5. Kuchkin, S.N. and Senegin V.M. (1998), Research methods in physiology of physical exercises and sports, Volgograd.
6. Ozolin, N.G. (1970), The modern system of sports training, Physical culture and sport, Moscow.
7. Pustogarov, A. I. (2008), Course of lectures on the physiology of exercise and sport, Chelyabinsk.
8. Ratov, I.P. (1994), Motor abilities of a person: Unconventional methods of their development and recovery, Minsktipproekt, Minsk.
9. Sentyabrev, N.N. (2004), Guided relaxation of the body during strenuous muscular activities of man, monograph, Volgograd.
10. Ed. Koneeva, E.V. (2004), Sports and games: the rules, the tactics, the technique, Series is "Higher vocational education", Phoenix, Rostov-on-Don.
11. Tiunova, O. V. (1994), Ratio of the amounts ofphysical activity in the classroom with middle-aged men, dissertation, Moscow.
Контактная информация: karmala59@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.09.2016
УДК 796.011
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
Пермь
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы по формированию физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культуры со студентами вуза с использование функциональной музыки.
Ключевые слова: компетенции, физическая культура, аутогенная тренировка, функциональная музыка.
USE OF FUNCTIONAL MUSIC WHEN FORMING THE PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS COMPETENCES
Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnical University, Perm
Annotation
The article considers the questions of formation of the physical culture and sports competences during the occupations by the physical culture with the students of higher education institution with application of the functional music.
Keywords: competences, physical culture, autogenic training, functional music.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем российского образования в условиях компетентностного подхода выявлено существенное снижение уровня физического, психического, нравственного здоровья студентов, и несформированность предметных и меж предметных компетенций в этой области знаний [1, 2, 3, 5, 6, 10]. Увеличился рост числа заболеваний, на фоне снижения интереса к занятиям физической культуры (Балышева Н.В., 2010; Макеева В.С., 2016; Оплетин А.А., 2010-2016; Паначев В.Д.,2011, Пономарев Г.Н., 2003.; Зеленин Л.А.,2016; Горбунова О.В., 2008. и др.) [1, 8, 11]. Физическая культура не стоит на месте разрабатывает новые подходы, технологии (Лубышева Л.И. 2016; Григорьев В.И., 2012; Макеева В.С., 2016; Оплетин А.А., 2010-2016; Зеленин Л.А.2010-2016; В.А. Чистяков и др.) [2, 4, 12] идёт модернизация традиционных методов ФК (Бальсевич В.К., 2010; Лу-
бышева Л.И., 2016 и др.) разрабатываются новые нетрадиционные средства, формы педагогические технологии необходимые в современных преобразованиях общества [4, 7, 9]. Одной из возможностей при решении задач связь с музыкальным искусством и физической культурой (Дюперрон Г., 1927; Кун Л., 1982; Голощапов Б.Р., 2004; Коджаспиров Ю.Г., 1997; Оплетин А.А., 2010-2016 др.). В историческом плане влияние музыки на психофизиологическое состояние личности, воспитание и саморазвитие человека известно давно. В глубокой древности ученые мужи Аристотель, Пифагор, Платон предлагали и рекомендовали воспитывать и обучать человека при помощи музыки. По их мнению, музыка влияет на всю сущность человеческого индивида: (тело, душу и дух). Согласно их исследованиям музыка, воздействуя на личность способна регулировать самочувствие, активность, настроение.
Данное направление в науке подтверждено в исследованиях философов, физиологов, психологов, педагогов. По мнению Л. Кирхера музыка обладает безграничными возможностями влияния на физиологические процессы, происходящие в головном мозге: торможение, возбуждение и их взаимодействие между собой. М. Монтель, французский философ, предлагал использовать музыку при развитии творческих способностей человека. Т. Гризингер, немецкий ученый, в своих исследованиях предлагал при помощи музыки подкреплять и поддерживать здоровье человека. В. Бехтерев отмечал, что с помощью музыки можно лечить многие, как физические, так и психологические расстройства человека. Исследования ученых В. Бехтерева, Л.Я. Дорфмана, Ю.Г. Коджаспирова, А.А. Оплетина и др. подтверждают, что после прослушивания музыки снижается душевный дискомфорт, уходит тревожность и появляется уверенность в себе. А это так необходимо в процессе создания механизма формирования компетенции в процессе занятий физической культурой [4, 5, 6, 9, 10].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ПГИК, ПНИПУ, ПГГПУ, ИВЭСЭП, ПИФСИН со студентами 1-х и 2-х курсов в количестве 1670 человек. Экспериментальная работа включила в себя сбор информации, педагогический эксперимент по внедрению экспериментальной программы, отражающий уровней сформированности физкультурно-спортивных компетенций у студентов во время занятий физической культурой. Время исследования: 2015-2016 учебные годы. 1) одноактное самооценочное анкетирование; 2) математико-статистическая обработка числовых показателей, включая корреляционный анализ; 3) математико-статистическое моделирование - построение корреляционной плеяды. Диагностический инструмент - карта педагогического наблюдения, включающая показатели компетентностного состояния студентов вуза предметных и метапредметных компетенций (А. А. Оплетин, 2015 [10]). Экспериментальная группа занималась по экспериментальной программе, а контрольная группа по традиционной программе физической культуры. При реализации разработанной экспериментальной программы, по формированию физкультурно-спортивных компетенций студентов средствами физической культуры с использованием функциональной музыки учитывается степень внушаемости (Т.В. Бондарчук, А.С. Новосёлова, А.А. Оплетин, Н.Л. Пономарев, И.Е. Шварц). На первом этапе шло обучение студентов аутогенной тренировке, на втором этапе вводится педагогический аутотренинг и на заключительном, третьем, этапе социально-педагогический тренинг, когда занятия идут с использованием функциональной музыки [7, 9].
В целях оптимизации учебно-воспитательного процесса важно, насколько, возможно нормализовать у студентов психику, найти эффективный способ преодоления сопротивления воспитанию для установления контактного общения. Перестройку смысловой сферы социального плана следует осуществлять на основе взаимодействия убеждения и внушения с использованием музыки [4, 8]. И, наконец, необходимо создать условия, чтобы уже здесь, в условиях вуза, можно было реализовать гуманно-нравственные
установки, которые бы явились платформой для продолжения социализации личности в обществе при формировании компетенций [2, 6, 10]. Для установления психологического взаимодействия педагогов со студентами, для воспитывающего влияния, по мнению В.Н. Куликова (1979), А.А. Оплетина (2005-2016), В.Д. Паначева (2016) А.С. Новосёловой (1991-2004), Л.А. Зеленина (2014) и др. необходимо пройти три этапа: так называемый операционный, заключающийся в психологическом воздействии друг на друга, второй - процессуальный, то есть принятие взаимодействия, и третий - результативный. А так же важно выбрать адекватные методы влияния на личность занимающихся. В случаях педагогического общения направленных на формирование психологических и социальных установок при формировании спортивных компетенций. Как показала экспериментальная практика, комплексная реализация всех этих этапов успешнее проходит при использовании взаимодействия методов убеждения и внушения с использованием на занятиях музыкального сопровождения (Т.В. Бондарчук, А.С. Новосёлова, А.А. Оплетин, Н.Л. Пономарев) [4, 7, 8, 9].
Воздействие при педагогическом аутотренинге с использованием функциональной музыки направленно на восприятие эмоционально сюжетных ситуаций для рождений переживании прошлого опыта [7, 9].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходный срез метапредметных и предметных компетенций засвидетельствовал низкий уровень 52% сформированное™ как, экспериментальной группе под цифрой 1 , средний 38% высокий 10%, так и в контрольной группе под цифрой 5 низкий уровень у 47% студентов, средний 41%, высокий 12%. (рисунок).
Рисунок - Диаграмма сформированности у студентов уровня метапредметных и физкультурно-спортивных компетенций экспериментальная группа под цифрой 1, 2, 3 и контрольная группа под цифрой 5, 6, 7 (исходный,
промежуточный, контрольный срезы)
Введение в экспериментальную программу физической культуры нетрадиционных методов и функциональной музыка. В экспериментальной группе произошёл значительный скачок, о чём свидетельствуют промежуточные срезы под цифрой 2. Повысился средний уровень до 60%, низкий уменьшился 52% до 28%. Контрольный срез под цифрой 3 зафиксировал высший уровень сформированности общекультурной компетенции у 15% студентов, высокий 52% студентов, средний 20%студентов, 13% студентов остались на низком уровне. В контрольной группе отмечены небольшие изменения в положительную сторону по формированию у студентов уровня физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития личности от низкого уровня до относительного не более. Высший уровень в контрольной группе проявился только социально спортивной сквозной компетенции 2%. По остальным показателям изменений практически нет, это
наглядно видно из рисунка - под цифрой 5,6,7 сравнение контрольных результатов контрольной и экспериментальной групп эффективность сформированности у студентов уровня метапредметных и физкультурно-спортивных компетенций.
Проведённый анализ полученных данных даёт основание считать, что экспериментальная программа физической культуры и созданная для её реализации педагогическая технология с использование функциональной музыки доказали педагогическую эффективность в решении задачи сформированности у студентов уровня физкультурно-спортивных компетенций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в результате исследования данные показывают, что при использовании функциональной музыки в процессе формирования физкультурно-спортивных компетенций создаются наиболее благоприятные условия для их реализации в деятельности.
У студентов формируется модель реализации физкультурно-спортивных компетенций, направленных к реализации знаний в области здоровья телесной красоте, самосовершенствованию в избранном виде спорта. Содержание учебного процесса по ФК в современных условиях, ориентируясь, на физкультурные компетенции, придает ей нормативность, где самопознание, саморазвитие студентов из категории теоретической переходит в категорию практическую о здоровом образе жизни и двигательной активности личности. Что позволяет смоделировать новую общественно-национальную модель физической культуры, и в новом ракурсе раскрыть её потенциальные возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленин, Л. А. Гуманизация физического воспитания студентов / Л. А. Зеленин // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 2. - С. 106-112.
2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К. Д. Кил // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 3011. - № 1 (71). - С. 36-40.
3. Макеева, В.С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В.С. Макеева, С.В. Шавырина // Образование и саморазвитие. - 2010. - Т. 1. -№17. - С. 225-230.
4. Оплетин, А.А. Педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащегося (на материале физического воспитания) / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2007 - № 2. - С. 20-23
5. Оплетин, А.А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 101-105.
6. Оплетин, А.А. Формирование компетенции личной безопасности средствами российской отечественной системы самообороны / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 164-167.
7. Оплетин, А.А. Педагогический аутотренинг на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 36-39.
8. Оплетин, А.А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.
9. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студента средствами педагогического аутотренинга на занятиях физической культурой / А.А. Оплетин, В.Д. Паначев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 133-140.
10. Оплетин, А.А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, А.М. Имашев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.
11. Оплетин, А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С.30-32.
12. Паначев, В.Д. Тренинг пулевой стрельбы как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза / В.Д Паначев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 82-86.
REFERENCES
1. Zelenin, L. A. (2013), "Humanization of physical education of students", European Social Science Journal, No. 2, pp. 106-112.
2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.
3. Makeeva, V.S. and Shavyrina, S.V. (2010), "Control psychophysical condition of students in physical education", Education and self-development, Vol. 1, No. 17, pp. 225-230.
4. Opletin, A.A. (2007), "Pedagogical technology of socio-moral self-development of student's personality (on the material of physical education)", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 20-23.
5. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.
6. Opletin, A.A. (2014), "Development of competence in personal safety by means of the Russian domestic system of self-defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 164-167.
7. Opletin, A.A. (2015), "Pedagogical auditory training at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 36-39.
8. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.
9. Opletin, A.A. and Panachev, V.D. (2015), "Self-development of the individual student by means of the pedagogical meditating on the lessons of physical culture", Pedagogical-psychological and medico-biological problems ofphysical culture and sports, No. 2 (35), pp. 133-140.
10. Opletin, A.A. and Imashev, A.M. (2015), "Structure of personal competence state of the students of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.
11. Opletin, A.A. (2016), "Normalization of mental States of students at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32.
12. Panachev, V.D. (2011), "Training of shooting sports as a form of situational stress of University students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2011, Vol. 71, No. 1, pp.82-86.
Контактная информация: opletin.a@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 24.09.2016
УДК 796.011
СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент,
Рафиля Файзрахмановна Кусякова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Викторовна Анненкова, заведующая учебной лабораторией Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
Пермь
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы по формированию физкультурно-спортивных компетенций на занятиях физической культуры на основе модели и технологии реализации с использование нетрадиционных методов физической культуры.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, модель, компетенции, нетрадиционные методы ФК.