УДК 796 DOI 10.14526/01_1111_36
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РОСИЙСКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ САМООБОРОНЫ
Оплетин А.А. - кандидат педагогических наук, доцент Паначев В.Д. - доктор социологических наук, профессор Филатов А.В - кандидат педагогических наук, доцент.
Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (ПНИПУ), г. Пермь
PERSONAL SAFETY COMPETENCY FORMATION AMONG STUIDENTS BY MEANS OF RUSSIAN NATIVE SYSTEM OF SELF-
DEFENSE
Opletin A.A. - candidate ofpedagogics, associate professor Panachev V.D. - doctor of sociological sciences, professor Filatov A. V. - candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University
(PNRPU), Perm
e-mail: opletin. a@yandex. ru
Ключевые слова: физическая культура, российская отечественная система самообороны, компетенция личной безопасности.
Аннотация: В статье рассмотрен вопрос внедрения российской отечественной системы самообороны в учебный процесс вуза, на занятиях физической культурой с целью формирования компетенций личной безопасности студентов как средства, направленного на воспитание нравственной, физически и психологически здоровой личности студента.
Материал. В данной статье рассматривается вопрос формирования компетенции личной безопасности на занятиях физической культурой, способной предельно включить студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, формирование базовых ключевых и предметных компетенций.
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Результаты. Применение российской отечественной системы самообороны на занятиях физической культурой реализует основные требования к формированию физкультурно-спортивных компетенций в области личной безопасности. Результаты. Применение российской отечественной системы самообороны на занятиях физической культуры реализует основные требования к формированию физкультурно-спортивных компетенций в области личной безопасности.
108
Заключение. Экспериментальные данные подтверждают, что сформированная компетенция личной безопасности научно обоснована, обеспечивает физическую и психологическую устойчивость личности в любых жизненных ситуациях, что делает умения и навыки, приобретенные студентами на занятиях РОСС, не только профессионально-прикладными, но и жизненно необходимыми.
Keywords: physical culture, Russian native system of self-defense, personal safety competency.
Annotation: The article is about the question of Russian native system of self-defense introduction into educational process of a higher educational establishment at physical culture lessons in order to form personal safety competencies among students as the means directed at morally, physically and psychologically healthy personality upbringing.
Material. The article presents the question ofpersonal safety competency formation at physical culture lessons, which is able to involve students into a cognitive process with the accent on physical and social-moral personality self-development, base key and subject competencies formation.
Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical observations, questionnaire survey, experiment.
Results. The use of Russian native system of self-defense at physical culture lessons realizes the main demands to physical-sports competencies formation in the sphere of personal safety.
Conclusion. Experimental results prove that the formed competency of personal self-defense is scientifically grounded, provides physical and psychological steadiness of a personality in any life situations and it makes the skills and abilities, got by the students during the lessons of Russian native system of self-defense (RNSS), not only professionally-applied, but also important in life.
ВВЕДЕНИЕ
Значение безопасности как глобальной ценности человечества постоянно возрастает, что обусловлено социально-экономическими условиями жизни, возрастающими
информационно-психологическими нагрузками на каждого человека, состоянием окружающей среды. В контексте идей новой образовательной парадигмы изменились современные требования к качеству подготовки специалистов различного
профиля[1,2,3,4,5,6,7]. От специалистов требуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий. Нам представляется, что одним из направлений в решении обсуждаемого вопроса должен быть заложен принцип построения адекватных программ, включающих в свою структуру определенные модули и
обеспечивающих овладение
совокупностью компетенций,
относящихся к личностному,
профессиональному и социальному развитию будущего специалиста, в том числе и в области личной безопасности. Обеспечение безопасности человека становится стратегией обеспечения качества жизни в обществе, при этом становление безопасности личности студента особенно актуально в настоящий период. По материалам исследования учёных, в последние годы в Пермские вузы поступают более 40% выпускников общеобразовательных школ, отнесённых по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским
группам. (А.С.Новосёлова, 2010, В.В.Маркелов, 2012; Л.А.Титова, 2013; СВ. Анненкова С.В, 2014; З.М. Кузнецова, 2014; А.А.Оплетин, 2014; З. В.Д.Паначев, 2014; Л.А.Зеленин и др.)[1,3,4,5,6]. Эти студенты имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физической
и функциональной подготовленности. Педагогические наблюдения выявили, что студенты с ослабленным здоровьем на занятиях пассивны, нерешительны, боязливы, стеснительны, рассеянны, медлительны, малоактивны, у них проявляется быстрая утомляемость, пониженная работоспособность. Как правило, данные студенты не могут справиться с учебной нагрузкой вуза и после 1-2-го курса их отчисляют за невыполнение учебного плана [4]. На современном этапе развития общества, когда обостряется проблема
оздоровления нации, особое значение приобретает не столько реализация медицинских мероприятий,
направленных на лечение уже больных студентов, поступающих в вузы, сколько создание спортивно-оздоровительной среды учебного заведения, способствующей
формированию у студентов
позитивного отношения к своему здоровью, к физической культуре, к формированию компетенции личной безопасности. Рост популярности единоборств среди студенческой молодёжи делает актуальным вопрос создания методик использования этих систем в прикладной физической подготовке на занятиях физической культурой. Взяв за основу исследования И.В. Манжелей, мы будем рассматривать компетенцию как требуемую готовность личности для осуществления разного рода деятельности, а компетентность - как способность реализовать эту готовность на практике [3]. Современные образовательные результаты студентов связаны с наличием у них системы сформированных универсальных
действий (ключевых компетентностей), среди которых жизненно важной является компетентность его личной безопасности, поскольку она
обеспечивает выживание человека в условиях нестабильной ситуации и происходящих в стране социально-
политических изменений. Под компетентностью личной безопасности студентов мы понимаем интегративное качество личности, характеризующее её потребностью в психологической и физической безопасности; знаниями о безопасном поведении и условиях его проявления; устойчивостью усилий по оказанию поддержки и помощи другим; наличием навыков рефлексии; ответственностью за безопасность свою и других; умением предвидеть потенциальную опасность для человека или группы людей ситуацию; использованием безопасных моделей поведения.
В нашем исследовании компетенция личной безопасности формируется средствами РОСС через овладение студентами: методическими
принципами и средствами физического воспитания, самовоспитания,
нравственного и духовного
саморазвития; использование приёмов саморегуляции с достаточно высоким уровнем самоконтроля, формирование навыков рукопашного боя (с оружием и без оружия) в целях самозащиты себя, родных, близких, а также готовности выполнить долг по защите Родины, умений отстаивать свои права, интересы, проявлять ответственность, толерантность к разным этнокультурам и религиям. Наравне с физическим развитием человека и укреплением его здоровья в нашем варианте решаются вопросы воспитания ума, воли, чувств, формирование социально-ценностных ориентаций студентов и компетенции личной безопасности [2,4]. Сегодня, по справедливому замечанию А. Клизовского, из воспитания человека (человечества) «в нашей современности изъят главный рычаг
совершенствования, главный фактор развития жизни - воспитание духа, духовного развития из-за утери своих духовных ценностей» [2, с.41.]. Занимаясь РОСС, студенты учатся дисциплине мысли, тела и духа, ведь
только через единение мысли, слова и дела обретается целостность и полная энергетическая независимость.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе высших учебных заведений города Перми: ПГНИУ, ВШЭ, ПНИПУ, ПГАИК, ИВЭСЭП. Общее количество студентов, участвующих в
эксперименте, составило 350 человек. На начало эксперимента в каждом вузе были выбраны контрольная группа в количестве 35 студентов первого курса, занимающаяся по традиционной программе, и экспериментальная группа из 35 студентов, занимающихся по экспериментальной программе с использованием российской системы самообороны. Была разработана экспериментальная программа по внедрению российской отечественной системы самообороны на занятиях физической культурой в вузы города Перми с целью формирования компетенции личной безопасности студентов средствами РОСС на занятиях физической культурой.
Задачи, решаемые в процессе реализации данной программы: -оздоровительные, образовательные, развитие личностных качеств; -овладение студентами
нетрадиционными методами ФК (элементами медитации, йоги, дыхательной гимнастики,
самомассажа), системой оздоровления Е.Д. Марченко (скафандриальная гимнастика, информо- гимнастика, энергогимнастики), системой
универсальной разминки по А.А. Оплетину [4]); - выявление корреляционной связи компетенции личной безопасности с
межпредметными сквозными и физкультурно-спортивными компетенциями.
Само изучение российской отечественной системы самозащиты, которая основана на славянском
фольклоре, проходит в
доброжелательном, спокойном темпе с танцевальными элементами. РОСС воспитывает не только физические качества, которые могут пригодиться в других видах единоборств, но и эстетику, не позволяет проявляться агрессивности. Кроме того, при правильном применении РОСС студент затрачивает всего 25-30% своего биоэнергетического потенциала, что позволяет организму
самовосстанавливаться в процессе ведения боя, вести поединок практически не ограниченно по времени. Очень важно, что обучение по системе РОСС не приводит к ломке психики спортсмена, уже владеющего другими видами единоборств.
В ходе экспериментального исследования использовались
следующие методы:
1) анкетирование
Выявление сформированности
уровней компетенций осуществлялось с помощью анкетирования на основе «Карты компетенций» (А.А. Оплетин, А. Имашев, 2014), включающей 12 элементов по 10 компонентам: коммуникативному, организационно-управленческому, конструктивному, проектировочному, гностическому, информационному, ориентационно-воспитательному, развивающему,
мобилизационному, двигательному (выделена буква обозначения в таблице и графиках), по правилу: «0» -отсутствие (нет понятия,
представления); «1 балл» (низкий уровень) - знание (демонстрация на вербальном уровне); «2 балла» (средний уровень) - умение (демонстрация на функциональном сознательном уровне); «3 балла» (высокий уровень) - навык (демонстрация на функциональном автоматизированном уровне);
2) методы математической статистики;
3) в построении экспериментальной программы
применялись моделирование,
проектирование;
4) эксперимент.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ходе эксперимента было выявлено, что на начальном этапе студенты контрольной и
экспериментальной групп показали низкий индифферентный уровень сформированности компетенций (75%), средний относительный - 25%, высокий достаточный - не выявлен. У студентов присутствует высокий показатель тревоги (76%), низкий самоконтроль (68%), слабая саморегуляция (72%), нежелание что-то изменять в себе (69%). После первого года обучения показатели в контрольной группе существенно не изменились, уровень сформированности компетенций
составил низкий индифферентный -69%, средний относительный - 31%, высокий достаточный не проявился. Тревожность осталась на высоком уровне - 71%, низкий самоконтроль -60%, нежелание что-то изменить в себе - 61% студентов. В экспериментальной группе более выраженные сдвиги: низкий индифферентный уровень сформированности компетенций
составил 51%, средний относительный -39%, проявился высокий достаточный -10%. Повышенная тревожность снизилась с 79%, до 60%, низкий самоконтроль составил 50%, средний относительный уровень самоконтроля -29%, достаточно высокий - у 21% студентов. Третий год обучения выявил следующие показатели в области сформированности компетенций
контрольной группы: низкий
относительный уровень составили -55% студентов, средний относительный уровень - 45%, достаточно высокий -10%. Тревожность осталась на прежнем высоком уровне - 70%, самоконтроль -50%, саморегуляция - 51%, желают изменить что-то в себе - 51% студентов. В экспериментальной группе
проявилась положительная динамика во всех показателях: низкий уровень сформированности компетенций у студентов составил 11%, средний относительный - 36%, достаточно высокий - 40%, проявился высший превосходный уровень у 13% студентов экспериментальной группы. Высокий пограничный уровень тревожности снизился до 40%, увеличилась область педагогической коррекции. Низкий уровень самоконтроля остался у 13% студентов, средний относительный - у 25%, достаточно высокий уровень возрос до 48%, высший превосходный составил 14% от общего числа экспериментальной группы.
Саморегуляция проявилась у 76% студентов. 85% студентов выявили желание что -то изменить в своей жизни, появилась цель.
ВЫВОДЫ 1. Применение российской отечественной системы самообороны на занятиях физической культурой реализует основные требования к формированию физкультурно-
спортивных компетенций в области личной безопасности. 2. Результаты нашей экспериментальной работы доказывают, что данные компетенции находятся в тесной взаимосвязи между собой. 3. Экспериментальные данные подтверждают, что созданная авторская программа по физической культуре научно обоснована и способна предельно включить студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности по
формированию базовых ключевых и предметных компетенций. 4. При использовании этой системы (методики) обучения русскому рукопашному бою у студентов увеличивается диапазон возможных действий и повышается безопасность при работе в экстремальной обстановке. Занятия РОСС повышают эффективность и продуктивность сенсорно-технических
процессов, способствуют воспитанию волевых качеств личности. Все это обеспечивает физическую и
психологическую устойчивость в любых жизненных ситуациях, что делает умения и навыки, приобретенные студентами на занятиях РОСС, не только профессионально-прикладными, но и жизненно необходимыми.
Литература
1. Анненкова, С. В. Аналитический подход к физической культуре: социокультурный анализ / С. В. Анненкова. -Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры, спорта и туризма : материалы VII международной науч.-практ. конф. (г. Пермь, 17-18 ноября 2013г.) VIII международной науч.-практ. конф. (г. Пермь, 78 февраля 2014г.) с. 25-26
2. Клизовский, А. И. Основы миропонимания новой эпохи / А. И. Клизовский. - М., 2001. - 344 с.
3. Манжелей, И. В. Физическая культура: компетентностный подход. Учебное пособие. / И. В.Манжелей. - Тюмень, 2011. -182 с.
4. Оплетин,А. А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №10. - С. 13-17.
5. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры в процессе саморазвития личности студентов вуза / А. А. Оплетин, З. М. Кузнецова // Мир психологии. -№ 4 (80). - 2014. - С. 264-272. (1/0,5 п.л.)
6. Паначев, В. Д. Стрелковый тренинг как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза / В. Д. Паначев // Педагогико-психологические и медико-биологические
проблемы физической культуры и спорта. -№1 (26). - 2013. - С. 173-178.
7. Паначев, В. Д. Социологический анализ изменений ценностных ориентаций молодежи / В. Д. Паначев // Дискуссия. - № 2 (32). - 2013. - Екатеринбург. - С. 81-84.
References
1. Annenkova S. V Formirovanie gumanitarnoi sredy v vuze: innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Komptentnostnyi podkhod [Humanitarian environment formation at a higher educational establishment: innovative educational technologies. Competence based approach], materials of the Xllth All-Russian scientific-practical conference, Perm, April, 23, 2013, Perm : Perm National Research Polytechnic University publishing house, 2013, Volume 2, pp. 45-46.
2. Klizovskiy A. I. Osnovy miroponimaniya novoi epokhi [The basis of worldview of a new epoch], Moscow, 2001, 344 p.
3. Manzheley I. V. Fizicheskaya kul'tura: kompetentnostnyi podkhod [Physical culture: competence based approach], Tyumen, 201, 182 p.
4. Opletin A. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No.10, pp. 13-17.
5. Opletin A. A. Mirpsikhologii [The world of psychology], 2014, No. 4 (80), pp. 264272.
6. Panachev V. D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No.1 (26), pp.173-178.
7. Panachev V.D. Diskussiya, Ekaterinburg, 2013, No. 2 (32), pp. 81-84.
Статья поступила в редакцию: 21.09.2015 г.