Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию юных спортсменов'

Педагогические условия формирования готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЕ ТРЕНЕРЫ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадочников Дмитрий Геннадьевич, Кузьмин Андрей Михайлович, Сапожникова Наталья Владимировна

Статья посвящена актуальной области педагогических исследований формированию готовности студентов вуза физической культуры (будущих тренеров) к нравственному воспитанию юных спортсменов. В работе дается обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности исследуемого процесса в образовательной среде вуза физической культуры. Указывается теоретическая основа выбора каждого из трех заявленных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадочников Дмитрий Геннадьевич, Кузьмин Андрей Михайлович, Сапожникова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of forming future coaches'' readiness to young sportsmen''s moral upbringing

The article is devoted to forming physical culture higher educational establishments students' (future coaches') readiness to young sportsmen's moral upbringing, which is a relevant sphere of pedagogical research. The grounding of pedagogical conditions set, providing the investigated process effectiveness increase in physical culture higher educational establishments' educational environment is presented in the article. Theoretical basis for choice of every pedagogical condition (of the three of them) is also covered here.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию юных спортсменов»

3. Тренировочный процесс начинающих спортсменов необходимо строить в направлении совершенствования технической подготовленности с акцентом на повышение показателей силы реакции опоры в точке С.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зухов, А.С. Влияние тренировочной нагрузки плиометрической направленности на коэффициент мощности в тесте plyometry // Молодой ученый. - 2016. - № 12. - С. 939-941.

2. Симень, В.П. Педагогические условия повышения эффективности технической подготовки гиревиков : монография / В.П. Симень ; Чуваш. Гос. пед. ун-т. - Чебоксары : [б.и.], 2015. - 139 с.

3. Структура рывка гири и особенности проявления биомеханических характеристик / Ю.Т. Черкесов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 49-51.

4. Шульгин, Г.Е. Сравнительный анализ биомеханических характеристик техники выполнения рывка в гиревом спорте у квалифицированных и начинающих спортсменов / Г.Е. Шульгин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 207211.

5. Эрикенов, И.Н. Структура рывка гири и особенности проявления биомеханических характеристик специально-вспомогательных упражнений в традиционных и искусственно созданных условиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Эрикенов И.Н. - Нальчик, 2003. - 25 с.

REFERENCES

1. Zukhov, A.S. (2016), "Power coefficient under plyometric targeted training load in plyome-tric test", Young scientist, No. 12, pp. 939-941.

2. Simen, V.P. (2015), Educational conditions for effectivization of technical training in kettle-bell lifting, ChSPU, Cheboksary.

3. Cherkesov, Yu.T. (2003), "Kettlebell jerk structure and biomechanical characteristics display specifics", Theory and practice ofphysical culture, 2003, No. 11, pp. 49-51.

4. Shulgin, G.E. (2015), "Comparative analysis of biomechanical characteristics of jerking technique in kettlebell lifting in skilled and beginner athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 207-211.

5. Erikenov, I.N. (2003), Kettlebell jerk structure and display specifics of biomechanical characteristics of special-auxiliary exercises in normal and artificially created conditions, dissertation, Nalchik.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.04.2017

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Дмитрий Геннадьевич Кадочников, старший преподаватель, Челябинский институт путей сообщения филиал Уральского государственного университета путей сообщения, г. Челябинск, Андрей Михайлович Кузьмин, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Владимировна Сапожникова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена актуальной области педагогических исследований - формированию готовности студентов вуза физической культуры (будущих тренеров) к нравственному воспитанию юных спортсменов. В работе дается обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности исследуемого процесса в образовательной среде вуза физической культуры. Указывается теоретическая основа выбора каждого из трех заявленных педагогических условий.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные качества, готовность, будущие тренеры, юные спортсмены.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING FUTURE COACHES' READINESS TO YOUNG SPORTSMEN'S MORAL UPBRINGING

Dmitry Gennadievich Kadochnikov, the senior teacher, Chelyabinsk Institute of Means of Communication branch Ural State Transport University, Andrey Mikhailovich Kuzmin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalya Vladimirovna Sapozhnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to forming physical culture higher educational establishments students' (future coaches') readiness to young sportsmen's moral upbringing, which is a relevant sphere of pedagogical research. The grounding of pedagogical conditions set, providing the investigated process effectiveness increase in physical culture higher educational establishments' educational environment is presented in the article. Theoretical basis for choice of every pedagogical condition (of the three of them) is also covered here.

Keywords: moral upbringing, moral qualities, readiness, future coaches, young sportsmen.

В нынешних реалиях жизни общества происходят существенные изменения в ценностных предпочтениях молодых людей. В частности, налицо приоритет материальных ценностей взамен духовных, потребительские настроения, эгоизм, игнорирование морально-нравственных норм и т.д.

В то же время, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве ведущих приоритетов в сфере современного образования выделяет необходимость усиления воспитательных функций. Согласно этому документу, воспитание должно быть направлено на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе [14, с. 4].

Проблема воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем науки. Однако ее успешное разрешение требует наличия готовности педагогов к управлению процессами нравственного воспитания.

В фокусе нашего исследования лежит проблема формирования готовности студентов вуза физической культуры (будущих тренеров) к нравственному воспитанию юных спортсменов, решение которой предполагает обоснование приоритетных подходов и педагогических условий эффективного функционирования исследуемого процесса.

В определении педагогических условий наиболее приемлемым для нашего исследования представляется определение А.Я. Найна: «Педагогические условия - это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [10, с. 101].

В нашем исследовании применяется комплекс педагогических условий, выступающих как совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых направлена на повышение эффективности процесса формирования готовности будущих тренеров (студентов вуза физической культуры) к нравственному воспитанию юных спортсменов.

Рассмотрим каждое из трех педагогических условий, составляющих комплекс.

Первое педагогическое условие представлено нами в следующей редакции: активизация мотивационно-потребностных процессов будущих тренеров на их приобщение к нравственным ценностям. Основания для выбора данного условия следующие.

Системообразующим фактором любой деятельности выступает мотивация. Без мотива, как известно из психологии, не может быть деятельности. Следовательно, подготовка будущих бакалавров к деятельности по воспитанию нравственных школьников

должна иметь соответствующую мотивационно-потребностную основу.

В работах классиков отечественной и зарубежной психологии Е.П. Ильина [4], А.Н. Леонтьева [6], А. Маслоу [7] отмечается, что ключевой проблемой мотивации является проблема формирования потребностей человека. Так, А.Н. Леонтьев рассматривает мотивы в качестве опосредованного выражения социальных потребностей общества, а мотивационную сферу - как систему иерархии мотивов.

По мнению исследователей [4; 6; 11], мотив является фактором, способствующим превращению обстановок в конкретную деятельность, характеризующуюся активностью субъекта. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, на основе, имеющейся у него системы ценностей, с собственными установками и убеждениями, и на этой основе осуществлять выбор и принимать конкретные решения. Таким образом, мотивация обеспечивает удовлетворение потребностей индивида, активность отражает его субъектные характеристики, а мотивация определяет ценностные предпочтения.

В решении заявленной проблемы к нравственному воспитанию юных спортсменов роль преподавателя вуза состоит в создании условий для усиления мотивов студента к освоению нравственных ценностей. Сила мотивов зависит от осознания студентом важности общепринятых в конкретном социуме норм морали, нравственных норм, а также идеологических принципов. Условиями и движущей силой психической активности будущих бакалавров является органическая совокупность мотивов, интересов, взглядов и устремлений, что и является мотивацией.

«Мотив как осознанное побуждение для определенной деятельности формируется по мере того, как студент учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства вузовской воспитательной среды, в которой он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения рождается мотив в его конкретной содержательности», - пишет Т.Н. Миндибаева [8, с.93].

В современных социальных реалиях у студентов вуза физической культуры наблюдаются совершенно разные мотивы, которые определили их выбор в профессии. У многих отмечаются мотивы, связанные лишь с формальной стороной педагогической профессии.

Как отмечает Л.М. Кравцова, «формальное включение в учебную деятельность под влиянием внешних требований, по сути, означает потерю студентом качества субъекта. В таком случае он, как правило, перекладывает функции управления на педагогов (преподавателя, куратора и т.д.) и снимает с себя значительную долю ответственности за происходящее и результат действия в учебе» [5, с.67].

В процессе анализа исследуемой проблемы мы пришли к выводу, что в работе с будущими тренерами в плане их подготовки к воспитанию нравственных качеств юных спортсменов необходимо не только развертывать перед студентами ценностную картину окружающей действительности, расширять представления о нормах морали и нравственности. На наш взгляд, важным приоритетом деятельности студента в понимании роли педагога как носителя нравственно-гуманистического потенциала, является их способность самостоятельно отбирать ценности, производить их выбор, давать собственную оценку тому или иному факту, событию, с позиции морально-нравственных понятий. Данный процесс, безусловно организуемый преподавателем, предполагает построение взаимодействия со студентами с помощью исследования ценностных альтернатив, когда нет единого готового решения, а выбор студентом должен быть сделан за счет своих сложившихся убеждений и принципов.

Опираясь на идеи В. Л. Бездухова [1; 2] мы предполагаем, что реализация педагогом вуза ценностей, в образовательном процессе в виде вербальной трансляции, с организацией деятельности по освоению студентами ценностей, последующей их демонстрацией, должна сочетаться с организацией поиска студентом вуза физической культуры ценностных ориентиров, включенных в контекст будущей профессионально-

педагогической, физкультурно-спортивной деятельности, вместо готового (безапелляционного, безальтернативного) предъявления их будущим тренерам.

В этом случае, по мнению В. Л. Безухова, «неизученные категории и понятия рассматриваются не в гносеологическом значении, а в ценностном, то есть в отношении к студенту, в отношении самого студента к данному знанию. Мотивами освоения студентами знания являются не просто познавательные мотивы, но и моральные мотивы, поскольку ценности, к которым преподаватель приобщает студентов, принимает форму мотива» [1, с.94].

Таким образом, речь идет о необходимости демонстрации студентам ценности получаемых знаний, ценности человека как цели собственного развития (но не как средства достижения своих целей за счет другого).

Отношение будущего тренера к нравственным ценностям, способность транслировать эти ценности, преумножать их в работе с воспитанниками в процессе физкультурно-спортивной деятельности, зависит от его мотивов, потребностей и стремлений создавать вокруг себя и своих подопечных благоприятную психологическую атмосферу, пространство доверия и взаимоуважения.

«Двойственный характер потребностей человека, детерминированный его природой и его культурой, определяет, что базовыми условиями существования человека как здорового выступают его здоровые потребности» [15, с.29], - пишет Н.Л. Худякова. Исходя из этого, можно предположить, что воспитание нравственных качеств, главным образом, зависит от наличия здоровых морально-нравственных потребностей и мотивов, которые для студентов вуза физической культуры выступают в виде нравственных ценностей.

Формирование нравственных ценностей будущего тренера, помимо всего прочего, связано с эмоциональной окраской занятий. Преподаватель, работающий со студентами, должен учитывать, что яркие позитивные эмоции выступают мощным фактором в освоении нравственных ценностей. Эмоциональные переживания заставляют молодых людей лучше осознать роль нравственного поведения, достичь понимания важности воспитания нравственных качеств юных спортсменов.

В реальном образовательном процессе вуза первое педагогическое условие находит применение в различных формах и методах проведения аудиторных занятий: пассивных, активных, интерактивных. При этом, как показала практика работы со студентами, эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза физической культуры заметно повышается, если оно имеет интерактивный характер. Интерактивные методы по своей природе выполняют полифункциональную роль. К примеру, анализ ситуаций нравственного характера служит основой для реализации таких локальных целей, как закрепление лекционного материала; выработка общепрофессиональных и профессиональных компетенций, заявленных в образовательных программах в позициях «уметь» и «владеть»; обмен впечатлениями, опытом и эмоциональными проявлениями с другими студентами.

Второе педагогическое условие: развитие у студентов установки на создание благоприятного нравственно-психологического климата в спортивном коллективе учащихся.

Спортивный коллектив, команда, группа являются важнейшим фактором воспитания учащихся вообще, и юных спортсменов, в частности. Но воспитывает, как известно, только тот коллектив, в котором имеется благоприятный нравственно-психологический климат. На наш взгляд, нравственно-психологический климат - это особая атмосфера спортивного коллектива, в которой за счет благоприятного эмоционального фона выстраиваются формальные и неформальные взаимоотношения его членов, обусловленные их жизненными принципами, ценностями, морально-нравственными нормами, потребностями и интересами.

По мнению А.Н. Бражниковой «нравственно-психологический климат, прежде всего, выражается в различных эмоциональных проявлениях, в эмоциональном оценива-

нии существующих отношений. О состоянии климата можно узнать, в первую очередь, по тем эмоциональным оценкам, которые дают различным явлениям, происходящим в коллективе, его члены. Там, где эмоции отсутствуют, возможно индифферентное отношение; там же, где они есть, события получают яркую эмоциональную окраску» [3, с.114].

Для нашего исследования важно, что психологический климат в коллективе формируется на основе психических и социальных отношений. В. Н. Мясищев считает, что «отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь с различными сторонами объективной действительности, реакции переживания» [9, с.84]. Таким образом, отношения в коллективе представляют собой систему рефлексивных позиций, в которых разворачивается групповая деятельность и которые определяют «самочувствие личности», меру проявления «Я». Как система с рефлексией, психологический климат включает такие компоненты, как отношение членов группы друг к другу; отношение к выполняемому делу; отношение к самому себе; отношение к событиям, происходящим в группе, а так же много других отношений.

В зависимости от характера складывающихся отношений в группе, выделяют благоприятный и неблагоприятный психологический климат.

Благоприятным является тот климат, при котором личность чувствует себя защищенной, «принятой» в группе, имеет возможность проявить свое «Я», активно вступает в деятельность и общение. Однако благоприятный психологический климат не исключает, а, наоборот, предполагает наличие напряженного рефлексирования, поисков своего места в жизни.

Неблагоприятный психологический климат можно охарактеризовать как условия, при которых личность не чувствует себя защищенной, принятой группой, с трудом вступает в деятельность и общение.

Следовательно, осознание будущим тренером роли благоприятного и неблагоприятного нравственно-психологического климата в спортивном коллективе обусловлено рефлексией по поводу своего самочувствия и возможности самореализации. Рефлексивные механизмы являются регулирующим началом в диагностике благоприятного и неблагоприятного нравственно-психологического климата в коллективе юных спортсменов.

Обобщив различные взгляды на проблему, мы сформулировали характеристики благоприятного нравственно-психологического климата в спортивной команде учащихся, на которые должны ориентироваться в своей воспитательной работе с юными спортсменами студенты вуза физической культуры, а также характеристики нравственно-психологического климата, которые нуждаются в устранении.

Характеристики благоприятного нравственно-психологического климата в спортивной команде:

• В команде преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между спортсменами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

• В команде существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают друг друга, помогают новичкам.

• Успехи или неудачи отдельных членов команды вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

• В отношениях между микрогруппами внутри спортивной команды существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного психологического климата в спортивной команде:

• В команде преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдается конфликтность, агрессивность, антипатия друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению

друг с другом; спортсмены позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

• В команде отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, члены команды заметно разделяются на «привилегированных» и «пренебрегае-мых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

• Члены команды инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

• В команде возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. В трудных ситуациях команда не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Будущий тренер в своей работе со спортивным коллективом учащихся должен иметь устойчивую установку на создание в нем атмосферы доверия, взаимопонимания, ориентированной на благополучие, комфортное состояние каждого занимающегося. Для этого нужны доброжелательность, готовность к сотрудничеству и оказанию помощи воспитанникам, умение реализовать лучший опыт, а также искренность, доброта, порядочность и честность в отношениях.

Третье педагогическое условие предполагает расширение представлений субъектов образовательного процесса о возможностях физической культуры и спорта в воспитании нравственности юных спортсменов.

Физическая культура имеет своей целью, помимо всего прочего, физическое и интеллектуальное развитие способностей человека. В занятиях физической культурой и спортом заложен весьма значительный потенциал, о котором многие педагоги-практики, а уж тем более будущие тренеры, имеют весьма поверхностное представление.

Рассмотрим, какие возможности в воспитании нравственных качеств школьников имеются в занятиях физической культурой и спортом. Наличие четких представлений об этих возможностях, на наш взгляд, является обязательным условием успешной воспитательной работы будущего педагога физической культуры.

Во-первых, это воспитание и самовоспитание волевых качеств. Г.И. Скворцов по этому поводу пишет: «Воспринятые нравственно ценные мотивы, упражнения в действиях, стабильность успехов, волевые усилия в преодолении трудностей закрепляют привычку поступать определенным образом в различных ситуациях. Закрепление нравственных привычек оказывается значительно более эффективным, чем целый ряд нравоучительных бесед» [13, с.57]. Педагог, работающий с детским спортивным коллективом, должен иметь представления о том, что только благородные мотивы и устремления должны быть основным стимулом для воспитания у юного спортсмена настойчивости, стойкости, самообладания и т. п.

Во-вторых, это воспитание и самовоспитание чувства собственного достоинства, гуманизма; уважительного отношения к соперникам, партнерам по команде, к зрителям, болельщикам, судьям в период соревнований. А.А. Пожедаев отмечает, что в процессе занятий физической культурой и спортом воспитанники постоянно оказываются в ситуациях, требующих от них выбор определенного поступка, определенной стратегии поведения: продолжить выполнять упражнение на фоне сильного утомления или прекратить его; как ответить на то или иное замечание тренера, товарища по команде, соперника либо судьи (особенно в ситуациях сильного утомления, соперничества); принимать ли активное участие в командной игре, помогая своим товарищам добиться определенного спортивного результата, если заранее известно, что по результатам игры будет награждена либо команда в целом, либо другие спортсмены; ответить ли нарушением норм спор-

тивной этики на некорректное поведение соперника, либо в любой ситуации соблюдать требования морально-должного [12, с.71].

К третьей группе возможностей мы относим воспитание и самовоспитание социально-нравственных качеств. Здесь речь идет, прежде всего, об осознании школьниками себя как членов спортивного коллектива, своеобразного микросоциума. Особенно это актуально для занимающихся игровыми видами спорта, в которых юные спортсмены обязаны соблюдать общие для всех членов команды требования, правила, порой в ущерб собственным сиюминутным порывам и желаниям. К таким социально-нравственным качествам, на наш взгляд, можно отнести чувство долга, социальной ответственности; дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность и др.

В работе со студентами (будущими тренерами) данное педагогическое условие ре-ализовывалось в период прохождения ими производственной практики «Педагогическая практика в спортивных школах и учреждениях дополнительного образования» в ДЮСШ и СДСШОР г. Челябинска. Подопечными практикантов были юные спортсмены (14-15 лет), занимающиеся баскетболом и волейболом.

По мере адаптации будущих тренеров к условиям практики в учебном заведении спортивного типа, они проникаются пониманием того, какое весомое значение принадлежит спорту (в частности, игровым видам) в плане нравственного воспитания детей. Студенты-практиканты включаются в воспитательную деятельность по созданию здоровой психологической атмосферы в спортивной команде, формированию у учащихся нравственных взглядов и убеждений, чувства коллективизма, взаимопонимания и взаимопомощи. Важным моментом работы практикантов с юными спортсменами является создание воспитывающих ситуаций, в которых подростки приобретают навык упражнения в нравственных действиях, проявляют эмпатию, сопереживание, взаимовыручку.

Важно, чтобы занимающиеся приобщались к работе в коллективе, и были готовы подчинять свои интересы интересам команды. Будущие тренеры должны попытаться донести до своих воспитанников мысль, что правила игры являются обязательными для всех, и их неукоснительное соблюдение закаляет волю спортсмена, формирует выдержку, развивает умения и навыки самоконтроля и самообладания. В процессе занятия спортивными играми проявляются и формируются такие личностные качества, как пунктуальность, трудолюбие, эмпатия, честность, порядочность, дисциплинированность, искренность. Данные виды спорта способствуют воспитанию у занимающихся чувства справедливости, ответственности, товарищества; налаживают дружеские отношения. Соответственно, для будущего тренера в процессе прохождения практики возникает необходимость овладения соответствующими компетенциями, которые в дальнейшем будут обеспечивать высокопрофессиональное руководство действиями занимающихся спортом в учебно-тренировочной, соревновательной деятельности, а также в повседневной жизни, что в конечном итоге обусловливает воспитание у них системы нравственных принципов и установок, обеспечивающих становление личности достойного гражданина.

Резюмируя сказанное, отметим, что работа со студентами (будущими тренерами) по реализации вышеозначенных педагогических условий подтвердили правомерность наших предположений относительно их эффективности. Следует подчеркнуть, что желаемый результат по формированию готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию юных спортсменов может быть достигнут только при комплексном использовании всех трех педагогических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бездухов, В.П. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование : монография / В.П. Бездухов, Т.В. Жирнова ; Моск. психолого-социальный ун-т. -М. : [б.и.], 2008. - 202 с.

2. Бездухов, В.П. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации / В.П. Бездухов, О.К. Позднякова // Педагогика. -

2012. - № 6. - С. 15-26.

3. Бражникова, А.Н. Нравственно-психологический климат в образовательной среде вуза / А.Н. Бражникова // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 114-116.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

5. Кравцова, Л.М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками : дис. ... канд. пед. наук / Кравцова Л.М. - Челябинск, 2010. - 182 с.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с.

8. Миндибаева, Т.Н. Развитие информационной культуры будущих юристов в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук / Миндибаева Т.Н. - Челябинск, 2011. - 193 с.

9. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1995. - 356 с.

10. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев ; Урал. гос. ун-т физ. культуры - Марийский гос. ун-т. - Челябинск, Магнитогорск : [б.и.], 2007. - 115 с.

11. Овинова, Л.Н. Воспитание нравственности студентов образовательно-досуговом процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Овинова Л.Н. - Челябинск, 2010. - 26 с.

12. Пожедаев, А.А. Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии (на материале физкультурно-спортивной деятельности) : дис. ... канд. пед. наук / Пожедаев А.А. - Оренбург, 2003. - 199 с.

13. Скворцов, Г.И. Педагогическая стратегия допрофессиональной подготовки учащихся-спортсменов в условиях 12-летнего образования / Г.И. Скворцов ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2002. - 152 с.

14. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Изд-во «Омега-Л», 2015. - 141 с.

15. Худякова, Н.Л. Воспитание ценностных основ здорового образа жизни: философское основание / Н.Л. Худякова ; Урал. отделение Рос. акад. образования. - Челябинск : [б.и.], 2009. - 44 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Bezdukhov, V.P. and Zhirnova, T.V. (2008), Ethic and value sphere of student's consciousness: diagnostics and forming: monograph, MPSI, Moscow.

2. Bezdukhov, V.P. and Pozdnyakova, O.K. (2012), "Ethic and pedagogical approach to forming value system of future teacher and it's realizationally principles", Pedagogics, No. 6, pp. 15-26.

3. Brazhnikova, A.N. (2010), "Ethic and psychological climate in a higher educational establishment learning environment", Pedagogics, No. 8, pp. 114-116.

4. Ilin, E.P. (2000), Motivation and motives, Piter, St. Petersburg.

5. Krivtsova, L.M. (2010), Future PE teacher's readiness to extracurricular activities with schoolchildren development, dissertation, Chelyabinsk.

6. Leontiev, A.N. (1975), Activity. Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.

7. Maslow, A. (2003), Motivation and personality, Piter, St. Petersburg.

8. Mindibaeva, T.N. (2011), Future lawyers information culture development in higher educational establishment learning process, dissertation, Chelyabinsk.

9. Myasishchev, V.P. (1995), Relationship psychology, Moscow State University, Moscow.

10. Nain, A.Ya. and Umetbaeva, Z.M. (2007), Modern dictionary and handbook of a young researcher, Ural State University - Magnitogorsk State University, Chelyabinsk - Magnitogorsk.

11. Ovinova, L.N. (2010), Student moral training in an educational-leisure process, dissertation, Chelyabinsk.

12. Pozhedaev, A.A. (2003), Formation of senior schoolchild readiness to spiritual and moral reflection (on the basis of physical culture and sport activities), dissertation, Orenburg.

13. Skvortsov, G.I. (2012), Pedagogical strategy of pre-professional training of students-athletes in 12-years education conditions, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk.

14. The Federal Law "On education in the Russian Federation" (2015), publishing house "Ome-ga-L", Moscow.

15. Khudyakova, N.L. (2009), Education of healthy lifestyle values: philosophical basis, The Ural branch of the Russian Academy of Education, Chelyabinsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.04.2017

УДК 796.011.3

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Надежда Егоровна Калинина, кандидат биологических наук, профессор, Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, (ФГБОУ ВПО «ВолгГТУ»)

Аннотация

В статье излагаются результаты педагогического эксперимента, направленного на разработку и научное обоснование средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для развития личностных качеств и организаторских способностей студентов, обучающихся в гражданском вузе по специальности «Пожарная безопасность».

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка; экстремальные специальности; личностные качества; организаторские способности.

MEANS AND METHODS OF PHYSICAL CULTURE FOR DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES AND ORGANIZING ABILITIES AMONG STUDENTS OF

EXTREMAL SPECIALTIES

Nadezhda Egorovna Kalinina, the candidate of biological sciences, professor, Marina Nikolaevna Zhegalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Technical University, Volgograd

Annotation

The article presents the results of the pedagogical experiment directed at development and scientific justification of the means and methods of the professional and application-oriented physical training for the development of personal qualities and organizing abilities of the students studying in the civil higher education institution with profile "Fire safety".

Keywords: professional and application-oriented physical training; extremal specialties; personal qualities; organizing abilities.

Низкий уровень профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ГПС МЧС России обусловлен тем, что профессиональными кадрами для неё являются выпускники специальности «Пожарная безопасность» гражданских технических вузов. Научно обоснованные технологии профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для этих специалистов отсутствуют. Механический перенос методик из специализированных вузов МЧС России не возможен в связи с резко отличающимися требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, содержанием учебных планов и программ подготовки таких специалистов, а также условий обучения. Это служит причиной низкого уровня ППФП выпускников гражданских вузов по сравнению со специализированными вузами и затрудняет их трудоустройство. В связи с этим разработка авторской технологии ППФП студентов гражданских технических вузов представляется актуальной.

Для достижения заданной цели было поставлено несколько задач, одной из которых стала - определить наиболее эффективные средства и методы физической культуры, развивающие и профессионально важные личностные качества, и организаторские способности специалистов, обучающихся в вузе по направлению подготовки «Пожарная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.