Научная статья на тему 'Формирование компетенций при обучении юных гребцов к способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса'

Формирование компетенций при обучении юных гребцов к способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ ФОРМИРУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗНАНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ / ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ КОМПЕТЕНЦИЯМ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ СПОСОБНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ / ИСКЛЮЧЕНИЕ ОШИБОК И ПОГРЕШНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленин Леонид Александрович

В статье рассматриваются вопросы формирования компетенции в способности к равновесию с помощью разработанного и созданного тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеленин Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competences when getting training of young rowers to the equilibrium ability by means of training complex

The article considers the questions of formation of the competences contributing to the balance ability with the help of the designed and constructed training complex when training the young athletes-canoeists.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций при обучении юных гребцов к способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса»

19. Zelenin, L.A. (2014), "Scientific and theoretical basis for the acquisition of knowledge of balance using the gym at the young rowers", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 33, No. 4. pp. 45-66.

20. Issurin, V. B. (1986), Biomechanics of rowing and canoe, Physical culture and sport, Moscow.

21. Lyalko, V.V. (1998), Simulators in the martial arts, Harvest, Moscow.

22. Opletin, A.A. (2012), "Self-development in the field of the theory and practice of physical culture", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5. pp. 13-17.

23. Opletin, A.A. (2013), "The Dependence of students to self-development psychological characteristics of juvenile age", Theory and practice ofphysical culture, No. 11. pp. 11-15.

24. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9. pp. 101105.

25. Sanosyan, A.H. (1983), Force in the rower and its improvement in the process of young rowers-canoeists, dissertation, Leningrad.

Контактная информация: zelenindoz48@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2016

УДК 797.12

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ К СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНАЖЁРНОГО

КОМПЛЕКСА

Леонид Александрович Зеленин, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)

г. Пермь

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования компетенции в способности к равновесию с помощью разработанного и созданного тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов.

Ключевые слова: комплекс тренажёрных устройств формирующие компетенции, приобретение компетентностных знаний, формирование специфического равновесия, обучение юных гребцов компетенциям, компетентностная способность реализовать свои возможности, исключение ошибок и погрешностей.

FORMATION OF COMPETENCES WHEN GETTING TRAINING OF YOUNG ROWERS TO THE EQUILIBRIUM ABILITY BY MEANS OF TRAINING COMPLEX

Leonid Aleksandrovich Zelenin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Perm National Research Polytechnic University, Perm

Annotation

The article considers the questions of formation of the competences contributing to the balance ability with the help of the designed and constructed training complex when training the young athletes-canoeists.

Keywords: complex of training devices, forming competences, getting the competence knowledge, formation of specific balance, training young rowers to competencies, competence ability to realize the potential, elimination of mistakes and errors.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодня без тренажёров невозможна и немыслима подготовка компетентност-ного человека ко многим профессиям, особенно к операторской деятельности по управлению теми или иными передвигающимися объектами, сложными машинами и механизмами [1, 4, 9, 15].

В физкультурно-спортивной деятельности большое распространение получили тренажёрные средства, создающие компетентности, в частности, в сфере гребного спорта. Они компетентностно создают специфическую деятельность в решении вопросов управления учебно-тренировочным процессом и с рациональной компетентностью позволяют проводить обучение технике гребковых движений с одновременным удержанием равновесия, расширить круг средств и методов технической, физической, координационной подготовки, чётко дозировать физическую нагрузку и повысить эффективность деятельности тренеров и спортсменов [2, 6, 7, 10, 13].

К проблеме подготовки подрастающего поколения в спортивной деятельности с помощью технических средств обусловливается приобретение необходимых компетент-ностных основ в обучении знаний, умений и способность личности реализовать свои компетентностные возможности в учебно-тренировочном процессе. При этом тренажёрное обучение имеет целый ряд компетентностных преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Компетентностные тренажёрные преимущества обеспечиваются возможностью сочетания различных форм, средств, приёмов, подходов и методов предъявления к учебной информации, для осуществления учебной деятельности, контроля её успешности, своевременного ввода корректирующих воздействий, что являются следствием интеграции достижений различных наук как технических, так и гуманитарных [3, 5, 8, 11, 14].

Самым важным компетентностным преимуществом тренажёров как педагогического средства (и метода) является потенциальная возможность исключения из учебно-тренировочного процесса двигательных действий и ошибок, которые неизбежно проявляются при традиционном методе обучения и возможность постоянного переучивания юных гребцов [2, 3, 4, 6, 9, 11, 12, 15].

Актуальна, на сегодня, проблема освоения юными гребцами компетентностных основ в способности в эффективном выполнении на тренажёрах определённых приёмов, подходов и методов, позволяющие исключить ошибки при формировании компетент-ностного специфического (водного) равновесия с одновременным освоением техники гребковых движений, носящих программный, наперёд заданный характер. Оценкой является не только итоговый результат, но и сам тренировочный процесс. Огромное внимание научных и практических работников связаны вопросами компетентностного конструирования и внедрения тренажёрных устройств в практику к активному формированию специфического (водного) равновесия в сопряжённом освоении элементов техники гребковых движений, что значительно стимулируют снижение образования и закрепления двигательно-координационных ошибок [1, 5, 7, 8, 10, 12, 14, 15].

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНАЖЁРНОГО КОМПЛЕКСА К СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ

Искусственная управляющая среда с помощью гребного тренажёрного комплекса, создаёт основы компетентности у юных гребцов:

• приобретение направленных знаний в правильном выполнении амплитуды гребковых движений, оптимальной высоты подъёма рук с веслом-имитатором, определяет индивидуальный угол наклона туловища, взаимовлияние и взаимодействие снаряда и силы тяжести гребца, сопротивление среды, преобладание разной силы розы ветров, скорости перемещения тренажёра с гребцом;

• способность программировать длительность, амплитуду, темп и ритм техники гребковых двигательных действий с удержанием равновесия через следующие анализаторы: зрительный, вестибулярный, двигательный, слуховой, тактильный и другие анализаторы;

• в ограничении нерациональных траекторий движений, определённых положений и отдельных звеньев и частей тела в пространстве;

• способность стимуляции физического воздействия гребца, в виде тяги направления приложенного на себя за цевье весла-имитатора.

Применение тренажёрного комплекса в учебно-тренировочном процессе юных гребцов создаёт и проявляет компетентностные возможности личности в спортивной деятельности для улучшения двигательно-координационной способности к основным звеньям тела в педагогике обучения. Выполняя двигательно-координационные действия на гребном тренажёрном комплексе, со стороны юных спортсменов выявляются компетенции правильного восприятия необходимой информации, в осуществлении равновесия и техники гребковых движений, её контроля и коррекции. Обучение на тренажёрах позволяет приобретать определённые знания, которое активно стимулирует на проявление компетентностного подхода создающего выгоды с экономической точки зрения, обеспечивает безопасные условия при отработке у юных каноистов практических умений и навыков, стимулирует снижение травматизма в процессе освоения отдельных сложных технических приёмов и гребковых элементов в сопряжённом формировании специфического (водного) равновесия [3, 4, 7, 9, 11, 13, 15].

Рассмотрим приобретение компетентностных знаний в сопряжённом формировании способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса при обучении юных каноистов технике гребли.

Первый тренажёр грузоблочное гребное устройство, на котором спортсмен, выполняет в позе каноиста гребковые двигательные действия, приобретает соответствующие знания работы на тренажёре переходящие в необходимые компетенции соответствующие технике гребковым движениям по биомеханическим, энергетическим и функциональным характеристикам, преодолевая определённый вес груза через систему блоков. Данный тренажёр в искусственных условиях среды формирует нужные компетенции в приобретении рациональной стойки каноиста, выполнение компетентностных умений переходящие в необходимые навыки элементов гребковых движений, и в способности освоить целевую компетентность техники гребли в искусственных условиях тренажёра, которые постоянно нарушают равновесие, проявляющиеся в водной среде тренировок [4, 5, 6, 9, 15].

Второй тренажёр «Доска горбыль» выполнена в виде 1/4 части круглого бревна с малыми качаниями в боковые стороны позволяющая приобретать необходимые гребко-вые компетенции. На верхней плоскости тренажёра располагается спортсмен в стойке каноиста, а нижняя, выпуклая наружу, полукруглая часть тренажёра создаёт в искусственных условиях среды качательные компетенции, проявляющие разный уровень боковых (бортовых) колебаний в перпендикулярной плоскости, позволяющие развивать компетентностное специфическое равновесие, контролировать отрабатываемые компе-тентностные гребковые движения и их определённые связки за счёт искусственной особенности конструкции тренажёра. Это простейшее тренажёрное устройство не обладает множественностью свойств, но каждое осваиваемое компетентностное гребковое движение в сопряжённом удержании равновесия моделирует компетентностный реальный гребок с техникой гребли в лодке на воде [3, 4, 7, 9, 15].

Третье устройство «Каноэ-тренажёр для формирования равновесия» активно формирует компетенции специфического (водного) равновесия с одновременным освоением техники гребковых движений на суше. На корме тренажёра установлен брусок длиной 640 мм, являющийся компетентностным ограничителем боковых качаний, предохраняющий занимающихся от падений и травм. Одновременно он выполняет компетент-ностную функцию для гребца воздействующая на обратную связь: гребец удерживающий равновесие, любым концом ограничителя коснулся пола, и это считается ошибкой [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9].

Четвёртое устройство «Тренажёр-каноэ» позволяет в условиях зимы скользить по снегу и льду, моделирует гоночную лодку каноэ-одиночку, а также моделирует компе-

тентностную технику гребли на воде, создаёт условия для сопряжённого компетентност-ного формирования способности к специфическому (водному) равновесию, активизирует обучение компетентностной техники гребковых движений в удержании равновесия, стимулирует статическую выносливость позных мышц каноиста, позволяет выполнять ком-петентностное отруливание, такое же, как в лодке на воде, для удержания прямолинейного курса движения по дистанции [1, 3, 6, 8, 9, 15].

Разработанный гребной тренажёрный комплекс выявляет у юных гребцов следующие компетенции:

- определяет ориентировочную основу разучиваемых упражнений в формировании наглядно-чувственной деятельности;

- стимулирует качество выполнения разучиваемых действий в обеспечении ка-ноиста обратной связью;

- характеризует организацию в пространственно-временных координатах, силовых ограничений, регламентируют двигательные действия гребца;

- способствует приложению мышечных усилий в виде тяги на цевьё лопасти весла по направлению действия на себя;

- позволяет с самых первых попыток осваивать индивидуально-оптимальный вариант техники гребковых движений без значительных двигательно-координационных ошибок.

ВЫВОДЫ

Компетентность характеризуется совокупностью способностей, качеств и свойств юной личности с использованием разработанного гребного тренажёрного комплекса, относится по форме применения к индивидуальным, по назначению характеризует направление в формировании способности к двигательной координации (равновесию) и обучению технике гребковым действиям; по принципу действия относится к механическим средствам; по способу влияния относится к тяговым и резонансным; по характеру обеспечения проявляет обратную связь со срочной обратной связью по одному контуру; по логике работы характеризуется с разветвлённой программой; по влиянию на органы чувств относится к комбинированным, воздействующим на двигательный, вестибулярный, тактильный анализаторы [2, 3, 4, 5, 9, 11, 13, 15].

Важным компетентностным преимуществом обладает тренажёрный комплекс как педагогическим средством, который позволяет полностью или почти полностью избежать двигательных ошибок и необходимости постоянного переучивания, чего невозможно избежать при традиционном процессе обучения и тренировки юных гребцов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинин, В.В. Вопросы теории и практики создания и применения тренажёров в профессиональном обучении / С.И. Кочетов, Д.Ф. Лысков. - М. : Высшая школа, 1982. - 96 с.

2. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажёров : учебное пособие / С.П. Евсеев. - Л. : [б. и.], 1987. - 91 с.

3. Евсеев, С.П. Тренажёры в гимнастике : учебное пособие / С.П. Евсеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 254 с.

4. Зеленин, Л.А Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Зеленин Л.А. - Чайковский, 2004. - 198 с.

5. Зеленин, Л.А. Биомеханические основы важнейших параметров нового тренажёра для гребли / Л.А. Зеленин, С.П. Катаев, В.Д. Медведков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 54-61.

6. Зеленин, Л.А. Особенности устройства тренажёра для каноэ и эффекты при его применении / Л. А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 3 (20). - С. 64-69.

7. Зеленин, Л.А. Новый тренажёр для улучшения безопасности, равновесия и технической подготовленности гребцов / Л.А. Зеленин, В.Д. Медведков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 76-80.

8. Зеленин, Л.А. Научно-теоретические основы в приобретении знаний удержания равновесия с помощью комплекса тренажеров у юных гребцов / Л.А. Зеленин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 4 (33). - С. 45-66.

9. Зеленин, Л.А. Сопряжённое формирование способности к равновесию посредством тренажёрного комплекса при обучении юных спортсменов-каноистов : дис. ... д-ра пед. наук / Зеленин Л.А. - Набережные Челны, 2014. - 376 с.

10. Макеева, В. С. Модель формирования коммуникативного взаимодействия баскетболистов 13-15 лет / В.С. Макеева, К. А. Луганский // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2005. - № 1. - С. 57-63.

11. Макеева, В.С. Моделирование и методика формирования коммуникативного взаимодействия баскетболистов 13-15 лет / В.С. Макеева, К. А. Луганский // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 34 (325). - С. 88-91.

12. Оплетин, А.А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. -

2013. - № 10. - С. 13-17.

13. Оплетин, А.А. Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 2 (31). - С. 141-148.

14. Оплетин, А. А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А.А. Оплетин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -

2014. - № 9 (115). - С. 101-105.

15. Ратов, И.П. Перспективы преобразования системы подготовки спортсменов на основе использования технических средств и тренажёров // Теория и практика физической культуры. -1972. - № 10. - С. 60-65.

REFERENCES

1. Versinin, V.V. (1982), The theory and practice of creation and use of simulators in professional training, Higher school, Moscow.

2. Evseev, S.P. (1987), Physical actions Formation in the gym with exercise machines, GDOIFK them. P.F. Lesgaft, Leningrad.

3. Evseev, S.P. (1991), Trainers in the gym. Tutorial, Physical culture and sport, Moscow.

4. Zelenin, L A. (2004), Improving the balance of canoeist's novice with the use of special physical exercises and training, dissertation, Tchaikovsky.

5. Zelenin, L.A. (2011), "Biomechanical bases of the major parameters of a new simulator for rowing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 76, No. 6. pp 54-61.

6. Zelenin, L.A. (2011), "Features of the device simulator for Canoeing and effects in its application", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 20, No. 3. pp. 64-69.

7. Zelenin, L.A. (2011), "New trainer to improve safety, balance and technical training rowers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7. pp. 76-80.

8. Zelenin, L.A. (2014), "Scientific and theoretical basis for the acquisition of knowledge of balance using the gym at the young rowers", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 33, No. 4. pp. 45-66.

9. Zelenin, L.A. (2014), Paired formation of the ability to equilibrium by means of a training set when training young athletes-canoeists, dissertation, Naberezhnye Chelny, Russian Federation.

10. Makeeva, V.S. (2005), "The Model of formation of communicative interaction players 13-15 years", News of the Tula State University. Physical culture. Sports, No. 1, pp. 57-63.

11. Makeeva, V.S. and Lygansky, K.A. (2013), "Modeling and methods of formation of communicative interaction players 13-15 years", Bulletin of the Chelyabinsk state University, Vol. 325, No. 34, pp. 88-91.

12. Opletin, A.A. (2013), "The development of competence of self-development of personality of students by means of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 13-17.

13. Opletin, A.A. (2014), "Formation of professional culture, sports competence of students of the University", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and

sports, Vol. 31, No. 2, pp. 141-148.

14. Opletin, A.A. (2014), "Physical culture in the process of formation of competence of self-development of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 101-105.

15. Ratov, I.P. (1972), "The prospects of transformation of the system of preparation of sportsmen on the basis of use of technical means and equipment", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 60-65.

Контактная информация: zelenindoz48@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2016

УДК 796.06

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ДЛЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Валентин Никифорович Зуев, доктор педагогических наук, профессор,

Тюменский государственный университет, Тюмень, Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Нурулла Гарифуллович Саттаров, первый вице-президент, Российский Студенческий Спортивный Союз, Москва

Аннотация

В исследовании рассмотрены основные, приоритетные нормативные правовые акты в сфере физической культуры и спорта для синергетического управленческого эффекта в условия труда специалистов, влияющие на социально-экономические условия. Рассмотрены правовые вопросы и пути их решения в повседневной трудовой деятельности.

Ключевые слова: анализ, закон, отрасль, регион, распоряжение, постановление, нормативные правовые акты, показатели, эффективность.

LEGAL FUNDAMENTALS FOR SYNERGY MANAGERIAL EFFECT IN SOCIAL AND ECONOMIC WORKING CONDITIONS, SPECIALISTS IN INDUSTRY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Valentin Nikiforovich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Tyumen State University, Tyumen, Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ufa State Aviation Technical University, Ufa Nurulla Garifullovich Sattarov, the First vice-president Russian Student's Sports Union, Moscow

Annotation

The research contains the analysis of the main priority regulatory legal acts in the sphere of physical culture and sports for the synergy managerial effect in the working conditions of the specialists, influencing social and economic conditions. Legal issues and ways of their solution in a daily labor activity are considered.

Keywords: analysis, law, industry, region, order, resolution, regulatory legal acts, indicators, efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На современном этапе правовые инновационные нормы для синергетического управленческого эффекта в социально-экономические условия труда специалистов в отрасли, актуальны. Юридические нововведения в сфере физической культуры и спорта динамично возрастают для качественных условий труда, регулирующих все виды деятельности специалистов отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.