Т. 1. - № 17. - С. 225-230.
3. Оплетин, А.А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.
4. Оплетин, А.А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, А.М. Имашев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.
5. Оплетин, А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -С. 30-32.
6. Пельменев, В.К. Методика определения успешности реализации консалтинговых процедур / В.К. Пельменев, З.В. Лукашеня // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - Вып. 11. - С. 39-48.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.
2. Makeeva, V.S. and Shavyrina, S.V. (2010), "Control psychophysical condition of students in physical education", Education and self-development, Vol. 1, No. 17, pp. 225-230.
3. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.
4. Opletin, A.A. and Imashev, A.M. (2015), "Structure of personal competence state of the students of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.
5. Opletin, A.A. (2016), "Normalization of mental States of students at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32.
6. Pelmenev, V.K and Lukashenya, Z.V. (2014), "Methods of determining the success of the implementation procedures of consulting", Herald of Immanuel Kant Baltic Federal University, Vol. 11, pp. 39-48.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2016
УДК 378
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В БЛОКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Анна Алексеевна Паульс, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Ранее нами было выявлено, что метод проектов является достаточно понятным и доступным методом при его применении на практических занятиях по дисциплинам экономического блока по направлению физическая культура. Умение проводить финансовый анализ в простейших случаях малых предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг, а именно такие предприятия организуют вчерашние студенты, решившие заняться коммерческой деятельностью, позволяет использовать метод проектов во всей его полноте.
Ключевые слова: метод проектов, финансовый анализ, физкультурно-оздоровительные услуги, блок экономических дисциплин.
FINANCIAL ANALYSIS AS A TOOL OF IMPLEMENTATION OF METHOD OF PROJECTS IN THE BLOCK OF ECONOMIC DISCIPLINES WHEN TRAINING STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Anna Alekseevna Pauls, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
We have found earlier that the method of projects is quite clear and available method in case of its application for the practical education within the tasks of the disciplines of the economic block covering the direction of the physical culture. The ability to carry out the financial analysis in the simplest cases of small enterprises in the sphere of sports and health-improving services, and such entities are organized by the yesterday's students who decided to be engaged in the business activity, allows using the method of projects to the full.
Keywords: method of projects, financial analysis, sports and health-improving services, block of economic disciplines.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. №2765-р) обосновывается целесообразность решения проблемы образования программно-целевым методом. Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и затем, подбираются пути их достижения (Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/19118). Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели ^ пути ^ способы ^ средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем -более детализированные способы и средства. Т.е., поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов [1].
Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Таким образом, для решения задач образования в рамках Концепции предлагается использовать метод проектов.
Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [7]. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. То есть, в основе метода проектов лежит раз-
витие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения результата. Использованием метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а студента - ответственным и целеустремленным. Обязанность преподавателя - подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности [7].
Метод проектов реализуется как субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента. В основе такого взаимодействия лежит совместная деятельность педагога и учащегося, обмен информацией, полученными результатами с целью решения поставленных задач. Основной целью такого взаимодействия является развитие у обучающегося способности принимать обоснованные самостоятельные грамотные решения с помощью набора полученных во время процесса обучения профессиональных инструментов.
Применение метода проектов подразумевает наличие высококвалифицированного преподавателя блока экономических дисциплин в непрофильном вузе, обладающего следующими качествами:
- знать специфику «непрофильного вуза по подготовке специалистов». Платформа, к которой должны быть адаптированы основные положения экономических теорий;
- свободно владеть предметом и желательно иметь опыт практической работы;
- коммуникативные качества, правильная речь, сопереживание (эмпатия).
Что же является тем самым инструментов, который позволяет реализовать Метод проектов и добиться поставленных целей, а именно - подготовить специалиста, который бы легко ориентировался в экономической ситуации, мог собрать необходимую информацию и проанализировать ее, сделать правильные корректные выводы и спрогнозировать дальнейшую деятельность. Таким инструментом, безусловно, является Финансовый анализ.
Принятая в начале января 2006 года Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта с 2006 по 2015 гг. определила базовые цифры и источники финансирования целой группы программ по формированию здорового образа жизни населения. Предприятия, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги населению, относятся к группе малых и средних предприятий, т.е. хозяйствующих субъектов наиболее подверженных колебаниям рынка. Результатом этого факта является низкая финансовая стабильность таких предприятий. Успешность функционирования таких предприятий в условиях жесткой конкуренции, высокого уровня инфляции, постоянно меняющейся системы государственного и налогового регулирования финансово-хозяйственной деятельности, существенно зависит от финансового анализа. Повышаются требования к степени подготовленности и компетентности финансовых аналитиков в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Это предполагает, что выпускник НГУ им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в области финансового анализа должен обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для проведения расчетных процедур. Он должен иметь достаточный опыт, уметь ориентироваться в современной экономической ситуации, чтобы сделать правильные, объективные и достоверные выводы по итогам проведенного анализа. [5].
Можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкивается финансовый аналитик, работающий в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в ходе проведения анализа [6].
Одна из них - это получение и обработка исходной информации для проведения анализа. Финансовый анализ является частью экономического анализа. Иногда его называют внешним финансовым анализом, так как он проводится с позиций внешних пользо-
вателей - нет доступа к внутрифирменной информации. Основной информационной базой такого анализа является доступная бухгалтерская финансовая отчетность предприятия. В том случае, когда заказчиком проведения финансового анализа являются внутренние пользователи, информационная база анализа значительно расширяется и включает в себя любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. В этой связи с главным требованием к информации, необходимой для проведения финансового анализа, является полнота, достоверность, прозрачность, объективность и нейтральность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Кроме того, бухгалтерская отчетность должна содержать данные, необходимые для принятия обоснованных управленческих решений в области инвестиционной политики; оценки динамики и перспектив изменения прибыли предприятия; а также оценки имеющихся у предприятия ресурсов, происходящих в них изменений и эффективности их использования.
Как известно, финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия и его финансовое состояние. На этом этапе возникает еще одна проблема. Существует большое количество методик проведения финансового анализа [2-4]. Названия одних и тех же показателей и их нормативные (оптимальные) значения различны в различных источниках. Например, коэффициент промежуточной ликвидности имеет такие синонимы, как «Коэффициент срочной ликвидности» и «Коэффициент относительной ликвидности», а коэффициент абсолютной ликвидности - «Коэффициент немедленной ликвидности», «Коэффициент мгновенной платежеспособности» и «Коэффициент лакмусовой бумажки». Финансовый аналитик должен быть знаком с наиболее прогрессивными и традиционными методиками анализа, уметь не только математически рассчитывать коэффициенты, но и понимать их экономическую сущность. В этой связи финансовый анализ в сфере физкультурно-оздоровительных услуг имеет ряд особенностей, связанных с тем, что качество услуги определяется только после того, как услуга оказана. В этой связи, возрастает роль экономического моделирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия сферы физкультурно-оздоровительных услуг.
Конечная цель системного (финансового) анализа — изменение существующей ситуации в соответствии с поставленными целями. Поэтому окончательное суждение о правильности и полезности системного анализа или о его неправильности можно сделать на основании результатов его практического применения.
Под моделью понимается представление объекта, системы или какого-либо понятия в некоторой форме, отличной от формы их реального существования. Она служит средством, помогающим в объяснении, понимании или совершенствовании системы [2].
Таким образом, выпускник физкультурного вуза, избравший после завершения спортивной карьеры самостоятельную (коммерческую) деятельность в сфере физкультурно-оздоровительных услуг составляя прогноз финансово-хозяйственной деятельности своего предприятия, должен учитывать все вышеперечисленные обстоятельства, что является необходимым и достаточным условием успешности его предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубков, Е.П. Программно-целевой метод планирования // Разработка и внедрение отраслевой системы управления в химической и нефтехимической промышленности. - М., 1979. -С. 54-67.
2. Кобелев, Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем / Н.Б. Кобелев. - М. : Дело, 2003. - 336 с.
3. Кобелев, Н.Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей : учеб.-практ. пособие / Н.Б. Кобелев. - М. : Финстатинформ, 2000. - 246 с.
4. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - 2-е европ. изд. - Киев ; М. ; СПб. : Изд. дом "Вильямс", 1998. - 1056 с.
5. Паульс, А.А. О выборе сферы деятельности после завершения спортивной карьеры / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 177181.
6. Паульс, А.А. Финансовый анализ в планировании деятельности предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 66-68.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под ред. Е.С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.
REFERENCES
1. Golubkov, E.P. (1979), "Program and target planning method", Development and deployment of an industry management system in the chemical and petrochemical industry, publishing house the Moscow institute of the petrochemical and gas industry, Moscow, pp. 54-67.
2. Kobelev, N.B. (2003), Bases of imitating modeling of difficult economic systems, Case, Moscow.
3. Kobelev, N.B. (2000), Practice of application of economic-mathematical methods and models, Finstatinform, Moscow.
4. Kotler, F., Armstrong, G., Saunders, J. and Wong V. (1998), Bases of marketing, house William, Moscow.
5. Pauls A.A. (2016), "About the choice of a field of activity after completion of sports career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3. pp. 177-181.
6. Pauls A.A. (2006), "Financial analysis in enterprise planning of the sphere of sports and improving services", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 66-68.
7. Polat, E.S., Bukharkina, M.Yu., Moiseeva, M.V. and Petrov, A.E. (1999), New pedagogical and information technologies in education, publishing center "Academia", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2016
УДК 378.172
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ
Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент,
Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования морфофункциональных показателей юношей, студентов вуза, имеющих различный недельный объем двигательной активности. Юноши были дифференцированы на группы: 1 - спортсмены; 2 - занимающиеся одним из видов физкультурно-оздоровительной деятельности со средним и выше уровнем здоровья; 3 - с ниже среднего и низким уровнем здоровья, также дополнительно занимающихся оздоровительной физической культурой; 4 - юноши с ограниченным учебными занятиями по физическому воспитанию двигательным режимом. Выявленные различия в исследуемых показателях требуют дифференцированного подхода к организации и содержанию обязательных учебных и внеучебных форм физического воспитания студентов вуза.
Ключевые слова: студенты, двигательная активность, морфологические показатели, функциональные показатели, компонентный состав тела.