Гуманистическая парадигма современного российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социально-духовного бытия и отношения к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. В этом плане сегодня одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является воспитание специалиста, гражданина и профессионала через детерминацию его отношения к социально-духовным ценностям.
Идеи гуманизации российского общества находят свое отражение и в системе физической культуры и спорта, функционирующей в общеобразовательной и высшей школе, физическом воспитании детей и учащейся молодежи.
В концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации отмечается, что не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости, что необходимо формирование моральных, духовно-нравственных качеств личности спортсмена, отвечающих потребностям культурного развития общества [1, с. 5-6].
Здоровьеформирующая гуманистическая функция физической культуры и спорта в современной системе образования приобретает особое значение в условиях нарастающих угроз разрушения социально-нравственной среды обитания человека и его внутренней духовности как основы культуры, доброты, благосостояния народа и безопасности государства. Проблемы низкой двигательной активности, алкоголизма, табакокурения, наркомании, которым подвержена современная молодежь, могут быть решены в принципиальном плане на основе постоянного, а не спонтанного на потребу моде и очередной политической кампании, системного, целенаправленного и масштабного внедрения научно-педагогических теорий и технологий, обеспечивающих формирование физической культуры личности, включение детей и учащейся молодежи в различные формы самостоятельной и организованной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [2, с. 7-8].
Использование в физическом воспитании научных достижений - это путь интенсивного и перспективного развития системы физической культуры и спорта, социальные функции которых в плане воспитания, образования и развития личности не ограничены. В процессе образования и деятельности в области физической культуры у молодежи формируется многообразный спектр специальных интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентаций, социально-духовных ценностей, физических качеств, положительных эмоционально-волевых проявлений, связанных с определенными достижениями, общением, работоспособностью, а в целом - со здоровым образом жизни.
В последнее время в рамках одного из научно-педагогических направлений активно поднимается вопрос о спортизации процесса физического воспитания учащейся молодежи, формировании у нее индивидуальной, личностной спортивной культуры, стиля спортивной деятельности, воспитании бойцовского характера, качеств спортивного рыцарства и благородства, высокой культуры тренировки, развитии упорства в достижении поставленных целей, способности к многолетней систематической работе над своим совершенствованием, умении побеждать и проигрывать, не теряя культуры, своего достоинства и веры в будущий успех.
Разумеется, нельзя игнорировать отдельные факты девальвации нравственных и духовных ценностей среди спортсменов. Сегодня все большее число молодежи включается в спортивную жизнь не как ее непосредственные участники, а, к сожалению, только как зрители. В профессиональном спорте слава, престиж, деньги порой добываются за счет жестокости, агрессивности, грубой физической силы и вызывающей демонстрации своего превосходства над другой командой или отдельным человеком [1, с. 9; 2, с. 10; 3, с. 18].
Американский культуролог и социолог Т. Веблен рассматривал спорт как «псевдоактивность», как «канал для выхода энергии, которая в противном случае может быть опасной», как проявление «тоталитарной культуры», как занятие, имеющее смысл лишь для «праздного класса».
Аналогичную оценку спорту давал и социальный философ из Франкфурта Т. Адорно, подчеркивая наличие «мазохистского момента в спорте», образование подчиненного человека-машины в спорте. На этом основании он считал, что спорт относится «к сфере несвободы».
Другие авторы указывают, что современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, приводит к развитию многих негативных
качеств личности, таких как эгоизм, агрессивность, зависть, порождает стремление победить любой ценой даже за счет здоровья и нарушения нравственных норм и т. д. Х. Ленк, К. Хейнила, М. Филдинг, П. Макинтош, П. Арнольд [5; 6; 7; 8; 9] ссылаются на то, что спортивные поединки порождают национализм и шовинизм, служат проявлением «агрессивных инстинктов индивида», свидетельствуют о «патологии личности», отмечают, что спортсмен выступает как послушное орудие манипуляции и находится в состоянии «отчуждения». Интересна в этом плане книга под названием «Война без оружия», которую Гудхарт Филипп и Кристофер Чатауэй написали о международном спорте, а также оценка спорта бывшим президентом США Рейганом, который заявил в одном из выступлений: «Спорт - это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности».
Однако необходимо отметить, что любую функцию деятельности общества можно превратить в абсурд. Спорт сам по себе неагрессивен. Жестоким его делают безнравственные люди и организуемый ими бизнес. Спорт - это всего лишь сфера физической культуры, направленная на выявление и сравнение психофизических и интеллектуальных способностей человека, специальная тренировка и специфические межчеловеческие отношения, построенные на спортивной этике (культуре) и правилах соревнований. Спорт обнаруживается в единстве физических и духовно-нравственных ценностей, он вне политики и национального престижа [3, с. 8].
Поэтому в основополагающих государственных документах, обусловливающих стратегию развития России, отмечается, что «развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации». Развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной их пропаганды и формирования у детей и учащейся молодежи культуры здорового образа жизни, выработки у них социально-психологического иммунитета к табакокурению, употреблению сквернословия, наркотических средств и спиртосодержащих напитков [4, с. 10].
В этом контексте ведущими целями модернизации структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в Российской Федерации являются: существенное повышение социокультурной их составляющей, укрепление физического, нравственного и духовного здоровья занимающихся, использование в учебно-воспитательном процессе разнообразного спектра педагогических технологий оздоровительной и коррекционной физической культуры, спортивной тренировки. При этом должна быть обеспечена максимально возможная свобода выбора занимающимися вида физической активности с одновременной обязательностью выполнения требований государственного образовательного стандарта.
Гуманизация провозглашается важнейшим принципом на пути к новому образованию. В физическом воспитании и спорте это должно стать философией новой жизни, уводящей от негативных проявлений к гуманистическому содержанию. Данная идея связана с именем Пьера де Кубертена, который считал, что спорт, наука, культура, искусство должны соединиться в прочный сплав силы и добра, который и будет называться олимпийским движением [9, с. 13].
Современная тенденция гуманизации содержания физкультурно-спортивной деятельности определяется процессами демократизации в Российском государстве, гуманизацией системы образования и социальными потребностями общества, ориентированными на духовно-нравственные ценности.
Следовательно, сегодня одним из приоритетных направлений в развитии высшего образования в области физической культуры в контексте его совершенствования является гуманизация его содержания.
Литература
1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.
2. Виленский М. Я., Черняев В. В. Концептуальные основы проектирования гуманитарно ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе. М., 2004.
3. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. Ставрополь, 2003.
4. Кузин В. В., Паршиков А. Т., Виноградов П. А. и др. Концепция информационно-образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни детей, подростков и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.
5. Lenk H. Status and development as well as research tendencies and central aspects of sport philosophy // Int. Journal of Physical Education. 1984. Vol. XXI. № 2.
6. Heinila K. Ethics of sport. University of Jyvaskyla. Department of Sociology and Planning for Physical Culture. Finland, 1974.
7. Fielding M. Against competition // Proceedings of the philosophy of Education Society of Great Britain. 1976. 6 July.
8. Mclntosh P. Fair play. Ethics in sport and education. Heinemann. London, 1979.
9. Arnold Peter J. Aesthetic Aspects of Sport // International Review of Sport Sociology. 1978. № 13.