Y = Y + (Y - Y ).f Qb Qa
1B i-A^VC ja/ Q _ Q
V qC qA J тельная сложность задания С.
, где YC - уровень трудности задания C, QC - вычисли-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, предложенный метод оценки трудности педагогических заданий не может считаться прецизионным (наиболее точным), но в этом и нет необходимости (если речь идёт о текущем, а не итоговом или отсроченном педагогическом контроле). Авторский метод универсален, т.е. применим к учебным заданиям любого профиля (профиль -соответствие определённой предметной области) и вида, т.е. и к заданиям традиционного типа (информационно-аналитическим), и к контрольно-компетентностным (направленным на целостную оценку определённых компетенций, готовности обучающегося к успешному управлению сложившимися знаниями для решения задач).
ЛИТЕРАТУРА
1. Шапошникова, Т.Л. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач / Т.Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 370-384.
2. Kurti, E. Methods of Teaching and their Impact on Learn / E. Kurti // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7, No 1. - P. 489-500.
REFERENCES
1. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Graphs Theory as Mathematical Foundation for Socially-Pedagogical Problems Solving", Nauchnyie trudyi Kubanskogo gosudar-stvennogo technologicheskogo universtiteta, No 8, pp. 370-384.
2. Kurti, E. (2016), "Methods of Teaching and their Impact on Learn", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 489-500.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.06.2017
УДК 796.011.3
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ГОРНО-НЕФТЯНОГО ФАКУЛЬТЕТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТУРИЗМОМ
Рафиля Файзрахмановна Кусякова, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
Пермь
Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения психофизических кондиций студентов горно-нефтяного факультета средствами туризма на основе разработанной авторской модернизированной программы.
Ключевые слова: туризм, студенты, физическая культура.
PSYCHOPHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF MINING AND OIL FACULTY
INVOLVED IN TOURISM Rafilia Fayzrakhmanovna Kusyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm national research Polytechnic University, Perm
Annotation
The article considers the problem of improving the psycho-physical condition of students of mining and oil faculty by means of tourism based on the author's streamline program.
Keywords: tourism, students, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Обзор научной литературы по теме исследования выявил интерес ученых к данной теме [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Специфика туристической деятельности студентов в условиях похода напрямую связана с перепадами атмосферного давления, длительными водными, велосипедными и пешими переходами, большими физическими, нервно-эмоциональными перегрузками. Студенты, попадая в неблагоприятные условия, не могут справится с ними морально, физически. Наступает очень быстро утомление, организм подвергается простудным заболеваниям.
Во время передвижения студентов в походе частота пульса находится в пределах 120^160 уд/мин. Опираясь на исследования физиологов, установлено, что мышечная деятельность напрямую зависит от общей, специальной и силовой выносливости, т.к. студенты в походе вынуждены оказывать помощь сокурснику: в случае оползней, завалов, при переноске травмированных, при ликвидации критических ситуаций во время переправ (горных, водных). Необходимо вырабатывать у студентов быстроту реагирования на меняющую обстановку, сигналы, темп различного движения и непредвиденные ситуации.
Специалисты в области туризма пришли к мнению о том, что для студентов, занимающихся туризмом, важны весьма важное качества: сила, ловкость, гибкость, чувство равновесия, решительность, координация движений, эмоциональная устойчивость, склонность к риску [4, 7]. Для эффективности действий во время спасательных работ необходимы такие качества как распределение, переключение, концентрация внимания, которые обеспечивают устойчивость в управлении оперативным мышлением [1, 2, 3, 4, 5, 6].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2016-2017 учебных годах в Пермском национально исследовательском политехническом университете был проведен двухгодичный эксперимент, направленный на совершенствование психофизических кондиций студентов. Эксперимент, проведён со студентами 2-го и 3-го курсов горно-нефтяного факультета.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Контрольная группа (КГ) занималась по традиционному плану и программе вуза. Экспериментальная группа (ЭГ) по модернизированной экспериментальной программе: в неё вошли лыжная подготовка, лёгкая атлетика, плавание, спортивные игры на воздухе, полоса препятствий, скалодром. Три раза в год предусматривалась сдача контрольных нормативов для определения психофизических кондиций студентов, занимающихся по модернизированной программе. Выявлялось состояния тревожности, астении и депрессии по методу Т.А. Пушкиной, Л.М. Фридман, И.Я. Каплунович (1988). Экспериментальная программа включала в себя как традиционные, так и нетрадиционные методы ФК: информо-, энерго-, скафандриальную гимнастику профессора Е.Д. Марченко, универсальную систему разминки A.A. Оплетина [4], для нормализации психических состояний применялся педагогический аутотренинг, социально педагогический тренинг профессора A.C. Новосёловой, доцента A.A. Оплетина, Уровень психофизических кондиций здоровья студентов оценивались по В.Г. Сутоскому, Д.А. Романову, Т.В. Тихомировой, тесту Руфье.
Занятия проводились круглый год на открытом воздухе в любую погоду.
Общая нагрузка по ФК составила 10 ч в неделю (4 часа обязательных занятий в
неделю, 6 часов - факультатив по профессионально прикладной туристической подготовке). Каждое занятие заканчивалось контрастным душем со снижением температурного режима воды от +10° до +4° с последующим повышением. В закаливании студентов использовались различные формы и виды (воздухом, солнцем). В процессе активного режима деятельности соблюдался принцип дозирования, систематичности, постепенности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исходные срезы выявили низкий уровень подготовленности психофизических кондиций студентов почти по всем тестам (р > 0,05). У юношей и девушек КГ И ЭГ наблюдался высокий уровень тревожности у 58%, депрессии - 49%, астении - 46%. Промежуточные срезы проводились три раза в месяц с анализом полученных результатов тренированности с внесением коррективов в учебно-тренировочный процесс студентов. Контрольный срез психофизических кондиций и психических состояний осуществлён в мае 2017 г. Достоверные различия между ЭГ и КГ юношей после проведения эксперимента подтверждены в шести из девяти тестов, а именно в: ходьбе на 3000 м, прыжках на скакалке, наклоне туловища вперед, поднимании ног к перекладине; сгибании, разгибаний рук в упоре лежа, тесте Руфье. Таким образом, результативность качества прироста и улучшения показателей по новой предложений методике составляет 61%.
Наибольшей прирост показателей физических кондиций у юношей ЭГ выявлен был в тестах на гибкость - наклон вперед (8,6%), сгибание разгибание рук в упоре лежа (6,5%) и тесту Руфье (8,8%). В КГ увеличился один показатель - наклон туловища вперед (8,1%).
В экспериментальной группе девушек улучшение показателей выявлено в тестах: бег 30 м (8,4%), на гибкость (7,42%), поднимание туловища за 1 мин. (8,93%) и сгибание, разгибание рук в упоре лежа (12,89%). В контрольной группе: ходьба 3000 м (7,3%), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (8,1%) и в тесте Руфье (5,36%).У юношей и девушек ЭГ наблюдалось снижение тревожности на 30%, депрессии на 23%, астении на 16%. Статистическая достоверность (р< 0,05). В КГ не выявлено значительных изменений психофизических кондиций и психических состояний студентов.
ВЫВОДЫ
Направленность и достоверность проведенного эксперимента подтвердила эффективность модернизованной экспериментальной программы по нормализации психических состояний и психофизических кондиций студентов вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленин, Л.А. Гуманизация физического воспитания студентов / Л.А. Зеленин // Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 2. - С. 106-112.
2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К. Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-40.
3. Кудряшов, Е.В. Параметры моделей силовой подготовленности юных спортсменок в командных видах спорта / Е.В. Кудряшов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 3 (133). - С. 124-127.
4. Макеева, B.C. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / B.C. Макеева, C.B. Шавырина // Образование и саморазвитие. - 2010. -Т. 1. - № 17. - С. 225-230.
5. Оплетин, A.A. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / A.A. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.
6. Оплетин, A.A. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культуры / A.A. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -С. 30-32.
7. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов на основе использования средства туризма / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 133-136.
REFERENCES
1. Zelenin, L.A. (2013), "Humanization of physical education of students", European journal of social Sciences, No. 2, pp. 106-112.
2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele, K.D. (2011), "Competence-based approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.
3. Kudryashov, E.V. (2016), "Parameters of the models of strength training of young athletes in team sports", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 124-127.
4. Makeeva, V.S. and Shavyrina, S.V. (2010), "Management of psychophysical state of students in physical education", Education and self-development, Vol. 1, No. 17, pp. 225-230.
5. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.
6. Opletin, A. A. (2016), "Normalization of mental States of students at the lessons of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 30-32.
7. Opletin, A.A. (2016), "Self-development of personality of students based on the use of tourism tools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 133-136.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2017
УДК 796.332
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕРИОДИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Владислав Валерьевич Лавриченко, кандидат биологических наук, доцент, Сергей Константинович Григорьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Петрович Золотарёв, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), Краснодар, Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья посвящена аналитическому обзору по проблеме построения процесса физической подготовки квалифицированных футболистов, основанному на разных моделях периодизации годичного тренировочного цикла. В аналитическом материале статьи рассматриваются вопросы оптимизации и структурирования нагрузок молодых игроков в разных тренировочных циклах с целью повышения уровня их физической работоспособности.
Ключевые слова: периодизация, годичный тренировочный цикл, молодые футболисты, физическая подготовка, нагрузки.
NEW PERSPECTIVE VIEW ON PERIODIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF YOUNG SKILLED FOOTBALL PLAYERS
Vladislav Valerievich Lavrichenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ser-