ЛИТЕРАТУРА
1. Арансон, М.В. Спортивное питание: состояние вопроса и актуальные проблемы / Арансон М.В., Португалов С.Н. // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 1. - С. 33-37.
2. Борисова, О.О. Питание спортсменов: зарубежный опыт и практические рекомендации / О.О. Борисова. - М. : Советский спорт, 2007. - 132 с.
3. Зилова, И. С. Белковые компоненты в специализированных пищевых продуктах для питания спортсменов / И.С. Зилова // Вопросы питания. - 2014. - Т. 83. - № 3. - С. 133-135.
4. О роли индивидуализации питания в спорте высших достижений / В.А. Тутельян, М.М. Гаппаров, А.К. Батурин, Д.Б. Никитюк, З.Г. Орджоникидзе, А.Л. Поздняков // Вопросы питания. - 2011. - Т. 80. - № 5. - С. 78-82.
5. Сейфулла, Р. Д. Лекарства и БАД в спорте / Р. Д. Сейфулла. - М. : ЛитТерра, 2003. - 320
с.
6. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов : монография / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 255 с.
REFERENCES
1. Alanson, M.V. and Portugalov, S.N. (2011), "Sports nutrition: status and actual problems", Sports Science Bulletin, No. 1, pp. 33-37.
2. Borisovа O.O. (2007), Nutrition for athletes: foreign experience and practical advice, Soviet sport, Moscow.
3. Zilova, I.S. (20140), "Protein components in specialized food products for sportsmen nutrition", Nutrition, Vol. 83, No. 3, pp. 133-135.
4. Tutelian, V.A., Gapparov, M.M., Baturin, A.K., Nikityuk, D.B., Ordzhonikidze, Z.G. and Pozdnyakov, A.L. (2011), "On the role of individualization of nutrition in high performance sports", Nutrition, Vol. 80, No. 5, pp. 78-82.
5. Seyfulla, R.D. (2003), Drugs and Supplements in sport, Lit-Terra, Moscow.
6. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes: monograph, Publishing house "Udmurtia University", Izhevsk.
Контактная информация: bf-litvin@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.12.2016
УДК796.011
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ, АКТИВИЗИРУЮЩИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ
Виктор Викторович Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Альбертович Найн, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры (ФГБОУВО «УралГУФК»), г. Челябинск
Аннотация
Физическая культура как учебный предмет в современной общеобразовательной школе ориентирована на всестороннее физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, с акцентом на активизацию познавательной деятельности. В то же время при организации занятий общеразвивающими физическими упражнениями необходимо обеспечить реализацию здоровьесберегающей составляющей, способствующей активизации эффективной познавательной деятельности. Используемая методика актуализации потребности школьников в самостоятельных тренировочных занятиях способствует не только оздоровлению, но и формированию духовно-нравственного потенциала обучающихся в процессе познавательной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, процесс обучения, общеразвивающие упражнения, школьники 12-13 лет, познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности.
EVALUATION OF EFFECTIVENESS OF GENERAL DEVELOPMENTAL EXERCISES COMPLEX APPLICATION, ACTIVATING COGNITIVE ACTIVITY OF
STUDENTS AGED 12-13
Viktor Viktorovich Loginov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Albertovich Маin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
Physical education as an academic subject in the modern secondary school is focused on the comprehensive physical, intellectual and spiritual-moral development of the personality, putting emphasis on the intensification of the cognitive activities. At the same time, when organizing the classes with developing training physical exercises it is necessary to ensure the implementation of the health care component, designed to encourage the effective cognitive activity. The method of updating the needs of students in independent training sessions promotes not only the health improving but also formation of the spiritual and moral potential of students in the process of the cognitive activity.
Keywords: physical culture, training process, general developmental exercises, students aged 1213, cognitive activity, activation of cognitive activity.
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения направлена, прежде всего, на развитие их способностей к мыслительным операциям. Важность этой задачи ни у кого не вызывает сомнений. Применяя те или иные методы и приемы активизации познавательной деятельности (АПД), необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучающихся. Как показали наши исследования, сложные познавательные задачи можно ставить только перед школьниками, обладающими высоким уровнем развития познавательных способностей [3; 5]. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных способностей учащихся, превышающие их возможности, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у школьников веру в свои силы и способности. Вот почему так важно изыскать новые средства повышения уровня познавательной деятельности (ПД) в подростковом возрасте.
Следует отметить, что при целенаправленном использовании методики управления, как содержанием, так и организацией занятий общеразвивающими физическими упражнениями со школьниками 12-13 лет, как показали результаты отсроченного исследования, необходимо обеспечить реализацию здоровьесберегающей составляющей, способствующей активизации эффективной познавательной деятельности. Это достаточно убедительно показано в докторском исследовании В.М. Менщикова [4].
Приоритетными качествами учителя ФК, обеспечивающими успешность школьников в овладении ценностями здоровьесбережения, является культурологическая компетентность. Она выступает интегративным свойством личности, выражающимся в проявлении совокупности компетенций в специальной сфере двигательной деятельности, психоэмоциональной, интеллектуальной и духовно-нравственной составляющих смысловые компоненты физической культуры. Содержательно она включает: знание закономерностей развития культуры общества в целом и физической культуры в частности; знания и умения интегрировать в сферу физической культуры достижения из смежных областей знаний; объективно оценивать традиции и инновационные ценности здоро-вьесбережения в сфере физической культуры; владеть профессиональным мастерством на уровне современных данных о ценностях здоровьесбережения специалиста физической культуры.
При разработке методики актуализации потребности школьников в использовании общеразвивающих тренировочных занятий, нами принималось во внимание, что их содержание находится в существенной зависимости от формирующегося в обществе тренда на актуализацию потребности в занятиях физической культурой не только у школьников, студенческой молодежи, но и людей более старшего возраста. Поэтому, в нравственном
становлении школьника реализуются принципы воспитания, определяемые идеологией социума, принципы формирования целостной, свободной личности, с глубокой личной мерой ответственности за поступки и поведение в обществе.
Цель исследования - изучение эффективности влияния общеразвивающих упражнений, активизирующих познавательную деятельность школьников 12-13 лет.
В работе выдвинуто следующее предположение: школьники, привыкшие регулярно самостоятельно заниматься общеразвивающими упражнениями, проявляют более высокую активность в познавательной деятельности [1].
МЕТОДИКА
В работе использовался широкий комплекс традиционных социально-педагогических методов: изучение литературных источников, педагогические наблюдения, хронометраж, антропометрические измерения, методы контрольных проб, изучение скорости двигательной реакции, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали 164 человека (школьники общеобразовательных школ г. Челябинска).
Методика актуализации потребности школьников в самостоятельных тренировочных занятиях, объединяющая в своем составе средства воспитания и обучения в различных сферах физической культуры - от руководства и организации физического воспитания и оздоровления учащихся, до формирования духовно-нравственного потенциала и поведенческих действий школьников в повседневной бытовой практике, рассматривается нами с трех позиций. Согласно первой позиции, по мнению Е.И. Рогова, управление определяется как деятельность по реализации целей организации физкультурной деятельности [5]. С точки зрения второй позиции, методика актуализации потребности школьников в физической культуре рассматривается как планирование, организация, контроль, мониторинг и целевое назначение ценностного здоровьесбережения. Третья позиция рассматривается как организация совместной деятельности участников тренировочного процесса и направленность его на достижение образовательных целей и овладения ценностями здоровьесбережения обучающихся.
Нами также разработана и верифицирована опросная методика исследования влияния общеразвивающих упражнений, способствующих повышению уровня ПД [3]. Методика апробирована на надежность (0,758) и предварительно - на валидность (от 0,243 до 0,871). В нашей методике активность ПД рассматривается не просто как деятельное состояние субъекта, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. На занятии учитель ФК специально создает определенные условия и использует комплекс общеразвивающих упражнений, реализация которых обеспечивает мобилизацию интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил школьников. От выбора средств активизации ПД и условий обучения зависят уровень активности обучающихся и в конечном итоге - уровень физического развития школьников 12-13 лет [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В данной работе остановимся только на некоторых оценках влияния физической культуры на АПД учащихся. Выявлялась иерархия причин, побуждающих обучающихся к регулярным занятиям общеразвивающими упражнениями. Респондентам предлагалось шесть вариантов ответа. Стремление улучшить показатели по АПД было на третьем месте (16,7%). Отсюда следует вывод, что школьники достаточно высоко оценивают возможности физических упражнений в повышении ПД. В таблице 1 в количественных показателях приведены субъективная оценка уровня повышения активности ПД после заня-
тий одним из трех имеющихся в распоряжении обучающихся видов физической культуры: самостоятельных тренировок, занятий в спортивных секциях и в сетке учебного расписания.
Таблица 1. Самооценка изменений познавательной деятельности у обучающихся в зависим^_
Уровень активности познавательной деятельности Количество школьников, оценивавших изменение активности познавательной деятельности
после обязательного физвоспитания после спортивной тренировки после самостоятельной тренировки
Высокий 35,24 18,86 19,9
Средний 32,90 25,98 35,25
Низкий 28,19 51,25 42,98
Очень низкий 3,67 3,91 1,87
Выявлялось также, зависит ли от возраста школьников оценка воздействия на ПД занятий различными формами физической культуры. Оказалось, что младшие школьники наиболее высоко оценивают данный эффект после обязательных занятий физвоспитани-ем и спортивных тренировок. И наоборот, самое значительное повышение ПД отмечают учащиеся старших классов после самостоятельной тренировки. По всей вероятности, учащиеся старших классов начинают наиболее сознательно воспринимать значимость общеразвивающих упражнений в аспекте повышения своей познавательной деятельности.
Как оценивают учащиеся изменения ПД после занятий различными видами упражнений? Заметное улучшение ПД они отмечают после самостоятельных занятий бегом, утренней гимнастикой и плаванием. Выполнение упражнений с отягощениями, а также занятия настольным теннисом и спортивными играми оказывают, по мнению школьников, меньшее положительное воздействие на активизацию ПД.
Можно констатировать, что здесь подтверждается гипотеза: если школьник регулярно занимается общеразвивающими упражнениями, то у него вырабатывается к ним устойчивая привычка, он получает от занятий удовольствие, укрепляет здоровье. Все это помогает повысить уровень активизации ПД.
Так, 19,9% учащихся, ежедневно самостоятельно выполняющих общеразвиваю-щие упражнения, отмечают высокий уровень повышения активности ПД. Подобный эффект наблюдается лишь у 8,6% из тех, кто совсем не включает в свой режим дня самостоятельные общеразвивающие упражнения.
В процессе исследования выявился интересный факт: повышение уровня ПД у школьников после занятий по физвоспитанию наблюдается в большей степени у тех, кто высоко оценивает качество его проведения и личность педагога (учителя) (таблица 2).
Таблица 2. Взаимосвязь изменений познавательной деятельности после занятия физвос-питанием и оценки школьниками личности педагога, %_
Уровень повышения активности ПД Количество школьников, характеризовавших свою активность ПД в зависимости от оценки учителя физической культуры и спорта
нравится скорее нравится, чем нет не нравится
Высокий 27,2 21,9 9,6
Средний 37,8 39,1 29,2
Низкий 29,1 29,2 47,9
Очень низкий 5,9 9,8 13,3
Так, 27,2% школьников, которым нравится учитель, отмечают высокий уровень ПД. Подобный же эффект наблюдается лишь у 9,6% учащихся, отрицательно отзывающихся о своем учителе по физической культуре. Очевидно, здесь на первое место выходят эмоциогенные факторы, способные оказать значительное влияние на работу мозга. Кроме того, просматриваются связи между субъектом и объектом в аспекте успешного протекания педагогического процесса.
Изучались также связи между изменениями ПД после выполнения общеразвива-ющих упражнений в зависимости от некоторых биологических и социальных характеристик школьников. Определялись некоторые различия в самооценке в зависимости от пола. Так, после занятий физвоспитанием заметное улучшение ПД отметили 19,6% девочки и 15,9% мальчики. Зато после спортивной и самостоятельной тренировок самооценки кардинально меняются: 26,4% мальчиков и 19,7% девочек наблюдают высокий уровень повышения ПД (связь существенная, p = 0,03). Очевидно, причины этого явления кроются в более высокой дисциплинированности девушек и в большей сформированности потребности в занятиях физическими упражнениями у юношей.
Определялись также связи между настроением, которое обычно бывает у школьников в конце учебного дня, и изменениями активности ПД после занятия физвоспитани-ем. В наибольшей мере повышение ПД отмечают учащиеся с бодрым и часто меняющимся настроением. Школьники с ровным настроением меньше всего реагируют на внешние раздражители, каковыми являются общеразвивающие упражнения. Здесь, очевидно, сказывается влияние психофизиологического статуса организма. Заметно возрастает количество школьников с высоким уровнем ГД после самостоятельной тренировки, однако характер изменений не меняется. По всей вероятности, здесь заложены резервные возможности благоприятного воздействия с помощью физических упражнений на эмоционально неустойчивых школьников.
ВЫВОДЫ
1. Положительное влияние общеразвивающих упражнений на повышение уровня ПД наблюдается далеко не у всех школьников. Исследуемое психолого-педагогическое явление в значительной мере зависит от вида занятий физической культурой. Самый высокий уровень повышения активности ПД наблюдался после самостоятельной тренировки обучающихся.
2. Оказывают влияние на повышение уровня ПД и используемые средства физического воспитания. Повышение уровня ПД после выполнения общеразвивающих упражнений связано и с полом школьников, их социально-психологическими характеристиками и с психофизиологическим статусом.
3. В исследовании получило подтверждение предположение, согласно которому у личности, привыкшей самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями, наблюдается наиболее высокий уровень познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышев, В.А. Теоретические основания актуализации физического самовоспитания школьников / В. А. Барышев, А. А. Найн // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - № 2 (27). - С. 12-17.
2. Каинов, А.Н. Содержание недельной двигательной активности школьников и ее самоанализ / А.Н. Каинов, К.А. Каинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 104-109.
3. Логинов, В.В. Проблемы актуализации потребности школьников в физической культуре : монография / В.В. Логинов. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, 2011. -117 с.
4. Менщиков, В.М. Педагогические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.М. Менщиков. - Челябинск, 2001. - 46 с.
5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М. : Владос, 2011. - 529 с.
REFERENCES
1. Baryshev, V.A. (2013), "Theoretical bases of physical self-actualization of pupils", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No 2 (27), pp. 12-17.
2. Cainov, A.N. and Cainov K.K. (2015), "The content of weekly motor activity of students and its self-analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 104-109.
3. Loginov, V.V. (2011), Problems of mainstreaming the needs of students in physical culture: monograph, MAGU. Magnitogorsk.
4. Menshikov, V.M. (2001), Pedagogical foundations of professional-applied physical culture of students, dissertation, Chelyabinsk.
5. Rogov, E.I. (2011), Handbook of a practical psychologist in education, Vlados, Moscow.
Контактная информация: anain@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.12.2016
УДК 316.422
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОБОБЩЁННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Валентин Сергеевич Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Александровна Матвеева, старший лаборант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - выделение критериев оценки обобщённости образовательной среды. Известно, что обобщённость образовательной среды - один из её важнейших интегративных показателей, отражающий степень координации деятельности всех её субъектов. Основываясь на современных моделях образовательной среды, авторы выделили параметры, характеризующие её обобщённость; при этом предложенные критерии являются универсальными, инвариантными по отношению к профилю образовательной среды и уровню её социальной иерархии. Авторами обосновано, что обобщённость образовательной среды неразрывно связана с когерентностью ей субъектов, входящих в её состав (работников, обучающихся или образовательных сред более низкого уровня иерархии), а также со зрелостью этой среды. При выделении критериев оценки обобщённости образовательной среды авторы учитывали многоаспектность функционирования образовательных сред, тесную взаимосвязь технологий и результатов управления образовательными средами.
Ключевые слова: образовательная среда, диагностика, обобщённость, зрелость, параметры.
MODERN ASSESSMENT METHODS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
GENERALITY
Valentin Sergeevich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar; Olga Mikhailovna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyubov Alexandrovna Matveeva, laboratory worker,
Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar; Valery Le-onidovich Shaposhnikov, candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Krasnodar Cooperative Institute, the branch of Russian University of Cooperation, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is selection of the educational environment generality criteria. As well known, the educational environment generality is one of its most important integrative parameters, reflecting the level of coordination of its member's activity. Based on modern models of educational environment, the authors selected the parameters, reflecting its generality; the offered criteria are universal and invariant to educational environment kind and hierarchy level. The authors have proved that the educational environment generality is strongly interrelated with coherence of the included members, such as teachers, the studied or educational environments of lower hierarchy level, also with its maturity. While