Научная статья на тему 'Формирование механизма предметных физкультурно спортивной компетенции и компетенции саморазвития средствами физической культуры'

Формирование механизма предметных физкультурно спортивной компетенции и компетенции саморазвития средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE / UPBRINGING / COMPETENCIES / SELF-DEVELOPINGACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин А.А.

В статье рассматривается вопрос о механизме формирования физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культурой в условиях вузовского образования на основе экспериментальной программы с использованием традиционных и нетрадиционных методов физической культуры. Материал. В данной статье рассматривается вопрос формирования механизма физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития личности на занятиях физической культурой. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты. Разработанный механизм формирования физкультурно-спортивных компетенций способен предельно включить студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, по формированию метопредментных и предметных компетенций. Заключение. Проведенный эксперимент подтверждает, что созданный механизм формирования физкультурно-спортивных компетенций научно обоснован и обеспечивает физическую и психологическую устойчивость личности студентов в любых жизненных ситуациях и приобретенные студентами на занятиях физической культурой компетенции являются не только профессионально-прикладными, но и жизненно необходимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF DISCIPLINARY PHYSICAL SPORTS COMPETENCY AND SELF-DEVELOPMENT COMPETENCY FORMATION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The article is about the mechanism of physical-sports competencies formation during physical culture lessons in terms of higher education on the basis of experimental program with the use of traditional and non-traditional methods of physical culture. Material. The article is about the question of the physical-sports competencies and personality self-development competency mechanism formation at physical culture lessons. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, questionnaire survey, experiment. Results. The created mechanism of physical-sports competencies formation is able to involve students into cognitive process with the emphasis on physical and social-moral self-development of a personality, in interdisciplinary and disciplinary competencies formation. Conclusion. Held experiment proves, that the created mechanism of physical-sports competencies formation is scientifically substantiated and provides physical and psychological steadiness of students’ personality in any life situations and gained by students competencies at physical culture lessons are not only professional-applied, but also vital.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма предметных физкультурно спортивной компетенции и компетенции саморазвития средствами физической культуры»

DOI 10.14526/01_2017_184 УДК 790.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДМЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО СПОРТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.А. Оплетин — кандидат педагогических наук, доцент Пермский национально исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990

E-mail: opletin. a@yandex. ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о механизме формирования физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культурой в условиях вузовского образования на основе экспериментальной программы с использованием традиционных и нетрадиционных методов физической культуры. Материал. В данной статье рассматривается вопрос формирования механизма физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития личности на занятиях физической культурой. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты. Разработанный механизм формирования физкультурно-спортивных компетенций способен предельно включить студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, по формированию метопредментных и предметных компетенций. Заключение. Проведенный эксперимент подтверждает, что созданный механизм формирования физкультурно-спортивных компетенций научно обоснован и обеспечивает физическую и психологическую устойчивость личности студентов в любых жизненных ситуациях и приобретенные студентами на занятиях физической культурой компетенции являются не только профессионально-прикладными, но и жизненно необходимыми. Ключевые слова: физическая культура, воспитание, компетенции, саморазвивающаяся активность.

MECHANISM OF DISCIPLINARY PHYSICAL SPORTS COMPETENCY AND SELF-DEVELOPMENT COMPETENCY FORMATION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Anatoly А. Opletin — candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomolsky prospect, Perm, 614990, Russia

E-mail: opletin.a@yandex.ru

Annotation. The article is about the mechanism of physical-sports competencies formation during physical culture lessons in terms of higher education on the basis of experimental program with the use of traditional and non-traditional methods of physical culture. Material. The article is about the question of the physical-sports competencies and personality self-development competency mechanism formation at physical culture lessons. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, questionnaire survey, experiment. Results. The created mechanism of physical-sports competencies formation is able to involve students into cognitive process with the emphasis on physical and social-moral self-development of a personality, in interdisciplinary and disciplinary competencies formation. Conclusion. Held experiment proves,

that the created mechanism ofphysical-sports competencies formation is scientifically substantiated and provides physical and psychological steadiness of students' personality in any life situations and gained by students competencies at physical culture lessons are not only professional-applied, but also vital.

Keywords: physical culture, upbringing, competencies, self-developingactivity.

ВВЕДЕНИЕ. Физкультурно-

спортивные компетенции (ФСК), как и культура профессиональная, сегодня соотнесены со стандартами современного образования Российской Федерации, образовательными стандартами 3 плюс поколения в формировании у студентов профессиональных компетенций. Именно компетентностная парадигма образования в нашем исследовании рассматривает занятия в области ФК по отношению к студенту и его образовательному процессу в области обучения как относительно самостоятельную,

саморазвивающуюся педагогическую систему, направленную на саморазвитие личности. Сформированность компетентности саморазвития в исследовании рассматривается нами как развитие личности студента, направленной на целевую мотивацию и самосовершенствование, овладение различными приёмами в области саморегуляции, самоконтролем,

активности при формировании и самостроении личности, где совместно с физическим развитием студента, при сохранении и укреплении его здоровья, в исследовании решались вопросы не только воспитания чувств, воли, ума, но и социально-нравственных ориентаций

[1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14]. Физическая культура (ФК), физическое воспитание (ФВ), спорт (С) студентов наравне с другими образовательными дисциплинами составляют важнейший компонент образования в высших учебных заведения. Установлено, что высокий уровень здоровья, ФП, сформированных межпредметных, предметных компетенций в области ФК гарантирует успешность в профессиональной и трудовой

деятельности будущих бакалавров [4,6,8,9,13]. Целью ФК, ФВ бакалавров, согласно современной парадигме образования, компетентностного подхода, является необходимость формирования

фюкулкгурно-стюртивньк компетенций и компетенции саморазвития личности [4,5,8,13]. Модернизация учебного процесса ФК, ФВ и С бакалавров освещена в исследованиях следующих учёных: ВК. Бальсевича, АН. Блеера, З.М. Кузнецовой, ЛИ. Лубышевой, В.С. Макеевой, ИВ. Манжелей, ВВ. Маркелова, СЮ. Махова АА Оплетина, В.Д Паначева, С.А Полиевского и др. [1,2,5,6,11,14]. Однако, как показали современные исследования, не в полной мере разработаны методики и способы определения сформированности при оценке П и МФПК и КС в области ФК. Проблема исследования на современном уровне развития образования кроется в вопросе модернизации процесса преподавания дисциплины ФК студентам нефизкультурных вузов, чтобы он стал определяющим регулятором в

формировании ФСК и СКС личности.

Организация исследования.

Платформа проведения эксперимента -вузы города Перми: ПГИК, ПГНИУ, ПНИПУ, ПГСХА, НИУ ВШЭ. Период исследования - с 2010 по 2016 гг.

Цель педагогического

эксперимента - Внедрение в учебный процесс авторской педагогической системы саморазвития студентов на занятиях ФК посредством разработанной технологии по формированию ФСК. Контрольные группы занимались в рамках государственной образовательной

программы. В экспериментальных группах занятия ФК велись по модернизированной экспериментальной программе.

Методы исследования. В экспериментальной программе

использовались как традиционные, так и нетрадиционные методы ФК: энерго, информо, скафандриальная гимнастика по методике доктора психологических наук Е.Д. Марченко, многофункциональная универсальная система кандидата педагогических наук А.А. Оплетина[11];

для формирования ФСК применялся педагогический аутотренинг А.А. Оплетина [12], для формирования межпредметных компетенций -социально педагогический тренинг доктора педагогических наук А.С. Новосёлова, к.п.н. А.А. Оплетина; для формирования компетенции личной безопасности использовалась РОСС и СГ «Гром» СЮ. Махова и мастера спорта международного класс Ретюнских. Уровень

сформированности ФК, здоровья студентов оценивался по шкале интервалов (В.Г. Сутоский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова) [14]. Анализ корреляционной зависимости

производился по А.А. Оплетину, А.М. Имашеву.

Результаты исследования.

Множество учёных (З.М.Кузнецова, Л.И. Лубышева, В.С. Макеева, И.В. Манжелей, В.В. Маркелов, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев, С.А. Полиевский) считают, что при проведении занятий по ФКиС в процессе формирования ФСК

формируются модель, система, на основе которых создаются передовые технологии, реализующие данную систему и модель. Исследование потребовало разработки механизма и модели ФСК и КС, для чего использовалась установка, разработанная Д.Н. Узнадзе (рисунок 1).

С целью влияния на осознаваемую и неосознаваемую сферы психики студента задействовали: умственную,

эмоциональную, моторную, волевую стороны психики. Внешнее воздействии на личность студента при формировании ФСКС происходило в социуме через реализацию образовательной программы в процессе производственной практики. При воздействии на внутренние факторы личности использовался алгоритм распределения времени.

t! < Т.

! 1

i I j i

■f;' < Т

где: Т - это время, выделенное на проведение ]-го занятия; V - время, выделенное на первое тренировочное воздействие на ]-м занятии; К] -количество запланированных

тренировочных действий обучающихся на

]-м занятии; Т - общее время, отведенное на ФВ обучающихся в семестре.

Задача, решаемые преподавателем вуза на занятиях ФК, - расширить арсенал средств тактической, физической, технической и практической подготовки студентов по созданию ФСК. N -количество занятий по ФВ за период обучения по дисциплине «Физическая культура», О - упр., выполняемые студентами на 1 -м занятии,

количество упр. за период обучения будет соответствовать

: (и - оператор множества объединений).

Критериальной оценкой может служить мощность перечисленных множеств, средств ФВ. Р = Р^). Оценки критерия двигательной, спортивной

деятельности обучающихся на занятии.

Р = р(с 1

4 1} В процессе занятий ФК по формированию П-х и М-х компетенций используются упражнения с

направленностью на развитие моторной, волевой, умственной, эмоциональной сферы. Совершенствование физической, спортивной техники и технической подготовленности. Где H представляет одно из множеств ФУ, направленных на совершенствование качества технической подготовки, R - большое количество ФУ, способствующих повышению уровня физической подготовки обучающихся.

п Ьсник, т

Отсюда вытекает что — -

является множеством применяемых ФУ, содействующих развитию и

формированию технической и физической подготовленности. Сформированность практико-деятельностного компонента компетенции определялась по формуле

у " / Саморазвивающаяся активность в процессе ФК, ФВ и С, на самовоспитание и студентов в области развития, а также здоровья. В нашем саморазвивающаяся подразумевает системное

fv,„ - In]

направленная

саморазвитие

физического

поддержания

понимании

активность

образование, которое интегрирует в себе физическую, творческую, социальную, познавательную, волевую,

интеллектуальную и активность[13]. Для оценивания мотивационного компонента при формировании компетенций на занятиях ФК применялся критерий знаний студента:

где на первый план выступало число заданий, с которыми справился студент.

Уровень здоровья студентов определялся по паспорту здоровья и по формуле:.

. Jj - ^ - при задержке дыхания на вдохе, с) проба Штанге; J2 - (t - при задержке дыхания на выдохе, с) проба Генчи; J3 - (^ потраченное на восстановление пульса после 20 приседаний за 0,5 минуты, с) функциональная проба; J4 - индекс росто-весовой Кетлле (г/см).

250

Исследование потребовало

разработки авторской модели в области педагогической системы формирования межпредметных и предметных

компетенций, ФКС средствами ФК. Учебная программа вуза подразумевает учебную и внеучебную деятельность студентов, где для формирования психологической установки при формировании ФСК использовался педагогический аутотренинг. На следующем этапе при формировании МК использовался социально-педагогический тренинг. Первичная психологическая установка трансформировалась в социальную, становясь личностной установкой саморазвития. Опираясь на модель ФСК, разрабатывалась технология формирования саморазвития ФКЛ обучающегося Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность

педагогической системы и инновационных технологий в формировании ФСК и СКЛиКС. Главные отличия

экспериментальных и контрольных групп засвидетельствованы в промежуточном и контрольном экспериментах.

Экспериментальные группы подтвердили эффективность используемых системы, модели и технологий по формированию

ФСКС. Внедрение нетрадиционных методов занятий ФВ, ФК в ЭГ оказало значительное влияние на оздоровление личности в процессе ФВ обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Продолжительность эксперимента составила 5 лет (с 2010 по 2015 гг.). Количество студентов в контрольных группах равно п 1=987, экспериментальных п2=989). На первом этапе эксперимента ЭГ и КГ были схожи по уровню сформированности ФСК и ПК (р>5%). Промежуточные срезы выявили, что обучение в КГ проходило по традиционной программе и методике ФК, в ЭГ - в соответствии с инновационной экспериментальной программой.

Контрольный срез КГ и ЭГ выявил статистические различия в основных показателях формирования предметных и межпредметных ФСК и КС (р<5%).

ВЫВОДЫ

Проведенный эксперимент

засвидетельствовал различия в показателях ЭГ и КГ в формировании ФСК и КС при использовании авторской системы, модернизированной программы и разработанных в ходе эксперимента технологий. Это дает нам право утверждать о необходимости внедрения данной системы в учебный процесс других вузов города Перми.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). / В. К. Бальсевич. - М. : ГЦОЛИФК, 2012. - С. 46.

2. Блеер, А. Н. Противоборство агрессивной среде при обеспечении безопасности образовательного учреждения на примере технологии боевого выживания «ГРОМ» / А. Н. Блеер, С. А. Полиевский, В. С. Макеева, С. Ю. Махов, А. А. Иванов // Теория и практика прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. - М. : Изд-во РГУФКСиТ, № 4. -2010. - С. 45-49.

3. Виленский, М. Я. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя / М. Я. Виленский, В. С Макеева // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 3. - С. 10.

4. Григорьев, В. И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития

студентов / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, В. А. Чистяков, К. Д. Кил //

Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2011. - № 1(71). - С. 36-40.

5. Лубышева, Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.

6. Макеева, В. С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся / В. С. Макеева // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 41-43.

7. Макеева, В. С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В. С. Макеева, С. В. Шавырина // Образование и саморазвитие. - 2010. -Т. 1. - № 17. - С. 225-230.

8. Макеева, В. С. Формирование готовности к полисубъектному взаимодействию бакалавра физической культуры / В. С. Макеева, К. Е. Токарева, Д. О. Поляков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-

20869 (дата обращения: 28.07.2015).

9. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания / И. В. Манжелей. - Челябинск, 2007. - 152 с.

10 Оплетин, А. А. Педагогический аутотренинг на занятиях физической культурой /А.

A. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 36-39. (1 п.л.) скопу-с

11. Оплетин, А. А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культурой / А. А. Оплетин, М. В. Игошев // Научно-теоретический журнал Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2015. - № 6 (124). - С. 156-159. (1/0.9 п.л.)

12. Оплетин, А. А. Саморазвитие личности студента средствами педагогического аутотренинга на занятиях физической культурой / А. А. Оплетин,

B. Д. Паначев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С.133-140. Режим доступа: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/172.html.

DOI: 10.14526/01_1111_19.

13. Оплетин, А. А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза /А. А. Оплетин, А. М. Имашев // Научно -теоретический журнал Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.

14. Оплетин, А. А. Саморегуляция в системе средств физической культуры как ведущий регулятивный механизм и важный компонент структуры саморазвития личности / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013.- № 2 (27). - С. 165-174. Режим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доступа: http://journal-

science.org/ru/magazine/20.html.

References

1. Balsevich V. K. Fizicheskaya kultura cheloveka: sostayanie problemy i strategiya razvitiya naperspektivu (aktovaya tech1) [A person's physical culture: the slate of the problem and the strategy of development (speech)]. Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youthand Tourism, 2012,46p.

2. BleerAN.,Polievskiy SA, Makeeva V.S,Maktov S.Y., Ivanov AA Opposition to aggressive environment during safety of educational establishment provisbnby the example of the technology of battle на survival "GROM" / A N. Bleer // Teoriya i praktika prikladnykh vidov sporta i ekstmmal'noi deyatelhosi [theory and practice of the appliedkinds ofsportand experimental activity]. Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism publishing house, no 4, 2010, pp. 45-49. (inRussian).

3. Vilenskiy M. Y., Makeeva V.S. Physical culture as the main component of a teacher's professional-personal development. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2003, no 3, p. 10. (in Russian).

4. Grigorev V. I., Davidenko D.N., Chistyakov V.A., Kil K.D. Competence based approach to individual educational trajectories of students' physical development projection. Nauchno-teoreticheskii zhurnal «Uchenye zapiski» [Scientific-theoretical journal "Scientific notes"], 2011, no 1(71), pp. 36-40. (in Russian).

5. Lubysheva L. I., Zagrevskaya A.I. Structure and content of personality's sports culture. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2013, no 3, pp. 7-16. (in Russian).

6. Makeeva V. S. Differentiated approach in students' physical culture formation. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2013, no 4, pp. 41-43. (in Russian).

7. Makeeva V. S., Shavyrina S.V. Psychophysical state regulation among students during physical upbringing. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2010, vol. 1, no 17, pp. 225-230. (in Russian).

8. Makeeva V. S., Tokareva K.E., Polyakov D.O. Readiness formation to fulfill poly-subjective interaction of physical culture bachelor. Sovremennye

Подано: 23.01.2017 г. Принято: 26.01.2017г.

problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no 4. Available at: http://www.science-education.ru/127-20869 (last accessed data: 28.07.2015). (in Russian).

9. Manzheley I. V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical models of physical upbringing]. Chelyabinsk, 2007, 152 p.

10. Opletin A. A. Pedagogical auto-training at physical culture lessons. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2015, no 4, pp. 36-39. (in Russian).

11. Opletin A. A., Igoshev M.V. Students' physical and psycho-emotional state estimation by means of the author's program at physical culture lessons. Nauchno-teoreticheskii zhurnal Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific-theoretical journal Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2015, no 6 (124), pp. 156-159. (in Russian).

12. Opletin A. A., Panachev V.D. Student's personality self-development by means of pedagogical auto-training at physical culture lessons. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2015, vol. 10, no 2, pp. 133-140. Available at: http://www.journal-science.org/ru/article/172.html. DOI: 10.14526/01_1111_19.

13. Opletin A. A., Imashev A.M. The structure of personal-competence-based state of students at a higher educational establishment. Nauchno-teoreticheskii zhurnal Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific-theoretical journal Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2015, no 7 (125), pp. 145-149. (in Russian).

14. Opletin A. A. Self-regulation in the system of physical culture means as the leading regulatory mechanism and an important component of personality self-development structure. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko - biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2013, Vol. 8, no 2, pp. 165-174. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/20. html.

Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: opletin. aayandex. ru

Для цитирования: Оплетин А.А. Формирование механизма предметных физкультурно спортивной компетенции и компетенции саморазвития средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 68-73. DOI 10.14526/01_2017_184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.