_ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА_
УДК 59.9228+374
Никульников Антон Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-СПОРТИВНОГО
ЦЕНТРА
Аннотация. В статье раскрывается значение культуры мира в спорте, обосновывается значимость спорта в формировании личности подрастающего поколения. Затрагивается проблема гуманизации межличностных отношений в спорте. Приводятся результаты анализа работы по выявлению проблем в работе с детьми-спортсменами и тренерским составом, осуществляющим учебно-тренировочный процесс в ДОСЦ в летний период. Отдельное место в статье уделяется рекомендациям по формированию гуманной личности детей спортсменов в детском оздоровительно-спортивном центре.
Ключевые слова: культура мира, гуманизм, гуманизация спорта, проблемное поле, гуманная личность.
Nikulnikov Anton Nikolaevich
Candidate of Pedagogic Science, docent of the chair pedagogy and methodology of primary education Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
FORMATION OF A HUMANE IDENTITY OF CHILDREN ATHLETES IN THE SPASE OF RECREATIONAL AND SPORTS CENTER
Abstract. The article explains the importance of a culture of peace in the sport, justified the importance of sport in shaping the personality of the younger generation. Address the issue of hu-manization of interpersonal relations in the sport. The results of the analysis of the identification of problems in working with children-athletes and coaches carrying out the training process in the summer are presented. A special place in the article is given recommendations on the formation of a humane personality of children-athletes in children's health and sports center.
Keywords: culture of peace, humanism, humanization of sports, the problem field, humane person.
Растущее неравноправие между народами, нищета, болезни, неграмотность, концентрация загрязнения окружающей среды, терроризм, культивирование жестокости и насилия, утрата духовно-нравственных ориентиров в образовании, острые проявления отчуждения и маргинализации личности могут свидетельствовать о социокультурном и духовно-нравственном кризисе с которым столкнулось человечество на рубеже XX-XXI вв.
Усилиями ученых и общественных деятелей разработана концепция культуры мира. ООН и ЮНЕСКО приняли ряд важных документов, которые связаны с данной концепцией: резолюция «Культура мира» и «Провозглашение 2000 года Международным годом культуры мира» (1997 г.); «Декларация
о культуре мира» и «Программа действий в области культуры мира» (1998 г.); резолюция «Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты 2001-2010 годы (1998 г). и др. [2]
Культура мира мыслится как позитивный, динамичный и конструктивный процесс, предусматривающий широкое участие всего гражданского общества, уважение различий, поощрение диалога, постоянные усилия с целью преобразования конфликтов ненасильственными методами в новые формы взаимопонимания и сотрудничества, а также содействие поступательному социально-экономическому и культурному развитию [7].
Любая деятельность, как известно, опирается на определенные культурные образцы.
Для воспитания в духе ценностей устойчивого развития и культуры мира также очень важно, чтобы хотя бы в одной из сфер социальной жизни были созданы идеальные образцы этих ценностей. Такие образцы (пусть даже в символической форме) толерантности, взаимного уважения, отказа от насилия, демократических норм поведения и других ценностей культуры мира как раз и демонстрирует спорт.
Спорт имеет важное значение для воспитания такого качества личности, адекватного ценностям устойчивого развития и культуры мира, как миролюбие, так как он демонстрирует возможность приемлемость решения конфликтов без применения силы. Большую роль спорт играет в воспитании толерантности, в частности, потому, что он предполагает желание участвовать в рискованной деятельности, где существует опасность поражения, учит спокойно принимать поражение, анализировать его причины, признавать собственные ошибки.
В спортивной деятельности создаются предпосылки для воспитания поведения, ориентированного на демократические нормы и принципы, которые занимают важное место в системе ценностей устойчивого развития и культуры мира. Спортивная деятельность создает богатые возможности для приобщения человека к нравственным нормам и принципам поведения в условиях соперничества.
Прежде всего, спорт - такая сфера, где этим нормам и принципам принадлежит важная роль. Ее определяет ряд причин [5].
Первая причина состоит в том, что люди могут связывать со спортом различные цели и использовать для их достижения различные средства. Должны быть нормы, которые определяют допустимые и недопустимые цели и средства их достижения. Важное место среди них принадлежит нравственным нормам.
Вторая причина заключается в том, что спорт - это сфера соревновательной деятельности, а в ситуациях соревнования, в конкурентной борьбе, когда часто возникают различные конфликты, важны общие и справедливые правила, нормы поведения относительно допустимых способов действия в достижении победы.
Третья причина связана с тем, что спорт -гуманная модель обычных жизненных со-
ревновательных ситуаций. В частности, наряду с официальными правилами соревнований они ориентируют спортсменов на недопустимость таких действий и методов ведения борьбы, которые представляют слишком большую опасность для здоровья спортсмена.
Таким образом, спорт включает в себя широкий круг явлений, имеющих прямое и непосредственное отношение ко всем основным компонентам нравственности - нравственному сознанию, нравственному поведению, нравственным отношениям. Человек имеет здесь возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных и духовных ценностей, таких как добро, справедливость, честность, долг и др.
В нашей стране в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Однако спортивная деятельность сложна и порой противоречива. Поэтому влияние спорта на становление личности не однозначно. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в нём неискренность отношений, и недоброжелательность между людьми. Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность - личностно значима, трудна. Она требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера, в том числе и негативные её компоненты [7].
Помимо этого, правила соревнований построены таким образом, что вызывают необходимость у спортсменов завоёвывать первенство в соревнованиях, что побуждает спортсменов и тренеров желать в первую очередь победы над противостоящей командой путём достижения выигрышных очков, баллов или призовых мест зачастую любыми средствами и способами.
Таким образом, сегодня главная задача, связанная с воспитанием спортсменов, тренеров, судей и зрителей, заключается в том,
чтобы спортивными мотивами, побуждающими бороться за победу в соревнованиях, были моральные, нравственные цели.
Сами спортсмены видят в спорте, как положительные, так и отрицательные стороны. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимается и осмысливается спортсменами по-разному. И основная задача состоит в том, чтобы создать такие условия, когда в спортсмене раскрываются положительные качества личности через гуманизацию межличностных отношений в спорте.
Проблема гуманизации спорта сегодня является сложной и дискуссионной. Исследованием данного вопроса занимались: И. М. Быховская, Ю. Н. Вавилов, В. И. Столяров, Б. Суходольский, Рене Майо и др.
Понятие «гуманизация спорта» в первую очередь связано с концепцией гуманизма. Философский словарь трактует понятие «гуманизм» следующим образом. Гуманизм -система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.
Гуманным признается все то, что в деятельности общества и личности «работает» на человека - на его полноценное развитие, на его потребности, на его здоровье. [8] В спорте, поскольку он представляет собой гуманную, игровую модель соревновательных ситуаций реальной жизни, заключен огромный гуманистический потенциал.
В гуманистическом подходе - в отличие от обычных спортивных соревнований, как правило, совместно и на равных участвуют люди разного возраста, пола, физического состояния и т.д., а кроме того, любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Все это ориентирует участников гуманистического подхода на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия. [7]
Исходя из анализа работы на протяжении шести лет (2009-2014 годы) со спортивными командами, проводимых учебно-тренировочные сборы в ДОСЦ «Орбита», можно обозначить следующее «проблемное поле».
1. Недостаточная сформированность спортивной поведенческой и речевой культуры, как у детей-спортсменов, так и у тренеров-преподавателей.
2. Ограничение тренерами возможностей формирования личности спортсмена через творческую реализацию, нацеливание только на спортивный результат.
3. Деление недостаточного внимания гуманизации взаимоотношений, навыкам коллективного сотрудничества и совместного преодоления трудностей.
4. Наличие авторитарного стиля общения и руководства у тренера с командой детей-спортсменов.
5. Слабое использование тренером воспитательной функции спортивной команды, как коллектива, который оказывает положительное влияние на развитие личности каждого ее члена.
6. Недостаточное использование воспитательного потенциала детского спортивного коллектива в формировании моральных норм и правил внутреннего взаимодействия в команде.
7. Недостаточное развитие системы со-управления, как на уровне команд, так и на уровне детского оздоровительно-спортивного центра.
Деятельность ДОСЦ «Орбита» характеризуется предметно-практическую направленностью, конкретными жизненными ситуациями, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, а также между детьми и взрослыми.
Особенности детского оздоровительно-спортивно центра «Орбита».
1. Организация всех ведущих видов деятельности: коммуникативной, спортивной, трудовой, познавательной, эстетической, художественно-творческой, образовательной и др.
2. Новые условия, где отличные от спортивных школ традиции, определенные нормы, иная система взаимоотношений: «я - другие»»; «я - старшие товарищи», где своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, где значительно обогащается социальный опыт ребенка.
3. Определенная обстановка, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом.
4. Автономность спортивных команд, где у каждой свой ритм тренировок, за счет которой реализуется актуализация воспитательной функции.
5. Наличие самоуправления, предполагающее включение ребят во взаимоотношения через решение проблем, как временного детского коллектива, так и оздоровительно-спортивного центра.
6. Компетентность и взаимодействие тренеров и вожатых, организующих жизнедеятельность детей в течение всей смены и каждого дня.
7. Рефлексия происходящего в спортивно-оздоровительном центре, в том числе и участие каждого ребенка в его жизни.
Данные особенности реализуются в программе «О, спорт - ты мир!», которая предполагает оформление целостного профиля ДОСЦ «Орбита», поиск содержания и форм эффективной социализации, создание социально-открытого пространства, когда каждый тренер, вожатый, сотрудник лагеря, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы.
Реализация программы происходит в следующих аспектах совместной деятельности:
- содержании и построении режима дня;
- способах организации совместной деятельности взрослых и детей в различных видах деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- опыте организации индивидуальной и коллективной деятельности детей;
- специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- личном примере юным спортсменам.
Основная идея, в разработке программы,
основана на том положении, чтобы спорт, как гуманная игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни по отношению к этой жизни и её различным сферам служил образцом проявления нравственных норм и принципов, как для тренеров, так и для детей-спортсменов.
В любом виде спорта есть свои четкие «правила игры», которые спортсмену не-
обходимо соблюдать, в противном случае следуют определенные штрафные санкции: предупреждение, удаление и т.д. Взяв данный факт за основу в ДОСЦ «Орбита» были разработаны «правила игры» заключающиеся в создании «этического кодекса» тренера, спортсмена и вожатого. Этический кодекс -это комплекс определенных моральных норм и правил в коллективе, которых должны придерживаться все кто находится в ДОСЦ «Орбита».
Все смены превращаются в «игровые поля», а дни смен становятся «секторами игры», которые объединяются по три-четыре дня и отражают определенное направление деятельности: творческое, спортивное, патриотическое, культурное, досуговое и др.
Механизм мотивации осущетсвляют «галактионы» - жетоны, которые команды получают за активное участие во всех делах смены, поддержку других команд, чистоту и порядок в корпусах, соблюдение «этического кодекса спортсмена». Итоги каждого «сектора» подводятся на линейках, которые носят название «спорт-тайм», где объявляется, сколько и за что каждой команде начислялось «галактионов». Отдельно награждаются ребята из различных команд, отличившиеся в каждом «секторе игры». Наглядно увидеть сколько «галактионов» набрала та или иная команда можно в столовой, где размещается «рейтинг спортивных команд» в форме разноцветных гистограмм.
На протяжении трех смен в ДОСЦ «Орбита» существовал «совет капитанов», на котором присутствовали по одному капитану от каждой команды. Помимо своей основной функции - соуправления, «совет капитанов» решал вопросы индивидуального награждения ребят по итогам «сектора», подготовки дел смены, давал обратную связь по мероприятиям, реализуемым в каждом секторе игры.
Несомненно, в реализации всех трех смен особое значение имела деятельность педагога-психолога, который осуществлял психологическое сопровождение, как спортивных команд, так и вожатых, проводя психологическую диагностику. Также на протяжении всего лета работал кабинет психологической разгрузки, так как необходимо больше внимания, посвящать отдыху и восстановлению сил детей-спортсменов. Восстановление
сил, отдых и оздоровление осуществлялось через использование кабинета психологической разгрузки для релаксации, занятий с психологом, просмотра видеофильмов.
К традиционным и ключевым делам смены, которые обеспечивают «связи» между участниками педагогического процесса относятся: линейка открытия смены, концерт открытия или «презентация спортивных команд», линейки «секторов игры», родительский день, прощальный костер, линейка закрытия смены, концерт закрытия.
Данный подход предполагает оформление целостного профиля лагеря, реализацию форм и содержания эффективной организации спортивного досуга, как одной из составляющих процесса социализации и гуманизации детей и подростков, который осуществляется через совместную деятельность с тренерами, вожатыми, администрацией центра и родителями.
Таким образом, пространство ДОСЦ «Орбиты» является частью социальной среды, в которой дети-спортсмены реализуют свои возможности, потребности в индивидуальном, физическом и социальном развитии. Деятельность ДОСЦ «Орбита» характеризуется предметно-практической и гуманистической направленностью, игровыми ситуациями, которые помогают глубже раскрыть личностный потенциал ребенка, выстроить отношения между детьми и взрослыми с целью формирования гуманной личности юных спортсменов.
Библиографической список
1. Альтернативные модели спорта: сборник. -Москва.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - 280 с.
2. Декларация о культуре мира (принята 53-й сессией генеральной ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/ VT-5-deklaraciya.php?PrPage=VT (дата обращения: 16.05.2014).
3. Жомин К. М, Рубанович В. Б., Кужугет А. А. Оценка оздоровительной эффективности различных видов и режимов физкультурно-спортивной деятельности студенток вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №6. - С. 256-263
4. Корольков А. А. Духовные основания русской школы; М-во образования и науки РФ, Бийс.пед.гос. Ун-т им. 150. B.M. Шукшина. Бийск: НИЦ БГПУ, 2004 (Тип. ун-та). - 165 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38291.php (дата обращения: 15.06.2014).
5. Кубертен Пьер. Олимпийские мемуары / Пер. с фр. - М.: Рид Групп, 2011. - 176 с.
6. Майо Рене Норайр Мартиросович Сисакян: к 90-летию со дня рождения. - Дубна, 1997. - 67 с.
7. Столяров В. И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй: Сб.: - М.: Гуманитарный Центр «СпАрг» РГАФК, 1998. - С. 141-314
8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. -40 726 с.
9. Bialeschki M. D, Henderson K. A., James P. A. (2007) Camp experiences and developmental outcomes for youth. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, Arkansas, pp 769-788
10. Kristen M. C., Evangeline E. (2011) Play and Learning in Summer Camps for Children with Special Needs, Illinois.