студенты освоили самый доступный способ контроля двигательной активности. В рамках этого учебного года было проведено пилотное исследование, на 2018-2019год запланировано переструктурирование учебного процесса на основе системного, лично-ориентированного и модульного подходов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зыков, И.Ю. Адаптивное физическое воспитание студенток специальных медицинских групп с учетом типа адаптации к физическим нагрузкам : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Зыков И.Ю. - Санкт-Петербург, 2012. - 22 с.
2. Копылова, Н.Е. Влияние занятий физической культурой в вузе на образ жизни студента / Н.Е. Копылова, А.Г. Ростеванов, Ю.В. Круглова // Проблемы теории и практики современной науки : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - М. : Вектор науки, 2016. - С. 58-61.
3. Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой / О.П. Ко-коулина, Н.Е. Копылова, Н.Г. Ефремова, В.А. Зайцев // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 9. - С. 22-24.
4. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Румба О.Г. - Санкт Петербург, 2011. - 51 с.
5. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, И.М. Бодров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - № 4. -С. 70-76.
REFERENCES
1. Zykov, I.Yu. (2012), Adaptive physical education students of special medical groups based on the type of adaptation to physical stress, dissertation, St. Petersburg.
2. Kopylova, N.E. Rostovanov, A.G. and Kruglova, Yu.V. (2016), "Influence of physical culture in the University on the lifestyle of the student. In the collection: problems of theory and practice of modern science", The Materials of The V International science. - practice. conf. Russia, Vector of science, Moscow, pp. 58-61.
3. Kokoylina, O.P., Kopylova, N.E. Efremova N.G. and Zaitsev, V.A. (2017), "Improving the students interest in physical training", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 22-24.
4. Rumba, O.G. (2011), Sistema pedagogical adjusting of motive activity of students of special medical groups, dissertation, St. Petersburg.
5. Shutova, T.N., Vezenitcyn, O.V., Veprikov, D.V. and Bodrov, I.M. (2015), "Content of athletic gymnastics and fitness in physical education students of special medical groups", News of the Tula state University. Physical culture. Sport, No 4, pp. 70-76.
Контактная информация: tany-156@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 29.03.2018
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МАЛЫХ ГРУПП
Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Анна Алексеевна Паульс, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье на основе выявленных нами ранее педагогических условий и факторов, способствующих как формированию мотивации к изучению экономических дисциплин в вузе, так и применению их в будущей профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры, разработанная соответствующая педагогическая технология. Необходимость использования
активных методов обучения позволила нам предложить применение малых групп, так как работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов. На основе заявленной цели обучения предложен алгоритм формирования малых групп.
Ключевые слова: малые группы, педагогическая технология, метод проектов.
TECHNOLOGY OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE WITH USE OF A METHOD
OF SMALL GROUPS
Sergey Evgenievich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Alekseevna Pauls, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In this article on the basis of earlier pedagogical conditions and factors promoting as to formation of motivation to studying of economic disciplines in higher education institution, and to their application in future professional activity after end of sports career, the developed appropriate pedagogical technology revealed by us. Need of use of active methods of training has allowed us to offer use of small groups as work in small groups assumes the solution of certain educational tasks within small groups with the subsequent discussion of the received results. On the basis of a stated purpose of training the algorithm of formation of small groups is offered.
Keywords: small groups, pedagogical technology, method of projects.
В предыдущих наших исследованиях [1-6] мы выявили, что первоначальный интерес и в последствии мотивация к изучению дисциплин экономического блока (которые в вузах физической культуры входят в число непрофильных дисциплин) формируются за счет выбора значимой цели - успешной социализации в современных социально-экономических условиях как после завершения обучения в вузе, так и после завершения спортивной карьеры при выборе самостоятельной коммерческой деятельности. Основную задачу при изложении обязательных элементов образовательного стандарта [4] мы видели в формировании у студентов практических навыков ведения успешной коммерческой деятельности, т.е. умение составлять бизнес-план организации, прогнозирование при помощи инструментов финансового анализа предполагаемых действий, взаимодействие с контролирующими органами и пр. [5, 6].
Ранее нами по результатам педагогического эксперимента [1] были выявлены педагогические условия к изучению дисциплин экономического блока:
- Создание предпосылок для воспитания потребности у студентов к систематическим занятиям в области экономики. Планирование мероприятий поддержки со стороны преподавателей по выполнению задач формирования экономических знаний. Соблюдение последовательности изучения дисциплин в учебных планах преподавания экономических дисциплин при формировании специальных компетенции в сфере экономики. Нацеленность на воспитание уверенности в своих силах в процессе применения экономических знаний. Включение в процесс обучения студентов отдельных планов, программ, модулей по формированию теоретических знаний и практических навыков в сфере экономики. Индивидуальный подход к подбору средств изучения экономических дисциплин для ускорения адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности. Создание объективных критериев для оценки протекания процесса адаптации к изучению и последующему применению экономических знаний;
и определены факторы к применению дисциплин экономического блока в профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры:
- Эффективное использование знаний полученных при изучении экономических дисциплин, если будущую профессиональную деятельность планируют связать с
бизнесом. Учет особенностей среды будущей профессиональной деятельности при ее моделировании при изучении экономических дисциплин. Наличие объективной информации при прогнозировании будущей профессиональной деятельности в сфере бизнеса. Разработка решения проблемы трудоустройства после завершения спортивной карьеры. Преимущественное развитие у студентов творческого подхода к решению экономических задач, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. Формирование алгоритма прогнозирования будущей профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры в сфере самозанятости. Разработка правильного механизма моделирования решения задач финансового анализа по предполагаемой деятельности своего предприятия. Определение последовательности достижения цели при решении экономических задач.
Целью данной статьи является разработка педагогической технологии, позволяющей реализовать выявленные педагогические условия, при условии соблюдения определенных нами факторов их выполнения. Следуя В. А. Сластенину, мы считаем, что «Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога» (http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin88.html). Современный ФГОС ВО предполагает использование активных методов обучения.
«Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий интерактивного обучения, неотъемлемая часть многих интерактивных методов» (http://poznayka.org/s69648t1.html) и далее: «Парная и групповая работа реализуется как в системе аудиторных занятий (лекции, практические и семинарские занятия), так и в условиях самостоятельной подготовки студентов».
«Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности» (https://lektsia.com/2x8b0b.html).
Конкретизируем наши построения на одной учебной группе. Малые группы студенты формируют на основе свободного выбора вхождения в ту или иную малую группу, тем самым в создаваемой малой группе уже имеется определенное доверие между участниками (единственное ограничение - численный состав группы не более 5 человек). Все малые группы получают приблизительно одно задание: спроектировать предприятие и провести финансовый анализ успешности деятельности создаваемого предприятия. Моделирование реальной ситуации, с которой могут столкнуться студенты в будущем, неявно включает такой активный образовательный метод, как игровой метод. Наличие заданий примерно одинаковой сложности и последующее обсуждение проектов, созданных разными группами, порождает соревнование между малыми группами.
Педагогическую технологию подготовки студентов по экономическим дисциплинам в вузах физической культуры с использованием методики обучения в малых группах следует рассматривать в динамике как результат трансформации потребностей. Трансформация потребностей студентов представлял собой определенный процесс формирования навыков экономической деятельности. В ней студент проходит путь от исходной потребности до ближайшей конкретной мотивировки простейшего действия.
Отсюда эффективность решения задач по формированию навыков экономической деятельности требует педагогического взаимодействия. Это взаимодействие должно обеспечивать процесс трансформации потребностей студентов до осознанных мотивов. В свете наших подходов к формированию навыков экономической деятельности у студентов с использованием обучения в малых группах необходимо иметь в виду, что мотив конкретной
деятельности носит ситуативный характер. Потребность же, будучи сформированной, становится основой для формирования навыков.
Разработанная нами педагогическая технология представлена на рисунке 1.
Этапы Цель Задачи Средства и
обучения обучения методические
приемы
1 1 +
Оценка, развитие профессиональных качеств и нивы ков экономической деятельности у студентов
Формирование профессиональной готовности студентов, к успешному решению экономических задач будущей профессиональной деятельности
Начальное освоение навыков экономической деятельности, целенаправленное развитие общей экономической эрудиции. овл;шение первичными знаниями
1. Методы освоения рациональных экономических действий.
2. Методы и приемы поддержания интереса и мотивации к изучению экономических дисциплин
Развитие способностей у студентов к эффективной экономической деятельности
Формирование способностей к экономической деятельности при решении сложных задач бухгалтерского
учета, налогообложения и бизнес-план про ва и ня и другой работы
1. Совершенствование навыков разработки бизнес-плана,
2. Сохранение и закрепление навыков финансового а налита, составления финансовых отчетных документов и расчетов экономической рентабельности работы организации.
1. Моделирование экономической деятельности, индивидуальные консультации.
2. Использование метода проектов, программ-но-ислсвого метода н других методов обучения.
Овладение студентами необходимыми экономическими знаниями, умениями и навыками
Формирование у
студентов профессионально
важных психологических и личностных качеств, необходимых для
экономической деятельности.
I Повышение помехоустойчивости сформированных навыков в разнообразных условиях финансовой обстановки.
2. Достижение высокой вариабельности выполнения различных экономических тщаний и действий.
1. Последовательное использование методов необычных заданий и максимальной выгоды.
2. Создание проблемных ситуаций в ходе занятий со студентами по экономическим дисциплинам.
Рисунок 1 - Педагогическая технология подготовки студентов по экономическим дисциплинам в вузах физической культуры с использованием методики обучения в малых группах
Проблема использования обучения в малых группах для формирования навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности решена с позиций системного, деятельностного и профессионально-личностного подходов.
Системный подход к использованию обучения в малых группах для формирования навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности дал возможность рассмотреть процесс обучения как совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений. Они в совокупности обуславливали определенную целостность, устойчивость и внутреннюю организацию процесса обучения в малых группах. Данный подход, показал возможности обучения в малых группах, как наиболее надежное средство формирования навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности.
Наряду с системным подходом, применялся деятельностный подход, применение которого имело свои особенности. Основой применения деятельностного подхода стали следующие концептуальные положения:
• формирование навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности носило системный характер, системообразующим элементом являлась цель, которая достигалась поэтапно. На каждом этапе применялись разные методики обучения студентов в малых группах;
• структуру деятельности студентов в процессе занятий по экономическим дисциплинам составляли следующие элементы: мотив, цель, действие и условия деятельности;
• процесс формирования навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности образовывал структуру обучения в малых группах.
Профессионально-личностный подход к использованию обучения в малых группах заключался в том, что он представлял собой метод индивидуализации процесса формирования навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности. Он применялся при решении конкретных задач индивидуализации формирования навыков применения знаний и предполагал объединение в интегра-тивном представлении целей и сроков обучения. Связи, которые устанавливались между этими явлениями, обеспечивали их взаимодействие и воспринимались в качестве системы обучения в малых группах. Данный подход предполагал моделирование экономической деятельности выпускника в вузах физической культуры. Это предполагало и четкую организацию формирования навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности. Суть данного подхода к обучению в малых группах заключалась в выявлении актуальных свойств личности студентов и в опоре на эти свойства. Это позволяло моделировать содержание их подготовки по экономическим дисциплинам.
Таким образом, в ходе анализа различных подходов к использованию обучения в малых группах для формирования навыков применения знаний по экономическим дисциплинам у студентов в практической сфере деятельности было установлено, что все они направлены на развитие профессионализма у них в экономической сфере деятельности. Наиболее перспективной является технология подготовки студентов по экономическим дисциплинам в вузах физической культуры с использованием методики обучения в малых группах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Проблемы адаптации студентов физкультурного вуза к изучению и применению дисциплин экономического блока / С.Е. Бакулев, А. А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 21-25.
2. Паульс, А.А. Анализ профпригодности выпускника физкультурного вуза при необходимости смены профессиональной деятельности / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 215-218.
3. Паульс, А.А. О выборе сферы деятельности после завершения спортивной карьеры / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 177-181.
4. Паульс, А.А. Сравнительная характеристика Государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Физическая культура» (блок экономических дисциплин) / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 126-132.
5. Паульс, А.А. Финансовый анализ в планировании деятельности предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 65-69.
6. Паульс, А.А. Финансовый анализ как инструмент реализации метода проектов в блоке экономических дисциплин при обучении студентов вузов физической культуры / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 136-140
REFERENCES
1. Bakulev, S.E. and Pauls, A.A. (2017), "Problems of adaptation of students of sports higher education institution to studying and use of disciplines of the economic block", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 21-25.
2. Pauls, A.A. (2016), "Financial analysis as a tool of implementation of method of projects in the block of economic disciplines when training students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 136-140.
3. Pauls, A.A. (2107), "Analysis of professional suitability of graduate of sports higher education institution in case of change of professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 215-218.
4. Pauls, A.A. (2016), "Comparative characteristic of the State educational standards for direction of preparation "Physical culture" (the block of economic disciplines)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1400, No. 10, pp. 126-132.
5. Pauls, A.A. (2016), "About the choice of field of activity after completion the sports career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 177-181.
6. Pauls A.A. (2006), "Financial analysis in the planning of enterprises in the health and fitness services", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 65-69.
Контактная информация: mvp-brut@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.04.2018
УДК 796.82
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ СБОРНОЙ РОССИИ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА (2017) ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ
БОРЬБЕ
Евгений Александрович Бавыкин, кандидат педагогических наук, преподаватель, Ирина Викторовна Румянцева, доцент, Татьяна Николаевна Холодова, доцент.
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлен анализ технико-тактических действий спортсменов сборной России на чемпионате Мира по греко-римской борьбе 2017 года. Нами были выявлены индивидуальные профили атлетов, исследование показало, что они неоднородны и имеют существенные различия. Это говорит о том, что без детального анализа выступления спортсменов невозможно объективно оценить результаты выступления нашей сборной на чемпионате Мира. Полученные данные об индивидуальной структуре соревновательной деятельности могут служить достоверной информацией при разработке тренировочных планов и программ
Ключевые слова: греко-римская борьба, техника, тактика, показатели, структура.
ANALYSIS OF INDICATORS OF TECHNICAL-TACTICAL ACTIONS OF FIGHTERS OF THE RUSSIAN TEAM AT THE WORLD CHAMPIONSHIP (2017) IN
GRECO-ROMAN WRESTLING
Evgenii Alexandrovich Bavykin, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Irina Viktorovna Rumyantseva, senior lecturer, Tatiana Nikolaevna Kholodova, senior lecturer,
The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg
Annotation
The article presents the analysis of technical and tactical actions of the Russian national team athletes at the Greco-Roman wrestling world championship 2017. We have identified individual profiles of the athletes, the study showed that they are heterogeneous with the significant differences. It suggests that without