Научная статья на тему 'Силовые способности мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах'

Силовые способности мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
515
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЫШЦЫ / СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ПРИРОСТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Владимир Васильевич, Гжемская Нурия Халимовна, Галлямова Ольга Николаевна, Перепелкин Владимир Владимирович

Данные разных источников о возрастной динамике силовых способностей разнятся и не всегда согласуются между собой. Однако, большинство авторов утверждают, что спортивная подготовка изменяет ритм возрастной динамики силовых способностей, уровень и темпы их совершенствования. При этом силовые способности различных мышечных групп развиваются гетерохромно и неравномерно. В своей работе мы попытались проследить изменение ряда силовых способностей у мальчиков, занимающихся в группах начальной подготовки в циклических и ациклических видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Power abilities of boys aged 8-10 years under various motion states

Data of the developed sources covering the age dynamics of the power abilities differ and not always coordinated among themselves. However, the majority of the authors state that the sports preparation changes the rhythm of age dynamics of the power abilities, the level and rates of their perfection. Thus, the power abilities of various muscular groups are developed in heterochromatic way and non-uniformly. In the study we have tried to track the change of some power abilities at the boys who are engaged in groups of the initial preparation in cyclic and acyclic sports events.

Текст научной работы на тему «Силовые способности мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах»

для каждого студента. На рисунке представлена динамика пульса испытуемого во время сдачи контрольного упражнения, а также динамика пульса испытуемого во время отдыха между контрольными упражнениями.

ВЫВОДЫ

Предметные физкультурно-спортивные компетенции проявляются в двигательных умениях и психофизических кондициях. Использование электронных устройств позволяет педагогу ФК более эффективно подходить к выявлению сформированное™ физкуль-турно-спортивных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (171). - С. 36-40.

2. Оплетин, А.А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.

3. Оплетин, А.А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, М.А. Имашев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.

REFERENCES

1. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.

2. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.

3. Opletin, A.A. and Imashev, A.M. (2015), "Structure of personal competence state of the students of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.04.2017

УДК 796.011

СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ

Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Перепелкин, старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

Данные разных источников о возрастной динамике силовых способностей разнятся и не всегда согласуются между собой. Однако, большинство авторов утверждают, что спортивная подготовка изменяет ритм возрастной динамики силовых способностей, уровень и темпы их совершенствования. При этом силовые способности различных мышечных групп развиваются гетеро-хромно и неравномерно. В своей работе мы попытались проследить изменение ряда силовых способностей у мальчиков, занимающихся в группах начальной подготовки в циклических и ациклических видах спорта.

Ключевые слова: силовые способности, дети, двигательная активность, мышцы, сенситивный период, прирост результатов.

POWER ABILITIES OF BOYS AGED 8-10 YEARS UNDER VARIOUS MOTION

STATES

Vladimir Vasilyevich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nuriya Halimovna Gzhemskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Vladimir Vladimirovich Perepelkin, the senior teacher, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University,

Naberezhnye Chelny

Annotation

Data of the developed sources covering the age dynamics of the power abilities differ and not always coordinated among themselves. However, the majority of the authors state that the sports preparation changes the rhythm of age dynamics of the power abilities, the level and rates of their perfection. Thus, the power abilities of various muscular groups are developed in heterochromatic way and non-uniformly. In the study we have tried to track the change of some power abilities at the boys who are engaged in groups of the initial preparation in cyclic and acyclic sports events.

Keywords: power abilities, children, motion activity, muscles, sensitive period, gain of results.

По данным ряда авторов [3, 4] существует несколько периодов ускоренного роста силовых способностей у детей. Наиболее высокие темпы прироста наблюдаются с 14 до 17 лет. Однако, имеются и другие мнения. Рядом исследователей установлено, что силовые способности успешно развиваются и в младшем школьном возрасте [3, 10]. Сведения учебно-методической литературы о возрастной динамике силовых способностей не во всех случаях согласуются между собой. Не отмечается единство взглядов авторов в отношении критических периодов развития этих способностей. В работах [1, 6] предполагается, что индивидуальное развитие человека обеспечивается программами тройного вида - видовой, социальной и онтогенетической. В своей работе мы попытались проследить развитие силовых способностей у мальчиков 8-10 летнего возраста, имеющих различную двигательную активность.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе трех школ г. Набережные Челны № 5, 10, 20, расположенных в одной части города. В шаговой доступности от школ находится бассейн «Дельфин», спортивный комплекс «Яр Чаллы», стадион «Строитель», лесопарк. Такое расположение школ обеспечило высокий процент детей, начавших заниматься спортом в различных группах начальной спортивной подготовки.

Первый этап тестирования силовых способностей был выполнен в мае 2014 года (дети заканчивали первый класс) Второе тестирование в мае 2015 года. Заключительный этап - в мае 2016 года, после чего по имеющимся документам школьных учителей и анкет мальчиков основной медицинской группы (88 человек), выявили школьников, не занимающихся физической подготовкой, кроме уроков физической культуры. В эту группу не занимающихся «Н» определили 35 человек. Дети, занимающиеся ациклическими видами спорта (спортивные игры, единоборства, гимнастика), составили группу «А» - всего 32 человека. Мальчики, занимающиеся циклическими видами спорта (легкая атлетика, плавание, лыжи), составили группу «Ц» - 21 человек. Для оценки силовых способностей нами были использованы общепринятые тесты, которые включены в школьную программу физического воспитания.

1. Сгибание-разгибание рук из виса на высокой перекладине. Данный тест выявляет уровень развития силы мышц сгибателей локтей, кисти, пальцев, разгибателей плеча и депрессоров плечевого пояса [5].

2. Сгибание-разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке. Этот тест оценивает уровень развития силы мышц разгибателей локтя, сгибателей плеча и депрессоров

плечевого пояса.

3. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа за 60 сек. Оценивается силовая выносливость мышц сгибателей туловища.

4. Прыжок в длину с места. Оценивается динамическая сила мышц ног.

Дополнительно дети были протестированы по показателям динамометрии кистей

рук с использованием детского динамометра системы «Коллинз» с тарировкой на 30 кг и точностью 0,2 кг. Силу разгибателей мышц спины выявляли детским становым динамометром ДС-200 с точностью измерения 0,5 кг.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования предоставлены в таблице 1. показывают, что в подтягивании из положения виса на высокой перекладине показатели всех групп на первом этапе достоверных различий не имеют (Р>0,05) и соответствуют низкому уровню физической подготовленности [5, 9].

Таблица 1 - Показатели силовых способностей мальчиков 8-10 лет (М±т)

Этап исследования Труп па Сгибание-разгибание рук из виса на высокой перекладине Сгибание-разгибание рук в упоре от гимнастической скамейки Сгибание-разгибание туловища за 60 сек Прыжок в длину с места Показатели становой силы Динамометрия кистей

Прав. Лев.

количество количество количество см см кг кг

1 «Н» 0,97±0,6 17,51±1,0 30,01±1,4 133,72±3,1 47,2±1,9 14,3±0,8 14,2±0,6

«А» 1,06±0,4 18,09±0,8 29,87±1,57 134,07±2,9 45,1±2,3 14,5±0,7 13,5±0,7

«Ц» 1,03±0,5 17,83±1,8 29,12±1,78 132,81±3,4 48,0±2,6 14,5±0,8 13,8±0,7

2 «Н» 1,57±0,4 20,77±1,6 32,21±1,96 140,12±2,6 52,1±2,3 17,5±0,6 17,5±0,5

«А» 2,07±0,5 23,96±1,3 34,94±1,82 150,74±3,4 52,3±1,8 16,7±0,8 16,4±0,8

«Ц» 2,57±1,0 24,28±1,6 36,52±1,67 151,41±2,5 54,9± 1,5 17,5±0,8 17,1±0,9

3 «Н» 2,31±0,5 22,61±2,5 36,17±1,58 149,71±3,3 57,7±1,6 19,5±0,6 18,4±0,6

«А» 4,23±0,6 29,43±1,9 40,22±1,27 168,44±2,6 62,9±1,5 19,4±0,7 18,05±0,8

«Ц» 5,12±0,7 32,42±1,4 44,96±1,39 169,17±2,4 66,3±2,5 19,8±1,2 19,0±0,9

На втором этапе средние величины (М) возросли во всех группах, однако высокий показатель стандартной ошибки среднего арифметического делает прирост не достоверным и, по прежнему, соответствует низкому уровню физической подготовленности. На третьем этапе показатели мальчиков групп «А» и «Ц» соответствует среднему уровню и оказались выше (Р<0,05), чем в группе «Н».

Анализ результатов позволяет предположить, что возраст 8-9 лет для мальчиков не является сенситивным периодом для развития силы мышц сгибателей локтей, что подтверждают и другие исследования [3]. Лишь дополнительные занятия в группах начальной подготовки обеспечивают прирост показателей в подтягивании на высокой перекладине до среднего уровня физической подготовленности.

Из данных, представленных в таблице 1 следует, что различий в уровне силовой выносливости мышц разгибателей рук и верхнего пояса между группами на первом этапе исследования не выявлено (Р>0,05).

На втором этапе показатели в сгибании-разгибании рук в упоре от гимнастической скамейки возросли во всех группах, но в разной степени в группе «Н» на 18,6%, в группе «А» на 32,4%, в группе «Ц» на 36,2%. Однако, следует отметить, что достоверной разницы между группами не обнаружено (Р>0,05).

По данным третьего этапа исследования, по сравнению с первым, результаты снова возросли в группе «Н» на 29,1% (Р<0,05), в группах «А» и «Ц» на 62,81% и 81,8% соответственно (Р<0,01). Таким образом, уровень силовой выносливости разгибателей мышц рук и верхнего пояса согласуется с двигательной активностью мальчиков. Полученные результаты позволяют предположить, что возраст 8-9 лет не является сенситивным периодом для развития силовой выносливости разгибателей рук и лишь дополни-

тельные, кроме уроков физкультуры занятия физическими упражнениями обеспечивают значимые результаты.

Результаты теста «сгибание-разгибание туловища», представленные в таблице 1 показывают отсутствие на первом этапе достоверных различий между группами (Р>0,05). Однако, эти показатели находятся на низком уровне, по сравнению с требованиями президентского теста для детей США, предоставленных в таблице 2 [5].

Таблица 2 - Нормативы президентского теста для американских школьников в упражнении «сгибание-разгибание туловища за 60 секунд»_

Испытуемые Возраст

6 7 8 9 10

Мальчики 33 35 40 41 45

Девочки 32 34 38 39 40

На втором этапе исследования достоверный прирост (Р<0,05) отмечен лишь в группах «А» и «Ц». Из данных последнего этапа видно, что по сравнению с первым этапом, прирост показателей возрос в группе «Ц» на 54,4%, в группе «А» на 34,7% (Р<0,01). В группе «Н» прирост составил16,6% (Р<0,05). По данным таблиц 1 и 2 можно констатировать, что мальчики группы «Ц» на третьем этапе исследования вплотную приблизились к требованиям президентского теста США. Показатели группы «А» оказались несколько ниже. Показатели мальчиков группы «Н» в 10 летнем возрасте (на третьем этапе исследования) хотя и возросли, по сравнению с начальными показателями, но они значительно ниже требований президентского теста.

Анализ полученных данных в показателях кистевой динамометрии (таблица 1) позволяет констатировать отсутствие прямой зависимости между занимающимися спортом мальчиками групп «А» и «Ц» и не занимающимися групп «Н». Притом, это наблюдается на протяжении всего исследования. Отсутствие корреляции в зависимости от двигательного режима очевидно связано с несколькими факторами: не совсем благоприятным периодом развития силы кистей рук, не достаточным использованием средств и методов их совершенствования. И все же, большой разброс индивидуальных показателей (9-24 кг.) указывает на ведущее значение генетических факторов. В то же время, в показателях становой силы выявлены достоверные различия между занимающимися спортом и не занимающимися, особенно на третьем этапе исследования. Результаты мальчиков группы «Н» возросли на 22,2% и соответствуют среднему уровню физического развития [6, 9]. Показатели групп «А» и «Ц» возросли достоверно выше (Р<0,05), соответственно на 39,7% и 38,1% и соответствуют уровню «выше среднего».

Результаты прыжка в длину с места на первом этапе исследования соответствовали во всех группах среднему уровню физической подготовленности для мальчиков 8 летнего возраста. (125^145 см.) и достоверных различий не имели (таблица 1). На втором этапе исследования выявлен прирост во всех группах, однако, в разной степени: в группе «Н» - 4,8%, в группе «А» - 12,4%, в группе «Ц» - 14,0%. При этом показатели мальчиков групп «Н», по прежнему, соответствуют среднему уровню для мальчиков 9 лет (135^150 см.). Показатели мальчиков групп «А» и «Ц» достоверно выше (Р<0,05). Наиболее существенных различий между занимающимися и не занимающимися группами выявлены на третьем этапе исследования (Р<0,01), где абсолютная разница в результатах достигла 20 см. Таким образом, по результатам данного исследования можно констатировать, что к 10 летнему возрасту результаты в прыжке в длину с места находятся в прямой зависимости от физической активности детей.

ВЫВОДЫ

Возраст 8-10 лет для мальчиков является благоприятным периодом для воспитания силовых способностей во всех исследуемых упражнениях. Совмещение по времени акцентированного воздействия двигательной активности мальчиков занимающихся ацик-

лическими и циклическими видами спорта, не зависимо от периода ускоренного развития физических качеств позволило существенно повысить темпы их роста по сравнению с показателями детей, не посещающих спортивные занятия. Следовательно, сенситивный возраст является лишь предпосылкой для воспитания силовых способностей у мальчиков, а большая роль принадлежит акцентированной двигательной активности. Достоверных различий в силовых способностях детей в группах «А» и «Ц» не выявлено. Во всех упражнениях показатели группы «Н» уступают показателям групп «А» и «Ц». В динамометрии кистей рук различий не выявлено.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Медицина, 1971. - 143 с.

2. Гжемская, Н.Х. Особенности физического развития мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности / Н.Х. Гжемская, В.В. Павлов, С.А. Снесарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 44-48.

3. Гужаловский, А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук / Гужаловский А.А. - М., 1978. - 285 с.

4. Казарян, Ф. Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема рациональной силовой подготовки в школьном возрасте : дис. ... д-ра пед. наук / Казарян Ф.Г. -Ереван, 1975. - 308 с.

5. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителей / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.

6. Никитюк, Б.А. Интегрально-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта / Б.А. Никитюк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 2. - С. 6-9.

7. Павлов, В.В. Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса : дис. ... канд. пед. наук / Павлов В.В. - Чебоксары, 2000. - 192 с.

8. Погудин, С.М. Возрастные изменения силовых способностей человека / С.М. Погудин, В.М. Ченегин. - Чайковский : [б.и.], 1994. - 22 с.

9. Таблицы оценки уровня физического развития школьников // Спорт в школе. - 1998. -№ 17. - С. 2-6.

10. Фомин, А.А. Возрастные основы двигательной активности / А.А. Фомин, В.П. Филин. -М. : Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1971), Question of the general theory of functional systems, Medicine, Moscow.

2. Gzhemskaya, N.H., Pavlov, V.V. and Snesarev, S.A. (2016), "Feature of physical development of boys of 8-10 years at various impellent activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 44-48.

3. Guzhalovsky, A. A. (1978), Stages of development of physical (impellent) qualities and a problem of optimization of physical preparation of children of school age, dissertation, Minsk-Chelyabinsk.

4. Kazaryan, F.G. (1975), Features of age dynamics of muscular force and a problem of rational power preparation at school age, dissertation, Yerevan.

5. Lyakh, V.I. (1998), Test in physical training of schoolboys: the Grant for teachers, DOO AST, Moscow.

6. Nikityuk, B.A. (1998), "Integrally-anthropological foundations of physical education and sport for children and youth", Physical training: education, formation, training, No. 2, pp. 6-9.

7. Pavlov, V.V. (2000), Efficiency ofphysical training of children of 8-10 years at various planning educational process, dissertation, Cheboksary.

8. Pogudin, S.M. and Chenegin, V.M. (1994), Age of change of power abilities of the person, Tchaikovsky.

9. "Tables of an estimation of a level of physical development of schoolboys" (1998), Sports at school, No. 17, pp. 2-6.

10. Fomin, A.A. and Filin, V.P. (1972), Age-the basics of motion activity, Physical culture and Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.04.2017

УДК 796.323

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ

Михаил Валерьевич Парфенов, доцент, Ия Викторовна Григорьева, доцент, Галина Михайловна Сикорская, доцент, Елена Григорьевна Волкова, старший преподаватель, Воронежский государственный лесотехнический университет, Воронеж; Александр Александрович Сикорский, преподаватель, Воронежский государственный

университет, Воронеж

Аннотация

Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования использование средств баскетбола для развития игровой памяти и мышления. Рассматривается проблема повышение эффективности процесса физического воспитания студентов на основе комплексного использования спортивных игр. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия. Использование экспериментальной методики положительно отразилось на развитии познавательных способностей, специальной подготовленности, а также физических качеств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: подготовленность, упражнения, игровая обстановка, принятия решения, кратковременная память.

DEVELOPMENT OF MEMORY AND THINKING AMONG STUDENTS IN THE PROGRESS OF BASKETBALL TRAINING

Mikhail Valerievich Parfenov, the senior lecturer, Iya Viktorovna Grigorieva, the senior lecturer, Galina Mikhailovna Sikorskaya, the senior lecturer, Elena Grigoryevna Volkova, the

senior teacher, Voronezh State Forestry University, Voronezh; Alexander Alexandrovich Sikorsky, the teacher, Voronezh State University, Voronezh

Annotation

The article is devoted to the search for new ways of using the basketball means for the development of game memory and thinking. The problem of increasing the effectiveness of the process of physical education of students on the basis of the integrated use of sports games is considered. The expediency of applying the directed pedagogical influence was revealed and justified. The use of the experimental method positively affected the development of the cognitive abilities, special preparedness, and physical qualities.

Keywords: preparedness, exercises, game environment, decision-making, short-term memory.

ВВЕДЕНИЕ

В современной высшей школе большое внимание уделяется тренировочному процессу студентов. Главные слагаемые, которые должны определять содержание тренировочной деятельности - это крепкое здоровье, нормальное физическое развитие, определенный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, формирование профессиональных психических качеств [2].

Баскетбол - это вид спорта, в котором нужно четко мыслить на фоне проявления физических нагрузок и стремительно принимать решения в быстроменяющейся игровой обстановке. Поэтому занятия данным видом спорта способствуют не только физическому развитию, но и умственному [1, 3].

Цель исследования - разработать методику развития памяти и мышления у студентов на тренировочных занятиях по баскетболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.