Научная статья на тему 'Футбол в процессе формирования компетенции саморазвития личности студента'

Футбол в процессе формирования компетенции саморазвития личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ФУТБОЛ / FOOTBALL / ФИЗИЧЕСКИЕ КОНДИЦИИ / PHYSICAL CONDITIONS / ТЕХНИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ / TECHNICAL QUALITIES OF STUDENTS GOING IN FOR FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин А.А., Паначев В.Д., Филатов А.В.

Педагогическая система вуза воплощает в практику социальный заказ современной парадигмы образования на формирование конкурентной, физически, нравственно и духовно здоровой личности. Современное открытое образовательное пространство вуза подразумевает наличие системы образовательных процессов, в которых созданы условия для самоорганизации личностных образовательных сред. Футбол популярен среди студенческой молодёжи и является одним из средств формирования физических кондиций, физических качеств личности в процессе самореализации студентов в избранной профессии. Материал. В статье рассмотрены подходы к феномену и сущности формирования компетенции саморазвития личности средствами футбола. Использование футбола в учебно-воспитательном процессе вуза для саморазвития студентов средствами физической культуры способствует самореализации личности студентов и формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития. Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по футболу; изучение и ведение дневников самоконтроля и саморазвития, карты здоровья студентов; тестирование уровня развития физических качеств, эксперимент. Результаты. В ходе исследования и тестирования подтверждена тесная связь развития скоростно-силовых, технических качеств оценки уровня здоровья и формирования физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития студентов, занимающихся футболом. Представленные результаты исследования можно использовать с целью осуществления контроля за уровнем развития отдельных физических и технических качеств студентов, занимающихся футболом, вносить коррективы в тренировочный процесс изменяя его направленность по формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития. Заключение. Наблюдается положительный прирост показателей физических кондиций студентов, занимающихся по экспериментальной программе. Студенты, занимающиеся в секции футбола реже болеют простудными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ, грипп) и имеют более высокую мотивацию к физической активности. Регулярные занятия футболом приучают студентов к дисциплинированности, уверенности в своих силах, коллективизму, товариществу, взаимовыручке, способствует нормализации психических состояний, формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплетин А.А., Паначев В.Д., Филатов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOTBALL DURING STUDENT’S PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT COMPETENCY FORMATION

Pedagogical system of a higher educational establishment embodies social order of a modern educational paradigm to form a competitive, physically, morally and spiritually healthy personality. Modern available educational sphere of a higher educational establishment provides the system of educational processes, where the conditions are created for self-organization of personal educational environments. Football is popular among students and is one of the means of physical conditions, personality physical qualities formation during the process of students’ self-realization in a chosen profession. Material. The article presents the approaches to the phenomenon and essence of personality self-development competency formation by means of football. The use of football in educational-upbringing process of a higher educational establishment for students’ self-development by means of physical culture provides personality self-realization among students and physical-sports competencies and self-development competency formation. Research methods: scientific and educational-methodical literature about football analysis; the diaries of self-control and self-development, students’ health cards study and maintenance; the level of physical qualities development testing, experiment. Results. During the research and testing a close connection of speed-power technical qualities of health level estimation development, and physical-sports competencies and students’ going in for football self-development competency formation is proved. The presented research results can be used of the separate physical and technical qualities for the development level control among students going in for football, in order to correct the training process, changing its orientation in physical -sports competencies and self-development competency formation. Conclusion. A positive indices increase of physical conditions among students, studying according the experimental program, is determined. Students going in for football are rarely taken ill with cold (acute respiratory disease, acute respiratory viral infection, influenza) and have higher motivation for physical activity. Regular football lessons make students disciplined, confident, teach them collectivism, friendship, mutual help, provide psychic states normalization, physical-sports competencies and self-development competency development.

Текст научной работы на тему «Футбол в процессе формирования компетенции саморазвития личности студента»

УДК 796.1 DOI 10.14526/01_1111_37

ФУТБОЛ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Оплетин А. А. - кандидат педагогических наук, доцент Паначев В.Д. — доктор социологических наук, профессор Филатов А. В. - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет

(ПНИПУ), г. Пермь

FOOTBALL DURING STUDENT'S PERSONALITY SELF -DEVELOPMENT COMPETENCY FORMATION

Opletin A. A. - candidate of pedagogics, associate professor Panachev V.D. - doctor of sociological sciences, professor Filatov A. V. - candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm

e-mail: opletin. a@yandex. ru

Ключевые слова: саморазвитие, личность, футбол, физические кондиции, технические качества студентов занимающихся футболом.

Аннотация. Педагогическая система вуза воплощает в практику социальный заказ современной парадигмы образования на формирование конкурентной, физически, нравственно и духовно здоровой личности. Современное открытое образовательное пространство вуза подразумевает наличие системы образовательных процессов, в которых созданы условия для самоорганизации личностных образовательных сред. Футбол популярен среди студенческой молодёжи и является одним из средств формирования физических кондиций, физических качеств личности в процессе самореализации студентов в избранной профессии.

Материал. В статье рассмотрены подходы к феномену и сущности формирования компетенции саморазвития личности средствами футбола. Использование футбола в учебно-воспитательном процессе вуза для саморазвития студентов средствами физической культуры способствует самореализации личности студентов и формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвит ия.

Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по футболу; изучение и ведение дневников самоконтроля и саморазвития, карты здоровья студентов; тестирование уровня развития физических качеств, эксперимент.

Результаты. В ходе исследования и тестирования подтверждена тесная связь развития скоростно-силовых, технических качеств оценки уровня здоровья и

формирования физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития студентов, занимающихся футболом. Представленные результаты исследования можно использовать с целью осуществления контроля за уровнем развития отдельных физических и технических качеств студентов, занимающихся футболом, вносить коррективы в тренировочный процесс изменяя его направленность по формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития.

Заключение. Наблюдается положительный прирост показателей физических кондиций студентов, занимающихся по экспериментальной программе. Студенты, занимающиеся в секции футбола реже болеют простудными заболеваниями (ОРЗ, ОРВИ, грипп) и имеют более высокую мотивацию к физической активности. Регулярные занятия футболом приучают студентов к дисциплинированности, уверенности в своих силах, коллективизму, товариществу, взаимовыручке, способствует нормализации психических состояний, формированию физкультурно-спортивных компетенций и компетенции саморазвития.

Keywords: self-development, personality, football, physical conditions, technical qualities of students going in for football.

Annotation. Pedagogical system of a higher educational establishment embodies social order of a modern educational paradigm to form a competitive, physically, morally and spiritually healthy personality. Modern available educational sphere of a higher educational establishment provides the system of educational processes, where the conditions are created for self-organization of personal educational environments. Football is popular among students and is one of the means of physical conditions, personality physical qualities formation during the process of students ' self-realization in a chosen profession.

Material. The article presents the approaches to the phenomenon and essence of personality self-development competency formation by means of football. The use of football in educational-upbringing process of a higher educational establishment for students' self-development by means of physical culture provides personality self-realization among students and physical-sports competencies and self-development competency formation.

Research methods: scientific and educational-methodical literature about football analysis; the diaries of self-control and self-development, students ' health cards study and maintenance; the level of physical qualities development testing, experiment.

Results. During the research and testing a close connection of speed-power technical qualities of health level estimation development, and physical-sports competencies and students ' going in for football self-development competency formation is proved. The presented research results can be used of the separate physical and technical qualities for the development level control among students going in for football, in order to correct the training process, changing its orientation in physical -sports competencies and self-development competency formation.

Conclusion. A positive indices increase of physical conditions among students, studying according the experimental program, is determined. Students going in for football are rarely taken ill with cold (acute respiratory disease, acute respiratory viral infection, influenza) and have higher motivation for physical activity. Regular football lessons make students disciplined, confident, teach them collectivism, friendship, mutual help, provide psychic states normalization, physical-sports competencies and self-development competency development.

Актуальность исследования. приоритетных задач образовательного

Современные тенденции развития процесса в высшей школе: возрастает

российского образования роль внутренних детерминант в

обусловливают изменение обеспечении личностного и

профессионального роста человека, высшей ценностью становится личность с её потребностью в самореализации, саморазвитии, реализации своего потенциала[1,5,6,71. Новые ориентиры образования предполагают создание инновационной среды, способствующей максимальному раскрытию внутренних потенций студентов в процессе формирования компетенции

саморазвития личности[5,6]. Одним из видов образовательной среды в вузе по саморазвитию личности в нашем исследовании выступают секционные занятия по футболу.

Регулярные занятия футболом приучают студентов к

дисциплинированности, уверенности в своих силах, приучают к коллективизму, товариществу,

взаимовыручке. Воспитывают как физические (силу, скорость,

выносливость, прыгучесть и т.п.), так и психические (уверенность,

настойчивость, решительность,

способность быстро принимать правильное решение) качества личности. А это одна из составляющих сторон в формировании компетенции саморазвития личности. Комплексное применение занятий по футболу положительно влияет на динамику физической, психической, умственной работоспособности студентов. Занятия футболом

расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у студентов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в

исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и

взаимодействия игроков. Игровая и тренировочная деятельность

оказывает комплексное и разностороннее воздействие, на организм студентов, развивает основные физические качества -быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают

адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный

характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Систематические занятия футболом способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. У студентов формируется правильное телосложение и высокие показатели физического развития: выше среднего рост, соответствующие его величине вес, жизненная емкость легких и окружность груди, высокая амплитуда грудной клетки, становая сила, хорошо развитая мускулатура, особенно нижних конечностей (развитие мышц плечевого пояса и верхних конечностей сравнительно отстает), чему необходимо постоянно уделять внимание. В силу универсальности футбола как средства физического воспитания упражнения из его арсенала в той или иной мере применяются предусмотренной

комплексной программой на занятиях физической культурой. Знание принципов построения обучающей тренировки и методики обучения техническим приемам позволит оценивать построение тренировочного

процесса и правильно подбирать способы, средства и

методы, применяемые на занятиях с технической направленностью[3,8]. При обучении технике футбола в ряде исследований применяется

индивидуально-групповой способ

тренировки, который значительно эффективнее командных занятий. Конечно, для этого в организацию тренировочного процесса надо внести определенные изменения, но

эффективность как отдельных упражнений, так и всей тренировки с технической направленностью

значительно повысится[9, 47с.]. В ряде исследований у студентов были выявлены благоприятные предпосылки для совершенствования технических приемов игры. В то же время отсутствуют исследования,

направленные на выявление

эффективности специально

разработанных методических приемов, где футбол является одним из важнейших видов подготовки в профессиональной деятельности

специалиста.

Цель исследования -использование футбола на занятиях физической культурой в вузе для формирования компетенции

саморазвития личности студентов.

Задачи исследования: 1. Анализ и обобщение данных физического и функционального состояния студентов первых-четвёртых курсов. 2. Разработка методики использования игрового и

соревновательного методов в физическом воспитании студентов на основе футбола в процессе формирования компетенции

саморазвития личности. 3.

Нормализация психических состояний студентов средствами футбола.

Методы исследования: анализ методической литературы по футболу; изучение и ведение дневников самоконтроля и саморазвития, карты здоровья; тестирование; эксперимент.

Объект исследования -учебно-воспитательный процесс

студентов вуза.

Предмет исследования -занятия футболом студентов в физкультурно-оздоровительном процессе вуза.

В учебных играх и соревнованиях по футболу у студентов совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый на занятиях физической культурой, техническая, тактическая, психическая, физическая и волевая подготовка[3, 144 с.]. Для эффективности обучения техническим приёмам игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота.

Результаты исследования. На этапе исследования мы провели оценку уровня развития интересующих нас технических качеств. Для этого мы использовали тесты: с ведением мяча, удары на дальность и точность, ведение мяча, обвод стоек, бросок мяча рукой на дальность. Для определения уровня технической подготовленности

применяли контрольные упражнения, оценивающие точность,

результативность, надежность техники. В процессе исследования были проведены испытания с целью выявлений уровня технической подготовленности занимающихся.

Таблица 1

Испытания технических качеств студентов_

Формула п х = —у т Тест 1. Жонглирование мячом в парах в одно касание, расстояние 4-5 м. Тест 2. Передачи мяча верхом в парах, расстояние 25-30 м, остановка мяча, не опуская его на землю

Кол-во 60 50 40 30 20 10 20 16 12 8 4 2

баллы 6 5 4 3 2 1 6 4,8 3,6 2,4 1,2 0,6

Формула п х = —у ш Тест 3.Г квадрат ередачи мяча в заданный на расстояние 30-40 м с сопротивлением Тест 6. Остановка мяча на скорости после длинной передачи, удар по воротам

Кол-во 20 16 12 8 4 2 10 8 6 4 2 1

Баллы 6 4,8 3,6 2,4 1,2 0,6 6 4,8 3,6 2,4 1,2 0,6

Формула х = п — к-к Тест 4. Обвод 10 стоек с ограниченным числом касаний, 10-е касание - удар по воротам Тест 5. Челночный бег с мячом 6*9 м, касаясь фишки рукой

Секунды +ошибки 7 8 9 10 11 12 17 18 19 20 21 22

Баллы 6 5 4 3 2 1 6 5 4 3 2 1

Формула п X = — у т Тест 7. Бег 30 м. с ведением мяча (с.) Тест 8. Удар по мячу ногой на дальность - сумма ударов правой и левой ногой (м.)

Время, кол-во 4,6 4,7 5,0 5,1 5,3 5,6 82 78 72 66 63 51

Баллы 6 5 4 3 2 1 6 5 4 3 2 1

Формула п х = —у т Тест 9. Удары по мячу со штраф точки (число попаданий) мой Тест 10. Бросок мяча рукой на дальность (м.)

Кол-во 8 7 6 5 4 2 25 22 20 18 17 15

Баллы 6 5 4 3 2 1 6 5 4 3 2 1

Программа тестирования

предусматривала оценку скоростной техники владения мячом и специальной координации. Педагогическое

тестирование позволило определить уровень технической подготовленности и выявить пробелы в структуре спортивного мастерства студентов. Сложность всех тестов соответствовала 6 баллам по шкале оценки технической сложности тренировочных упражнений, предложенной П.Ф. Ежовым. В каждом тесте экспертным мнением определялся результат, соответствующий

максимальному количеству баллов. За ошибки и неточности снимались баллы. Безупречное прохождение

гарантировало максимальное

количество баллов. В тестах 1,2,3,6,7,8,9,10 баллы рассчитывались

по формуле X = — V , где х -

т

полученное количество баллов, п -максимально возможное количество баллов; т - результат,

соответствующий максимально

возможному количеству баллов; у -достигнутый результат. В тестах 4 и 5 баллы рассчитывались по формуле X = П — К — к, где х - полученное количество баллов; п - максимально возможное количество баллов;

И - штрафные секунды; к - ошибки при выполнении теста.

Анализ тестирования показал, что уровень мастерства студентов в технической подготовленности

составляет около 70%. Многие из студентов испытывали трудности с обработкой мяча, с длинными передачами, при остановке мяча. Эти упражнения отражали степень владения техническими приемами.

Жонглирование мячом в одно касание выявило у студентов уровень согласованности в действиях. Длинные передачи мяча в заданном квадрате с сопротивлением показали, насколько точны действия игроков в условиях сопротивления и лимита времени. Челночный бег с мячом выявил координацию движений, ловкость, резкость и физическую

подготовленность. Бросок рукой на дальность выявлял силу и точность вбрасывания, что немаловажно в футболе.

Высокий уровень владения

специальными техническими навыками, характерными для футболиста определенного амплуа, подразумевает высокую степень развития

специализированных функциональных структур, формирование которых напрямую определяется условиями учебно-тренировочного процесса. Во время проведения тренировок велась целенаправленная работа по устранению ошибок в группах, для этого применялись индивидуальный и групповой подходы. В результате значительно улучшилась

содержательная сторона игровой деятельности студентов в техническом и физическом плане. Увеличение числа технических и физических упражнений, таких как челночный бег, бег на 30 м, 1000 м, 3000 м, поднимание туловища из положения лежа, прыжки на скакалках, обводка и удары по мячу, ведение и бросок мяча, жонглирование мячом, длинные передачи, остановка и обработка мяча увеличились более чем в 1,5 раза, что обусловливает

возросшую ценность индивидуально сильных игроков и предполагает преимущественное их использование в технико-тактическом плане игры в футбол на межвузовских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соревнованиях. Уделяя внимание эффективности обучения техническим приемам определяли успешность овладения техническими навыками игры и их реализации в условиях соревновательной деятельности[4, 82 е.].

В течение 2011-2014 гг. был проведён эксперимент на выявление уровня физической подготовленности и функционального состояния юношей, занимающих футболом, составивших экспериментальную группу (15 студентов), и контрольной группы из 16 студентов, занимающихся по

традиционной программе физической культуры. Достоверные различия в контрольной группе юношей до и после проведения эксперимента

подтверждены в одном из девяти тестов: наклоне туловища вперед (тест №6). Таким образом, независимая эффективность улучшения показателей по существующей (общепринятой) методике составляет 11%. Достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами юношей после проведения эксперимента

подтверждены в шести из девяти тестов, а именно: в ходьбе на 3000 м, прыжках на скакалке, наклоне туловища вперед, поднимании туловища; сгибании и разгибании рук в упоре лежа, тесте Руфье (тесты № 3, 5-9). Таким образом, результативность качества прироста и улучшения показателей по новой методике составляет 67%. Наибольший прирост показателей физической подготовленности у юношей

экспериментальной группы выявлен в тестах на гибкость - наклоне вперед (8,6%), сгибании и разгибании рук в упоре лежа (7,5%) и тесте Руфье (9,8%). В контрольной группе увеличился лишь

один показатель - в наклоне туловища вперед (8,1%).

Таблица 2

Результаты тестирования уровня физической подготовленности и функционального состояния юношей, начальный (2011 г.), промежуточный (2013 г.), контрольный (2014

г.) срез

Тест Экспериментальная группа Контрольная группа Уровень значимости -а

X 5 m V(% ) X 5 m V(% ) Эдп Кдп Э-К

1.Бег 30м, с Нач экспер 5,48 0,6 0,05 11,0 5,47 0,5 0,04 9,14 >0,0 5

Проме 4,47 0,6 0,05 11,1 5,41 0,5 0,04 9,14 >0,5

Контр 5,42 0,7 0,06 12,9 5,45 0,8 0,06 14,7 >0,0 5 >0,05 >0,0 5

2.Бег 1000 м, Нач эксп. 4,18 0,57 0,05 13,6 4,17 0,61 0,05 14,6 >0,0 5

Проме 4,16 0,59 0,05 15,8 4,18 0,61 0,05 14,6 >0,0 5 >0,05 >0,0 5

Контр 4,20 0,62 0,05 14,8 4,24 0,65 0,05 15,0 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

3. Ходьба 3000 м, мин Нач эксп. 19,3 2,2 0,17 11,4 19,3 7 2,8 0,23 15,0 >0,0 5

Проме 19,2 9 2,4 0,19 11,6 19,3 9 2,6 0,21 14,0 >0,0 5 >0,05 >0,0 5

Контр 19,1 5 2,8 0,22 14,6 19,7 2 2,1 0,17 10,7 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

4.Пры жок в длину с места, м Нач экспер 2,15 0,32 0,03 14,9 2,13 0,32 0,03 15,0 >0,0 5

Проме 2,14 0,31 0,03 14,8 2,13 0,32 0,03 15,0 >0,0 5

Контр 2,12 0,3 0,02 14,2 2,08 0,31 0,02 14,9 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

5.Пры жки на скакал ке за 20 с, раз Нач экспер 38,8 3 5,2 0,41 13,4 38,5 6 5,5 0,44 14,5 >0,0 5

Проме 38,8 5 5,3 0,40 13,0 38,0 5,4 0,41 14,3 >0,0 5

Контр 38,9 8 2,6 0,21 6,7 37,6 1 2,6 0,21 6,9 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

б.Гибк ость. Наклон тулови ща вперед, см Нач экспер 10,4 3 1,6 0,13 15,0 10,3 8 1,58 0,13 15,0 >0,0 5

Проме 10,4 5 1,5 0,12 14,0 10,3 5 1,56 0,11 13,0 >0,0 5

Контр 11,1 0,95 0,08 8,6 10,1 2 0,82 0,07 8,1 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

7. Подни мание тулови Нач экспер 41,5 4 4,3 0,34 10,4 41,5 9 5,35 0,76 12,9 >0,0 5

Проме 41,5 6 4,5 0,37 10,6 41 5,37 0,74 13,1 >0,0 5

ща за 1 мин, Контр 42,4 7 6,3 0,5 14,8 40,9 3 6,2 0,49 15,2 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

раз

8.Сгиб Нач 33,5 4,2 0,33 12,5 33,6 4,8 0,38 14,3 >0,0

ание, экспер 9 7 5

разгиб ание Проме 33,7 4,0 0,31 12,3 33,6 9 4,6 0,36 14,1 >0,0 5

рук в упоре лежа, Контр 35,5 2,65 0,21 7,5 33,7 9 3,15 0,25 9,3 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

раз

9. Тест Руфье, Нач экспер 9,34 1,32 0,1 14,1 9,30 1,42 0,11 15,3 >0,0 5

у. е. Проме 9,32 1,30 0,1 13,9 3,32 1,40 0,9 15,1 >0,0 5

Контр 8,94 0,88 0,07 9,8 9,91 0,67 0,05 6,8 >0,0 5 >0,05 <0,0 5

ВЫВОДЫ

За период исследования (2011 по 2014 гг.) в контрольной и экспериментальной группах наблюдается положительный прирост показателей физических кондиций, но в экспериментальной группе он более выражен. Студенты, занимающиеся в секции футбола, реже болеют простудными заболеваниями. Регулярные занятия футболом приучают студентов к

дисциплинированности, уверенности в своих силах, приучают к коллективизму, товариществу,

взаимовыручке, способствуют

нормализации психических состояний, формированию компетенции

саморазвития.

Литература

1. Анненкова, С. В. Международное сотрудничество в области физической культуры среди студенческой молодежи / С. В. Анненкова // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход : материалы XII Всеросс. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 23 апр. 2013 г. / Перм. нац. исслед. политех ун-т). -Пермь : Изд-во ПНИПУ, 2013. - С. 85-86.

2. Голомазов, С. В. Футбол. Универсальная техника атаки / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. -М. Физкультура и спорт, 2010. - 209 с.

3. Кудряшов, Е. В. Современные подходы к системе оценивания знаний студентов на основе использования модульно-рейтинговой технологии обучения (на примере раздела

«Тактика игры волейбол») / Е. В. Кудряшов // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и туризма : материалы II международной научно -практической конференции молодых ученых -Минск, 2006. - С. 443-445.

4. Манжелей, И. В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта / И.В. Манжелей, В.Н. Потапов. - М. : ТПФКиС. -2010. - 191 с.

5. Оплетин, А. А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А. А.Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №10. -С. 13-17.

6. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 25-31.

7. Паначев, В. Д. Стрелковый тренинг как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза / В. Д. Паначев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - №1 (26). - 2013. - С. 173178.

8. Петухов, А. В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства футболистов / А. В. Петухов // М. : Совет. спорт, 2006. - С. 270.

9. Селуянов, В. Н. Проблемы технической подготовки в футболе : монография / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, С. Диас, М. Ферейра. - М. : ТВТ Дивизион, 2009. - 104 с.

References

1. Annenkova S. V. Formirovanie gumanitarnoi sredy v vuze: innovatsionnye obrazovatel'nye

tekhnologii. Kompetentnostnyi podkhod [Humanitarian environment formation at a higher educational establishment : innovative educational technologies. Competence based approach], materials of the XHth All-Russian scientific-practical conference, Perm, April, 23, 2013, Perm : Perm National Research Polytechnic University publishing house, 2013, pp. 85-86.

2. Golomazov S. V. Football. Universal'naya tekhnika ataki [Universal technique of attack], Moscow : Physical culture and sport, 2010, 209 p.

3. Kudryashov E. V. Aktual'nye problemy teorii i metodiki fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma [Urgent problems of theory and methodology of physical culture, sport and tourism], materials of the Ilnd International scientific-practical conference of young scientists, Minsk, 2006, pp. 443-445.

4. Manzheley I. V. Sub"ekty i sreda fizicheskogo vospitaniya i sporta [Subjects and environment of

physical upbringing and sport], Moscow : TPPCS, 2010, 191 p.

5. Opletin A. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No.10, pp. 13-17.

6. Opletin A. A. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2009, No. 5, pp. 25-31.

7. Panachev V. D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No.1 (26), pp. 173-178.

8. Petukhov A. V. Football. Formirovanie osnov individual'nogo tekhniko-takticheskogo masterstva futbolistov, Moscow : Soviet sport, 2006, 270 p.

9. Seluyanov V. N. Problemy tekhnicheskoi podgotovki v futbole [The problems of technical readiness in football], Moscow : TVT Division, 2009, 104 p.

Статья поступила в редакцию: 16.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.