Научная статья на тему 'Использование функциональной музыки на занятиях физической культурой в процессе формирования механизма саморазвития личности'

Использование функциональной музыки на занятиях физической культурой в процессе формирования механизма саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УСТАНОВКА / МЕХАНИЗМ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА / PHYSICAL CULTURE / COMPETENCIES / PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT / MINDSET / MECHANISMS / FUNCTIONAL MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплетин А.А.

В статье представлены результаты исследования, направленного на формирование механизма саморазвития личности средствами физической культуры. Механизм саморазвития личности студента представляет собой воздействие на осознаваемую и неосознаваемую сферу психики студентов при формировании физкультурно-спортивной компетенции саморазвития с использованием функциональной музыки. Материал. Воздействие с помощью традиционных и нетрадиционных методов физической культуры на различные стороны психики студента с помощью внушения и убеждения. На первом этапе создаем первичную психологическую установку на саморазвитие личности средствами физической культуры. Влияя на различные стороны физкультурно-спортивной деятельности студентов при формировании механизма компетенции саморазвития в процессе деятельности, переводим первичную психологическую установку в социальную, что является эффективным средством повышения интереса у студентов в учебно-тренировочном процессе. Методы исследования: традиционные методы САН, ДАТ, диагностика саморазвивающей активности (педагогический аспект), целевое педагогическое наблюдение по разработанной автором карте, отражающей динамику деятельности по саморазвитию личности. Заключение. Созданные первичные психологические установки физкультурно-спортивных компетенций, сформированные на занятиях ФК с использованием функциональной музыки, вытесненные в сферу подсознания, не получившие достаточного подкрепления в физкультурно-спортивной деятельности теряются, а закрепленные становятся социально значимыми и могут проявиться при благоприятных условиях при прослушивании функциональной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the research results, directed at the mechanism of personality self-development formation by means of physical culture. The mechanism of a student’s personality self-development is the influence on the realized and unconscious spheres of students’ psyche during physical-sports competency of self-development formation with the use of functional music. Material. The influence with the help of traditional and nontraditional methods of physical culture on different sides of a student’s psyche with the help of suggestion and persuasion. At the first stage we create the initial psychological mindset for personality self-development by means of physical culture. Influencing different sides of physical-sports activity of students during the mechanism of self-development competency formation during activity, we transfer the initial psychological mindset into social, which is an effective means of interest increase among students in educational-training process. Research methods: traditional methods SAN, DATES, self-developing activity diagnostics (pedagogical aspect), purposeful pedagogical observation according to created by the aut hor map, which reflects the dynamics of personality self-development activity.Conclusion. Created initial psychological mindsets of physical-sports competencies, formed at physical culture lessons with the use of functional music, transformed into the sphere of unconscious, which didn’t get sufficient support in physical-sports activity are lost and socially important mindsets become set and can be demonstrated in case of favorable conditions during listening functional music.

Текст научной работы на тему «Использование функциональной музыки на занятиях физической культурой в процессе формирования механизма саморазвития личности»

DOI 10.14526/01_1111_158 УДК 378.148

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА

САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990

E-mail: opletin. a@yandex. ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на формирование механизма саморазвития личности средствами физической культуры. Механизм саморазвития личности студента представляет собой воздействие на осознаваемую и неосознаваемую сферу психики студентов при формировании физкультурно-спортивной компетенции саморазвития с использованием функциональной музыки. Материал. Воздействие с помощью традиционных и нетрадиционных методов физической культуры на различные стороны психики студента с помощью внушения и убеждения. На первом этапе создаем первичную психологическую установку на саморазвитие личности средствами физической культуры. Влияя на различные стороны физкультурно-спортивной деятельности студентов при формировании механизма компетенции саморазвития в процессе деятельности, переводим первичную психологическую установку в социальную, что является эффективным средством повышения интереса у студентов в учебно-тренировочном процессе. Методы исследования: традиционные методы САН, ДАТ, диагностика саморазвивающей активности (педагогический аспект), целевое педагогическое наблюдение по разработанной автором карте, отражающей динамику деятельности по саморазвитию личности. Заключение. Созданные первичные психологические установки физкультурно-спортивных компетенций, сформированные на занятиях ФК с использованием функциональной музыки, вытесненные в сферу подсознания, не получившие достаточного подкрепления в физкультурно-спортивной деятельности теряются, а закрепленные становятся социально значимыми и могут проявиться при благоприятных условиях при прослушивании функциональной музыки.

Ключевые слова: физическая культура, компетенции, саморазвитие личности, установка, механизм, функциональная музыка.

FUNCTIONAL MUSIC USE AT PHYSICAL CULTURE LESSONS DURING THE PROCESS OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT MECHANISM FORMATION

Anatoly A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University, 29 Komsomolsky prospekt, Perm, 614990, Russia

E-mail: opletin.a@yandex.ru

Annotation. The article presents the research results, directed at the mechanism of personality self-development formation by means ofphysical culture. The mechanism of a student's personality self-development is the influence on the realized and unconscious spheres of students' psyche during

physical-sports competency of self-development formation with the use of functional music. Material. The influence with the help of traditional and nontraditional methods of physical culture on different sides of a student's psyche with the help of suggestion and persuasion. At the first stage we create the initial psychological mindset for personality self-development by means of physical culture. Influencing different sides of physical-sports activity of students during the mechanism of self-development competency formation during activity, we transfer the initial psychological mindset into social, which is an effective means of interest increase among students in educational-training process. Research methods: traditional methods SAN, DATES, self-developing activity diagnostics (pedagogical aspect), purposeful pedagogical observation according to created by the aut hor map, which reflects the dynamics of personality self-development activity. Conclusion. Created initial psychological mindsets of physical-sports competencies, formed at physical culture lessons with the use offunctional music, transformed into the sphere of unconscious, which didn't get sufficient support in physical-sports activity are lost and socially important mindsets become set and can be demonstrated in case of favorable conditions during listening functional music. Keywords: physical culture, competencies, personality self-development, mindset, mechanisms, functional music.

Ведение. Музыкальное

сопровождение на занятиях физической культурой воздействует на осознаваемую и неосознаваемую психику студента. С помощью музыкального сопровождения можно подбирать соответствующую музыкальную мелодию для

положительного воздействия вибрацией на организм человека и приводить его в норму для психического и физического здоровья, способствовать саморазвитию человека. Прибегая к посредничеству музыки на занятиях физической культурой, мы помогаем телу запустить мощный механизм саморегуляции и тем самым способствуем саморазвитию личности студентов. В различных частях занятий ФК музыка выполняет специфические функции: перед занятием она настраивает занимающихся на учебный процесс, в начале занятия ускоряет период врабатывания, в процессе обучения является ритмическим эталоном изучаемых действий, в конце занятия способствует более быстрому снятию усталости и эффективному

восстановлению [1,2,3,4,5,6]. Специальное воздействие музыки в разных частях занятия, спортивной тренировки способствует специально подобранная музыкальная программа. Очевидно, определенная структура музыки выражает различные оттенки настроения, которые и

обусловливают дифференцированное ее воздействие. Поэтому, чтобы наиболее эффективно использовать музыку, необходимо выделить такие музыкальные признаки, которые в наибольшей степени являются детерминантами неодинакового действия различных музыкальных программ. Такая неодинаковость влияния разной музыки будет, во-первых, наиболее выраженной при выделении признаков, полярных по своей выразительной функции. Второе требование к признакам заключается в том, чтобы по ним можно было сравнительно быстро и легко составить музыкальные программы. Для того, чтобы квалифицированно

использовать музыку, надо знать некоторые особенности музыкальных выразительных средств. К первой группе средств относятся музыкальная форма, гармония, мелодика, ко второй - темп, лад, тембр. Признаки должны представлять определенные общие характеристики музыки в целом. Этому требованию наиболее соответствуют признаки из второй группы, так как они хотя и изменяются, но внутренне не развиваются.

Исследования ученых доказали, что в данных условиях могут выступать многие психические функции, а именно: психическое состояние спортсмена, его отношение к музыкальному

сопровождению и восприятию

музыки[1,2,5,6].

Влияние музыки на спортивные физкультурные упражнения неодинаково. Чем быстрее звучит мажорная музыка (она воспринимается приятнее), тем больше допускается ошибок при дозировании силовых усилий. Но при оценке мажорной медленной музыки более точно дозируются темповые, а при минорной быстрой музыке - пространственные характеристики движений. Чем более приятна минорная медленная музыка, тем больше количество работы может выполняться спортсменом во время усталости.

Для этого необходимо рассмотреть:

а) особенности слухового восприятия студентов, то есть собственно восприятие музыки;

б) особенности двигательных восприятий при действии музыки, т.е. собственные оценки студентов о влиянии музыки на выполняемые ими движения и выполняемую спортивную работу. Как показала теория и практика спортивной тренировки, если элементы музыки воспринимаются адекватно студентами, занимающимися спортом. Например, мажор в большинстве случаев выражает радость, оживление, а минор - волнение, грусть, печаль. Тогда, очевидно, нет смысла говорить об элементах музыки, а достаточно определить их выразительную функцию (например, музыка веселая, музыка грустная и т.д.) и при участии занимающихся составить музыкальные программы. Но если элементы музыки воспринимаются неадекватно, тогда нужно говорить только о значении музыки (как объективной неизменяющейся реальности), а программы музыки составлять при участии музыкальных работников.

Цель исследования: разработка механизма с использованием программы функциональной музыки, направленной на формирование компетенции саморазвития личности студента средствами физической культуры.

Объект исследования: учебно-педагогический процесс вузе по дисциплине «Физическая культура».

Предмет исследования: процесс создания программ функциональной музыки, направленной на нормализацию психических состояний и физическое совершенствование личности студента в процессе саморазвития на занятиях физической культурой.

Задачи:

1. Нормализация психических состояний личности, тревожности, депрессии.

2. Стимулирование как внутреннего потенциала в виде саморазвивающей активности, так и внешней педагогической поддержки в процессе саморазвития личности.

3. Создание программ функциональной музыки, направленных на саморазвитие личности студента на занятиях физической культурой в процессе создания механизма компетенции саморазвития.

Методы исследования:

традиционные методы САН, ДАТ, диагностика саморазвивающей активности (педагогический аспект), целевое педагогическое наблюдение по

разработанной автором карте, отражающей динамику деятельности по саморазвитию личности.

Организация исследования.

Исследование проводилось на базе института культуры. Выборка испытуемых - 65 студентов специализации «Социально-культурная деятельность», обучающихся на 2-м курсе факультета культурологии. Констатирующее

исследование проводилось во время учебных занятий по ФК. Время исследования - 2015-2016 учебный год.

При формировании компетенции на первом этапе исследования идёт формирование первичной

психологической установки, где

доминирует неосознаваемое перед убеждающим социальным и нравственным направляемым влиянием, создавая социально нравственную направленность установки. Установка сформирована на определённом уровне, обозначающем её качество. При отсутствии условий реализуется слабо и угасает, либо не реализуется совсем. Исследования подтверждают, что этот механизм работает, если внушаемое и убеждаемое взаимодействуют и точно рассчитаны на условия реализации, которые при этом нужно непременно создавать (И.Е. Шварц, 1971-1982; А.С. Новосёлова, 1999-2010; Н.Л. Пономарёв, 1999-2015; А.А. Оплетин, 2005-2016; Л.А. Титова, 2008-2015; Е.Г. Каратаева, 2010-2014). В литературе есть данные психологов и педагогов о том, что механизм установки во многом определяет механизм формирования компетенции и компетентности[3,4,,5,6]. В нашем исследовании мы представляем механизм формирования физкультурно-спортивных компетенций, надпредметных

компетенций, компетенции саморазвития как единое целое, включающее в себя два уровня. На первом формируется установка и на её основе в этом процессе подключается второй уровень

воспитывающего влияния. Далее идёт формирование предметной компетенции, но с подключением фона, направленного на формирование её части -надпредметной компетенции. При закреплении они выходят на второй уровень, и влияние идёт на равных. При формировании предметной компетенции неосознаваемая сфера психики, часть которой характеризует каждую из четырёх сфер психики, при обучении доминирует, сохраняя нравственное социальное влияние, направленное на формирование надпредметной части компетенции (А.А. Леонтьев, 2004). При увеличении самостоятельных работ, участии в творческих работах, в соревнованиях и играх, укрепляя социальную установку и увеличивая влияние на ключевую часть её, расширяется и формируется социальная

нравственность личности в данном виде деятельности. Естественно, при соблюдении приоритета любого механизма

- взаимодействия на всех уровнях. При таком подходе решается не только вопрос об увеличении осознаваемого в овладении компетенцией на всех уровнях обучения, но и от методики формирования компетенции, чтобы учитывать не только получение сформированной компетенции, но и условия, при которых она будет реализовываться.

Результаты исследования. На первом этапе обучения основная часть студентов (71%) показали низкий относительный уровень компетенции саморазвития, 27% - средне достаточный уровень и только 2% студентов показали высокий уровень, высший превосходный не зафиксирован. На втором этапе обучения отмечено преобладание низкого относительного уровня компетенции саморазвития личности - 59%, средне достаточный уровень проявился у 38% исследуемых, высокий остался на прежнем уровне - 2%, высший превосходный - 1%. На третьем этапе обучения с использованием функциональной музыки низкий относительный уровень

сформированости компетенции

саморазвития у студентов составил 29%, средний достаточный - 59%, высокий уровень - 10%, высший превосходный -2%.Студенты, занимающиеся по экспериментальной программе ФК, подтвердили положительное отношение к освоению ФК с её саморазвивающейся направленностью: если вначале

эксперимента было низкое

индифферентное у 63%, у остальных 37%

- среднее относительное, то в конце эксперимента 56% участников показали высокий уровень, а 10% - высший превосходный.

У студентов снизился показатель депрессии, астении, тревожности. Зафиксирована положительная динамика конкурентной способности, устойчивости нравственного выбора в проблемных

ситуациях, проявилась уверенность в себе, в своих силах.

Выводы. Музыка влияет на различные стороны физкультурно-спортивной деятельности студентов при формировании механизма компетенции саморазвития и является эффективным средством повышения интереса в учебно-тренировочном процессе. Воздействуя на мотивационную сферу человека, восприятие, психические состояния, можно непосредственно управлять процессом влияния музыки на физкультурно-спортивную деятельность студентов. Учитель физической культуры, тренер получает реальную возможность управлять учебно-воспитательным

процессом студентов при использовании музыки в физкультурно-спортивной деятельности при формировании физкультурно-спортивных компетенций. В то же время данный элемент оптимизирует процесс физкультурно-спортивных

занятий глубиной индивидуализации обучения и воспитания. Эмоциональный компонент влияет на сферу неосознаваемого и осознаваемого, усиливает педагогический эффект. Музыка применяется и как самостоятельный нетрадиционный метод в педагогическом процессе. В ней заложены большие потенциальные возможности, влияющие на эффект саморазвития личности.

Литература

1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10 №2. - С. 28-38. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10Л4526/01_1Ш_04.

2. Бахтизина, Д. И. Красота музыки и духовная жизнь человека / Д. И. Бахтизина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : Материалы XXXIV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : СиБАК, 2014. - С. 64-68.

3. Гольдварг, И. А. Функциональная музыка / И. А. Гольдварг. - Пермь, 1968. - 89 с.

4. Кузнецова, З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры

и спорта: современные подходы / З.М. Кузнецова, В.К. Аюпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 20-24. Режим доступа: http://journal-

science.org/ru/article/4.html. DOI:

10.14526/13_2014_13.

5. Лубышева, Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.

6. Макеева, В. С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В. С. Макеева, С. В. Шавырина // Образование и саморазвитие. - 2010. -Т. 1. - № 17. - С. 225-230.

7. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности /А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 25-31.

8. Оплетин, А. А. Саморегуляция в системе средств физической культуры как ведущий регулятивный механизм и важный компонент структуры саморазвития личности /А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Том 8, № 2. - С. 165-174. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/20.html.

References

1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sport training. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol. 10, no.2, pp. 28-38. Available at: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.

2. Bakhtizina D. I. Beauty of music and a spiritual life of a person. Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya : Materialy XXXIVMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Urgent questions of social sciences: sociology, politology, philosophy, history : Materials of the XXXIV International scientific-practical conference]. Novosibirsk, Siberian Association of Consultants, 2014, pp. 64-68. (in Russian).

3. Goldvarg I. A. Funktsional'naya muzyka [Functional music]. Perm, 1968, 89 p. (in Russian).

4. Kuznetsova Z.M., Aypova V.K. Educational services branding in physical culture and sport institute: modern approaches. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 1, pp. 20-24. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13 2014 13.

5. Lubysheva L. I., Zagrevskaya A.I. Structure and content of personality's sports culture. Teoriya i praktika fiz. kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2013, no. 3, pp. 7-16. (in Russian).

6. Makeeva V. S., Shavyrina S.V. Psychophysical state of students control during physical upbringing Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2010, Vol. 1, no. 17, pp. 225-230. (in Russian).

7. Opletin A. A. Potentialities of physical culture as one of the leading stimuli of personality self-development. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury

Подано: 01.12.2016 г. Принято: 04.12.2016г.

[Theory and practice of physical culture], 2009, no. 5, pp. 25-31. (in Russian).

8. Opletin A. A. Self-regulation in the system of physical culture means as the leading regulative mechanism and an important component of personality self-development structure. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2013, vol.8, no. 2, pp. 165-174. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/20. html.

Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: opletin. a@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.