DOI 10.14526/01 2017 214 УДК 796.077.5
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НА ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ ЕДИНОБОРСТВ «РОСС, ТРИЗНА, ГРОМ»
А. А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский проспект, дом 29 г. Пермь, Россия, 614990
Е-т ail: opletin. a(a),vandex. г и
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании систем единоборств в учебном процессе на занятиях физической культурой для формирования патриотического, социально-нравственного саморазвития личности студентов, подготовки их к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации, воспитания студенческой молодёжи на лучших традициях, заложенных нашими отцами и дедами. Материал. В данной статье представлен материал, раскрывающий вопрос формирования механизма социально-нравственного саморазвития личности в процессе патриотического воспитания студентов на занятиях физической культурой средствами единоборств. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты. Разработан и внедрён в учебный процесс механизм формирования социально-нравственного саморазвития личности в патриотическом воспитании студентов на занятиях физической культурой средствами единоборств, давший положительные результаты в учебно-воспитательном процессе вуза. Заключение. Проведенные исследования подтверждают, что использование в учебном процессе студентов вузов российской системы самообороны способствует формированию физкультурно-спортивной компетенции личной безопасности. Занятия физической культурой выходят за рамки только профессионально-прикладных компетенций, но также формируют компетенции межпредметные. Ключевые слова: тризна, единоборства, культура, система.
PHYSICAL EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS ON THE HISTORY OF SLAVIC MARTIAL ARTS "ROSS, THE FEAST, THUNDER"
Anatoly A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomolsky prospect, Perm, 614990, Russia
E-mail: opletin. aCayandex. ru
Annotation. The article considers the question of martial arts systems using in the educational process of physical culture lessons for students personality patriotic, social-moral self-development formation. For training them to serve in the Russian Federation armed forces for the Motherland protection, for students upbringing on the best traditions established by our fathers and grandfathers. Material. This article is addressed to the issue of students Patriotic education social-moral mechanism formation at the physical culture lessons by means of martial arts. Research methods. Analysis of scientific and scientific-methodical literature on the research problem, pedagogical observation, questionnaire, experiment. Results. Developed and implemented in the educational process of students social-moral self-development patriotic education mechanism at physical culture
lessons by means of martial arts, which gave positive results in the educational process of the University. Conclusion. The research confirms that the use in the educational process of the University students the Russian self-defense system helps to create a physical sport personal safety competence. Physical education goes beyond the only applied professional competencies but also creates interdisciplinary competence.
Keywords: feast, martial arts, culture, system, personal safety competence.
ВВЕДЕНИЕ
Культура - понятие широкое, представляющее собой гармоничное единство многих компонентов, один из которых - культура физическая [4]. У славянских народов самобытная физическая культура находила выражение в народных играх, обрядах, обычаях. Древнерусская народная система воинских боевых искусств «РОСС, ТРИЗНА, ГРОМ» отличалась особой духовностью, она была осенена светом гуманизма, патриотизма. В отличие от «восточного», «западного» образца русская сила никогда не противопоставляла себя всему обществу, а, напротив, стремилась отождествлять себя с ним [1,2,3].
Сами названия «ристалище, тризна» связаны с погребальным обрядом языческих славян - торжественным прощанием с погибшим в бою витязем в виде военного ристания, битвы или игры. О таком характере воинского обычая, призванного отгонять смерть от живых, демонстрировавшего их выживаемость, жизнеспособность, свидетельствуют
древние источники. «РОСС, ТРИЗНА, ГРОМ» могли вырасти и родиться не иначе, как среди воинов, воинского быта: только усопшему воину принято было отдавать прощальную честь - воинской битвой или игрой; мирные люди, занимающиеся земледелием, не знали систем «РОСС, ТРИЗНЫ, ГРОМА» и обходились просто поминками.
Во время тризны доспехи умершего воина клали на вершину высокой насыпи, чтобы они воодушевляли состязающихся как ратные символы. Воинские ристания или игры сопровождались песнями, в которых прославлялись подвиги усопшего. Еще до погребения на могиле совершали страву, торжественный пир. Погребальные
воинские ристания, игры воинов состояли из состязания в борьбе, рукопашном и кулачном боях, беге, стрельбе из лука, метании диска и др. В каждом виде состязаний победителю предназначались дорогие призы. Само слово «тризна» в переводе имеет значение «побеждать», «превосходить» (в борьбе). В лексике родственных славянским языков до сих пор не встречено этимологически близкого термина, поэтому оно признано исключительно славянским. В древних книгах-памятниках церковно-славянского языка (три(ы)зна) употребляется в значении «состязание, битва». Это слово занесено и в старинные азбуковники. Слова «тризнище», «тризна» соответствовали древнегреческим понятиям «состязание», «борьба». Греческие Олимпийские игры переводились как «пятилетние тризнища». Тризнище приравнивалось иногда к поприщу, к пространству для предстоящих состязаний. Обряд языческий являлся одной из форм общения с богом Перуном, который с Даждьбогом олицетворял сферу небесных божеств: Перун - с мечом и огненным конём - бог молнии, грозы, огня, покровитель воинства; Даждьбог с солнечным знаком - бог солнца, света, мифический родоначальник русских людей, податель благ. Перун - один из грозных божеств, дружинников-воителей, вооруженных топорами, ставший символом грозы. Для поклонения фигуру Перуна делали из дубового дерева, голова была серебряная, а усы золотые.
У славян в эпоху политических преобразований постоянного войска не было. На борьбу с врагом выступало все население, способное защищаться и носить различное оружие. Особенности подготовки славянских воинов исходят из условий проведения боевых действий того
времени. Это прежде всего: 1) защитная амуниция; 2) соотношение сил противников; 3) продолжительность боя; 4) систематичность участия в войнах; 5) место проведения боя; 6) вид оружия; 7) климатические условия. Главной защитой у славянских ратников всегда считалась кольчуга. Но кольчуга, как ни странно, не выдерживала прямого, колющего, сильного удара, именно поэтому воины использовали подвижность своего тела для предотвращения прямого удара, и удар приходился вскользь. Славяне воевали с более многочисленной конницей кочевников, а также против византийцев, ливонцев, тевтонцев, значительно лучше защищенных и вооруженных. Чтобы добиться успехов в бою, необходимо было превосходство в индивидуальной подготовке бойцов, способных к схватке с противником, нападающим с четырех сторон, т. е. один против группы. Этому способствовал обряд тризны, когда один борец на горе бился с целой группой. Позднее, в христианской период, после запрета всех языческих обрядов поединок на горе из «тризны» был переименован в «царь горы». В этом виде обычай дошел до наших дней. О продолжительности боя мы имеем ряд упоминаний в летописях, где рассказывается, что сеча шла от зари до зари, а иногда не прекращалась и ночью. Выдержать бой такой продолжительности можно было только используя экономичную технику единоборств, не делая ни одного лишнего движения и при самой оптимальной амплитуде движения. Поскольку ударная поверхность оружия, будь то кулак, меч, копье, нога или что-то иное, очень мала, не было необходимости делать амплитудные защитные движения, как в восточных единоборствах. При малой амплитуде у противника создавалось впечатление, что боец почти повержен, и он становится уязвим. Благодаря этому ложному впечатлению противник выбирал тактику неправильного боя. Уход воина с линии атаки противника был минимальный, на ударяющую поверхность оружия, оружие скользило по поверхности
кольчуги. При минимальной амплитуде можно было делать большую частоту движений, уход делался по направлению на сближение с противником, а не на отрыв, что не позволяло противнику развить в атаке максимальную силу, а славянские воины при малой амплитуде имели возможность нанести смертельный удар. Ели учесть тот факт, что славянские племена практически постоянно находились в состоянии войны в связи с особенностями своего геополитического местоположения на стыке Европы и Азии и вынуждены были отражать атаки как «западной», так и «восточной» цивилизаций, то боевая техника движений отрабатывалась ими
высокопрофессионально [2]. Большое значение для индивидуальной техники боя имело место проведения поединка. Наши предки старались выбрать такие места, где неудобно использовать войска с большим числом воинов, где затруднен маневр и обстановка непривычна для врага, где численное преимущество и физическая сила теряли смысл, а все решало мастерство и быстрота действий каждого бойца. На наклонной плоскости побеждал ТОТ, кто более гибок, пластичен, более устойчив. Работа на горе отрабатывала у славян лучшую устойчивость, страховку при падении, ибо падать приходилось с довольно крутых холмов, с наклоном до 30 градусов. Стоящему на более высоком уровне выгоднее было работать ногами, а стоящему ниже - руками. На равнине удары ногами рациональнее наносить не выше пояса, а руками - не ниже пояса. В зимнее время боевые действия проходили на реках, озерах, и при подготовке ратников надо было учитывать ширину стойки на скользкой поверхности. Ширина стойки не превышала ширину плеч, иначе терялась устойчивость и маневренность. В восточных единоборствах ширина стойки была намного больше, поскольку борьба проходила в основном на твердом грунте. Есть отличие и в технике владения холодным оружием. Оружие было более тяжелым и более инерционным, чем у
народов стран Востока, поэтому движения применялись цикличные, продолжение одного являлось началом другого.
Целью нашего исследования является разработка и внедрение в учебный процесс механизма формирования социально-нравственного саморазвития личности в патриотическом воспитании студентов на занятиях физической культурой средствами единоборств и формирования компетенции личной безопасности.
Центр славянских боевых искусств «РОСС, ТРИЗНА, ГРОМ» при Институте искусства и культуры ставит своей задачей внедрить в учебно-воспитательный процесс вуза данный вид спорта [1,2,3,4].
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты Института искусства и культуры: экспериментальная группа в количестве 63 человека, занимающихся по специально разработанной программе физической культуры с включением в программу Российской отечественной системы самообороны.
Результаты исследования и их обсуяедение. В настоящее время соревнования в вузе проводятся по одному из главных разделов: рукопашному бою. На соревнованиях тризники, рукопашники работают в полный контакт, в кожаных перчатках весом 300 г. Пальцы рук выступают из перчаток на 2 фаланги. Разрешаются удары по голове ударной и тыльной стороной кулака и боковые удары ногами. По конечностям и корпусу разрешены удары руками и ногами. Возможны броски, удержания, подсечки, болевые и удушающие приемы, загибы рук; запрещены удары открытой перчаткой в горло, лицо, пах. Студенты, прошедшие обучение по системе самообороны «РОСС, ТРИЗНА, ГРОМ» при вузе в течение четырёх лет, показали положительные статистические сдвиги в формировании компетенции личной безопасности. Если в начале эксперимента уровень
сформированности данных компетенций соответствовал низкому у 87%,
относительному - у 11 %, среднему - у 2%, то на заключительном этапе эксперимента относительный уровень выявлен у 7% студентов экспериментальной группы, средний - у 45%, высокий - у 40%, высший превосходный - у 8%. Согласно статистике военкомата города Перми, студенты, занимающиеся единоборствами, (86%) проходят службу в специальных войсках Вооружённых Сил Российской Федерации.
Выводы
Проведенные исследования
подтверждают, что использование в учебном процессе студентов вузов российской системы самообороны способствует формированию
физкультурно-спортивной компетенции личной безопасности. Занятия физической культурой выходят за рамки не только профессионально-прикладных компетенций, но также формируют межпредметные компетенции в области патриотического воспитания.
Литература
1. Оплетин, А. А. Формирование компетенции личной безопасности средствами российской отечественной системы самообороны / А. А. Оплетин // Научно-теоретический журнал "Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта". - 2014. - № 9 (115). - С. 101-105.
2. Оплетин, А. А. Приемы самообороны как компонент личной безопасности в системе самореализации и саморазвития личности средствами физической культуры / А. А. Оплетин // Психопедагогика в правоохранительных органах : научно-практический журнал. - Омск : Омская академия МВД, 2012. -№ 2(49). С. 49-53.
3. Оплетин, А. А. Спортивно ориентированный подход в процессе саморазвития личности студентов средствами Российской отечественной системы самообороны / А. А. Оплетин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. - 2010. - № 3. - С. 50-55.
4. Оплетин, А. А. Потенциальные возможности физической культуры в процессе саморазвития личности студентов вуза / А. А. Оплетин, 3. Я. Кузнецова // Мир психологии. - 2014. - № 4. - С. 80-85.
5. Коновалов, И. Е. Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы /И. Е. Коновалов, 3. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 6. - №3. - С. 86-90. Режим
доступа: http://www.iournal-
science.org/ru/magazine/31 .html.
6. Кузнецова, 3. М. О зарубежной истории физического воспитания / 3. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 3. - №1. - С. 1-14. Режим доступа: http://www.iournal-sc ience .org/r и/ art ic le/429.html.
7. Irene Esteban-Cornejo, David Martinez-Gomez, Laura Garcia-Cervantes, Francisco B. Ortega, Alvaro Delgado-Alfonso, José Castro-Piñero, Oscar L. Veiga. Objectively Measured Physical Activity During Physical Education and School Recess and Their Associations With Academic Performance in Youth: The UP&DOWN Study. Journal of Physical Activity and Health. 2017, Vol. 14, No. 4, pp. 275-282, DOI: http://dx.doi.Org/10.l 123/jpah.2016-0192. (SCOPUS)
8. Poliana Alves de Oliveira, Juscelino Castro Blasczyk, Gerson Souza Junior, Karina Ferreira Lagoa, Milene Soares, Ricardo Jacó de Oliveira, Paulo José Barbosa Gutierres Filho, Rodrigo Luiz Carregaro, Wagner Rodrigues Martins. Effects of Elastic Resistance Exercise on Muscle Strength and Functional Performance in Healthy Adults: A Systematic Review and Meta-Analysis. Journal of Physical Activity and Health. 2017, Vol. 14, No. 4, pp. 317-327. DOI: http://dx.doi.org/10.1123/jpah.2016-0415. (SCOPUS)
References
1. Opletin A. A. The development of competence in personal safety with means of the Russian domestic system of self-defense. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Notes University of P.F. Lcsgaft], 2014, no 9 (115), pp. 101105. (in Russian).
2. Opletin A. A. Self-defense Techniques as a component of personal security in the system of self-realization and self-development by means of physical culture. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh: nauchno-prakticheskii zhumal [Psychopedagogy in law enforcement bodies: scientific and practical journal], 2012, no 2 (49), pp. 49-53. (in Russian).
3. Opletin A. A. Sports-oriented approach in the process of self-development of personality of students by means of the Russian domestic system of
Подано: 07.04.2017г. Принято: 10.04.2017г.
self-defense. Fizicheskaya knl'tnra: vospitanie, obrazovanie, trenirovki [Physical culture: upbringing, education, training], 2010, no 3, pp. 50-55. (in Russian).
4. Opletin A. A. Potential of physical culture in the process of self-development of students. Mir psikhologii [The World of psychology], 2014, no 4, pp. 80-85. (in Russian).
5. Konovalov I.E., Kuznetsova Z.M. Physical education in music special secondary educational institutions: historical legacy and contemporary issues. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi lail'tuiy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2011, Vol. 6, no 3, pp. 8690. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/magazine/31 .html.
6. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi lail'tuiy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, no 1, pp. 1-14. Available at: http://www.ioiu'nal-science.org/ru/article/429.html.
7. Irene Esteban-Cornejo, David Martinez-Gomez, Laura Garcia-Cervantes, Francisco B. Ortega, Alvaro Delgado-Alfonso, Jose Castro-Piñero, Oscar L. Veiga. Objectively Measured Physical Activity During Physical Education and School Recess and Their Associations With Academic Performance in Youth: The UP&DOWN Study. Journal of Physical Activity and Health. 2017, Vol. 14, no 4, pp. 275-282, DOI: http://dx.doi.org/10.1123/jpah.2016-0192. (SCOPUS)
8. Poliana Alves de Oliveira, Juscelino Castro Blasczyk, Gerson Souza Junior, Karina Ferreira Lagoa, Milene Soares, Ricardo Jacó de Oliveira, Paulo José Barbosa Gutierres Filho, Rodrigo Luiz Carregaro, Wagner Rodrigues Martins. Effects of Elastic Resistance Exercise on Muscle Strength and Functional Performance in Healthy Adults: A Systematic Review and Meta-Analysis. Journal of Physical Activity and Health. 2017, Vol. 14, no 4, pp. 317-327. DOI: http://dx.doi.org/10.1123/jpah.2016-0415. (SCOPUS)
Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: [email protected],ru
Для цитирования: Оплетин A.A. Физическое воспитание и саморазвитие студентов на истории славянских единоборств «Росс, Тризна, Гром» // Педагогико-психологические и
медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 132-137.
DOI 10.14526/01_2017_215 УДК 796.078
ФАСИЛИТАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРОСТРОИТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А.Н. Попов - доктор экономических наук, профессор А.Н. Коваленко - доктор медицинский наук, профессор Уральский государственный университет физической культуры ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091
E-mail: nana2684(a)mndex.m
Аннотация. Особый акцент в работе сделан на формировании принципов культуростроительного менеджмента, отражающих философию современного бизнес-образования в вузе физической культуры. Это прежде всего принцип фасилитации, реальным воплощением которого на практике является деятельность фасилитаторов по координации организационного знания и обобщение личностного знания лидеров физкулыпурно-спортивной организации. Материал. Разработка рекомендаций по оценке роли фасилитации в кулыпуростроительном менеджменте физкулыпурно-спортивной организации. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, опыта специалистов-практиков в области координации организационного знания. Результат. С позиций комплексного подхода дана оценка эффективности культуростроительного менеджмента в физкулыпурно-спортивной организации. Исходя из принципов фасилитации обоснованы способы конверсии знания в сфере организационного кулыпуростроения. Заключение. Закчючительная часть работы посвящена принципам фасилитации: готовности к изменениям, ответственности за репутацию физкулыпурно-спортивной деятельности, совместной работе для достижения общей цели, неуклонной поддержке руководством физкулыпурно-спортивной организации основных направлений этой деятельности, к числу которых относится и организационное кулыпуростроение. Как показано в работе, под фасилитацией при этом понимается кулыпуростроительный менеджмент, расширение спортивными менеджерами базы своих профессиональных знаний.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная организация, фасилитация, спортивный менеджмент, системный эффект, процессуальная компетентность.
FACILITATION AND ITS ROLE IN CULTURE-CONSTRUCTIVE MANAGEMENT OF
PHYSICAL-SPORTS ORGANIZATION
Alexsandr N. Popov - doctor of economics, professor Alexsandr N. Kovalenko - doctor of medicine, professor Ural State University of Physical Culture 1, Str. Ordzhonikidze, Chelyabinsk, 454091, Russia
E-mail: nana2684Çd)mndex.ru
Annotation. Special emphasis in work is given to the principles of culture-constructive management formation, which reflect philosophy of modern business education at physical culture higher educational establishment. First of all, it is the principle of facilitation, the real realization of which in practice is facilitators ' activity concerning organizational knowledge coordination and physical-sports organization leaders ' personal
137