УДК 796.011.3
ПЕДАГОГИКА САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА), Пермь
Аннотация
В статье рассмотрен педагогический аспект саморазвития личности студентов средствами физической культуры в формировании спортивных компетенций.
Ключевые слова: студент, личность, физическая культура, педагогика саморазвития.
PEDAGOGY OF SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL
CULTURE
Anatoly Alexandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University, Perm State Pharmaceutical Academy, Perm
Annotation
The article considers the pedagogical aspect of self-development of personality of students by means of physical culture in the formation of sports skills.
Keywords: students, personality, physical culture, pedagogy of self-development.
ВВЕДЕНИЕ
В современной парадигме образования при научном изучении категории конвергенции личности, субъект-субъектный подход выходит на передовые позиции в решении задач по саморазвитию личности. Нам импонируют работы зарубежных (Ваиег, 2009; Са-гуег, 2011 и др.) и отечественных (Минюрова, 2009; Низовских, 2010; Щукина, 2009-2015 и др.) психологов, рассматривающих предметом своих исследований личность как субъект развития способной к самоизменению, самоопределению своей личности в построении себя через активную жизненную позицию, используя различные виды активности в процессе саморазвития.
Саморазвитие в историческом аспекте выступает в определенной форме и категории, согласно которой личности отводится активно-творческая позиция по отношению к себе и приходящим изменениям в социуме. Становясь в настоящий период времени одним из ведущих способов самореализации личности, ставя перед педагогической наукой одну из задач постижения её сущности, разработки механизмов, средств, условий, осуществлений и саморегуляции. Опираясь на методологию, теорию деятельностного, субъектного, компетентного, синергетического подходов в исследовании учёных философов (Гераклита, Э. Канта), физиологов, биологов (Н.А. Бернштейна, А.С. Розенфельда, Д.И. Фельдштейна и др.), психологов (Э.Х. Эриксона) позволяет нам выдвинуть предположения, призванные подойти к решению проблемы с педагогической точки зрения саморазвития личности с точки зрения субъектного подхода (В.И.Андреев, А.А. Оплетин (20012017) [1-4], А.С. Новоселова и др.).
Впервые субъектный подход был раскрыт в трудах С.Л. Рубинштейна, оставаясь актуальным в современных социальных условиях и инноватики, конкурентоспособности. Он выходит на новый виток в своем развитии при глобализации общественных отношений, ставя перед личностью новые задачи в саморазвитии. Выводя на передовые позиции определение самости: самоопределение, самоутверждение, самоуправление, самореализацию и т.д.
Опираясь на деятельностный, субъективный, компетентностный, синергетический аспекты в области образования, саморазвитие выступает как феномен личности, где «сам
я себя создаю», и предъявлен как часть группы «Само», черты которой опираются на саморазвивающуюся активность. Феномен «Само» может выразить целостность личности в единстве ее осознаваемого и неосознаваемого в психике человека. В пространственном консилиуме осуществляется саморазвивающаяся активность личности в группе «Само». В нашем исследовании рассматривая саморазвитие личности в педагогическом аспекте, где личность выступает как субъект своего творческого развития и становления человека в обществе. Личность осознает себя субъектом своего развития, если ее саморазвивающаяся активность нацелена на рост, изменения, становления, качественное изменение в области физического, психологического, социально-нравственного становления внутреннего мира и социального статуса и жизненного пути. Личность в ходе саморазвития выступает как субъект, осуществляя саморазвивающуюся активность, саморегуляцию, готовность и способность преобразовать себя и окружающее пространство, и внутренний мир. Способность управлять своим поведением, развитием, деятельностью выступает основным критерием саморазвития. Субъект субъектная концепция в области педагоги, в парадигме образования компетентностного подхода предъявляет личности в ее жизненном пути, определенные границы постоянного движения в персоногенезе. От стремления к адаптивности во владении ситуациями в жизнедеятельности, способностью и готовностью ставить внешние и внутренние условия непосредственно на службу саморазвития личности. Готовность к способности в построения педагогических технологий, созданий ситуаций успеха, в достижении поставленных целей на жизненном своем пути, проявляя свои лучшие индивидуальные качества. Позиция самой личности в реализации процесса саморазвития предполагает выполнение определенных функций:
1) перспективное осознание различных вариантов и альтернатив в саморазвитии;
2) выбор различных альтернативных технологий;
3) возможность и способность выбора альтернативных целей потребностного будущего в процессе саморазвития;
4) создание модели, системы и организации деятельности, способной обеспечить достижение саморазвитий личности;
5) способность и готовность личности к созданию ситуаций успеха, среды, пространства для саморазвития;
6) сформированность произвольной саморегуляции в ходе оценки, контроля при коррекции хода саморазвития [1, 2].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза проверялась в исследовании. Мера самоизменения, самоуправления личности в стратегии личностного саморазвития представлена способностью в управлении саморегуляции, творческой саморазвивающей активности, готовностью в построении собственной технологии самореализации. Респондентами явились студенты заочной, очной формы обучения вузов г. Перми в количестве 1876 человек. Методики. Изучение саморазвития личности осуществлялось по ряду методик: В.И. Андреев «Оценка способности к саморазвитию и образованию», «Оценка потребности в саморазвитии», В.В. Козлов и Н.П. Фетискина «Диагностика готовности к саморазвитию», В.Л. Павлов «Готовность к саморазвитию», Э.Шестром «Потребности в саморазвитии», Ш. Шварц «Ценности саморазвития», А.А. Оплетин «Саморазвивающая активность на занятиях физической культуры», «Готовность к саморазвитию», «Произвольная саморегуляция», «Компетентность в области саморазвитии средствами физической культуры», А.С. Новоселова, А.А. Оплетин «Определение степени внушаемости», М.А. Щукина «Уровень развития субъективности личности», «Субъективная шкала авторства жизни». Инструментальная диагностика - карта, состоящая из 100 показателей выявляющих уровень сформированности физ-культурно-спортивных компетенций студентов педагогики саморазвития личности на занятиях ФК (А.А. Оплетин, 2017) [2, 3]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате проведенного исследования получены были исходные данные способности к саморазвитию и образованию студентов, оценка потребности в саморазвитии, готовность к саморазвитию, потребности в саморазвитии, ценности саморазвития, саморазвивающей активности на занятиях физической культуры, произвольной саморегуляция, «Компетентность в области саморазвитии средствами физической культуры «Определение степени внушаемости», «Уровень развития субъективности личности», «Субъективная шкала авторства жизни» засвидетельствовали низкий уровень 59% сформирован-ности в контрольной и экспериментальных группах. Инструментальная диагностика -карта, состоящая из 100 показателей выявляющих уровень сформированности физкуль-турно-спортивных компетенций студентов педагогики саморазвития личности на занятиях ФК (А.А. Оплетин, 2017) [2, 3] также показала относительный уровень сформированности у 43% студентов. Показатели системообразующего активного взаимодействия факторного анализа корреляции 1389 наглядно позволило провести коррекцию воспитательного и образовательного процесса при выборе технологий в процессе создания педагогический системы саморазвития. (А.А. Оплетин) [3]. Была разработана экспериментальная программа, технология её реализации. Студенты, занимающиеся по экспериментальной программе, показали положительные сдвиги по всем показателям используемых методик и научились выстраивать технологии в области личного саморазвития.
ВЫВОДЫ
В рамках современной парадигмы образования в педагогическом аспекте саморазвитие личности - это необратимое, качественное, направленное постоянное изменение личности, способной к построению своей технологии в области саморазвития, осуществляемой непосредственно самой личностью. Саморазвитие выступает как особый способ жизнедеятельности, стремящийся к созиданию себя от «Я-реального» к «Я-идеальному» посредством управления событиями в жизнедеятельности самой личностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
2. Оплетин, А.А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.
3. Оплетин, А.А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, М.А. Имашев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.
4. Оплетин, А.А. Педагогический аспект саморазвития личности в исследованиях учёных / А.А. Оплетин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 145149.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davydenko, D.N. Chistyakov, V.A. and Kil, K.D. (2011), "Competent approach to the design of individual educational trajectories of students' physical development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40
2. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Evaluation of the physical and psychoemotional state of students by means of the author's program in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.
3. Opletin, A.A. and Imashev, M.A. (2015), "The structure of the personality-competence state of university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.
4. Opletin, A.A. (2017), "Pedagogical aspect of personality self-development in research scientists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 145-149.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2017
УДК 796.077.5
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Иван Сергеевич Перевицкий, кандидат педагогических наук, доцент, Янина Глембоцкая, соискатель, Давид Лепешкин, аспирант Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональных компетенций у студентов вуза физической культуры. Представленные материалы имеют прикладное значение.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, коммуникативные компетенции, спортивные судьи.
EFFICIENCY OF INTEGRATED FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMPETENCES OF STUDENTS OF SPORT HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Ivan Sergeevich Perevitskij, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Janina Glembockaja, the competitor, David Lepeshkin, the postgraduate student Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka
Annotation
This article is dedicated to the problem of student's formation and development of professional competence in sports higher schools. The material of our investigation has got applied function.
Keywords: professional competence, communicative competence, sport referee.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из подходов к решению вопроса формирования и развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов спортивных вузов может являться интегрирование и взаимное дополнение различных изучаемых дисциплин. Например, изучение правил спортивных соревнований, конвенционных жестов и голосовых команд спортивных судей на английском и русском языках с применением мультимедийных технологий способствует дополнению друг друга дисциплин «спортивная тренировка на различных этапах подготовки» и «иностранный язык». И, что особенно важно, повышает у студентов интерес к занятиям этими дисциплинами, и как следствие, более глубокому и расширенному их изучению, и формированию не только узконаправленных профессиональных компетенций, а также коммуникативных и спортивно-судейских компетенций. Такое интегрирование различных дисциплин способствует повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов для выступлений на международных соревнованиях, так как четкое представление о правилах и жестах судьи в их иноязычных значениях помогает избежать ошибок и неточностей в толковании судейских команд [1].
На практике это выглядит следующим образом. Сначала, в соответствие с утвержденной программой, студенты кафедры Теории и методики спортивных единоборств и тяжелой атлетики на занятиях по специализации изучают вопросы, связанные с правилами вида спорта и деятельностью судейского аппарата на соревнованиях [4, 5].
Затем на занятиях по иностранному языку в результате внедрения компьютерной презентации на экране в аудитории высвечивается изображение определенного судейско-