Научная статья на тему 'Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза'

Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТ ВУЗА / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ПЛЕЯДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович, Имашев Азат Масгутович

В статье рассматриваются вопросы по формированию предметных и межпредметных компетенций на занятиях физической культурой со студентами вуза. Представлена структура корреляционных взаимосвязей между показателями личностно-компетентностного состояния студентов для повышения качества образовательно-воспитательного процесса в направлении активизации выявленных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетин Анатолий Александрович, Имашев Азат Масгутович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of personal competence status of university students

In article covers the questions on formation of subject and intersubject competences on occupations by physical culture with the students of higher education institution. The authors presented the structure of correlation interrelations between the indicators of the personal and competence-based condition of the students for improvement of quality of the educational and training process in the direction of activation of the revealed indicators.

Текст научной работы на тему «Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза»

4. Jayasudha, K. Anthropometric profile and special judo fitness levels of Indian judo players / K. Jayasudha, S.G. Shivaprasad // Asian Journal of Sports Medicine. - 2012. - V. 3. - N. 2. - P. 113-118.

5. International standards for anthropometric assessment [Электронный ресурс] / M. Marfell-Jones, T. Olds, A. Stewart, L. Carter // Potchefstroom, South Africa : ISAK, 2006. - URL: http://www.isakonline.com/publications.html. - Дата обращения 30.06.2015.

6. Physical fitness and anthropometric differences between elite and non-elite judo players / E. Franchini, M.Y. Takito, M.A.P.D.M. Kiss, S. Sterkowic // Biology of Sport. - 2005. - V. 22. - N 4. -P. 315-328.

7. Physiological and performance responses to overtraining in elite judo athletes / R. Callister, R.J. Callister, S.J. Fleck, G.A. Dudley // Medicine and Science in Sports and Exercise. - 1990. - V. 22. -N. 6. - P. 816-824.

REFERENCES

8. Martirosov, E.G. (2000), "Some conceptual positions of "somatic status and sports specialization" problem", Medicine and physical education at the turn of the millennium, Proceedings of the conference, Moscow, pp. 122-124.

9. Nemtsev, O.B., Elipkhanov, S.B., and Doronina, N.V. (2013), "Morphological features of Russian judokas higher rank", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 9298.

10. Callister R., Callister R.J., Fleck S.J., and Dudley G.A. (1990), "Physiological and performance responses to overtraining in elite judo athletes", Medicine and Science in Sports and Exercise, Vol. 22, No. 6, pp 816-824.

11. Elipkhanov S. and Nemtsev O. (2013), "Morphological features in female judoka of different grades", Brazilian Journal of Kinanthropometry and Human Performance, No. 15(5), pp 587-593.

12. Franchini E, Takito M.Y., Kiss M.A.P.D.M., and Sterkowic S. (2005), "Physical fitness and anthropometric differences between elite and non-elite judo players", Biology of Sport, Vol. 22, No. 4, pp 315-328.

13. Jayasudha K. and Shivaprasad S.G. (2012), "Anthropometric profile and special judo fitness levels of Indian judo players", Asian Journal of Sports Medicine, Vol. 3, No. 2, pp 113-118.

14. Marfell-Jones, M., Olds, T., Stewart, A. and Carter L. (2006), International standards for anthropometric assessment, ISAK, Potchefstroom, South Africa, available at: http://www.isakonline.com/publications.html.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.07.2015.

УДК 796.011

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО СОСТОЯНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Азат Масгутович Имашев, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов (НИСПТР), г. Набережные Челны

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы по формированию предметных и межпредметных компетенций на занятиях физической культурой со студентами вуза. Представлена структура корреляционных взаимосвязей между показателями личностно-компетентностного состояния студентов для повышения качества образовательно-воспитательного процесса в направлении активизации выявленных показателей.

Ключевые слова: компетенции, свойства личности, личностно-компетентностное состояние студент вуза, корреляционная плеяда.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p145-149

STRUCTURE OF PERSONAL COMPETENCE STATUS OF UNIVERSITY

STUDENTS

Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnical University, Azat Masgutovich Imashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Social and Pedagogical Technologies and Resources,

Naberezhnye Chelny

Annotation

In article covers the questions on formation of subject and intersubject competences on occupations by physical culture with the students of higher education institution. The authors presented the structure of correlation interrelations between the indicators of the personal and competence-based condition of the students for improvement of quality of the educational and training process in the direction of activation of the revealed indicators.

Keywords: competence, personality traits, personal competence state University student, correlation galaxy.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с решением проблем повышения качества воспитательно-образовательного процесса в вузе по формированию предметных и межпредметных компетенций средствами физической культуры в процессе саморазвития личности [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Объект исследования: процесс изменения личностно-компетентностного состояния студентов вуза. Предмет исследования: структурирование показателей личностно-компетентностного состояния студентов вуза. Цель исследования: обосновать применение модели наглядного представления структуры личностно-компетентностного состояния студентов вуза. Гипотеза исследования: спиралевидная структура корреляционных связей (плеяда) может наглядно представить необходимые системообразующие показатели. Задачи исследования:

1) выявить уровни личностно-компетентностного состояния студентов вуза,

2) смоделировать структуру личностно-компетентностного состояния студентов

вуза.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Пермской академии искусства и культуры. Выборка испытуемых 35 студентов специализации «социально-культурная деятельность» по специальности «менеджер социально-культурной деятельности», обучавшиеся на втором курсе факультета культурологии. Констатирующее исследование проводилось в учебных аудиториях во внеучебное время. Время исследования: 2014-2015 учебный год. 1) одноактное самооценочное анкетирование; 2) математико-статистическая обработка числовых показателей, включая корреляционный анализ; 3) математико-статистическое моделирование - построение корреляционной плеяды. Диагностический инструмент - карта, включающая 37 показателей личностно-компетентностного состояния студентов вуза (А.А. Оплетин, 2014)[5]:

- сквозные компетенции: общекультурная (1), духовно-нравственная (2), социальная (3), информационная (4), коммуникативная (5), самообразовательная (6);

- предметные компетенции: оздоровительно-адаптивная (7), оздоровительно-коррекционная (8), двигательно-кондиционная (9), двигательно-прикладная (10), спортивно-рекреативная (11), личной безопасности (12);

- способность к саморазвитию: самосознание (13), самоопределение (14), самоорганизация (15), самореализация (16), самодеятельность (17), самоконтроль (18), само-

оценка (19), самовнушение (20), саморазвитие (20);

- особенности мышления: абстрактное мышление (22), развитие воображения (23) принятие нового (24);

- эмоционально-волевые: эмоциональная устойчивость (25), нормативность (26), чувствительность (27), тревога (28), самоконтроль (29), напряженность (30); коммуникативные: общительность (31), склонность к риску (32), сдержанность (33), доминирование (34), самостоятельность (35), гибкость (36), доверчивость (37).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведения опроса испытуемых получены показатели личностно-компетентностного состояния студентов, которые расположились на графике в диапазоне 1,4^2,6 балла, что соответствует сформированным знаниям (1 балл) и умениям (2 балла) (рисунок 1).

7 3 4 й 7 й 3 1011 1? 13 и 15 10 17 1Я 19 ?П 71 77 73 7Ь 71 ?й 73 ЗП-31 3? 34 35 Зй 37

Рис. 1. Средние показатели личностно-компетентностного состояния студентов (баллы)

Для выявления групп показателей, находящихся в центре активного взаимодействия, как системообразующих, авторами проводился факторный анализ (аспект метода корреляционной адаптометрии) между показателями, полученными в срезе (1369 коэффициентов корреляции); построена треугольная матрица полученных коэффициентов корреляции; выполнялось ранжирование полученных значений по суммам абсолютных значений их связей и исполнена графо-аналитическая интерпретация в виде спиралевидной плеяды корреляционных взаимосвязей с целью наглядного представления компе-тентностно-личностного состояния испытуемых.

Статистический анализ показал, что вычисленные показатели находятся в различной степени тесноты корреляционных взаимосвязях. Выделение структурных системообразующих показателей позволяет конкретизировать пути, выделять основные направления коррекции образовательно-воспитательного процесса. Выделяемый центр может рассматриваться, как основная отправная группа показателей планирования и выбора технологий изменения состояния системы. Системообразующие показатели находятся в центрах представленных ниже плеяд, в графической интерпретации которых штрих и номер кружочка соответствуют определенной группе в перечне компетенций и свойств личности с условными обозначениями: 1-12 - «ФКиС» - компетенции (серые), 13-21 - «само-стные» - компетенции (черные), 22-37 - личностные свойства (белые), где выделены «линейные» и «очень сильные» корреляционные связи. В центре активного взаимодействия находится компонент № 27 - свойство личности эмоционально-волевой группы свойств личности «Чувствительность» (фактор «Б-1») и прилегающие к нему ФКиС-компетенции №№ 6, 10, 8, имеющие между собой «линейные» корреляционные связи

Рис. 2. Структура корреляционных взаимосвязей между показателями личностно-компетентностного состояния студентов.

ВЫВОДЫ

Повышать качество образовательно-воспитательного процесса возможно в направлении активизации выявленных показателей, способных «повлечь» за собой «западающие», наглядно представленных в работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Имашев, А.М. Формирование функциональной компетентности будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев. - Набережные Челны : [б.и.], 2015. - 182 с.

2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-40.

3. Оплетин, А.А. Теории и концепции саморазвития личности в трудах психологов / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 135140.

4. Оплетин, А. А. Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 2 (31). - С. 141-148.

5. Оплетин, А.А. Педагогическая система по формированию компетентности саморазвития у студентов вуза / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 2 (31). - С. 154-162.

6. Оплетин, А.А. Программа физической культуры по формированию компетентности саморазвития у студентов вуза / А.А. Оплетин, З.М. Кузнецова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2014. - № 7. - С. 28-34.

7. Оплетин, А. А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А. А. Оплетин // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2014. - № 9 (115). - С. 101-105.

REFERENCES

1. Imashev, A.M. (2015), Formation of functional competence of future teacher of physical culture: monograph, Naberezhnye Chelny.

2. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N., Chistyakov, V.A. and Kil, K.D. (2011), "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.

3. Opletin, A.A (2014), "Theories and concepts of self-development of the personality in works

psychologists ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 135-140.

4. Opletin, A.A (2014), (2014), "Formation of professional culture, sports and sports competences at students of higher education institution', Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports, No. 2 (31), pp.141-148.

5. Opletin, A.A (2014), "Pedagogical system on formation of competence of self-development at students of higher education institution", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports, No. 2 (31), pp. 154-162.

6. Opletin, A.A and Kuznetsova, Z.M. (2014), "The program of physical culture for formation of competence of self-development at students of higher education institution", Scientific review: humanitarian researches, No. 7, pp. 28-34.

7. Opletin, A.A (2014), "Physical culture in the course of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101105.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

УДК 797.21

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ОДНОВРЕМЕННОЙ СИММЕТРИЧНОЙ КОМБИНАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Геннадьевна Смирнова, соискатель, Военный институт физической культуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Валентина Анатольевна Багина, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе использования индивидуального двигательного опыта военнослужащих. Сформулировано понятие горизонтально-стабилизирующих упражнений. Выявлено, что обучение горизонтально-стабилизирующим упражнениям способствует улучшению технических показателей в прикладном плавании. Установлены прогрессирующие изменения абсолютных и относительных метрических характеристик одновременно-симметричной технической комбинации прикладного плавания. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия в динамике технических параметров испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Ключевые слова: горизонтально-стабилизирующие упражнения, экономизация движений, прикладное плавание.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p149-152

APPLICATION OF THE HORIZONTAL STABILIZING EXERCISES FOR

INCREASING THE EFFICIENCY OF SIMULTANEOUS SYMMETRICAL COMBINATION OF APPLIED SWIMMING TECHNICAL ELEMENTS

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Gennadievna Smirnova, the competitor, Military Institute of Physical Culture of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Valentina Anatolyevna Bagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport

Annotation

The article explores the capabilities of the applied swimming training on the basis of the private motor experience of the military personal application. The notion of horizontal stabilizing exercises is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.