Научная статья на тему 'Формирование и построение корреляционной плеяды физкультурно-спортивных компетенций и компетенций саморазвития на занятиях физической культурой'

Формирование и построение корреляционной плеяды физкультурно-спортивных компетенций и компетенций саморазвития на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ И НАДПРЕДМЕТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SUBJECTIVE AND OVERSUBJECTIVE PHYSICAL -SPORTS COMPETENCIES / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин A.A.

Тема исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, связанными с переходом к рыночной экономике, с появлением различных видов собственности и переоценкой всей системы общественно-личностных отношений. Образовательный процесс формирует благоприятные условия саморазвития личности, предоставляет широкую возможность для свободного выбора и более полного удовлетворения потребностей личности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Такая постановка вопроса потребует модернизации процесса образования, обусловливает необходимость поиска адекватных методов влияния, ставящих личность в условия самопознания и саморазвития. Материал. В статье освещены вопросы формирования предметных физкультурно-спортивных компетенций и межпредметных компетенций. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент, корреляционный анализ, анкетирование, моделирование: построение спиралевидной корреляционной плеяды, методы математической статистики. Результат. Представлено построение в виде графических результатов количественных измерений компетентностного состояния студентов будущих бакалавров средствами физической культуры. Спиралевидная плеяда корреляционных связей между компетенциями (цвет кружочка соответствует компоненту) в соответствии с уровнями их сформированности, ранжированными по суммарным корреляциям у группы студентов 3-го курса ПГИИК (64 человека). Отмечены «очень сильные» (ч = 0,9) и «сильные» (ч = 0,8) корреляционные связи. Выявлена очень сильная коррекционная связь между компетенциями оздоровительно-адаптивной и компетенцией личной безопасности. Между оздоровительно-адаптивной и духовно-нравственной компетенцией, а также между оздоровительно-адаптивной компетенцией и двигательно-прикладной. Проявилась сильная связь между оздоровительно-адаптивной и общекультурной компетенциями. Кроме того, выявлена линейная обратная связь между компетенциями личной безопасности и духовно-нравственной компетенцией. Также наблюдается очень сильная обратная связь между компетенциями саморазвития и спортивно-рекреативной. Заключение. Проведенные исследования на выявление сформированности функционально-спортивных компетенций у студентов ПГАИК показали, что для более успешного формирования предметных и межпредметных компетенций в процессе обучения физической культуре необходимо на первом этапе обратить внимание на формирование оздоровительно-адаптивной компетенции. Так как, данная компетенция имеет больше корреляционных связей с другими компетенциями. Сформировав данную компетенцию, можно переходить и более успешно формировать другие физкультурно-спортивные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION PLEIAD OF PHYSICAL-SPORTS COMPETENCIES AND SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE FORMATION AND CREATION AT PHYSICAL CULTURE LESSONS

The topic of the research work is conditioned by social-economic changes in the country, connected with the transfer to market economy, with the appearance of different kinds of property and revaluation of all systems of social-personal relations. Educational process forms favorable conditions for personality self-development, gives a great opportunity for a free choice and a full satisfaction of a personality’s needs for self-realization, self-expression, self-affirmation. Such kind of situation demands educational process modernization, conditions the necessity to search for reasonable methods of influence, which place a personality into the conditions of self-actualization and self-development. Material. The article is about the questions of subjective physical-sports competencies and intersubjective competencies formation. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, correlation analysis, a survey, modeling: heliciform correlation pleiad creation, methods of mathematical statistics. Results. The construction is presented in a form of graphic results of students’ (the future bachelors) competence-based state quantitative measurements by means of physical culture. Heliciform pleiad of correlation connections between competencies (the color of a circle corresponds to a component) in accordance to the levels of their formation, ranged according to summary correlation in a group of students from the 3 rd course of Perm State Institute of Art and Culture (64 people). “Very strong” (ч = 0,9) and “strong” (ч = 0,8) correlation connections are revealed. A very strong correlation connection is revealed between health-improving-adaptive competency and the competency of personal safety, between health-improving-adaptive competency and spiritual-moral competency, between health-improving-adaptive competency and motional-applied competency. A strong connection appeared between health-improving-adaptive competency and general -cultural competency. Moreover, a linear feedback between the competency of a personal safety and a spiritual-moral competency is revealed. Also there is a very strong feedback between the competency of self-development and sports-recreational one. Conclusion. The held research works in order to reveal the formation level of a functional-sports competencies among students from Perm State Institute of Art and Culture showed, that for more successful formation of subjective and intersubjective competencies during the process of physical culture teaching it is necessary to pay attention to health-improving-adaptive competency formation (as this competency has more correlation connections with other competencies).When this competency is formed it is possible to form and develop other physical-sports competencies.

Текст научной работы на тему «Формирование и построение корреляционной плеяды физкультурно-спортивных компетенций и компетенций саморазвития на занятиях физической культурой»

УДК: 796.077.5 DOI 10.14526/01_1111_64

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ПЛЕЯДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ САМОРАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Оплетин A.A. - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(ПНИПУ), Пермь Россия

CORRELATION PLEIAD OF PHYSICAL-SPORTS COMPETENCIES AND SELF-DEVELOPMENT COMPETENCE FORMATION AND CREATION AT PHYSICAL CULTURE LESSONS

Opletin A.A. - candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm Russia

E-mail: opletin.a@yandex.ru

Ключевые слова: предметные и надпредметные физкультурно-спортивные компетенции, физическая культура, личность, саморазвитие, студенты.

Аннотация. Тема исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, связанными с переходом к рыночной экономике, с появлением различных видов собственности и переоценкой всей системы общественно -личностных отношений. Образовательный процесс формирует благоприятные условия саморазвития личности, предоставляет широкую возможность для свободного выбора и более полного удовлетворения потребностей личности в самореализации, самовыражении, самоутверждении.

Такая постановка вопроса потребует модернизации процесса образования, обусловливает необходимость поиска адекватных методов влияния, ставящих личность в условия самопознания и саморазвития.

Материал. В статье освещены вопросы формирования предметных физкультурно-спортивных компетенций и межпредметных компетенций.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент, корреляционный анализ, анкетирование, моделирование: построение спиралевидной корреляционной плеяды, методы математической статистики.

Результат. Представлено построение в виде графических результатов количественных измерений компетентностного состояния студентов - будущих бакалавров - средствами физической культуры.

Спиралевидная плеяда корреляционных связей между компетенциями (цвет кружочка соответствует компоненту) в соответствии с уровнями их сформированности, ранжированными по суммарным корреляциям у группы студентов 3-го курса ПГИИК (64 человека). Отмечены «очень сильные» (ч = 0,9) и «сильные» (ч = 0,8) корреляционные связи.

Выявлена очень сильная коррекционная связь между компетенциями оздоровительно -адаптивной и компетенцией личной безопасности. Между оздоровительно -адаптивной и духовно-нравственной компетенцией, а также между оздоровительно-адаптивной компетенцией и двигательно-прикладной. Проявилась сильная связь между оздоровительно-адаптивной и общекультурной компетенциями. Кроме того, выявлена линейная обратная связь между компетенциями личной безопасности и духовно-нравственной компетенцией. Также наблюдается очень сильная обратная связь между компетенциями саморазвития и спортивно-рекреативной.

Заключение. Проведенные исследования на выявление сформированности функционально-спортивных компетенций у студентов ПГАИК показали, что для более успешного формирования предметных и межпредметных компетенций в процессе обучения физической культуре необходимо на первом этапе обратить внимание на формирование оздоровительно-адаптивной компетенции. Так как, данная компетенция имеет больше корреляционных связей с другими компетенциями. Сформировав данную компетенцию, можно переходить и более успешно формировать другие физкультурно-спортивные компетенции.

Keywords: subjective and oversubjective physical -sports competencies, physical culture, personality, self-development, students.

Annotation. The topic of the research work is conditioned by social-economic changes in the country, connected with the transfer to market economy, with the appearance of different kinds of property and revaluation of all systems of social-personal relations. Educational process forms favorable conditions for personality self-development, gives a great opportunity for a free choice and a full satisfaction of a personality's needs for self-realization, self-expression, self-affirmation.

Such kind of situation demands educational process modernization, conditions the necessity to search for reasonable methods of influence, which place a personality into the conditions of self-actualization and self-development.

Material. The article is about the questions of subjective physical-sports competencies and intersubjective competencies formation.

Research methods: scientific literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, correlation analysis, a survey, modeling: heliciform correlation pleiad creation, methods of mathematical statistics.

Results. The construction is presented in a form of graphic results of students' (the future bachelors) competence-based state quantitative measurements by means of physical culture.

Heliciform pleiad of correlation connections between competencies (the color of a circle corresponds to a component) in accordance to the levels of their formation, ranged according to summary correlation in a group of students from the 3rd course of Perm State Institute of Art and Culture (64 people). "Very strong" (ч = 0,9) and "strong" (ч = 0,8) correlation connections are revealed. A very strong correlation connection is revealed between health-improving-adaptive competency and the competency of personal safety, between health-improving-adaptive competency and spiritual-moral competency, between health-improving-adaptive competency and motional-applied competency.

A strong connection appeared between health-improving-adaptive competency and general -cultural competency. Moreover, a linear feedback between the competency of a personal safety and a spiritual-moral competency is revealed. Also there is a very strong feedback between the competency of self-development and sports-recreational one.

Conclusion. The held research works in order to reveal the formation level of a functional-sports competencies among students from Perm State Institute of Art and Culture showed, that for more successful formation of subjective and intersubjective competencies during the process of physical culture teaching it is necessary to pay attention to health-improving-adaptive competency formation (as this competency has more correlation connections with other competencies).When this competency is formed it is possible to form and develop other physical-sports competencies.

Введение

Тема исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, связанными с переходом к рыночной экономик е, с появлением различных видов собственности и переоценкой всей системы общественно-личностных отношений. Образовательный процесс формирует благоприятные условия саморазвития личности, предоставляет широкую возможность для свободного выбора и более полного удовлетворения потребностей личности в самореализации, самовыражении,

самоутверждении.

Такая постановка вопроса потребует модернизации процесса образования, обусловливает необходимость поиска адекватных методов влияния, ставящих личность в условия самопознания и саморазвития.

Актуальность исследования с переходом образования на

компетентностью парадигму проявилась необходимостью графического

представления результатов

количественных измерений

компетентностных состояний студентов -будущих бакалавров института искусства и культуры. Объект исследования -учебно-воспитательный процесс вуза. Предмет исследования - построение спиралевидной корреляционной плеяды по компетентностному состоянию студентов ПГИИК.

Цель исследования - определить уровневый характер компетентностного состояния ПГИИК и обосновать построение его структуры. Гипотеза исследования - характер поэлементного компетентностного

состояния студентов ПГИИК

разноуровневый, а его структура может быть выполнена в форме спиралевидной

корреляционной плеяды на занятиях физической культурой. Задачи исследования: 1) определить поэлементные уровни компетентностей студентов ПГИИК, 2) построить спиралевидную корреляционную плеяду компетентностного состояния студентов на занятиях физической культурой. Организация исследования: испытаны 68 студентов 3-го курса факультета ТРМ исследование проводилось в мае 2014 года.

Методы исследования

1) самооценочное анкетирование студентами и оценка педагогом на основе «Карты компетенций студентов ПГИИК на занятиях физической культурой» (А.А. Оплетин-2014,А.М. Имашев-1998),

включающей 100 элементов по 10 компетенциям, надпредметных

(информационно-технологическая, саморазвития, общекультурная, духовно-нравственная) и предметных ( оздоровительно-адаптивная, оздоровительно-коррекционная, двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная, личной безопасности), (выделена буква обозначения в таблице и графиках), по правилу: "0" - отсутствие (нет понятия, представления); "1 балл" (низкий уровень) - знание (демонстрация на вербальном уровне); "2 балла" (средний уровень) -умение (демонстрация на функциональном сознательном уровне); "3 балла" (высокий уровень) - навык (демонстрация на функциональном автоматизированном уровне); 2) методы математической статистики, 3) моделирование: построение спиралевидной корреляционной плеяды (П.В. Терентьев, 1968, А.А. Выханду, 1976, АН. Горбань, Е.В. Петушкова, 1988, А.М. Имашев, 1992) (таблица 1, рисунки 1-3).

Результаты исследования

Таблица 1

Средние поэлементные компетентности студентов ПГИИК

№ Знак компетенции

И С О ДН ОА ОК ДК ДП СР ЛБ

1. 2,8 2,0 2,8 1,8 2,2 2,3 2,5 1,8 2,1 2,8

2. 2,2 2,0 2,6 2,0 2,0 2,2 2,3 2,0 2,3 2,7

3. 1,8 2,2 2,1 2,0 2,0 2,3 2,1 2,1 2,1 2,6

4. 1,7 1,6 2,0 2,4 2,4 2,4 2,4 2,1 2,3 2,4

5. 1,7 1,7 1,7 2,1 2,3 2,2 2,1 2,2 2,3 2,4

6. 2,2 1,4 1,4 1,7 2,3 2,5 1,6 2,1 2,3 2,6

7. 2,2 1,3 1,6 1,8 2,2 1,9 1,7 2,2 2,5 2,6

8. 2,0 1,5 1,5 2,2 2,5 2,2 1,6 2,4 2,3 2,8

9. 2,3 1,9 1,3 2,2 2,7 2,4 2,2 2,4 2,3 2,6

10. 2,0 1,6 1,9 2,0 2,3 2,2 1,9 2,1 2,3 2,8

Рисунок 1. Гистограммы средних поэлементных компетентностей студентов ПГИИК

Алгоритм построения плеяды.

Вычисление коэффициентов корреляции между компетенциями (№№) и построение корреляционной матрицы:

«данные, анализ данных (надстройки, пакет анализа, ОК), корреляция, ОК, выделение таблицы, новый рабочий лист, ОК»

1.

0,7 2.

0,6 0,8 3.

0,5 0,5 0,9 4.

-0,7 0,9 1,0 0,9

0,9 1,0 0,8 0,5

0,8 0,7 0,9 0,9

0,5 0,8 1,0 0,8 1,0 0,8 0,8 8.

0,9 -1,0 0,8 0,7 0,9 1,0 0,9 0,8 9. 0,6 0,8 1,0 0,9 1,0 0,8 0,9 -1,0 0,9 10.

Построение плеяды: Суммы модулей по столбцам: 6,3 6,4 6,3 4,7 4,6 3,4 2,7 1,8 0,9 -Суммы модулей по строкам: - 0,7 1,4 1,9 3,4 4,0 5,0 5,8 7,0 7,7 Суммы модулей по компетенциям: 6,3 7,1 7,7 6,6 8,0 7,4 7,7 7,6 7,9 7,7 №№ компетенций: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Ранжированные №№ компетенций по убыванию значений общих сумм модулей:

8,0 7,9 7,7 7,7 7,7 7,6 7,4 7,1 6,6 6,3 5. 9. 10. 7. 3. 8. 6. 2. 4. 1.

Вербальная и графическая интерпретация значений коэффициентов корреляции:

|г| = 1,0 - линейная -0,9 - очень сильная -

0,7 - сильная - -

0,5 - заметная; 0,3 - умеренная; 0,1 - слабая; 0 - нет;

- 0,9 - очень сильная обратная - --------------

- 1,0 - линейная обратная - — — — — —

Условные обозначения цвета компетентностного компонента:

Л'.-'.-'.-1 • «> ■. ■_.

♦Iii1»

ОА

чшш

Информационно-технологическая

Саморазвития Общекультурная Духовно-нравственная

Оздоровительно-адаптивная

Оздоровител ьно-коррекционная

Двигательное кондиционная

Двигательно-прикладная

Спортивно-рекреативная

Личной безопасности

Рисунок 2. Спиралевидная плеяда корреляционных связей между компетенциями

ВЫВОДЫ

Спиралевидная плеяда

корреляционных связей между

компетенциями (цвет кружочка

соответствует компоненту) в соответствии с уровнями их сформированности, ранжированными по суммарным корреляциям у группы студентов 3-го курса ПГИИК (64 человека). Отмечены «очень сильные» (ч = 0,9) и «сильные» (ч = 0,8) корреляционные связи. Выявлена очень сильная коррекционная связь между компетенциями оздоровительно-

адаптивной и компетенцией личной безопасности. Между оздоровительно-адаптивной и духовно-нравственной компетенцией, а также между оздоровительно-адаптивной компетенцией и двигательно-прикладной. Проявилась сильная связь между оздоровительно-адаптивной и общекультурной

компетенциями. Кроме того, выявлена линейная обратная связь между компетенциями личной безопасности и духовно-нравственной компетенцией. Также наблюдается очень сильная обратная связь между компетенциями саморазвития и спортивно-рекреативной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенные исследования на выявление сформированности

функционально-спортивных компетенций у студентов ПГАИК показали, что для более успешного формирования предметных и межпредметных

компетенций в процессе обучения физической культуре необходимо на первом этапе обратить внимание на формирование оздоровительно-адаптивной компетенции. Так как, данная компетенция имеет больше корреляционных связей с другими компетенциями. Сформировав данную компетенцию, можно переходить и более успешно формировать другие физкультурно-спортивные компетенции.

Литература

1. Имашев, А. М. Разработка концептуальной модели педагогической системы вузовского формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры / А. М. Имашев // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. - 2014. - № 4(5). - URL:

http ://7universum.com/ru/psy/archive/item/1215.

2. Лубышева, Л. И. Теория и практика физической культуры: новые векторы развития / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 3-6.

3. Оплетин, А. А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 10. - С. 13-17.

4. Оплетин, А. А. Саморазвитие личности студентов вуза с помощью универсальной

системы разминки на занятиях физической культурой : монография / А. А. Оплетин. - Пермь, 2012. - 190 с.

5. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С.25-31.

6. Оплетин, А. А. Средства физической культуры в решении задач саморазвития личности / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 3 (32). - С. 91-97. DOI 10.14526/08_2 014_13

References

1. Imashev A. M. Psikhologiya i obrazovanie, 2014, No. 4(5). http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1215

2. Lubysheva L. I. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2010, No. 3, pp. 3-6.

3. Opletin A. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No. 10, pp. 13-17.

4. Opletin A. A. Samorazvitie lichnosti studentov vuza s pomoshch'yu universal'noi sistemy razminki na zanyatiyakhfizicheskoi kul'turoi [Students' personality self-development at a higher educational establishment with the help of a universal system of warming-up at physical culture lessons], Perm, 2012, 190 p.

5. Opletin A. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2009, No. 5, pp. 25-31.

6. Opletin A. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskieproblemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No.3 (32), pp.91-97, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=22559247. DOI 10.14526/08 2014 13

Статья поступила в редакцию: 1.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.