Научная статья на тему 'Создание модели по формированию физкультурно-спортивных компетенций в условиях вуза'

Создание модели по формированию физкультурно-спортивных компетенций в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович, Кусякова Рафиля Файзрахмановна, Анненкова Светлана Викторовна

В статье рассматриваются вопросы по формированию физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культуры на основе модели и технологии реализации с использование нетрадиционных методов физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович, Кусякова Рафиля Файзрахмановна, Анненкова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building up the model for formation of physical culture and sports competences in conditions of the higher education institution

The article discusses the issues covering the formation of the physical sport competences at the lessons of physical culture on the basis of the model and implementation technologies with the use of nontraditional methods of physical culture.

Текст научной работы на тему «Создание модели по формированию физкультурно-спортивных компетенций в условиях вуза»

12. Паначев, В.Д. Тренинг пулевой стрельбы как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза / В.Д Паначев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 82-86.

REFERENCES

1. Zelenin, L. A. (2013), "Humanization of physical education of students", European Social Science Journal, No. 2, pp. 106-112.

2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.

3. Makeeva, V.S. and Shavyrina, S.V. (2010), "Control psychophysical condition of students in physical education", Education and self-development, Vol. 1, No. 17, pp. 225-230.

4. Opletin, A.A. (2007), "Pedagogical technology of socio-moral self-development of student's personality (on the material of physical education)", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 20-23.

5. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.

6. Opletin, A.A. (2014), "Development of competence in personal safety by means of the Russian domestic system of self-defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 164-167.

7. Opletin, A.A. (2015), "Pedagogical auditory training at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 36-39.

8. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.

9. Opletin, A.A. and Panachev, V.D. (2015), "Self-development of the individual student by means of the pedagogical meditating on the lessons of physical culture", Pedagogical-psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports, No. 2 (35), pp. 133-140.

10. Opletin, A.A. and Imashev, A.M. (2015), "Structure of personal competence state of the students of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.

11. Opletin, A.A. (2016), "Normalization of mental States of students at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32.

12. Panachev, V.D. (2011), "Training of shooting sports as a form of situational stress of University students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2011, Vol. 71, No. 1, pp.82-86.

Контактная информация: opletin.a@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2016

УДК 796.011

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент,

Рафиля Файзрахмановна Кусякова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Викторовна Анненкова, заведующая учебной лабораторией Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),

Пермь

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы по формированию физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культуры на основе модели и технологии реализации с использование нетрадиционных методов физической культуры.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, модель, компетенции, нетрадиционные методы ФК.

BUILDING UP THE MODEL FOR FORMATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPETENCES IN CONDITIONS OF THE HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rafilya Fayzrakhmanovna Kusyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Viktorovna Annenkova, the head of the curriculum department, Perm National Research Polytechnic University, Perm

Annotation

The article discusses the issues covering the formation of the physical sport competences at the lessons of physical culture on the basis of the model and implementation technologies with the use of non-traditional methods of physical culture.

Keywords: students, physical culture, model, competencies, innovative methods of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Физкультурно-спортивные компетенции, сегодня отнесены к требованиям современного мирового образования, образовательным стандартам три-плюс поколения по формированию у обучающихся целостного представления о явлениях и процессах, происходящих в живой и неживой природе, культуре мышления, знание принципов системного анализа, умение строить и прогнозировать явления и процессы в культуре [1, 2, 3, 4, 6, 7,10]. Именно компетентностная парадигма образования рассматривает учебные занятие по физической культуре в соотношении с процессом обучения как самостоятельную, саморазвивающую педагогическую систему, направленную на саморазвитие личности [2, 6]. Формирование компетенции в нашем исследовании представлено как многофункциональное целостное развитие личности, обусловленное мотивацией к самосовершенствованию, в овладении приёмами саморегуляции направленное на высокий уровень самоконтроля при предельно саморазвивающей активности субъекта в области самостроения и саморазвития личности [1, 9]. Где наравне с физическим развитием и укреплением здоровья человека, в нашем исследовании решаются вопросы воспитания воли, ума, социально-ценностных ориентаций и чувств обучающихся [6]. Учёными установлено, что уровень здоровья, физической подготовленности, сформированности предметных и меж предметных компетенций в области ФК, обусловливает успешность овладения профессиональными навыками будущих бакалавров [1, 2, 6, 10]. Современная парадигма образования компетентностного подхода потребовала модернизации процесса ФК, ФВ и С. Данный аспект освящен в исследованиях учёных (А.Н. Блеер, В.И. Григорьев, Д.Н. Да-виденко, К.Д. Кил, З.М. Кузнецова, В.А. Чистяков, Л.И. Лубышева, В.С. Макеева, С.Ю. Махов, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев, С.А. Полиевский и др.) [1, 2, 3, 4, 6, 9, 10]. Однако недостаточно разработаны методы определения сформированности оценки предметных и метапредметных физкультурных компетенций в области ФК, уровня развития эмоциональной, умственной, волевой, моторной сфер психики, взаимодействия внешнего и внутреннего компонентов ФК личности, здоровья студентов вуза. Не всегда наблюдается комплексное развитие данных компонентов в формировании и развитии ФК личности обучающихся бакалавров в рамках занятий по ФК, ФВ и С. Проблема исследования заключается в вопросе, каким образом модернизировать процесс преподавания дисциплины «ФК» для студентов вузов, чтобы он стал одним из главных регуляторов в формировании физкультурных компетенций личности?

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились на базе кафедры физической культуры Пермского национально исследовательского политехнического университета, Пермского государственного института культуры, г. Пермь. Эксперимент проводился с 2011 по 2016 гг.

(контрольная группа (КГ): п=608, экспериментальная (ЭГ): п=606). Целью эксперимента была оценка эффективности созданной педагогической системы по формированию физкультурных компетенций личности студентов вузов. ФК для студентов КГ происходила в рамках учебных занятий по дисциплине «ФК» согласно рабочей программы. В ЭГ работа с обучающимися велась по специально разработанной экспериментальной программе направленной на формирование физкультурных компетенций. В экспериментальной программе использовались нетрадиционные и традиционные методы ФК: универсальная система разминки А.А. Оплетин [6, 9], энерго-гимнастика, скафандриальная гимнастика Е.Д. Марченко [10], педагогический аутотренинг для формирования предметных компетенций А.А. Оплетин [8], социально педагогический тренинг для формирования межпредметных компетенций (А.А. Оплетин) [4, 8], российская отечественная система самообороны, система гром для формирования компетенции личной безопасности А.А. Оплетин, С.Ю. Махов [4, 7]. Корреляционный анализ (А.М. Имашев, А.А. Оплетин) [10].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Многие учёные (З.М. Кузнецова, Л.И. Лубышева, В.С. Макеева, И.В. Манжелей, В.В. Маркелов, С.Ю. Махов, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев, С.А. Полиевский) [1, 2, 3, 4, 6, 9,10], на занятиях по ФК и спорту формируется модель создания физкультурных компетенций системы и на их основе новые педагогические технологии реализации данной модели. В нашем исследовании нами разработан механизм модели формирования физкультурных компетенций средствами ФК на основе установки по Д.Н. Узнадзе (рисунок 1)

Воздействие на студента шло как на осознаваемую, так и неосознаваемую сферу психики: эмоциональную, умственную, волевую, моторную. Внешнее воздействие на личность студента при формировании физкультурных компетенций осуществлялось через социум, профессионально образовательную программу вуза, программу по физической культуре, производственную практику. Внутреннее воздействие при формировании установки на формирование предметных, метапредметных физкультурных компетенций шло на занятиях ФК посредством педагогического аутотренинга [8]. На первом этапе формировалась психологическая установка по формированию физкультурных компетен-

ций. Она закреплялась в деятельности на занятиях ФК и если возникали благоприятные условия, реализовывалась. В процессе исследования разработана модель по формированию физкультурных компетенций средствами ФК (рисунок 2).

Учебно-воспитательный процесс вуза по ФК включает в себя (образовательный процесс) - непосредственно занятия по ФК, спортивно-массовая внеучебная секционная деятельность. В образовательном процессе на занятиях ФК, используя педагогический аутотренинг на первом этапе, формируем первичную психологическую установку физкультурных компетенций. На втором этапе она становится осознанной, идёт оценка как положительных, так и отрицательных условий при формировании установки, постоянный поиск личностью того, что даёт компетенция в личностном и общественном плане. В процессе физкультурно-спортивной деятельности психологическая установка переводится в социальную - из предготовности переходит в готовность, и позволяет самореализоваться личности в практической деятельности. Постоянно идёт тренинг, создаются проблемные ситуации в начале, идет педагогическая поддержка при нахождении выхода из создавшейся проблемы, затем студент самостоятельно учится находить выход из любой жизненной ситуации, принимать решения. Идёт постоянная работа над собой студент наблюдает-фиксирует-лонгирует-прогнозирует-анализирует-корректирует. В итоге сформирована физкультурная компетентность - совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Проведенные на базе ПНИПУ, ПГИК педагогические исследования подтвердили эффективность педагогической системы и реализации технологии формирования физкультурных компетенций личности обучающихся. Основные отличия между образовательным процессом в контрольных и экспериментальных группах следующие. Во-первых, в ЭГ происходило комплексное формирование всех компонентов физкультурных компетенций за счет отбора и применения нетрадиционных и традиционных методов и средств ФВ, ФК и С, а также регулярной диагностике состояния здоровья обучающихся, повседневному контролю и самоконтролю их физической и функциональной подготовленности. Во-вторых, при введении в учебный процесс занятий по рукопашному бою в ЭГ возросла оздоровительная направленность ФВ обучающихся и компетенции личной безопасности. В начале эксперимента группы не отличались (р>5%) по уровню сформированности предметных и межпредметных компетенций. На втором этапе ФВ обучающихся КГ происходило в соответствии с традиционной программой для вузов, в ЭГ - в соответствии с

инновационной разработанной экспериментальной программой. В конце эксперимента на констатирующем этапе эксперимента были выявлены статистически значимые отличия по всем показателям (p<5%) между обучающимися КГ и ЭГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный эксперимент показал, что предложенные авторами экспериментальная программа, педагогическая система, технология и механизм формирования физкультурных компетенций дала положительный эффект в условиях учебно-воспитательного процесса вуза благодаря подбору нетрадиционных и традиционных методов и средств ФВ, ФК и С, постоянной педагогической диагностике и систематическому контролю учебной и воспитательной деятельности, физической подготовленности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленин, Л.А. Гуманизация физического воспитания студентов / Л.А. Зеленин // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 2. - С. 106-112.

2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К. Д. Кил // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 3011. - № 1 (71). - С. 36-40.

3. Макеева, В.С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В. С. Макеева, С.В. Шавырина // Образование и саморазвитие. - 2010. -Т. 1. - №17. - С. 225-230.

4. Махов, С.Ю. Самооборона в формировании стратегии личной безопасности: монография / С.Ю. Махов - Орел : ОрелГТУ, 2008. - 202 с.

5. Марченко, Е.Д. Извлечение пользы из страха. Введение в педагогику РАДОСТЕЙ / Е. Д. Марченко. - СПб. : Авторский Центр «Радаст», 2011 - 106 с.

6. Оплетин, А. А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 9 (115). - С. 101-105.

7. Оплетин, А.А. Формирование компетенции личной безопасности средствами российской отечественной системы самообороны / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 164-167.

8. Оплетин, А.А. Педагогический аутотренинг на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 36-39.

9. Оплетин, А.А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.

10. Оплетин, А. А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, А.М. Имашев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.

REFERENCES

1. Zelenin, L. A. (2013), "Humanization of physical education of students", European Social Science Journal, No. 2, pp. 106-112.

2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.

3. Makeeva, V.S. and Shavyrina, S.V. (2010), "Control psychophysical condition of students in physical education", Education and self-development, Vol. 1, No. 17, pp. 225-230.

4. Makhov, S.Yu. (2008), Self-defense to develop a strategy of personal safety: monograph, OrelGTU, Orel.

5. Marchenko, E.D. (2011), Benefit from fear. Introduction to pedagogy JOYS, Author Center "Radost", St Petersburg.

6. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.

7. Opletin, A.A. (2014), "Development of competence in personal safety by means of the Russian domestic system of self-defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 164-167.

8. Opletin, A.A. (2015), "Pedagogical auditory training at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 36-39.

9. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.

10. Opletin, A.A. and Imashev, A.M. (2015), "Structure of personal competence state of the students of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.

Контактная информация: opletin.a@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2016

УДК 796.856.2

АНАЛИЗ ТАКТИЧЕСКИХ СХЕМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ТХЭКВОНДО (ИТФ) В ПРЕДВЕРИИ ЧЕМПИОНАТА МИРА

2017 ГОДА

Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Михайлович Щеглов, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Современные электронно-индикационные системы судейства в тхэквондо ИТФ позволяют спортсмену и тренеру объективно контролировать течение поединка и в оперативном режиме применять ту или иную тактическую схему. Выбор такой схемы зависит от статуса соревнований и традиционных предпочтений судей.

Ключевые слова: тхэквондо, электронно-индикационные системы судейства, тактические

схемы.

ANALYSIS OF TACTICAL SCHEMES OF HIGHLY SKILLED ATHLETES IN TAEKWONDO (ITF) ON THE THRESHOLD OF THE WORLD CUP OF 2017

Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Mikhailovich Shcheglov, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Modern electronic and indicator systems of refereeing in taekwondo of ITF allow the athlete and the trainer to control objectively the current of the duel and in the operational mode to apply this or that tactical scheme. The choice of such scheme depends on the status of the competitions and the traditional preferences of the judges.

Keywords: taekwondo, electronic and indicator systems of refereeing, tactical schemes.

ВВЕДЕНИЕ

Базовый принцип индивидуализированной системы подготовки, принятый в ударных единоборствах [1, 2, 3, 6, 7, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 24, 25, 26, 27], к которым относится и тхэквондо, позволяет утверждать, что в соревновательном процессе тренер и спортсмен образуют единую динамическую систему [15], формирующую тактические или любые другие решения, направленные на обеспечение успешности выступления спортсмена.

В настоящее время тхэквондо ИТФ (неолимпийская дисциплина олимпийского вида спорта - тхэквондо) представляет собой динамичное, разноплановое спортивно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.