ских положений общеобразовательных дисциплин, практические примеры из повседневной деятельности командиров, формировать оперативно-тактические расчеты по вопросам боевого (служебно-боевого, специального) применения подразделений.
В-третьих. Методика является универсальной и может быть применена при организации подготовки сержантов контрактной службы во всех видах ВС и родах войск, а также при подготовке специалистов для других силовых структур, воинских формирований и специальных войск.
Единственным недостатком методики является значительная сложность проведения расчетов по определению значения комплексности варианта содержания учебного модуля. Однако этот недостаток легко устраним путем разработки соответствующего программного обеспечения для обработки результатов оценки на персональном компьютере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евланов, Л.Г. Экспертные оценки в управлении / Л.Г. Евланов, В. А. Кутузов. - М. : Экономика, 1978. - 133 с.
2. Уотермен, Д. Руководство по экспертным системам / Д. Уотермен. - М. : Мир, 1989. -
388 с.
3. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
REFERENCES
1. Evlanov, L.G. and Kutuzov, V.A. (1978), Expert evaluations in management, Economy, Moscow.
2. Watermen D. (1989), Management on expert systems, World, Moscow.
3. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: maks_gupalov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.11.2016
УДК 796.011.3
САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ ТУРИЗМА
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Виктор Константинович Пельменев, доктор педагогических наук, профессор, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград
Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения уровня физического и психического состояния студентов на основе технологии, построенной на использовании средств туризма. Определены характеристики студентов с различным уровнем состояния здоровья и проведен их сравнительный анализ, позволяющий определить наиболее значимые показатели, влияющий на уровень физического состояния студентов. Полученные результаты послужили основой для разработки и внедрения эффективной технологии, позволяющей улучшить состояние здоровья студентов, положительно повлиять на их психоэмоциональное состояние, повысить уровень знаний в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: технология, физическое состояние, здоровье, средства туризма, студенты.
SELF-DEVELOPMENT OF STUDENT'S PERSONALITY ON THE BASIS OF USE OF
MEANS OF TOURISM
Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnical University, Perm,
Victor Konstantinovich Pelmenev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad
Annotation
The problem of improving the physical and mental state of the students on the basis of technology, built up with the help of the tourism means, has been considered in the article. The characteristics of the students with different levels of health and their comparative analysis have been done, allowing identifying the most significant factors affecting the level of the physical condition of the students. The results received have been considered as the basis for the development and implementation of the effective technology that allows improving the health of the students, positively affecting their emotional state, and increasing the level of knowledge in the field of the physical culture and sports.
Keywords: technology, physical condition, health, tourism means, and students.
ВВЕДЕНИЕ
Обзор научных исследований по программному обеспечению занятий по ФК, ФВ и С в вузе учёными разных областей знаний: философов, психологов, физиологов, педагогов выявил, что занятия студентов обучающихся высших учебных заведениях направлены в основном на умения, навыки в области двигательных действий по формированию физкультурных компетенций [1, 2, 3, 4, 5, 6]. А воздействие на неосознаваемую сферу психики педагогами ФК почти не уделяется внимания и рассматривается как не столь важное по сравнению с двигательными умениями, навыками студентов. Исследований в данной области знаний при рассмотрении данного вопроса в ФК выявило очень мало работ (А.С. Новоселова, А.А. Оплетин, Л.А. Титова, Н.Л. Пономарев) пермская школа И.Е. Шварца. Челябинская школа (Т.В. Бондарчук и её ученики М.В. Сосков и др.) Учёные у студентов отмечают, что в мотивационной сфере студентов преобладает негативное отношение к ФК в традиционной форме обучения, что влечёт ухудшение здоровья обучающихся [1, 2, 3, 4, 5]. Возникшее противоречие актуализировало обусловленность научного поиска в данном направлении исследования. Проведённые начальные срезы эксперимента, велись в Пермском национальном исследовательском политическом университете и показали, что студенты, поступившие на 1 курс Горно-нефтяного факультета, в количестве 610 человек из них относятся к основной медицинской группе - 30%, подготовительной - 43%, специальной -27%. Основные заболевания, с которыми студенты поступили в вуз: дыхательная система - 43%; пищеварительная система - 22%; заболевания мышц, суставов - 13%; система органов мочевыделения и кожа - 9%; большой процент и патологию составили болезни глаз - 8%; эндокринной системы - 5%. Изучение мотивационной сферы обучающихся к ФК в их иерархии ценностей выходит не на первые лидирующие позиции среди ценностных ориентаций обучающихся [1, 2, 4, 5]. Студенты увлекаются и ставят на первое место интернет, телевизионные развлекательные программы, посещение ночных клубов, музыкальных вечеров и только затем в иерархии ценностей занимает здоровье и ФК.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В нашем исследовании использовалась разработанная педагогическая модель и на её основе спортивная технология туристической подготовки студентов в процессе освоения регионального компонента ФК. Начальный, промежуточный, констатирующий эксперимент проходили в течение трёх лет обучения на 1-м, 2-м , 3-м курсах ПНИПУ. Для обоснования проведения эксперимента были проведены начальные срезы у студентов первого года обучения, выявившие низкий уровень психофизических кондиций согласно
тестам по ФК (бег - 100 м, 2000 м - девушки, 3000 м - юноши, подтягивание на высокой перекладине, прыжок с места в длину и с разбега, тест на гибкость), медицинскому осмотру и карте здоровья использовались тесты (САН, ДАТ по Фридману, Пушкиной, Каплунович), саморазвивающейся активности (по А.А. Оплетину). Согласно полученных данных студенты показали высокий уровень депрессии, астении, тревожности, низкий уровень саморазвивающей активности, неуверенность в своих силах. Данные срезов потребовали замотивировать обучающихся на занятия ФК, ФВ. Условия эксперимента во время исследований потребовали создания экспериментальной и контрольной групп.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Обучающиеся КГ занимались по основной программе ФК для вузов. ЭГ занималась ФК по авторской программе, разработанной на основе туристической подготовки. Одним из компонентов внеучебной деятельности в вузе был избран туризм с использованием социально-педагогического тренинга. В разработанной авторской программе используется подготовительный этап, на первом курсе включающий в себя: туристическую подготовку пеших походов первой категории сложности протяженностью 130 км, во время подготовки к походу использовался аутотренинг. На втором году обучения по авторской программе включены наравне с пешими походами, педагогический аутотренинг и водные сплавы по реке Чусовой, пятой категории сложности протяженностью 250 км, маршрут проложен по местам освоения Урала Ермаком Тимофеевичем. Третий год обучения туристической подготовкой включает в себя смешанные этапы: пеший поход, водный сплав, скалолазание пятой категории сложности с элементами шестой, протяженностью 380 км, в подготовительном этапе к походу наравне с аутотренингом, педагогическим аутотренингом использовался социально-педагогический тренинг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведённого эксперимента в процессе трёх годов исследования выявили существенные сдвиги в показателях ЭГ обучающихся по экспериментальной программе по сравнению с КГ. Выявлено повышение соматического и психического здоровья обучающихся (увеличилась мышечная масса на 4%, снизилось сокращений сердцебиения в спокойном состоянии на 8%, ЖЕЛ увеличилась на 21,3%), , усилилась мотиваци-онная составляющая к практическим и теоретическим знаниям в области ФК, ФВ. Сократились пропуски занятий по ФК без уважительной причины, на 20% снизились показатели депрессии, тревожности, астении, на 38% по сравнению с контрольной группой повысилась саморазвивающаяся активность студентов в области саморазвития по формированию предметных спортивных физкультурных компетенций, 29% улучшились показатели САН студентов ЭГ в учебном процессе, так и вне учебной деятельности.
ВЫВОДЫ
Исследования зафиксировали положительный эффект авторской программы, туристической подготовки, аутогенной тренировки, педагогического аутотренинга, социально педагогического тренинга в учебном процессе студентов ПНИПУ. Сформировался новый образ и стиль жизни студентов с новыми моделями досуга и отдыха, расширился их туристический опыт, влияющий на их уровень и потребности ожиданий в самореализации и саморазвитии своей личности, саморегуляции как в социально - нравственном плане так и формировании спортивных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-40.
2. Макеева, В.С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В. С. Макеева, С.В. Шавырина // Образование и саморазвитие. - 2010. -
Т. 1. - № 17. - С. 225-230.
3. Оплетин, А.А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.
4. Оплетин, А.А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, А.М. Имашев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.
5. Оплетин, А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -С. 30-32.
6. Пельменев, В.К. Методика определения успешности реализации консалтинговых процедур / В.К. Пельменев, З.В. Лукашеня // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - Вып. 11. - С. 39-48.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.
2. Makeeva, V.S. and Shavyrina, S.V. (2010), "Control psychophysical condition of students in physical education", Education and self-development, Vol. 1, No. 17, pp. 225-230.
3. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.
4. Opletin, A.A. and Imashev, A.M. (2015), "Structure of personal competence state of the students of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.
5. Opletin, A.A. (2016), "Normalization of mental States of students at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32.
6. Pelmenev, V.K and Lukashenya, Z.V. (2014), "Methods of determining the success of the implementation procedures of consulting", Herald of Immanuel Kant Baltic Federal University, Vol. 11, pp. 39-48.
Контактная информация: opletin.a@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.11.2016
УДК 378
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В БЛОКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Анна Алексеевна Паульс, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Ранее нами было выявлено, что метод проектов является достаточно понятным и доступным методом при его применении на практических занятиях по дисциплинам экономического блока по направлению физическая культура. Умение проводить финансовый анализ в простейших случаях малых предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг, а именно такие предприятия организуют вчерашние студенты, решившие заняться коммерческой деятельностью, позволяет использовать метод проектов во всей его полноте.
Ключевые слова: метод проектов, финансовый анализ, физкультурно-оздоровительные услуги, блок экономических дисциплин.