«... Правильно поставленный бокс может быть чрезвычайно полезен. ... Тренаж достоин удивления, он охватывает весь организм человека. Формы тренажа бокса, как спорта, дают выносливость, выдержку, бесстрашие больше, чем какой-нибудь спорт. Ведение боя в рамках строжайших правил заставляют боксера контролировать свою нервную систему, и приучает его к корректности в борьбе ...» [2, С. 115].
Отмена официального запрета на тренировки и соревнования боксеров в Ленинграде способствовала значительному увеличению числа занимающихся. Если до объявления запрета на бокс в городе было всего около 50 боксеров, занимавшихся в трех кружках, то уже к концу 1928 года число боксеров увеличилось до 500 человек, занимающихся в 12 кружках.
В декабре 1927 года в Ленинграде создается городская коллегия судей по боксу, составляется календарь соревнований и боксеры классифицируются по разрядам. В городе на Неве проводится плановая учебно-тренировочная работа.
Широкое распространение бокс имел и среди студенческой молодежи. В клубе технологического института регулярно проводились соревнования боксеров. Среди участников были такие известные мастера кожаной перчатки, как С. Емельянов, В. Пус-сеп, Ю. Тихомиров и др. команда боксеров ЛТИ была сильнейшей в городе. К сожалению, уже давно бокс в ЛТИ не культивируется и славные спортивные традиции не возрождаются.
Несмотря на то, что бокс в СССР был включен в систему физического воспитания трудящихся, во многих городах РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионах он продолжал оставаться под запретом. Только в 1933 году в Минске был проведен второй чемпионат страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокс : справочник / составитель Н.Н. Тараторин. - М. : Физкультура и спорт, 1976. -
248 с.
2. Бокс : энциклопедия / составитель Н.Н. Тараторин. - М. : Терра-Спорт, 1998. - 340 с.
3. Гетье, А.Ф. Как стать боксером / А.Ф. Гетье. - М., Л. : Физкультура и спорт, 1930. - 104 с.
4. Градополов, К.В. Воспоминания боксера / К.В. Градополов. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 303 с.
REFERENCES
1. Ed. Taratorin, N.N. (1976), Boxing. Directory, F&S, Moscow.
2. Ed. Taratorin, N.N. (1998), Boxing. Encyclopedia, Terra-Sport, Moscow.
3. Gete, A.F. (1930), How to become a boxer, F&S, Moscow-Leningrad.
4. Gradopolov K.V. (1972), Boxer memories, F&S, Moscow.
Контактная информация: fiz.vos@spbgasu.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2016
УДК 378
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА
Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Анна Алексеевна Паульс, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье описан педагогический эксперимент для выявления педагогических условий при формировании адаптации к изучению непрофильных дисциплин в физкультурных вузах (на при-
мере блока экономических дисциплин). Эксперимент базировался на применении метода экспертных оценок: сформулировать факторы, влияющие на процесс адаптации и выработки стойкой мотивации к изучению дисциплин экономического блока и проранжировать их по уровню значимости по степени влияния на конечный результат при помощи метода парных сравнений.
Ключевые слова: адаптация к изучению экономических дисциплин, экспертные оценки, финансовый анализ, метод проектов.
PROBLEMS OF ADAPTATION OF STUDENTS OF SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION TO STUDYING AND USE OF DISCIPLINES OF THE ECONOMIC
BLOCK
Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anna Alekseevna Pauls, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article the pedagogical experiment for identification of pedagogical conditions when forming adaptation to studying of non-core disciplines in sports higher education institutions is described (on the example of the block of economic disciplines). The experiment was based on application of method of expert evaluations: to formulate the factors influencing process of adaptation and developments of resistant motivation to studying of disciplines of the economic block and to range them on significance value on extent of influence on a resulting effect by means of a method of pair comparisons.
Keywords: adaptation to studying of economic disciplines, expert evaluations, financial analysis, method of projects.
Завершение спортивной карьеры, для выпускника вуза физической культуры означает начало самостоятельной жизни в современных социально-экономических условиях. Одни предпочитают продолжить тренерскую деятельность в избранном виде спорта. Другие - организовать собственную фирму и оказывать населению спортивные или физкультурно-оздоровительные услуги. Для успешного ведения бизнеса необходимы не только желание, упорство, сила воли, чего не занимать большинству спортсменов, но и знания экономических законов, современного законодательства, правил ведения учета и составления отчетности. В условиях рыночной экономики и в целом нестабильной экономической ситуации важно учитывать все факторы, влияющие на успешное развитие и процветание собственной фирмы. К таким факторам относятся спрос и предложение, уровень жизни потенциальных клиентов, система налогообложения.
В исследованиях педагогов, посвященных преподаванию экономических дисциплин в непрофильных вузах, до последнего времени основное внимание уделялось формированию определенных компетенций в сфере экономики, без умения применять приобретенные компетенции в сфере конкретных экономических отношений. В результате выпускник физкультурного вуза после завершения спортивной карьеры, решивший продолжить тренерскую деятельность, создав собственную фирму, оказывается совершенно беспомощным в реальной жизни, так как он не разбирается ни в существующих организационно-правовых формах предприятий, ни в действующем налоговом и бухгалтерском законодательстве. Он не умеет, не только правильно организовать финансово-хозяйственную деятельность, но даже составить бизнес-план своей фирмы, сосчитать и заплатить налоги, составить бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность.
Основной причиной легкомысленного отношения студентов физкультурных вузов к изучению непрофильных дисциплин, является тезис «они (непрофильные дисциплины) нам никогда не потребуются», забывая о том, что студенты находятся в самом начале своего жизненного пути, и что их ждет в будущем, они просто не знают. Именно поэтому им необходимо постоянно развиваться, расширять свой кругозор, т.е. учиться всю жизнь.
Перед ППС непрофильных кафедр стоит задача объяснить важность и выработать стойкую мотивацию студентов к изучению преподаваемым на этих кафедрах дисциплин.
Решение этой задачи возможно только педагогическими методами, т.е. необходимо выбрать и обосновать педагогические условия, позволяющие решить это задачу.
В педагогических исследованиях, установились следующее определения: «Под педагогическими условиями понимается процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки и т.д.) с единством внутренних сущностей и явлений» и далее Педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей (см. например, http://hk3.ucoz.ru/AKTE/metodrabota/penkova_a.v..pdf).
Фактор - (от лат. factor - делающий - производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты (http://tolkslovar.ru/f202.htm). Из этого определения следует, что под фактором следует понимать не только нечто простейшее, но и более сложное понятие, например, раскрывающее причины, движущие силы какого-либо процесса или явления.
Опираясь на эти определения, нами был проведен педагогический эксперимент, проходивший летом 2016 года в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, среди заведующих кафедрами и ведущими преподавателями университета (всего 21 человек). Эксперимент базировался на применении метода экспертных оценок [4]: сформулировать факторы, влияющие на процесс адаптации и выработки стойкой мотивации к изучению дисциплин экономического блока и проранжировать их по степени влияния на конечный результат при помощи метода парных сравнений. Факторы, выбранные нами для анализа, были получены путем обобщения и приспособления к нашим условиям при решении подобной задачи, подробно описанной в [3].
Эксперимент состоял из двух этапов:
На первом этапе была поставлена задача, выявить и проранжировать по их значимости [4] причины (факторы), влияющие на адаптацию студентов к изучению дисциплин экономического блока. На втором этапе решалась задача, выявить и проранжировать по их значимости роль дисциплин экономического блока в профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры. Результаты экспертного оценивания (после проведения процедуры ранжирования) представлены в таблицах 1 и 2
Таблица 1 - Адаптация к изучению дисциплин экономического блока
Фактор Ранг, %
Создание предпосылок для воспитания потребности у студентов к систематическим занятиям в области экономики. 20,00
Планирование мероприятий поддержки со стороны преподавателей по выполнению задач формирования экономических знаний. 17,14
Соблюдение последовательности изучения дисциплин в учебных планах преподавания экономических дисциплин при формировании специальных компетенции в сфере экономики. 16,19
Нацеленность на воспитание уверенности в своих силах в процессе применения экономических знаний. 15,24
Включение в процесс обучения студентов отдельных планов, программ, модулей по формированию теоретических знаний и практических навыков в сфере экономики 12,38
Индивидуальный подход к подбору средств изучения экономических дисциплин для ускорения адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности 10,48
Создание объективных критериев для оценки протекания процесса адаптации к изучению и последующему применению экономических знаний 8,57
Выявив наиболее значимые педагогические условия по результатам этого эксперимента, мы имеем дорожную карту: сначала сформировать у студентов интерес к изучению дисциплин экономического блока, а затем сформировать стойкую мотивацию к изучению экономических дисциплин как необходимого инструмента успешности в профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры.
Таблица 2 - Адаптация к применению дисциплин экономического блока в профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры_
Фактор Ранг, %
Эффективное использование знаний полученных при изучении экономических дисциплин, если будущую профессиональную деятельность планируют связать с бизнесом. 18,75
Учет особенностей среды будущей профессиональной деятельности при ее моделировании при изучении экономических дисциплин 16,96
Наличие объективной информации при прогнозировании будущей профессиональной деятельности в сфере бизнеса. 13,39
Разработка решения проблемы трудоустройства после завершения спортивной карьеры 12,50
Преимущественное развитие у студентов творческого подхода к решению экономических задач, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности 11,61
Формирование алгоритма прогнозирования будущей профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры в сфере самозанятости 10,71
Разработка правильного механизма моделирования решения задач финансового анализа по предполагаемой деятельности своего предприятия 8,93
Определение последовательности достижения цели при экономических задач 7,14
А именно, при первоначальной адаптации к необходимости изучения экономических дисциплин необходимо: создание предпосылок для воспитания потребности у студентов к систематическим занятиям в области экономики и планирование мероприятий поддержки со стороны преподавателей по выполнению задач формирования экономических знаний. Данный результат можно достичь путем проведения комплекса индивидуальных консультаций, приглашения бывших спортсменов, нашедших свое место в бизнесе.
Адаптация к применению дисциплин экономического блока в профессиональной деятельности после завершения спортивной карьеры может быть достигнута при: эффективном использовании знаний полученных при изучении экономических дисциплин, если будущую профессиональную деятельность спортсмены планируют связать с бизнесом, учет особенностей среды будущей профессиональной деятельности при ее моделировании при изучении экономических дисциплин. Результат можно достичь при включении в учебный процесс при изучении экономических дисциплин практических занятий по решению задач, напрямую связанных с применением экономических знаний в будущей профессиональной деятельности (например, тренер - индивидуальный предприниматель). Если учитывать все факторы, представленные в таблице 2, то наиболее подходящим методом для решения таких задач является метод проектов [1, 2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Паульс, А. А. О выборе сферы деятельности после завершения спортивной карьеры / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 177181.
2. Паульс, А.А. Финансовый анализ как инструмент реализации метода проектов в блоке экономических дисциплин при обучении студентов вузов физической культуры / А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 136-140.
3. Соломченко, М.А. Педагогические условия, необходимые для прогнозирования будущей профессиональной деятельности студентов факультетов физической культуры / М.А. Соломченко, В.В. Бойко, О.А. Горбачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 159-164
4. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 197-201.
REFERENCES
1. Pauls, A.A. (2016), "About the choice of field of activity after completion the sports career", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 177-181.
2. Pauls, A.A. (2016), "Financial analysis as a tool of implementation of method of projects in the block of economic disciplines when training students of higher education institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 136-140.
3. Solomchenko, M.A., Boyko, V.V. and Gorbacheva, O.A. (2016), "Justification of the pedagogical conditions necessary for forecasting the future professional activity of students of faculties of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 159-164.
4. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.
Контактная информация: mvp-brut@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.01.2017
УДК 796.41
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ОМЕГА-ПОТЕНЦИАЛ»
Евгений Евгеньевич Биндусов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Дарья Александровна Марьянкова, бакалавр, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка; Марина Андреевна Овсянникова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Москва
Аннотация
Статья посвящена анализу сравнительных характеристик воздействия различных групп гимнастических упражнений на организм детей 10-12 лет с помощью методики «Омега-потенциала». Оценка проводилась по соотношению показателей в конкретной зоне к начальному уровню Омега-потенциала в двух группах. Первая группа выполняла комплекс упражнений для подвижности в суставах. В комплекс входили упражнения активной и пассивной гибкости в сочетании различных наклонов, поворотов туловища, шпагатов, мостов, выпадов, пружинящих покачиваний и других. Вторая группа выполняла комплекс упражнений силовой направленности, который составили упражнения в подтягивании, отжимании, подъёмов туловища, поднимания ног в висе, лазания по канату, приседания и третья группа выполняла скоростно - силовые упражнения (простейшие акробатические прыжки на дорожке, многоскоки, выполняемые серией). Тестирование по методике «Омега-потенциала» проводилось в четыре зоны. Согласно проведенному исследованию результаты показали неоднозначную реакцию организма на различные комплексы упражнений.
Ключевые слова: Омега-потенциал, физические упражнения, оздоровительная гимнастика, фитнес, функциональная нагрузка, регуляция функций, силовые упражнения.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF IMPACT OF VARIOUS GYMNASTIC EXERCISES GROUPS ON THE ORGANISM OF CHILDREN AGED 10-12 YEARS WITH METHODOLOGY "OMEGA-POTENTIAL"
Eugene Evgenyevich Bindusov, the candidate of pedagogical sciences, Professor, Department chairman, Darya Alexandrovna Maryankova, the bachelor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Marina Andreevna Ovsyannikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow
Annotation
This article analyzes the comparative characteristics of impact of the different groups of gymnastic exercises on the body of children aged 10-12 years with using the technique "Omega-potential". The evaluation was conducted by the ratio of performance in a particular area to the initial level of Omegapotential between the two groups. The first group did the exercises for mobility in the joints, which included the exercises for the active and passive flexibility in combination with the different inclinations, trunk rotations, splits, crab position, swings, springy swaying etc., the second group performed the set of exercises of power orientation, which included the pull-ups, push-ups, body-ups, raising the legs in suspension, rope climbing, sit-ups, and the third group did the speed - strength exercises (simple acrobatic