УДК 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВАМИ РОССИЙСКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ САМОЗАЩИТЫ
(РОСС)
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос внедрения Российской Отечественной Системы Самозащиты в учебный процесс вуза, на занятиях физической культуры с целью формирования компетенций личной безопасности студентов, как средства направленного на воспитание нравственной, физически и психологически здоровой личности.
Ключевые слова: физическая культура, Российская Отечественная Система Самозащиты, компетенция личной безопасности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p164-167
FORMATION OF THE COMPETENCE OF PERSONAL SECURITY BY MEANS OF THE RUSSIAN DOMESTIC SYSTEM OF SELF-DEFENSE Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University
Annotation
The article deals with the issue of implementation of the Russian Domestic System of Self-defense in the educational process of the university to be introduced in the physical culture lessons to form the competencies of the personal safety of the students, as means aimed at raising the moral, physical and psychological health of the individual.
Keywords: physical education, Russian Domestic System of Self-defense, competence of personal
safety.
ВВЕДЕНИЕ
Значение безопасности как глобальной ценности человечества постоянно возрастает, что обусловлено социально-экономическими условиями жизни, возрастающими информационно-психологическими нагрузками на каждого человека, состоянием окружающей среды. В контексте идей новой образовательной парадигмы изменились современные требования к качеству подготовки специалистов различного профиля. От специалистов требуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий. Нам представляется, что одним из направлений в решении обсуждаемого вопроса должен быть заложен принцип построения адекватных программ, включающих в своей структуре определенные модули и обеспечивающих овладение совокупностью компетенций, относящихся к личностному, профессиональному и социальному развитию будущего специалиста, в том числе и в области личной безопасности. Обеспечение безопасности человека становится стратегией обеспечения качества жизни в обществе, при этом становление безопасности личности студента особенно актуально в настоящий период времени. По материалам исследования учёных, в последние годы в Пермские вузы поступают более 40% выпускников общеобразовательных школ, отнесённых по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам. Эти студенты имеют значительные отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физической и функциональной подготовленности. Педагогические наблюдения выявили, что студенты с ослабленным здоровьем на занятиях пассивны, нерешительны, боязливы, стеснительны, рассеяны, медлительны, малоактивны, у них проявляется быстрая утомляемость, пони-
женная работоспособность. И, как правило, данные студенты не могут справиться с учебной нагрузкой вуза и после 1-го, 2-го курса их отчисляют за невыполнение учебного плана [3]. На современном этапе развития общества, когда обостряется проблема оздоровления нации, особое значение приобретает не столько реализация медицинских мероприятий, направленных на лечение уже больных студентов, поступающих в вузы, сколько создание спортивно-оздоровительной среды учебного заведения, способствующей формированию у них позитивного отношения к своему здоровью, к физической культуре, к формированию компетенции личной безопасности. Рост популярности единоборств, среди студенческой молодёжи, делает актуальным вопрос создания методик использования этих систем в прикладной физической подготовке на занятиях физической культуры. Взяв за основу исследования И.В. Манжелей, мы будем рассматривать компетенцию как требуемую готовность личности для осуществления разного рода деятельности, а компетентность как способность реализовать эту готовность на практике [2]. Современные образовательные результаты студентов связаны с наличием у них системы сформированных универсальных действий (ключевых компетентностей), среди которых жизненно важной является компетентность его личной безопасности, поскольку она обеспечивает выживание человека в условиях нестабильной ситуации и происходящих социально-политических изменений в стране. Под компетентностью личной безопасности студентов мы понимаем интегративное качество личности, характеризующее её потребностью в психологической и физической безопасности; знаниями о безопасном поведении и условиях его проявления; устойчивостью усилий по оказанию поддержки и помощи другим; наличием навыков рефлексии; ответственностью за безопасность свою и других; умением предвидеть потенциальную опасность для человека или группы людей ситуацию; использованием безопасных моделей поведения.
В нашем исследовании компетенция личной безопасности формируется средствами (РОСС) через овладение студентами: методическими принципами и средствами физического воспитания, самовоспитания, нравственного и духовного саморазвития. Использование приёмов саморегуляции с достаточно высоким уровнем самоконтроля. Навыков рукопашного боя (с оружием и без оружия) в целях самозащиты себя, родных, близких. Готовность выполнить долг по защите Родины. Умение отстаивать свои права, интересы, проявлять ответственность, толерантность к разным этнокультурам и религиям, когда наравне с физическим развитием человека и укреплением его здоровья, в нашем варианте решаются вопросы воспитания ума, воли, чувств и социально-ценностных ориентаций студентов и формирование компетенции личной безопасности [1, 3, 4]. Сегодня, по справедливому замечанию А. Клизовского, из воспитания человека (человечества) «в нашей современности изъят главный рычаг совершенствования, главный фактор развития жизни - воспитание духа, духовного развития из-за утери своих духовных ценностей» [1, с. 41.]. Занимаясь РОСС, студенты учатся дисциплине мысли, тела и духа, ведь только через единение мысли, слова и дела обретается целостность и полная энергетическая независимость.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе высших учебных заведений города Перми: (ПГНИУ, ВШЭ, ПНИПУ, ГСХА, ПГАИК). Общее количество студентов участвующих в эксперименте составило 200 человек. На начало эксперимента в каждом вузе были выбраны контрольная группа в количестве 25 студентов первого курса занимающаяся по традиционной программе и экспериментальная группа 25 студентов занимающихся по экспериментальной программе с использованием российской системы самообороны. Была разработана экспериментальная программа по внедрению российской отечественной системы самообороны на занятиях физической культуры в вузы города Перми, с целью формирования компетенции личной безопасности студентов средствами РОСС на заня-
тиях физической культуры.
Задачи, решаемые в процессе реализации данной программы:
- оздоровительные, образовательные, развитие личностных качеств;
- овладение студентами нетрадиционными методами физической культуры (элементами медитации, йоги, дыхательной гимнастики), системой оздоровления Е.Д. Марченко (скафандриальная гимнастика, информо-гимнастика, энерго-гимнастики) [2], системой универсальной разминки по А. А. Оплетину [3];
- выявление корреляционной связи компетенции личной безопасности с меж предметными сквозными компетенциями и физкультурно-спортивными.
Само изучение Российской Отечественной Системы Самозащиты (РОСС), которое основано на славянском фольклоре, проходит в доброжелательном, спокойном темпе с танцевальными элементами. РОСС воспитывает не только физические качества, которые могут пригодиться в других видах единоборств, но и эстетику, не позволяет проявляться агрессивности. Кроме того, при правильном применении РОСС студент затрачивает всего 25^30% своего биоэнергетического потенциала, что позволяет организму, самовосстанавливаться в процессе ведения боя, вести поединок практически неограниченно по времени. Очень важно, что, обучение по системе РОСС не приводит к ломке психики спортсмена, уже владеющего другими видами единоборств.
Выявление сформированности уровней компетенций осуществлялось с помощью анкетирования на основе «Карты компетенций », разработанной нами. Карта включает 10 элементов по 10-ти компонентам (коммуникативный, организационно-управленческий, конструктивный, проектировочный, гностический, информационный, ориентационно-воспитательный, развивающий, мобилизационный, двигательный. Заполнение карты осуществляется по правилу:
- «0» - отсутствие (нет понятия, представления);
- «1 балл» (низкий уровень) - знание (демонстрация на вербальном уровне);
- «2 балла» (средний уровень) - умение (демонстрация на функциональном сознательном уровне);
- «3 балла» (высокий уровень) - навык (демонстрация на функциональном автоматизированном уровне).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Входе эксперимента выяснилось, что на начальном этапе студенты контрольной и экспериментальной групп показали низкий индифферентный уровень сформированности компетенций (75%), средний относительный - 25%, высокий достаточный - не выявлен. Присутствует высокий показатель тревоги (76%), низкий самоконтроль (68%), слабая саморегуляция (72%), нежелание что-то изменять в себе (69%) студентов. После первого года обучения показатели в контрольной группе существенно не изменились, уровень сформированности компетенций составил низкий индифферентный - 69%, средний относительный - 31%, высокий достаточный не проявился. Тревожность осталась на высоком уровне - 71%, низкий самоконтроль - 60%, нежелание что-то изменить в себе - 61% студентов. В экспериментальной группе более выраженные сдвиги: низкий индифферентный уровень сформированности компетенций составил - 51%, средний относительный - 39%, проявился высокий достаточный - 10%. Повышенная тревожность снизилась с 79%, до - 60%, низкий самоконтроль составил - 50%, средний относительный уровень самоконтроля - 29%, достаточно высокий у - 21% студентов. Третий год обучения выявил следующие показатели в области сформированности компетенций контрольной группы: низкий относительный уровень составили - 55% студентов, средний относительный уровень - 45%, достаточно высокий - 10%. Тревожность осталась на прежнем высоком уровне - 70%, самоконтроль - 50%, саморегуляция - 51%, желают изменить в себе - 51% студентов. В экспериментальной группе проявилась положительная динамика
во всех показателях: низкий уровень сформированности компетенций у студентов составил 11%, средний относительный - 36%, достаточно высокий - 40%, проявился высший превосходный уровень у 13% студентов экспериментальной группы. Снизился высокий пограничный уровень тревожности до 40%, увеличилась область педагогической коррекции. Низкий уровень самоконтроля остался у 13% студентов, средний относительный у 25%, достаточно высокий уровень возрос до 48%, высший превосходный составил 14% от общего числа экспериментальной группы. Саморегуляция проявилась у 76% студентов. 85% студентов выявили желание, что-то изменить в своей жизни, появилась цель.
ВЫВОДЫ
1. Применение Российской Отечественной Системы Самозащиты на занятиях физической культуры реализует основные требования к формированию физкультурно-спортивных компетенций в области личной безопасности.
2. Результаты нашей экспериментальной работы доказывают, что данные компетенции находятся в тесной взаимосвязи между собой.
3. Экспериментальные данные подтверждают, созданная авторская программа по физической культуре научно обоснована и способна предельно включить студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, по формированию базовых ключевых и предметных компетенций.
4. При использовании этой системы (методики) обучения русскому рукопашному бою у студентов увеличивается диапазон возможных действий, и повышается безопасность при работе в экстремальной обстановке. Занятие РОСС увеличивает эффективность и продуктивность сенсорно-технических процессов, способствует воспитанию волевых качеств личности. Все это обеспечивает физическую и психологическую устойчивость в любых жизненных ситуациях, что делает умения и навыки, приобретенные на занятиях РОСС студентами, не только профессионально-прикладными, но и жизненно необходимыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клизовский, А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи (Книга об Учении Живой Этики) / А.И. Клизовский. - Новосибирск : ИЦ РОССАЗИЯ, 2008. - 928 с.
2. Манжелей, И.В. Физическая культура: компетентностный подход / И.В. Манжелей. -СПб. : Тюмень, 2011. - 182 с.
3. Оплетин, А.А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2013 -№ 10. - С. 13-17.
4. Оплетин, А.А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А.А. Оплетин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 101-105.
REFERENCES
1. Klizovsky A.I. (2008), Bases of outlook of the New Era. (The book about the Doctrine of Living Ethics), publishing center ROSSAZIYA, Novosibirsk.
2. Manzhaley, I.V. (2011), Physical culture: competence approach, publishing house "Tyumen", St. Petersburg.
3. Opletin, A.A. (2013), "Development the competence of individual development of students by means of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 13-17.
4. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of the individual self-development competence", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.12.2014.