Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК 796.01 DOI 10.14526/01_1111_93
МЕТОДИКА АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ У ШКОЛЬНИКОВ
Логинов В.В. - кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул.
Орджоникидзе, д. 1
METHODOLOGY OF NEED ACTUALIZATION FOR PHYSICAL CULTURE AMONG SCHOOLCHILDREN
Loginov V.V. - candidate of pedagogics, associate professor Ural State University of Physical Culture, 454091 Ural federal district, Chelyabinsk region, Chelyabinsk, st. Ordzhonikidze, d. 1
e-mail: [email protected]
Аннотация. Физическая культура сегодня рассматривается как один из приоритетных учебных предметов современной общеобразовательной и профессиональной школ и как часть общечеловеческой культуры, ценности и достижения которой ориентированы на всестороннее физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Важный акцент при этом делается на достижение физической зрелости (гармоничного развития физических качеств, способностей и генетических задатков в сфере двигательной активности). Сегодня вместе с кардинальными изменениями в жизни страны изменились роль и функции физкультурного образования, сместившиеся с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Устройство и жизненный уклад организации физкультурного образования, систему и практику управления ими, содержание и экономическую базу их деятельности необходимо привести в соответствие с новыми реалиями патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта. По мере раскрепощения личной и общественной инициативы, расширения сферы свободного выбора физкультурно-образовательных услуг семья, общественность и сами учащиеся обязаны брать на себя растущую долю обязанностей и ответственности в деле физкультурного образования. Только в единстве широкой заинтересованной государственной, частной и общественной поддержки образовательные организации физкультурной направленности смогут в полном объеме справиться, сохранить и приумножить здоровьесберегающие технологии подрастающего поколения средствами физической культуры, спорта и туризма.Материал. Комплекс физических упражнений, авторская методика актуализации потребности в физической культуре у школьников, педагогический мониторинг. Методы исследования: теоретические - обобщение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности школьников на уроках физической культуры; эмпирические - изучение опыта организации уроков физической культуры, наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документации, беседы, интервью с педагогами, методы математической статистики. Результаты.Исследование выявило, что знаниями по физической культуре в объеме школьной комплексной программы и знаниями о двигательных умениях и навыках подростки школьного возраста (12-13 лет)
владеют недостаточно. Материалы исследования показали достаточно высокую эффективность апробированной методики актуализации потребности физической культуры у школьников. В работе сделан акцент на актуализацию инновационной направленности потребности в физической культуре у школьников, основанной на углублении и расширении представлений обучающихся о механизмах взаимодействия природного и социального в физическом образовании обучающихся. Установлено, что заметно активизируется познавательная деятельность учащихся на занятиях по физической культуре, осуществляется более успешно активность в отличие от традиционной организации физкультурного образования. Заключение. Актуализация потребности физической культуры школьниками на уроке при целенаправленных педагогических воздействиях - это эффективное средство физического самосовершенствования юных спортсменов. Важным инновационным фактором при этом выступает комплекс педагогических условий, актуализирующих физические качества наиболее эффективных спортивных и подвижных физических упражнений, выполняемые разнообразные двигательные действия, требующих необходимых решений.
Ключевые слова: методика, ценности, овладение, физическая культура, школьники, занятия физической культурой.
Annotation. Physical culture today is considered as one of the priority subjects of modern comprehensive and professional schools and the part of general culture, the values and achievements of which are oriented at all-round physical, intellectual and spiritual-moral development of personality. An important accent is made at physical maturity achievement (a harmonious development of physical qualities, skills and genetic inclinations in the sphere of physical activity). Nowadays, together with great changes in the life of a country, changed the role and functions of physical education, there happened transfer from the interests of a state satisfaction to the needs satisfaction of a personality, society and social groups. Physical education and life organization, the system and practice of their management, the content and economic base of their activity is necessary to co-ordinate with new realia of patriotic upbringing of young people by means of physical culture and sport. In terms of personal and social initiative emancipation, the sphere broadening of free choice of physical-educational services, a family, society and students themselves should shoulder the duties and responsibility in the sphere of physical education. Only in unity of a wide interested state, private and social support educational organizations ofphysical orientation will be able to cope with, preserve and improve health-protecting technologies of the oncoming generation by means of physical culture, sport and tourism. Material. The complex of physical exercises, the author's methodology of the need actualization for physical culture among schoolchildren, pedagogical monitoring Research methods: theoretical- psychological-pedagogical literature summarizing, schoolchildren's products of activity at physical culture lessons analysis;empiric- the experience study of physical culture lessons organization, observation, pedagogical monitoring, documents analysis, discussions, interviews with teachers, mathematical statistics methods. Results.The research work revealed that 12-13 year-old teenagers have not enough knowledge of physical culture and physical abilities and skills in terms of school complex program. The research materials showed sufficiently high effectiveness of the approved methodology of the need actualization for physical culture among schoolchildren. The work pays attention to innovative orientation actualization of the need for physical culture among schoolchildren, based on the notions intensification and broadening of interaction mechanisms between natural and social in physical education of schoolchildren. It is revealed, that cognitive activity of schoolchildren at physical culture lessons becomes more active, more successful activity is fulfilled in contrast to traditional organization of physical education. Conclusion. The need actualization for physical culture among schoolchildren at a lesson in case of purposeful pedagogical influences is an effective means of young sportsmen physical self-development . An important innovative factor in this case is a complex of pedagogical conditions, actualizing physical qualities of more effective sports and outdoor physical exercises, fulfilled different physical actions, which demand the definite solutions.
Keywords: methodology, values, mastering, physical culture, schoolchildren, physical culture lessons.
Основная идея: развитие личности школьника в овладении основами физической культуры эффективно актуализируется при создании психолого-педагогических и когнитивных условий.
Цель исследования: изучить содержательные характеристики методики актуализации у школьников потребности в физической культуре.
Методы: теоретические -обобщение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов
деятельности школьников на уроках физической культуры; эмпирические -изучение опыта организации уроков физической культуры, наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документации, беседы, интервью с педагогами.
Материалы. Образовательные организации (школы, лицеи, колледж физической культуры Уральского государственного университета
физической культуры) как основа актуализации потребности физической культуры школьниками на уроке. Педагогические условия,
актуализирующие потребности
физической культуры школьников на уроке являются приоритетными основаниями развития личности юного спортсмена-школьника. Данные
педагогические условия, содержательно обладающие познавательно-развивающей направленностью, обеспечивают
эффективное взаимодействие учителя и учащихся на уроке физической культуры. При этом принципы
здоровьесберегающей, личностно-
ориентированной и познавательной направленности являются ведущими основаниями развития личности школьника. Материалы исследования (комплекс физических упражнений, авторская методика актуализации потребности в физической культуре у школьников, педагогический мониторинг) обладают воспитательными,
развивающими и оздоровительными
компонентами физической культуры, направленными на укрепление здоровья и развитие личности учащихся на уроках физической культуры.
Результаты исследования. В результате организации опытно-экспериментальной работы выявлено, что основным трендом актуализации потребности в физической культуре у школьников является авторская методика и ее приоритетный компонент - комплекс педагогических условий (реализация принципов системно-синергетического подхода к педагогическому процессу актуализации потребности физической культуры школьниками на уроке; освоение и применение здоровьесберегающих педагогических технологий занятий физическими упражнениями и
специализированной спортивной
деятельности обучающихся; переход от субъект-объектных отношений между учителем и школьником, между тренером и школьником-спортсменом к субъект-субъектным отношениям; освоение школьниками духовно-нравственных
ценностей физической культуры; педагогический мониторинг актуализации потребности в физической культуре у школьников). Одной из важных составляющих организации методики актуализации потребности физической культуры школьниками на уроке являются разработанные и апробированные общеразвивающие упражнения
физической культуры, активизирующие познавательную активность в спортивных достижениях учащихся и формировании мотивационно-поребностной деятельности к занятиям физической культурой как приоритетной функции здорового образа жизни.
Основное содержание. Ключевой дефиницией нашей статьи является понятие «актуализация». В философии «актуализация» трактуется как изменение бытия на основе идеи перехода от возможности к действительности. Актуальный - значит действенный,
наличный, своевременный, значимый [14, с. 78-79]. В социологии «актуализация» является частью общего понятия «социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменение в социальной среде [4, с. 29-31]. В отечественной психологии с трактовкой актуализации как перехода возможности в действительность в наибольшей мере согласуется понятие «актуализация связи», определяемое как воспроизведение -воссоздание индивидом своих
собственных знаний, стилистики поведения, а также ментальных, чувственных и кинетических актов и трансформация их из латентно-потенциального состояния в действия, динамику форм поведения. Таким образом, по мнению В.В. Игнатовой, актуализация выступает как категория [1, с. 96-97].
Для нашего изыскания данная дефиниция представляет интерес в категориях педагогики. Актуализировать, как пишет Б. Н. Шустин, значит сделать непосредственно проявленным,
действенным, узнаваемым, видимым [14, с. 143]. Особо отметим, что исследуемое понятие используется в педагогической теории и образовательной практике в словосочетаниях с понятием «потенциал»: актуализация духовно-творческого
потенциала [1, с. 94], актуализация лидерского потенциала (И. В. Дрыгина), актуализация профессионально-
культурного потенциала [7, с. 209-210].
Актуализация овладением
потребности в физической культуре у школьников возможна в процессе организации физического воспитания. Это зависит от того, насколько методически грамотно, по мнению В. А. Фатеева, подобрано педагогическое обеспечение, под которым автором понимается совокупность факторов и условия их развертывания посредством
педагогических форм, методов и приемов [11, с. 63-65].
Исследования показывают [3; 9; 10; 11; 14], что актуализация потребностей учащейся молодежи в физической культуре осуществляется в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательной и
специализированной спортивных школ. Актуализация выступает эффективным средством реализации как врожденных, так и социально обусловленных предпосылок в становлении физической, психо-эмоциональной, духовно-
нравственной составляющих личности школьника. Актуализация потребностей школьников в физической культуре в Концепции целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2010-2015 годы» рассматривается как постепенное повышение значимости, субъектной ценности для личностного физического и духовно-нравственного становления
обширного поля деятельности в сфере физической культуры [2, с. 19].
Изучаемая проблема, как отмечают разработчики комплексной программы физического воспитания школьников В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон, при целенаправленных педагогических
воздействиях - это в явной форме возвышение потребностей, их оформление в более содержательное с точки зрения социальной значимости содержание. Актуализация потребностей в физической культуре у школьников, как пишет А. Я. Найн, придание им отчетливой выраженности и проявлений в двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки является сегодня важнейшей задачей школьной системы физического воспитания [5, с. 16-17]. В физической культуре в целом на первом месте находятся средства физического совершенствования, носившие уже в глубокой древности состязательный характер.
В проблеме актуализации потребности молодежи в физической культуре важное место занимает вопрос о правильном соотношении и взаимосвязи его умственного и физического развития. Материалы изучения режима физической культуры школьников 10 образовательных организаций (п=68) гг. Челябинска, Златоуста, Миасса и Карабашского района Челябинской области показали, что более
64% педагогов считают, что уроки физкультуры в школе должны быть обязательными для всех и проходить два-три раза в неделю. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного нами в 2011-2012 учебном году. Больше половины опрошенных учителей физической культуры (72%) уверены, что ученики должны в обязательном порядке сдавать и спортивные нормативы (ГТО). Многие из них, более 60% опрошенных, готовы к использованию инновационных подходов и приемов в обучении школьников знаниям о способах физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности.
Исследование выявило и другое: знаниями по физической культуре в объеме школьной комплексной программы (п=162) владеют 12% подростков школьного возраста (12-13 лет); знаниями о двигательных умениях и навыков владеют около 28% обучающихся среднего школьного возраста; около 25% школьников оценивают свои знания по предмету «физическая культура» как низкого уровня, только 7% - высокого; и, наконец, только 13% респондентов оценивают свои потребности в получении знаний, умений и навыков по физической культуре как низкую и 17% опрошенных школьников - как высокую.
Эти данные свидетельствуют о высоком уровне потребности молодежи в физической культуре. Физическая культура как учебный предмет обеспечивает разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья учащихся. Этот предмет входит в систему общего образования и воспитания духовно-нравственных основ поведения,
формирования потребностей и
повседневной двигательной активности для повышения физической зрелости и накопления резервов здоровья. Важнейший тренд физической культуры в школе - двигательная культура, включает в себя основные способы двигательной активности человека: бег, прыжки, метание, плавание, передвижение на лыжах, катание на коньках, упражнения
гимнастики, акробатики, спортивных единоборств, упражнений ритмического танцевального характера.
Основой авторской методики является следующий комплекс
педагогических условий,
актуализирующих потребности
физической культуры школьниками на уроке:
• реализация принципов системно-синергетического подхода к педагогическому процессу актуализации потребности физической культуры у школьников;
• освоение и применение здоровьесберегающих педагогических технологий занятий физическими упражнениями и специализированной спортивной деятельностью обучающихся;
• переход от субъект-объектных отношений между учителем и школьником, между тренером и школьником-спортсменом к субъект-субъектным отношениям;
• освоение школьниками духовно-нравственных ценностей физической культуры;
• педагогический мониторинг актуализации потребности физической культуры школьников.
В процессе организации опытной работы по апробации содержания методики актуализации потребности физической культуры у школьников был разработан и введен экспериментальный фактор - спецкурс «Актуализация потребности основ физической культуры школьниками». Он включал самые разные формы занятий: беседы, дискуссии, школьные семинары, тестирование; практико-ориентированные занятия;
мультимедийные показы (фрагменты) международных и олимпийских соревнований; встречи и выступления известных спортсменов; показательные спортивно-тренировочные соревнования. Многие занятия в опорных образовательных организациях (школах, лицеях и Челябинском колледже физической культуры) проводили наряду с учителями физической культуры и ученые
Уральского государственного
университета физической культуры.
Многие ученые, специалисты, тренеры физической культуры, спорта и туризма В. В. Игнатова [1], В. Ю. Лосев [3], И. В. Манжелей [4], А. Я. Найн [5], Н. И. Пономарев [9], Р. А. Пилоян [8], Б. Н. Шустин [14] и др. считают, что настало время радикально актуализировать унитарную систему физического воспитания, ориентированную на достижение малообоснованных норм физической подготовленности. Система физического воспитания должна быть ориентирована на создание у каждого из занимающихся благоприятных
возможностей для реализации личностных потребностей, для достижения целей личностного развития. В физической культуре гражданина общества, основанного на гуманистических началах, по мнению И. В. Манжелей, должны получить гармоничное развитие интеллектуальные, психологические,
физические и духовно-нравственные качества [4, с. 29-31]. Мера этой гармонии - потребности, мотивации, ценностные ориентации личности. В этом призван сыграть решающую роль не только вводимый третий урок физической культуры в школе, но и в полном смысле современное ноу-хау - комплекс ГТО, требования которого прописаны в Концепции целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2015 годы» [2].
При этом потребность в двигательной деятельности как основание физической культуры, по мнению А. Я. Найна, выступает в единстве трех сторон [7, с. 274-275]:
• способ освоения и изменения условий окружающего мира путем пространственных перемещений и механических воздействий;
форма общения, связанная с производством и передачей информации посредством ее моделирования в системе действий;
• стихийно действующий фактор индивидуального развития способностей и свойств, необходимых для ее осуществления.
Важным фактором опытно-экспериментальной работы являлся педагогический мониторинг, на основе которого осуществлялось постоянное наблюдение за процессом реализации методики актуализации потребности физической культуры у школьников с целью выявления его соответствия прогнозируемому результату и
первоначальным предположениям.
Полученные результаты отслеживались и при необходимости корректировались (схема 1).
По результатам мониторинга оценивались такие содержательные характеристики методики актуализации потребности физической культуры у школьников:
• прилежность спортсменов-школьников в систематических занятиях физической культурой;
• влияние общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности школьников;
• воспитание ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой и спортом;
• эффективность использования интерактивных форм обучения с целью самообразования учащегося как гармоничной личности в контексте инновационного физкультурного образования;
• взаимосвязи показателей физической подготовленности учащихся для оптимального выбора тренировочных средств в учебном процессе при изучении учебного материала.
Схема 1 - Содержание педагогического мониторинга актуализации потребности физической культуры у школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы исследования показали достаточно высокую эффективность апробированной методики актуализации потребности физической культуры у школьников. Важным фактором развития личности спортсмена-школьника является комплекс педагогических условий, система средств и методов физического воспитания, включенных в содержание познавательно-развивающей деятельности к занятиям физической культурой как
неотъемлемого компонента здорового образа жизни.
Опираясь на инновационные подходы, реализуемые Федеральной целевой программой развития физической культуры и спорта, в работе сделан акцент на актуализацию инновационной направленности потребности в физической культуре у школьников, основанной на углублении и расширении представлений обучающихся о механизмах
взаимодействия природного и социального в физическом образовании обучающихся.
В процессе исследования физической и мотивационной
направленности проблемы актуализации потребности физической культуры у школьников, в результате перманентного мониторинга за уровнем физических способностей и состоянием здоровья учащихся установлено, что заметно активизируется познавательная
деятельность учащихся на занятиях по физической культуре, осуществляется более успешно активность в отличие от традиционной организации
физкультурного образования.
Литература
23. Игнатова, В. В. Духовно-нравственное становление личности : монография / В. В. Игнатова. - Красноярск : Сиб ГТУ, 2007. - 228 с.
24. Концепция целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2015 годы». - М. : Росспорт РФ, 2010. - 38 с.
25. Лосев, В. Ю. Воспитание ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Ю. Лосев. - Челябинск, 2010. - 22 с.
26. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 29-31.
27. Найн, А. Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности школьников / А. Я. Найн // Теория и методика физической культуры. -2004. - № 3. - С. 16-20.
28. Оплетин, А. А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания) / А. А. Оплетин. - Пермь, 2008. - 223 с.
29. Оплетин, А. А. Средства физической культуры в решении задач саморазвития личности / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 3 (32). - С. 91-97. DOI 10.14526/08_2014_13
30. Оплетин, А.А. Формирование и построение корреляционной плеяды физкультурно-спортивных компетенций и компетенций саморазвития на занятиях физической культурой / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №4(37). - С.150-156. DOI 10.14526/01_1111_64
31. Педагогическая наука и образование : тематический сб. науч. трудов. Вып. 13 / Отв. ред. проф. А. Я. Найн. - Челябинск : Уральская академия, 2013. - 306 с.
32. Пилоян, Р. А. Научный и практический смысл «Модель спортсмена» / Р. А. Пилоян // Спортивная борьба. Ежегодник. - М. : ФиС, 1996. -С. 69-72.
33. Пономарев, Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта : учеб. пособие / Н. И. Пономарев. - М. : ФиС, 2009. - 310 с.
34. Ульянов, Д. А. К вопросу о развитии физических качеств и формировании двигательный умений и навыков у подростков / Д. А. Ульянов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 25-27.
35. Фатеев, В. А. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к реализации личностно ориентированного подхода / В. А. Фатеев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007 - № 6. - С. 63-65.
36. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. - М. : Бюллетень Минобрнауки РФ, 2015. - № 9. - С. 348.
37. Физическое воспитание учащихся I-XI классов : комплексная программа физического воспитания школьников / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. - М. : Просвещение, 2014. - 86 с.
38. Шустин, Б. Н. Модельные характеристики в системе спортивной педагогики / Б. Н. Шустин // Педагогика. Психология. Второе направление : Всемирн. науч. конгр. «Спорт в современном обществе» (Тбилиси, июль, 1980 г.) . - М. : ФиС, 1980. - 142 с.
39. Яковлев, М. Н. Спортивные нормы ГТО подвластны всем возрастам / М. Н. Яковлев // Российская газета. - 2014. - 16 апреля.
Reference
1. Ignatova V. V. Dukhovno-nravstvennoe stanovlenie lichnosti [Spiritual-moral formation of a personality], Krasnoyarsk : Siberian State Technical University, 2007, 228 p.
2. Kontseptsiya tselevoi programmy «Razvitie fizicheskoi kul'tury i sporta v RF na 2016-2015 gody» [The concept of the target program "Physical culture and sport development in the Russian Federation for 2006-2015"], Moscow : Russian sport of the Russian Federation, 2010, 38 p.
3. Losev V. Y. Vospitanie tsennostnogo otnosheniya shkol'nikov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi [Pupils' axiological attitude upbringing to physical culture lessons] Extended abstract of candidate's thesis, Chelyabinsk, 2010, 22 p.
4. Manzheley I. V. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2004, No. 4, pp. 29-31.
5. Nain A. Y. Teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury, 2004, No. 3, pp. 16-20.
6. Opletin A. A. Pedagogicheskie osnovy sotsial'no-nravstvennogo samorazvitiya lichnosti studenta [Pedagogical basis of social - moral self-development of a student's personality], Perm, 2008, 223 p.
7. Opletin A. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No.3 (32), pp.91-97,
available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=22559247. DOI 10.14526/08_2014_13
8. Opletin A. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.4 (37), pp.150156. DOI 10.14526/01_1111_64
9. Nain A.Y. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie [Pedagogical science and education], Chelyabinsk : the Ural Academy, 2013, 306 p.
10. Piloyan R. A. Nauchnyi i prakticheskii smysl «Model' sportsmena» [Scientific and practical meaning of "A sportsman's model"], Moscow : Physical Culture And Sport, 1996, pp. 69-72.
11. Ponomarev N. I. Sotsial'nye funktsii fizicheskoi kul'tury i sporta [Social functions of physical culture and sport ],Moscow : Physical Culture And Sport, 2009, 310 p.
12. Ulyanov D. A. Fizicheskaya kul'tura : vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2015, No. 5, pp. 25-27.
Статья поступила в редакцию: 26.01.2016 г.
13. Fateev V. A. Fizicheskaya kul'tura : vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2007, No 6, pp. 63-65.
14. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [The Federal target program of education development for 2016-2020], Moscow: Bulletin of the Ministry of education and science of the Russian Federation, 2015, No. 9, pp. 3-47.
15. Lyakh V.I., Kofman L.B., Maikson G.B. Fizicheskoe vospitanie uchashchikhsya I-XI klassov : kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [Physical upbringing of the pupils from the Ist to the XIth forms: a complex program of physical upbringing among students],Moscow : Prosveshchenie, 2014, 86 p.
16. Shustin B. N. Model'nye kharakteristiki v sisteme sportivnoi pedagogiki [Model characteristics in the system of sport pedagogics], Moscow : Physical Culture And Sport, 1980, 142 p.
17. Yakovlev M. N. Rossiiskaya gazeta, 2014, April, 16.
Логинов Виктор Викторович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления физической культуры, докторант Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1 e-mail: [email protected]