образ жизни и положительное отношение к занятиям физической культурой, отсутствуют навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья. С целью воспитания сознательного и ответственного отношения к занятиям физическими упражнениями проводилась целенаправленная работа по расширению их знаний в этой области, проводились специальные беседы: « О значении максимально организованной двигательной активности», «О влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека», «Физическая культура как средство укрепления здоровья и повышения работоспособности студентов».
Постепенное нарастание трудности выполняемых заданий и увеличение объема и интенсивности физической нагрузки способствовали реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании студентов и позволили создать благоприятные условия для максимального развития индивидуальных двигательных способностей.
Итак, на основе обобщения представленных в данной статье материалов, можно, сделать следующий главный вывод.
Для повышения эффективности физического воспитания важно создать гуманную личностно-ориентированную физкультурно-оздоровительную среду, предусматривающую очеловечивание условий обучения, воспитания и гуманизацию личности обучаемого на принципах личностного подхода, демократизации и гуманизации учебно-воспитательной работы.
В предлагаемой нами системе физического воспитания студентов занятия физической культурой и спортом рассматриваются как главный фактор сохранения, укрепления здоровья и развития физических и духовных способностей человека, где в центре внимания должна быть личность, стремящаяся к саморазвитию, самосовершенствованию и самосохранению.
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях системах воспитания: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва: Педагогика, 1986.
3. Рубапович В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. Учебное пособие для студентов педагогических вузов, валеологов, преподавателей физвоспитания, учителей, медицинских работников. Новосибирск: ПИПКиПРО,1997.
4. Савин П.В. Педагогика. Москва: Аст, 2003.
References
1. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' vgumanisticheskih teoriyah sistemah vospitaniya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 1999.
2. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1986.
3. Rubapovich V.B. Valeologicheskie principy organizacii fizicheskoj kul'tury. Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov, valeologov, prepodavatelej fizvospitaniya, uchitelej, medicinskih rabotnikov. Novosibirsk: PlPKiPRO,1997.
4. Savin P.B. Pedagogika. Moskva: Ast, 2003.
Статья поступила в редакцию 05.08.17
УДК 372.41
Shurpaeva M.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Deputy Director of the Dagestan Scientific Research Institute of
Pedagogics n.a. A.A. Taho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF FORMATION AND PROGRESS OF SKILLS OF INITIAL READING IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The article studies the basic preconditions of formation of initial reading as one of the major types of communicatively cognitive activity of pupils in primary school. The work describes certain linguistic and methodical features of training reading in Russian with regard to difficulties of mastering phonologic and graphic systems of the two languages and interrelation of educational language materials in Russian and native language. The system of forming initial reading with the emphasis on the native language, as well as sounds and letters with a semantic word meaning, word-combinations and the offers assisting progress at pupils of initial classes of skill to read texts is proved to be effective.
Key words: training to reading in Russian, speech activity, Russian as a foreign language, native language, oral advancing, communication between sounds and letters, interference.
М.И. Шурпаева, д-р пед. наук, проф., заместитель директора Дагестанского научно-исследовательского института
педагогики им. А.А. Тахо-Годи» г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
В статье рассматриваются основные предпосылки формирования первоначального чтения как одного из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся начальных классов в условиях развивающего двуязычия. Определены лингвометодические особенности обучения чтению на русском языке в начальной школе с учётом трудностей усвоения фонетико-фонологических и графических систем контактирующих языков и взаимосвязи в подаче учебного зву-кобуквенного материала русской и родной грамоты. Обоснована система формирования первоначального чтения с опорой