Научная статья на тему 'Педагогический аспект саморазвития личности в исследованиях учёных'

Педагогический аспект саморазвития личности в исследованиях учёных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / АКТИВНОСТЬ / ПАРАДИГМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович

В статье рассмотрен вопрос саморазвития личности как междисциплинарная педагогическая категория, позволяющая представить перспективы для дальнейшей разработки вопроса педагогики саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspect of self-development of personality in researches of scientists

The article highlights the question of self-development as an interdisciplinary pedagogic category, allowing presenting the prospects for further development of the issue of the self-development pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект саморазвития личности в исследованиях учёных»

П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 158-164.

2. Суслаков, Б.А. Статистические методы обработки результатов измерений // Спортивная метрология / под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - С. 18-63.

3. Bonett, D.G. Sample size requirements for estimating Pearson, Kendall and Spearman correlations / D.G. Bonett, T.A. Wright // Psychometrica. - 2000. - V. 65. - P. 23-28.

4. Eid, M. Statistik und Forschungsmethoden Lehrbuch / M. Eid, M. Gollwitzer, M. Schmitt. -Weinheim : Beltz, 2011. - 200 p.

5. Papadimitriou, I.D. Are running and swimming two independently evolved behaviors? A study of world-class triathletes / I.D. Papadimitriou, C. Papadopoulos // New Studies in Athletics. - 2007. - N 4. - P. 61-65.

REFERENCES

1. Nemtsev, O.B., Pevneva, M.V., Nemtseva, N.A., Doronin, A.M., and Kucherenko, J.O. (2016), "Structure of overall race times among the Russian youth triathletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 158-164.

2. Suslakov, B.A. (1982), "Statistical methods of processing of measurements", in Zatsiorskiy, V.M. (Ed.), Sports metrology, Physical culture and sport, Moscow, pp. 18-63.

3. Bonett, D.G. and Wright, T.A. (2000), "Sample size requirements for estimating Pearson, Kendall and Spearman correlations", Psychometrica, V. 65, pp. 23-28.

4. Eid, M., Gollwitzer, M. and Schmitt, M. (2011), Statistik und Forschungsmethoden Lehrbuch, Weinheim, Beltz.

5. Papadimitriou, I.D. and Papadopoulos, C. (2007), "Are running and swimming two independently evolved behaviors? A study of world-class triathletes", New Studies in Athletics, No 4, pp. 6165.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2017

УДК 37.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЁНЫХ

Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),

Пермь

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос саморазвития личности как междисциплинарная педагогическая категория, позволяющая представить перспективы для дальнейшей разработки вопроса педагогики саморазвития.

Ключевые слова: компетенции, личность, саморазвитие, технология, активность, парадигма, педагогический аспект.

PEDAGOGICAL ASPECT OF SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN RESEARCHES OF SCIENTISTS

Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnical University, Perm

Annotation

The article highlights the question of self-development as an interdisciplinary pedagogic category, allowing presenting the prospects for further development of the issue of the self-development pedagogy.

Keywords: competence, personality, self-development, technology, activity, paradigm, pedagogical aspect.

Современная гуманитарная ситуация в образовании, культуре и цивилизации поставила личность в точку выбора личной траектории своего развития и саморазвития. Общество потребления ставит личность в позицию конкурентной технологии самоизме-

нения, обеспечивая социальный заказ на саморазвитие в современном мировом пространстве образования. Мировая культура, являясь гуманистической ценностной системой, и трактует саморазвитие личности, как самосовершенствование и путь в достижении идеала человечности, и своей индивидуальности. Публикации учёных последних лет наглядно доказывают, что саморазвитие становится приоритетной ценностью современного человека (Н.А. Низовский 2010; З.М. Кузнецова 2015; М.И. Постникова 2011; О.Я. Пономарёва 2012; М.А. Фризен 2013; В.Д. Паначев 2014; М.А. Щукина 2015; А.А. Оплетин 2016 и др.) [5, 6, 8], способом существования, входя в актуальное число интересов общества. Перед наукой ставится ряд задач в познании саморазвития как формы бытия современной личности, разработке технологии жизненного пути и ценностного построения жизни. В современной науке категория саморазвития обращает на себя как знаковое место методологических исследованиях сложных систем синергетики движения непредзаданности, неопределённости и самоуправляемости (А. С. Новосёлова,

A.А. Оплетин, В.С. Стёпин, А.В. Юревич). В нормативных документах: «Закон об образовании», «Перспективы развития образования до 2020 года», педагогических исследованиях в последнее время ярко проявлен феномен понятия «само», акцент смещён к самодетерминации, включая саморазвитие личности обучающегося. Методологический смысл педагогики саморазвития изменяется от изучения, в развитии обучающего совершается поворот к управлению самой личности в организации, управлении данным процессом. Проявляется тенденция всё возрастающей роли антропологического принципа (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, К. Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн и др.). На передовые позиции в образовании выходит субъектный подход (Л.В. Алексеев, К.А. Абульханова-Славская, А.С. Белкин, А.В. Брушлинский, Л.А. Зеленин, А.С. Новоселова, А.А. Оплетин, Л.А. Пономарев, В.К. Пельменев, В.И. Загвязинский и др.). В исследованиях раскрывается взгляд на личность как цельную систему способную функционировать в различных ситуациях непредзаданности, неопределённости, способной адаптироваться к различным социальным условиям, преодолевая их целенаправленно, самотворя себя в ходе саморазвития. Следует отметить интерес учёных к феномену физической, психической, социальной зрелости как высшей точки саморазвития (К. А. Абульханова-Славская,

B.И. Андреев, А.С. Белкин, В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, Л.А. Зеленин, З.М. Кузнецова, Л.И. Лубышева, И.В. Манжелей, В.В. Маркелов, Л.Д. Назаренко, А.А. Найн,

C. Д. Неверкович, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев, В.А. Чистяков и др.) [1, 2, 3, 7]. В понимании зрелости категория саморазвития в исследованиях учёных занимает одно из ведущих мест. В исследованиях раскрывается механизм физиологической, психологической, педагогической, социальной зрелости (феномен саморазвитие как одна из форм развития личности представленной атрибутом зрелости: готовность к саморазвитию, способность к саморазвитию, мотивационная направленность на саморазвитие, саморазвивающаяся активности в процессе саморазвития). Зрелость окаймляет направление, вектор, горизонт саморазвития.

В современной парадигме педагогики образования идёт смещение вектора в образовательных стандартах, программах и директивных документах, от постоянного руководства и принуждения в развитии личности обучающегося, к внедрению технологий саморазвития в учебно-воспитательный процесс (А.И. Андреев, Н.Г. Григорьева, Е.Н. Ларина, А.А. Оплетин, Г.А. Цукерман, Г.К. Селевко, И. А. Шаршов и др.).

В историческом аспекте проблема саморазвития в отечественной педагогике раскрывается в нескольких этапах:

- начало 1919 г. по 1969 г. саморазвитие представлено как философская категория, с акцентом смещения в сторону активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и др.);

- 1971 г. по 1989 г. саморазвитие раскрывается и изучено в данные годы учёными с различных сторон как: самовоспитание (А.А. Бодалев, Ю.М. Орлов и др.), самосо-

знание (И.И. Чесноков и др.), самодетерминация (А.Г. Асеев и др.), жизненная стратегия (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Оплетин).

В данный период времени в научных работах учёных вскрываются теоретические основы изучения феномена саморазвития. Учёные стремились представить категориальный аппарат, наметили поле проблем в исследовании саморазвития. Авторы в своих исследованиях дифференцируют развитие и саморазвитие, стремясь выделить критерии саморазвития, некоторые аспекты механизма в обеспечении саморазвития. Зарубежные учёные не обошли проблему саморазвития в своих исследованиях «Личность как доминирующая идея» (А. Адлер, А. Бандура, Э. Фромм, Э. Деси и др.). Как показал анализ научных изысканий, саморазвитие, как категория не выходило на первый план исследования, а являлось сопутствующим в работах учёных: активность (У. Джеймс, Дж.М. Дол-дуин, Ж. Пиаже и др.), саморегуляция, самопонимание, самоидентичность (И. Бауер, Г. Гантрип, Дж. Келли, Х. Кохт, Г. Олпорт, Э. Эриксон и др.), саморазвитие преднамеренное (R.F. Baumeister, C. Carver, M. Scheier, K.D. Vohs).

Начиная с 1990 г. саморазвитие выходит на теоретический уровень осмысления в эмпирическом изучении системного знания. Учёными разных областей знаний представлены специальные публикационные исследования по саморазвитию. Что отмечено в публикационной активности по (базе данных SCOPUS), более 195 работ (К.Я. Вазина, 1994; Г.К. Черявская, 1994; А.А. Реан, 2000; А.А. Оплетин, 2015-2016; Г.В. Черняева, 2007; Н.А. Низовских, 2008; В.В. Маркелов, 2014; С.А. Минюрова, 2009; А.В. Синцова, 2010; П.Г. Багдерин, 2011; Л.А. Зеленин, 2015-2016; В.Д. Паначев, 2016; М.А. Щукина, 2015 и др.) [3, 8]. В данный период времени издаётся большое количество монографий, учебников, учебно-методических пособий. Монографии: М.А. Щукина: «Психология саморазвитие личности: проблемы, подходы, гипотезы-2009», «Психология саморазвитие лично-сти-2015». Лавинное наступление исследований на тему саморазвития в области философии, психологии подготовили фундамент для исследования данной категории в педагогическом ключе. В.И. Андреев - Казанская школа (И.И. Голованова, Х.М. Фаттахов, Е.Н. Ибрагимова, Ю.В. Андреева, М.Е. Дмитриев, Э.Р. Хайруллина, Х.М. Низамова, И.Х. Нотфуллин и др.). А.С. Новоселова - Пермская школа (А.А. Оплетин, А.И. Санни-кова, Н.Л. Пономарев, Т.В. Ромашкина, Л.А. Титова, Е.Г. Коротаева) рассматривающие саморазвитие в педагогическом ключе на основе синергии осознаваемого и не осознаваемого в психике человека.

Анализ публикационной активности выявил ряд противоречий в исследованиях учёных в работах по саморазвитию между:

- возникшей необходимостью в использовании педагогических технологий саморазвития в самых широких педагогических, социальных практиках и почти полным отсутствием понимания концептуального педагогического саморазвития природы;

- значительным накопленным опытом в философии, психологии, педагогике различных проявлений в области саморазвития групп «само» и неполной осмысленностью накопленных наукой эмпирических знаний и фактов в данной области знаний;

- активной разработкой различной проблематики в области саморазвития и в неполной мере объединяющих результатов исследований, в комплексе дающих объяснения в данной области знаний;

- в необходимости применения в современном обществе всё возрастающей роли саморазвития и понимания личностью в жизнедеятельности его значимости и недостатком знаний в данной области и его природе;

- всё возрастающей потребностью в исследовании саморазвития личности и неразработанностью инструментария в выявлении и измерении данного феномена в научных исследованиях педагогики.

Учёные с разных сторон подошли к решению данных противоречий и проблем в своих диссертационных исследованиях: творческое саморазвитие представлено в иссле-

довании (О.В. Бережнова, М.П. Дружнова, М.Н. Николаева, П.И. Козодаев, И.А. Шаршо-ва и др.); проектирование саморазвития (В.Н. Лутошкина, И.И. Голованова, М.Е. Дмитриев, Э.Р. Хайруллина, Т.В. Ульянинская и др.); использование возможностей и потенциала в саморазвитии личностью (А.М. Ахмедова, А.А. Опленин и др.); самообразование и поддержка педагогическая в саморазвитии (С.А. Пятаева, Л.Е. Ильина, Т.Г. Угрюмова, А.А. Оплетин и др.); освещён вопрос саморазвития в профессиональной деятельности (А.М. Ахмедова, А.В. Ветхова, Е.Н. Воронова, Д.М. Давудова и др.); саморазвитие в интеллектуальной области (С.А. Федорова, С.В. Безотосов, С.П. Иванова и др.); способность и готовность к саморазвитию (Е.Н. Ларина, М.Ю. Разноглядова, Е.Н. Ибрагимова,

A.А. Оплетин и др.); работы освящающие посредствам физической культуры личностное саморазвитие (Т.В. Антонова, А.А. Оплетин, П.В. Старокожева, О.А. Суйкова и др.). Исследования представлены рядом монографий[1, 6, 7, 8]. Исходя из проведённого анализа отечественной и зарубежной литературы в исследовании саморазвития в области педагогики, отмечая противоречия, разную направленность учёных в решении этого сложного феномена предлагающих в методологии, теории, методике педагогики систематизацию исследований при изучении данной проблемы. На повестку дня встал вопрос: основываясь на методологии компетентностного подхода разработать концепцию саморазвития личности в современных условиях вузовского образования. Данная концепция будет представлена в дальнейших публикациях автора.

ВЫВОДЫ

Проведенный обзор и анализ зарубежной и отечественной литературы, исследований учёных по проблеме саморазвития в педагогической науке, позволяет сделать заключение о том, что процесс саморазвития в современной парадигме образования выходит на первый план компетентностного подхода в образовании и воспитании личности. Являясь «фундаментом» в формировании жизнедеятельности, и профессионального становления современного человека. Имеющий научный и практический интерес в научных исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1 /

B.И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1996. - 568 с.

2. Зеленин, Л.А. Гуманизация физического воспитания студентов / Л.А. Зеленин // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 2. - С. 106-112.

3. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К. Д. Кил // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-40.

4. Оплетин, А.А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 9 (115). - С. 101-105.

5. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов на основе использования средств туризма / А.А. Оплетин, В.К. Пельменев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 11 (141). - С. 133-136.

6. Оплетин, А.А. Диагностика саморазвивающей активности в образовательном процессе по формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетентности саморазвития (педагогический аспект) / А.А. Оплетин. - Пермь : Новопринт, 2016. - 220 с.

7. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студента средствами универсальной системы разминки на занятии по физической культуре / А.А. Оплетин. - СПб. : Санкт-Петербургский ин-т. внешнеэконом. связей эконом. и права, 2012. - 200 с.

8. Щукина, М.А. Психология саморазвития личности / М.А. Щукина. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. - 452 с.

REFERENCES

1. Andreev V.I. (1996), Pedagogy of creative self-development. Innovative course, Book 1, Pub-

lishing house of Kazan University, Kazan.

2. Zelenin, L.A. (2013), "Humanization of physical education of students", European journal of social Sciences, No. 2, pp. 106-112.

3. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele, K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.

4. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.

5. Opletin, A.A. and Pelmenev, V.K. (2016), "Self-development of students on the basis of the use of funds tourism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pр. 133-136.

6. Opletin, A.A. (2016), Self-development activity Diagnostics in educational process on the formation of physical-sports competencies and self-development competence (pedagogical aspect), Novo-print, Perm.

7. Opletin, A.A. (2012), Self-development of the individual student means a universal system of warming-up at the lesson of physical culture, SPb IVESEP, St. Petersburg.

8. Shchukina M.A. (2015), Psychology of self-development, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.

Контактная информация: opletin.a@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2017

УДК 796.966

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Наталья Валерьевна Павлова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Ольга Сергеевна Антипова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, директор, Евгений Михайлович Николаев, научный сотрудник, НИИ деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

(НИИДЭУ СибГУФК), Омск

Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения особенностей функциональной подготовленности юных хоккеистов в процессе многолетней подготовки и их значению для профессионального отбора. На индивидуальной основе возрастных изменений наиболее приоритетных характеристик подготовленности спортсменов рассмотрена возможность формирования педагогических условий и воздействий с целью повышения эффективности тренировочного процесса. Разработаны оценочные нормативы физического и психофизиологического развития, работоспособности спортсменов, выявляющие сильные и слабые стороны функционального потенциала организма, что является обоснованием их применения в процессе построения индивидуальной модели хоккеиста высокого класса.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, хоккей, многолетняя спортивная подготовка, модельные характеристики, функциональная подготовленность.

MODEL CHARACTERISTICS OF READINESS OF YOUNG HOCKEY PLAYERS IN COURSE OF LONG-TERM SPORTS PREPARATION

Natalya Valeryevna Pavlova, the candidate of biological sciences, senior researcher, Olga Sergeevna Antipova, the candidate of biological sciences, senior researcher, Elena Aleksan-drovna Reutskaya, the candidate of biological sciences, director, Evgeniy Mikhailovich Niko-laev, the research associate, Scientific Research Institute for Activity in Extreme Conditions, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

Article is devoted to the questions of studying of the features of functional readiness of the young

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.