Научная статья на тему 'Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой при формировании физкультурно - спортивной компетенции саморазвития'

Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой при формировании физкультурно - спортивной компетенции саморазвития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1144
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / СТРЕСС / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ANXIETY / DEPRESSION / STRESS / PERSONALITY / COMPETENCY / SELF-DEVELOPMENT / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оплетин А.А.

Активная физическая деятельность имеет очень важное значение для психических процессов человека. Таким образом, занятия физической культурой уже сами по себе в определённой мере решают психогигиенические задачи. Считается необходимым охарактеризовать и уточнить степень проявления тревоги, депрессии у студентов, для этого требовалось обратиться к методикам изучения психических состояний. В исследовании речь идёт о таком психическом состоянии, как тревога, депрессия. У студентов вуза предельно высокий уровень проявления тревоги и депрессии. Естественно, для решения задач по саморазвитию необходимо выяснить характер проявления данных состояний, чтобы получить возможность нормализации психики в процессе обучения, предоставив для саморазвития личности благоприятные условия. В аспекте исследования обращение к психическим состояниям не случайно. Формирование мотивации саморазвития компетенции напрямую связано с психической устойчивостью личности. Проблема вузовской психогигиены имеет свои особенности. Она состоит в том, что необходимо учитывать не только возраст студентов, специфику учебного процесса, но и постоянно заботиться о психическом здоровье обучающихся, ликвидации дискомфорта, чрезмерной тревожности, рождающей неуверенность, а, порой и страх, о создании здорового, оптимистического психического настроя студентов. Материал. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня тревожности, депрессии, астении, которые необходимо учитывать при формировании физкультурно-спортивной компетенции саморазвития во время занятий физической культурой. Это напрямую связано с проблемой вузовской психогигиены, которая имеет свои особенности. Методы исследования: метод определения свойств личности по Р. Кэттеллу (F-16, форма «С»), выявление состояния тревожности и депрессии по методу Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович (1988). Результат. Проведенное исследование, целью которого было выявление состояния тревожности и депрессии зафиксировало проявление общей тревожности у довольно большой части студентов, у части студентов тревожность выражена как пограничное состояние. На основании полученных данных нами было высказано предположение, что эмоциональное неблагополучие студентов вуза может быть обусловлено резкой сменой характера образовательной деятельности при переходе из школы в вуз. В этой связи было проведено исследование на предмет проявления тревоги у студентов трёх курсов вуза. Был определен комплекс методов, позволяющих измерить те стороны личности, которые обозначены нами как необходимые и важные для приобщения студентов к саморазвитию средствами физической культуры. Анализ показал незначительную положительную динамику показателей тревожности и депрессии. Данные эмоционального неблагополучия, засвидетельствованные у студентов вуза, подтверждаются и данными, полученными по методу САН. Анализ данных позволил прийти к выводу, что эмоциональное неблагополучие не может объясниться только изменением характера образовательной деятельности. Положительная динамика его проявления не засвидетельствована на протяжении всех трёх курсов обучения. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач ФК, ФВ, С, а это возможно при условии модернизации процесса образования в области ФК. С этой целью нами составлена программа саморазвития по формированию физкультурно-спортивных компетенций студентов. Заключение. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач ФК, ФВ, С, а это возможно при условии модернизации процесса образования в области ФК. Саморазвитие и формирование физкультурно-спортивной компетенции саморазвития имеют место только тогда, когда деятельность студентов носит личностный смысл, заполнена психолого-педагогическим содержанием и закреплена в практической деятельности, когда будет нормализован психогигиенический аспект на занятиях студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PSYCHIC STATES NORMALIZATION AT PHYSICAL CULTURE LESSONS WHILE FORMING PHYSICAL-SPORTS COMPETENCY OF SELF-DEVELOPMENT

An intensive physical activity is very important for a person’s psychic processes. Thus, physical culture lessons, in a way, solve psychological problems. It is necessary to characterize and specify the degree of anxiety, depression among students and for this purpose the methodology of psychic states study was used. The research is about such kind of psychic state as anxiety and depression. Higher educational establishment students have a high level of anxiety and depression. It is obvious, that in order to solve the problems of self-development it is necessary to reveal the character of these states demonstration, in order to get the opportunity to normalize psyche during the process of education, forming favorable conditions for a personality’s self-development. Considering psychic states is not accidental in the research work. Motivation of competency self-development formation is directly connected with a person’s psychic stability. The problem of University psychohygiene has its peculiarities. It is necessary not only to take into consideration the age of students, the specificity of educational process, but also to take care of students’ psychic health, discomfort, excessive anxiety elimination, which cause uncertainty and, in some cases, fear concerning a healthy, optimistic psychic orientation of students.Material. The article presents the results of the research, directed at the level of anxiety, depression, asthenia revelation, which should be taken into consideration while forming physical-sports competency of self-development during physical culture lessons. It is directly connected with the problem of University psychohygiene, which has its peculiarities. Research methods: method of personality traits determination according to Raymond Bernard Cattell (F-16, form “С”), state of anxiety and depression revelation according to the method by L.M. Fridman, T.A. Pushkina, I.Y. Kaplunovich (1988). Results. The held research, the aim of which was to reveal the state of anxiety and depression, determined general anxiety demonstration among considerably big part of students, among some students anxiety was revealed as a borderline state. On the basis of the received results we made a suggestion that emotional ill-being of students from higher educational establishments can be conditioned by a quick change of educational activity character, when leaving school and entering a higher educational establishment. In this connection a research was held among the students of three courses in order to reveal the level of anxiety. A complex of methods was determined, which helped to measure the sides of personality, which are underlined by us as important and necessary for involving students into self-development by means of physical culture. The analysis showed insignificant positive dynamics of anxiety and depression indices. The results of emotional ill-being, revealed among the students of a higher educational establishment, are verified by the results of WAM (well-being, activity, mood) method. The results analysis helped to understand, that emotional ill-being can’t be explained only by the change of educational activity character. Positive dynamics of its demonstration was not revealed during all three courses of study. In modern conditions of educational process it is necessary to search for new systems, technologies, approaches to the problems of physical culture (PC), physical upbringing (PU), self-development (S) solution and it is possible only in case of educational process modernization in the sphere of PC. For this purpose we created the program of self-development according to students’ physical-sports competencies formation. Conclusion. In modern terms of educational process it is necessary to search for new systems, technologies, approaches to the problems of physical culture (PC), physical upbringing (PU), self-development (S) solution and it is possible only in case of educational process modernization in the sphere of PC. Self-development and physical-sports competency of self-development formation are possible only when students’ activity has personal sense, when it has psychological-pedagogical content and is mastered in practice, when psychological aspect at the lessons is normalized.

Текст научной работы на тему «Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой при формировании физкультурно - спортивной компетенции саморазвития»

DOI 10.14526/01_2017_194 УДК:796.077.5

НОРМАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО -СПОРТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ

А.А. Оплетин — кандидат педагогических наук, доцент Пермский национально исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990

E-mail: opletin. a@yandex. ru

Аннотация. Активная физическая деятельность имеет очень важное значение для психических процессов человека. Таким образом, занятия физической культурой уже сами по себе в определённой мере решают психогигиенические задачи. Считается необходимым охарактеризовать и уточнить степень проявления тревоги, депрессии у студентов, для этого требовалось обратиться к методикам изучения психических состояний. В исследовании речь идёт о таком психическом состоянии, как тревога, депрессия. У студентов вуза предельно высокий уровень проявления тревоги и депрессии. Естественно, для решения задач по саморазвитию необходимо выяснить характер проявления данных состояний, чтобы получить возможность нормализации психики в процессе обучения, предоставив для саморазвития личности благоприятные условия. В аспекте исследования обращение к психическим состояниям не случайно. Формирование мотивации саморазвития компетенции напрямую связано с психической устойчивостью личности. Проблема вузовской психогигиены имеет свои особенности. Она состоит в том, что необходимо учитывать не только возраст студентов, специфику учебного процесса, но и постоянно заботиться о психическом здоровье обучающихся, ликвидации дискомфорта, чрезмерной тревожности, рождающей неуверенность, а, порой и страх, о создании здорового, оптимистического психического настроя студентов. Материал. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня тревожности, депрессии, астении, которые необходимо учитывать при формировании физкультурно-спортивной компетенции саморазвития во время занятий физической культурой. Это напрямую связано с проблемой вузовской психогигиены, которая имеет свои особенности. Методы исследования: метод определения свойств личности по Р. Кэттеллу (F-16, форма «С»), выявление состояния тревожности и депрессии по методу Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович (1988). Результат. Проведенное исследование, целью которого было выявление состояния тревожности и депрессии зафиксировало проявление общей тревожности у довольно большой части студентов, у части студентов тревожность выражена как пограничное состояние. На основании полученных данных нами было высказано предположение, что эмоциональное неблагополучие студентов вуза может быть обусловлено резкой сменой характера образовательной деятельности при переходе из школы в вуз. В этой связи было проведено исследование на предмет проявления тревоги у студентов трёх курсов вуза. Был определен комплекс методов, позволяющих измерить те стороны личности, которые обозначены нами как необходимые и важные для приобщения студентов к саморазвитию средствами физической культуры. Анализ показал незначительную положительную динамику показателей тревожности и депрессии. Данные эмоционального неблагополучия, засвидетельствованные у студентов вуза, подтверждаются и данными, полученными по методу САН. Анализ данных позволил прийти к выводу, что эмоциональное неблагополучие не может объясниться только изменением

характера образовательной деятельности. Положительная динамика его проявления не засвидетельствована на протяжении всех трёх курсов обучения. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач ФК, ФВ, С, а это возможно при условии модернизации процесса образования в области ФК. С этой целью нами составлена программа саморазвития по формированию физкультурно-спортивных компетенций студентов. Заключение. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач ФК, ФВ, С, а это возможно при условии модернизации процесса образования в области ФК. Саморазвитие и формирование физкультурно-спортивной компетенции саморазвития имеют место только тогда, когда деятельность студентов носит личностный смысл, заполнена психолого-педагогическим содержанием и закреплена в практической деятельности, когда будет нормализован психогигиенический аспект на занятиях студентов.

Ключевые слова: тревожность, депрессия, стресс, личность, компетенция, саморазвитие, физическая культура.

STUDENTS' PSYCHIC STATES NORMALIZATION AT PHYSICAL CULTURE LESSONS WHILE FORMING PHYSICAL-SPORTS COMPETENCY OF SELF-

DEVELOPMENT

Anatoly А. Opletin — candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University, 29, Komsomolsky prospect, Perm, 614990, Russia

E-mail: opletin.a@yandex.ru

Annotation. An intensive physical activity is very important for a person's psychic processes. Thus, physical culture lessons, in a way, solve psychological problems. It is necessary to characterize and specify the degree of anxiety, depression among students and for this purpose the methodology of psychic states study was used. The research is about such kind of psychic state as anxiety and depression. Higher educational establishment students have a high level of anxiety and depression. It is obvious, that in order to solve the problems of self-development it is necessary to reveal the character of these states demonstration, in order to get the opportunity to normalize psyche during the process of education, forming favorable conditions for a personality's self-development. Considering psychic states is not accidental in the research work. Motivation of competency self-development formation is directly connected with a person's psychic stability. The problem of University psychohygiene has its peculiarities. It is necessary not only to take into consideration the age of students, the specificity of educational process, but also to take care of students' psychic health, discomfort, excessive anxiety elimination, which cause uncertainty and, in some cases, fear concerning a healthy, optimistic psychic orientation of students. Material. The article presents the results of the research, directed at the level of anxiety, depression, asthenia revelation, which should be taken into consideration while forming physical-sports competency of self-development during physical culture lessons. It is directly connected with the problem of University psychohygiene, which has its peculiarities. Research methods: method of personality traits determination according to Raymond Bernard Cattell (F-16, form "С"), state of anxiety and depression revelation according to the method by L.M. Fridman, T.A. Pushkina, I.Y. Kaplunovich (1988). Results. The held research, the aim of which was to reveal the state of anxiety and depression, determined general anxiety demonstration among considerably big part of students, among some students anxiety was revealed as a borderline state. On the basis of the received results we made a suggestion that emotional ill-being of students from higher educational

establishments can be conditioned by a quick change of educational activity character, when leaving school and entering a higher educational establishment. In this connection a research was held among the students of three courses in order to reveal the level of anxiety. A complex of methods was determined, which helped to measure the sides of personality, which are underlined by us as important and necessary for involving students into self-development by means of physical culture. The analysis showed insignificant positive dynamics of anxiety and depression indices. The results of emotional ill-being, revealed among the students of a higher educational establishment, are verified by the results of WAM (well-being, activity, mood) method. The results analysis helped to understand, that emotional ill-being can't be explained only by the change of educational activity character. Positive dynamics of its demonstration was not revealed during all three courses of study. In modern conditions of educational process it is necessary to search for new systems, technologies, approaches to the problems of physical culture (PC), physical upbringing (PU), self-development (S) solution and it is possible only in case of educational process modernization in the sphere of PC. For this purpose we created the program of self-development according to students' physical-sports competencies formation. Conclusion. In modern terms of educational process it is necessary to search for new systems, technologies, approaches to the problems of physical culture (PC), physical upbringing (PU), self-development (S) solution and it is possible only in case of educational process modernization in the sphere of PC. Self-development and physical-sports competency of self-development formation are possible only when students' activity has personal sense, when it has psychological-pedagogical content and is mastered in practice, when psychological aspect at the lessons is normalized.

Keywords: anxiety, depression, stress, personality, competency, self-development, physical culture.

Введение. Современная система компетентностного подхода в области физического воспитания в вузе ориентирована на оптимальные условия раскрытия сущностных сил человека и стремление к личностному

совершенствованию, саморазвитию и самореализации в избранном виде деятельности [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10].

Проблема исследования состоит в определении сущности и содержания процесса самоорганизации двигательной деятельности студентов в процессе формирования физкультурно-спортивной компетенции саморазвития средствами ФК и факторов, препятствующих этому. Если обратиться непосредственно к проблемам современной высшей школы, то одной из них является наличие нервно-психических перегрузок и периодически возникающих стрессов, которые разрушительно воздействуют на здоровье студентов. По данным исследований учёных (А.С. Ромен, А.А. Оплетин, В.С. Макеева, В.В. Маркелов, В.Д. Паначев и др.), постоянное напряжение быстро вызывает утомление. Длительное пребывание в таком состоянии

вызывает либо апатию, либо стресс. И то и другое отрицательно влияет на здоровье студентов, может перейти в психическое состояние тревожности, депрессии, агрессивности и т. д. [4,7,8]. В научной литературе есть данные, что педагогический аспект воспитания обучения зависит от того, насколько нормализована психика обучающегося в области проявления психических состояний (К. Гехт, Н.Д. Левитов, В.В. Манжелей, В.С. Макеева, А.С. Новосёлова,

A.А. Оплетин, В.Д. Паначев, И.Е. Шварц и др.). В научной литературе этот аспект воспитания, образования определён как психогигиенический. Продолжительное время этой частью научных знаний занималась только медицина. В конце 20-го века заметно активизировалось и усилилось развитие этой отрасли науки как части психолого-педагогического направления. Многие ученые определили в этом аспекте научного знания цели и задачи ( В.М. Банщиков, Г.С. Беляев, Л.В. Богданович, В.Н. Мясищев и др.).

B.Н.Мясищев отмечал: «На ближайшее будущее психогигиена ставит перед нами

ряд основных задач. Наиболее важной из них является охрана и сохранение психического и физического здоровья молодого подрастающего поколения». К. Гехт в своих исследованиях представил целую программу школьной

психогигиены. Более глубоко и качественно педагогический аспект данной проблемы разработан учёным Пермской школы И.Е. Шварцем («Психогигиена в школе», 1988 г.) и его учениками. Так, И.П. Павлов объясняет психические состояния «первостепенной

действительностью». Е.Д. Коновалов считает, что такие психические состояния, как психическая напряженность, способны дезорганизовать деятельность человека. Б.Д. Парыгин отмечает, что наличие психогенных психических состояний определяет низкий уровень активности во всех видах деятельности. Н.И. Наенко пишет, что отрицательные психические состояния создают основу для преобладания стереотипных действий и неадекватных реакций, при этом понижается уровень восприятия и мышления. Н.Д. Левитов так определяет это явление: «Психическое состояние - это целостная психическая действительность за определенный период времени, характеризующаяся своеобразием

психических процессов и поведения в зависимости от отражаемых предметов, явлений действительности,

предшествующих психических состояний и психических свойств личности».

Как свидетельствуют теория и практика, наиболее часто среди студенческой молодежи встречаются такие психические состояния тревоги, как тревожность и депрессия в неклинических формах, отражающих психическое состояние личности в процессе деятельности. Ученые различают тревожность как состояние и как свойство личности. На это указывают Кэттелл и Шейер. Ю.Е. Сосновникова считает, что тревожность как личностное свойство представляет эмоциональное состояние. По мнению автора, совокупность реакций,

возникающих у индивида,

воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, безотносительно к тому, существует или нет опасность объективно. К. Изард (1980) рассматривает тревожность как синдром. Автор считает, что при состоянии тревожности человек испытывает неуверенность, ощущает якобы нависшую угрозу. Состояние тревожности, по мнению автора, во взаимосвязи с другими эмоциями может существенно влиять на способы поведения и в целом затормозить развитие личности. Как отмечают психологи, тревога выражается состоянием не только тревожности, но и депрессии. По утверждению К. Изарда, депрессия - ещё более серьёзный синдром, чем тревожность. Она выражает неуверенность в себе, потерю чувства собственного достоинства, при этом проявляется тип поведения избавления и избегания, потери контроля над событием. Это так называемая «реактивная депрессия», связанная с ситуациями переутомления, неудач, снижения интереса, она проявляется в неверии в себя и в других.

Активная физическая деятельность имеет очень важное значение для психических процессов человека, т. к. между деятельностью нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата студента осуществляется тесная связь.

В нашей работе реализуется программа, призванная решать часть психогигиенического аспекта, а именно: преодоление психологических и психогенных состояний тревоги (тревожности, депрессии), что формирует уверенность личности в своих силах и возможностях [8,9,10].

Методика и организация исследования. Решение поставленных задач потребовало, прежде всего, глубокого изучения личности студентов, задействованных в экспериментальной работе. Для проведения эксперимента сформированы две группы:

экспериментальная группа в количестве 85 человек второго года обучения и

контрольная группа в количестве 87человек.

Одной из первых решалась задача по выявлению свойств личности студентов. Одним из ведущих для решения задач исследования выступал метод определения свойств личности по Р. Кэттеллу ^-16, форма «С»). У большинства студентов наблюдается высокий уровень напряжённости (68%-67%) и тревоги (74%-71%), а также проявилась ситуативная зависимость (70%-71%).

Для составления программы саморазвития по формированию физкультурно-спортивных компетенций нами проведено исследование, целью которого было выявление состояния тревожности и депрессии по методу Л.М. Фридман, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович (1988). В нём приняли участие те же студенты - экспериментальная (85 человека) и контрольная (87 человек) группы. Анализ полученных результатов зафиксировал проявление тревожности в норме у 35%-36% студентов в каждой группе. У довольно большой части студентов (65%-64%) обнаружена общая тревожность. При этом область педагогической коррекции отмечена в целом только у 39%-40% испытуемых. У 26% студентов экспериментальной группы и у 24% студентов контрольной тревожность выражена как пограничное состояние, что может означать наличие глубоких переживаний, неуверенности и боязни оказаться несостоятельными в данном образовательном виде

деятельности, что неизбежно отражается на стабильности их настроения и соматического благополучия. Анализ полученных данных показал, что норма зафиксирована у 37% студентов экспериментальной группы и у 39% студентов контрольной. Область педагогической коррекции выявлена у 32% студентов в обеих группах, область пограничного состояния - почти у трети студентов в той и другой группах (31%-29%). Н.Д. Левитов причиной депрессии

считает неудачу в значимом виде деятельности, в снижении её социальной значимости. На основании полученных данных нами было высказано предположение, что эмоциональное неблагополучие студентов вуза может быть обусловлено резкой сменой характера образовательной деятельности при переходе из школы в вуз. В этой связи было проведено исследование на предмет проявления тревоги у студентов всех трёх курсов вуза. В нём приняли участие студенты трёх вузов в количестве 1240 человек. Это потребовало выявления у участников эксперимента таких характеристик, как возможности и способности участия в саморазвивающей деятельности по самостроению своей личности. Был определен комплекс методов, позволяющих измерить те стороны личности, которые обозначены нами как необходимые и важные для приобщения студентов к саморазвитию средствами физической культуры.

Анализ показал следующую картину: от курса к курсу в показателях тревожности и депрессии у студентов засвидетельствована очень незначительная положительная динамика. Так, показатель тревожности в норме ко второму курсу во всех группах увеличился на 2% и к третьему, по сравнению с первым, - на 6%. Незначительно сократился и показатель области пограничного состояния - от 29% на первом курсе до 20% на третьем. Соответственно, незначительно (на 3%) увеличилась и область педагогической коррекции. Примерно такая же картина зафиксирована у всех участников исследования в показателях депрессии.

Данные эмоционального

неблагополучия, засвидетельствованные у студентов вуза, подтверждаются и данными, полученными по методу САН. Так, у третьей части группы каждого курса обучения засвидетельствовано

неудовлетворительное самочувствие (до 32%), плохое настроение (у 30%). Слабо выражена активность у 38% студентов из числа всей группы.

Анализ данных позволил прийти к выводу, что эмоциональное

неблагополучие не может объясниться только изменением характера

образовательной деятельности.

Положительная динамика его проявления не засвидетельствована на протяжении всех трёх курсов обучения.

Выводы. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач ФК, ФВ, С, а это возможно при условии модернизации процесса образования в области ФК. Трудность, возникающая при

формировании компетенции саморазвития в области ФК, - это отсутствие знаний, умений, навыков практического опыта студентов в области самопознания, саморегуляции психических состояний (тревожности, депрессии, агрессивности), самопроектирования и самореализации в двигательной деятельности. Саморазвитие и формирование физкультурно-спортивной компетенции саморазвития имеет место только тогда, когда деятельность студентов носит личностный смысл, заполнена психолого-педагогическим содержанием и закреплена в практической деятельности.

Литература

10. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://journal-science. org/ru/article/157. html. DOI: 10.14526/01_1111_04.

11. Бальсевич, В. К. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) /В. К. Бальсевич. - М. : ГЦОЛИФК, 2012. - С. 46.

12. Виленский, М. Я. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя / М. Я. Виленский, В. С Макеева // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 3. - С. 10.

13. Кузнецова, З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы / З.М. Кузнецова, В.К. Аюпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 20-24.

Режим доступа: http://journal-

science.org/ru/article/4.html. DOI:

10.14526/13_2014_13.

14. Лубышева, Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л. И. Лубышева, А. И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.

15. Макеева, В. С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В. С.Макеева, С. В. Шавырина // Образование и саморазвитие. - 2010. -Т. 1. - № 17. - С. 225-230.

16. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания / И. В. Манжелей. -Челябинск, 2007. - 152 с.

17. Оплетин, А. А. Саморегуляция в системе средств физической культуры как ведущий регулятивный механизм и важный компонент структуры саморазвития личности / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013.- № 2 (27). - С. 165-174. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/20.html.

18. Оплетин, А. А. Обусловленность студентов вуза к саморазвитию психологическими особенностями возраста юности / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 11. - С. 11-15.

19. Оплетин, А. А. Готовность личности к саморазвитию на занятиях по физической культуре / А. А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 30-33.

20. Оплетин, А. А. Физическая культура в процессе формирования компетенции саморазвития личности / А. А.Оплетин // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф.Лесгафта». - 2014. - № 9 (115). - С. 101-105.

References

1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sport training, Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko - biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, Vol. 10, No. 2, pp. 28-38. Available at: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.

2. Balsevich V. K. Fizicheskaja kul'tura cheloveka: sostojanie problemy i strategija razvitija na perspektivu (aktovaja rech') [A person's physical culture: the state of the problem and development strategy for the future (commencement address)]. Moscow, Russian State University of Physical culture, 2012, 46 p. (in Russian).

3. Vilenskiy M. Y., Makeeva V.S. Physical culture as a core component of a teacher's professionalpersonal development. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2003, no 3, 10 p. (in Russian).

4. Kuznetsova Z.M., Aypova V.K. Educational services branding in physical culture and sport institute: modern approaches. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 1, pp. 20-24. Available at: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.

5. Lubysheva L. I., Zagrevskaya A.I. Structure and content of personality's sports culture. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2013, no 3, pp. 7-16. (in Russian).

6. Makeeva V. S., Shavyrina S.V. Students' psychophysical condition control during physical upbringing. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2010, Vol. 1, no 17, pp. 225-230. (in Russian).

7. Manzheley I. V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical models of physical upbringing]. Chelyabinsk, 2007, 152 p. (in Russian).

8. Opletin A. A. Self-regulation in the system of physical culture means as the leading regulatory

Подано: 23.01.2017 г. Принято: 26.01.2017г.

mechanism and an important component of personality self-development structure. Pedagogiko-

psikhologicheskie i mediko - biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2013, Vol. 8, no 2, pp. 165-174. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/20. html.

9. Opletin A. A. Conditionality of higher educational establishment students for self-development of psychological peculiarities of juvenile age. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2013, no 11, pp. 11-15. (in Russian).

10. Opletin A. A. A personality's readiness for self-development at physical culture lessons. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no 10, pp. 30-33. (in Russian).

11. Opletin A. A. Physical culture in the process of personality self-development competency formation. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft University], 2014, no 9 (115), pp. 101-105. (in Russian).

Оплетин Анатолий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Комсомольский пр., 29, Пермь, Россия, 614990, E-mail: opletin. a@yandex. ru

Для цитирования: Оплетин А.А. Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой при формировании физкультурно - спортивной компетенции саморазвития // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 146-152. DOI 10.14526/01_2017_194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.