Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт в отражении гуманистической направленности системы образования'

Физическая культура и спорт в отражении гуманистической направленности системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HUMANISATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / ОБРАЗОВАНИЕ / FORMATION / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СПОРТ / SPORTS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ГУМАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульженко Андрей Васильевич, Рудченко Алексей Анатольевич, Солодовник Дмитрий Алексеевич

Современная тенденция гуманизации содержания физкультурно-спортивной деятельности определяется процессами демократизации в Российском государстве, а также потребностями общества, ориентированными на духовно-нравственные ценности. Гуманитарная значимость физической культуры проявляется в направленности на развитие личности, формирование у студентов системных знаний о человеке и ориентации в них, создание благоприятных возможностей для самовыражения и самоактуализации личности, активизации готовности студентов полноценно реализовать свои силы в здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульженко Андрей Васильевич, Рудченко Алексей Анатольевич, Солодовник Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE REFLECTION OF A HUMANISTIC ORIENTATION OF THE EDUCATION SYSTEM

The Modern line of a humanisation of the maintenance of fizkulturno-sports activity is defined by democratisation processes in the Russian state, a humanisation of an education system and socially-spiritual needs the societies, focused on spiritually moral values. The humanitarian importance of physical training is shown in an orientation on development of the complete person, formation in students of system knowledge of the person and orientation in them, creation of favorable possibilities for self-expression and self-actualisation of the person, activization of readiness of students is high-grade to realise the intrinsic forces in healthy and productive style of a life.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт в отражении гуманистической направленности системы образования»

Гуманистическая парадигма современного российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социально-духовного бытия и отношения к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. В этом плане сегодня одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является воспитание специалиста, гражданина и профессионала через детерминацию его отношения к социально-духовным ценностям.

Идеи гуманизации российского общества находят свое отражение и в системе физической культуры и спорта, функционирующей в общеобразовательной и высшей школе, физическом воспитании детей и учащейся молодежи.

В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации отмечается, что не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости, что необходимо формирование моральных, духовно-нравственных качеств личности спортсмена, отвечающих потребностям культурного развития общества [1, с. 5-6].

Здоровьеформирующая гуманистическая функция физической культуры и спорта в современной системе образования приобретает особое значение в условиях нарастающих угроз разрушения социально-нравственной среды обитания человека и его внутренней духовности как основы культуры, доброты, благосостояния народа и безопасности государства. Проблемы низкой двигательной активности, алкоголизма, табакокурения, наркомании, которым подвержена современная молодежь, могут быть решены в принципиальном плане на основе постоянного, а не спонтанного на потребу моде и очередной политической кампании, системного, целенаправленного и масштабного внедрения научно-педагогических теорий и технологий, обеспечивающих формирование физической культуры личности, включение детей и учащейся молодежи в различные формы самостоятельной и организованной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [2, с. 7-8].

Использование в физическом воспитании научных достижений - это путь интенсивного и перспективного развития системы физической культуры и спорта, социальные функции которых в плане воспитания, образования и развития личности не ограничены. В процессе образования и деятельности в области физической культуры у молодежи формируется многообразный спектр специальных интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентаций, социально-духовных ценностей, физических качеств, положительных эмоционально-волевых проявлений, связанных с определенными достижениями, общением, работоспособностью, а в целом - со здоровым образом жизни.

В последнее время в рамках одного из научно-педагогических направлений активно поднимается вопрос о спортизации процесса физического воспитания учащейся молодежи, формировании у нее индивидуальной, личностной спортивной культуры, стиля спортивной деятельности, воспитании бойцовского характера, качеств спортивного рыцарства и благородства, высокой культуры тренировки, развитии упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умении побеждать и проигрывать, не теряя культуры, своего достоинства и веры в будущий успех.

Разумеется, нельзя игнорировать отдельные факты девальвации нравственных и духовных ценностей среди спортсменов. Сегодня все большее число молодежи включается в спортивную жизнь не как ее непосредственные участники, а, к сожалению, только как зрители. В профессиональном спорте слава, престиж, деньги порой добываются за счет жестокости, агрессивности, грубой физической силы и вызывающей демонстрации своего превосходства над другой командой или отдельным человеком [1, с. 9; 2, с. 10; 3, с. 18].

Американский культуролог и социолог Т. Веблен рассматривал спорт как «псевдоактивность», как «канал для выхода энергии, которая в противном случае может быть опасной», как проявление «тоталитарной культуры», как занятие, имеющее смысл лишь для «праздного класса».

Аналогичную оценку спорту давал и социальный философ из Франкфурта Т. Адорно, подчеркивая наличие «мазохистского момента в спорте», образование подчиненного человека-машины в спорте. На этом основании он считал, что спорт относится «к сфере несвободы».

Другие авторы указывают, что современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, приводит к развитию многих негативных

качеств личности, таких как эгоизм, агрессивность, зависть, порождает стремление победить любой ценой даже за счет здоровья и нарушения нравственных норм и т. д. Х. Ленк, К. Хейнила, М. Филдинг, П. Макинтош, П. Арнольд [5; 6; 7; 8; 9] ссылаются на то, что спортивные поединки порождают национализм и шовинизм, служат проявлением «агрессивных инстинктов индивида», свидетельствуют о «патологии личности», отмечают, что спортсмен выступает как послушное орудие манипуляции и находится в состоянии «отчуждения». Интересна в этом плане книга под названием «Война без оружия», которую Гудхарт Филипп и Кристофер Чатауэй написали о международном спорте, а также оценка спорта бывшим президентом США Рейганом, который заявил в одном из выступлений: «Спорт - это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности».

Однако необходимо отметить, что любую функцию деятельности общества можно превратить в абсурд. Спорт сам по себе неагрессивен. Жестоким его делают безнравственные люди и организуемый ими бизнес. Спорт - это всего лишь сфера физической культуры, направленная на выявление и сравнение психофизических и интеллектуальных способностей человека, специальная тренировка и специфические межчеловеческие отношения, построенные на спортивной этике (культуре) и правилах соревнований. Спорт обнаруживается в единстве физических и духовно-нравственных ценностей, он вне политики и национального престижа [3, с. 8].

Поэтому в основополагающих государственных документах, обусловливающих стратегию развития России, отмечается, что «развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации». Развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной их пропаганды и формирования у детей и учащейся молодежи культуры здорового образа жизни, выработки у них социально-психологического иммунитета к табакокурению, употреблению сквернословия, наркотических средств и спиртосодержащих напитков [4, с. 10].

В этом контексте ведущими целями модернизации структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в Российской Федерации являются: существенное повышение социокультурной их составляющей, укрепление физического, нравственного и духовного здоровья занимающихся, использование в учебно-воспитательном процессе разнообразного спектра педагогических технологий оздоровительной и коррекционной физической культуры, спортивной тренировки. При этом должна быть обеспечена максимально возможная свобода выбора занимающимися вида физической активности с одновременной обязательностью выполнения требований государственного образовательного стандарта.

Гуманизация провозглашается важнейшим принципом на пути к новому образованию. В физическом воспитании и спорте это должно стать философией новой жизни, уводящей от негативных проявлений к гуманистическому содержанию. Данная идея связана с именем Пьера де Кубертена, который считал, что спорт, наука, культура, искусство должны соединиться в прочный сплав силы и добра, который и будет называться олимпийским движением [9, с. 13].

Современная тенденция гуманизации содержания физкультурно-спортивной деятельности определяется процессами демократизации в Российском государстве, гуманизацией системы образования и социальными потребностями общества, ориентированными на духовно-нравственные ценности.

Следовательно, сегодня одним из приоритетных направлений в развитии высшего образования в области физической культуры в контексте его совершенствования является гуманизация его содержания.

Литература

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.

2. Виленский М. Я., Черняев В. В. Концептуальные основы проектирования гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе. М., 2004.

3. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. Ставрополь, 2003.

4. Кузин В. В., Паршиков А. Т., Виноградов П. А. и др. Концепция информационно-образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни детей, подростков и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.

5. Lenk H. Status and development as well as research tendencies and central aspects of sport philosophy // Int. Journal of Physical Education. 1984. Vol. XXI. № 2.

6. Heinila K. Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, 1974.

7. Fielding M. Against competition // Proceedings of the philosophy of Education Society of Great Britain. 1976. 6 July.

8. Mclntosh P. Fair play. Ethics in sport and education. Heinemann. London, 1979.

9. Arnold Peter J. Aesthetic Aspects of Sport // International Review of Sport Sociology. 1978. № 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.