УДК: 796.077.5 DOI 10.14526/01_1111_62
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Оплетин А.А. - кандидат педагогических наук, доцент Анненкова С. В. - аспирант ФазлеевМ.Т. - старший преподаватель Филатов А.В. - доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет
(ПНИПУ), Пермь Россия
PEDAGOGICAL SYSTEM OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT BY
MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Opletin А.А. — candidate of pedagogics, associate professor Annenkova S.V. - post-graduate student Fazleev M. T. - lecturer Filatov A. V. - associate professor Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm Russia
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: педагогическая система, личность, творческое саморазвитие, самореализация, физическая культура, нетрадиционные методы физической культуры.
Аннотация. Педагогическая система воплощает в практику социальный заказ современной парадигмы образования на формирование конкурентной, физически, нравственно и духовно здоровой личности.
Материал. В статье рассматривается внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза педагогической системы саморазвития средствами физической культуры.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результат. Результативность эксперимента проявилась, прежде всего, в повышении мотивации к занятиям физической культурой, в нормализации у значительной части студентов психических состояний. Зафиксирован достаточный уровень физического развития личности, проявляющийся в укреплении здоровья (снизилась заболеваемость). Отмечено оптимальное развитие и укрепление органов дыхания студентов, повышение жизнедеятельности тонуса организма, учащиеся овладели раскованностью двигательных навыков, у них заметно укрепились мышцы тела, подвижность суставов и позвоночника, зафиксировано овладение способами сохранения и укрепления здоровья посредством растяжек, суставной гимнастики и самомассажа. Отмечено более активное отношение к здоровому образу жизни. Существенно снизилась заболеваемость студентов и улучшилась посещаемость учебных занятий. Педагогические наблюдения: улучшение отдельных черт характера у студентов, занимающихся в экспериментальной группе. У студентов исчезли
136
боязливость, нерешительность, стеснительность, пассивность и неуверенность. Улучшилась дисциплина и появилась организованность и самостоятельность. Появился интерес к занятиям физическими упражнениями и желание заниматься в спортивных секциях. В контрольной группе больших изменений по всем параметрам не зафиксировано.
Заключение. Введение педагогической системы, новых нетрадиционных методов оптимизировало процесс физического воспитания студентов. Предлагаемая система способствует самореализации личности студентов, формированию физкультурно -спортивных компетенций и компетенции саморазвития.
Keywords: pedagogical system, personality, creative self-development, self-realization, physical culture, non-traditional methods of physical culture.
Annotation. Pedagogical system realizes in practice social order of a modern paradigm of education to form a competitive, physically, morally and spiritually healthy personality.
Material. The article is about the introduction of self-development pedagogical system into educational-upbringing process of a higher educational establishment by means of physical culture.
Research methods: scientific literature analysis and summarizing, pedagogical observation, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Results. The effectiveness of the experiment was seen, first of all, in motivation increase to physical culture lessons, in psychic states normalization of a considerable number of students. A sufficient level of a personality physical development was stated, which was revealed in health improvement (sickness rate decreased). An optimal development and strengthening of students' respiratory organs, organism tone increase is revealed. Students mastered the relaxedness of motional skills, their muscles became stronger, joints and spine became more flexible, they mastered the ways of health preservation and improvement by means of stretching, articular gymnastics and self-massage. Students' attitude to a healthy life style became more active. Sickness rate among students decreased and the attendance of the lessons became better. Pedagogical observations: separate character traits improvement among students of the experimental group. Timidity, uncertainty, coyness, passiveness disappeared among students. The discipline improved, orderliness and independency appeared. Students became interested in physical exercises and a desire to attend sports sections appeared. In the control group there were no great changes in parameters.
Conclusion. Pedagogical system, new non-traditional methods introduction provided the process of physical upbringing optimization among students. The offered system provides personality self-realization of students, physical-sports competencies and a self-development competence formation.
Введение физических качеств и обучения
Трансформационные механизмы двигательным действиям, становясь
включения России в единое социальным фактором воспроизводства
образовательное пространство Европы одного из элементов производительных
(Болонский процесс) поставили в центр сил - трудовых ресурсов. Стать субъектом
внимания современного общества собственной жизни - значит осознать её
потребности населения в качественных смысл, быть способным к
товарах и услугах. Социально- самоопределению, саморазвитию и
экономические преобразования последнего самосовершенствованию.
десятилетия в Российской Федерации Анализ мировых социокультурных
привели к переосмыслению роли и и образовательных тенденций
функций физической культуры студентов, свидетельствует о том, что в последние
способствующей формированию годы объектом пристального внимания
человеческого потенциала студенческой общества и предметом
молодежи. Функции физической культуры междисциплинарных исследований во
в новых условиях выходят за многих высокоразвитых странах
традиционные рамки формирования становятся различные аспекты поведения
личности в отношении своего здоровья. Апробируются различные системы обучения здоровому образу жизни (философская, образовательная,
медицинская, радикально-политическая, спортивно ориентированная и др.) как фактор конкурентоспособности личности на рынке труда и в условиях творческой самореализации, саморазвития (А.Д. Алферова, В.И. Андреев, В.К. Бальсевич, ВС. Макеева, И.В. Манжелей, В.И. Загвязинский, Л.И. Лубышева, А.А. Оплетин и др.)[1,2,4,5,6,9.].
Общее мнение специалистов в области физической культуры заключается в признании необходимости перестройки системы физической культуры
студенческой молодежи на основе принципов гуманистической педагогики, этики и психологии, направленной на саморазвитие личности занимающихся.
Анализ системы физической культуры студентов позволяет
констатировать ряд ее основных противоречий, которые характеризуются:
- наличием инновационных программ физической культуры и неразработанностью адекватных технологий, обеспечивающих их реализацию;
- необходимостью уровня образованности учащейся молодежи по физической культуре и отсутствием готовности преподавательского состава к этому раскрытию;
- значимостью проявления студентом субъективной позиции в физкультурно-образовательном процессе и низким уровнем использования личностно развивающих педагогических технологий, обеспечивающих ее проявление и становление;
- направленностью учебного процесса на формирование культуры физической и утилитарно-прикладной ориентации критериев оценки успешности освоения учебного материала, предусмотренных программой по физической культуре.
Анализируя в целом организацию занятий физической культурой в высших
учебных заведениях, а также отношение к ним студентов, можно отметить следующие тенденции:
- снижение интереса студентов к занятиям физическими упражнениями, особенно в традиционных формах, мало учитываются потребности, мотивы и ценностные ориентации самого студента в преобразовании собственной физической природы;
- недостаточная готовность студентов, особенно 1 -х курсов перейти к организации самостоятельных форм занятий физкультурной деятельностью, укрепление своего здоровья и повышение творческого долголетия;
- несоответствие уровня компетенции преподавателя физической культуры современным требованиям, проявляющееся в их недостаточной профессиональной готовности овладеть новыми формами знаний, физическими упражнениями, современными технологиями, требующими по преимуществу владения индивидуальными системами, средствами, методами и формами их организации;
- отсутствие учебно-методической литературы по саморазвитию личности студента средствами физической культуры.
Все это побудило нас к разработке системы саморазвития личности студента средствами физической культуры.
Цель исследования: приобщение студентов к регулярным занятиям физической культурой, двигательной активности, повышение функциональных возможностей организма через введение в учебный процесс студентов
педагогической системы, направленной на саморазвитие личности занимающихся.
Под педагогической системой творческого саморазвития личности средствами физической культуры мы понимаем систему комплекса методов и средств процесса обучения студентов нефизкультурного вуза физической культуре, основанную на взаимодействии методов убеждения и внушения, способных повысить педагогическую
эффективность учебно-воспитательного процесса по решению задачи единства физического и социально-нравственного развития личности будущего специалиста в области физической культуры и спорта.
Система призвана обеспечить всестороннее, гармоничное развитие личности на основе вовлечения студентов в процесс саморегуляции,
самосовершенствования, саморазвития, как в области физического, так и социально нравственного плана. В процессе учебно-воспитательной работы вуза при функционировании
педагогической системы решаются следующие задачи: - совершенствование физического развития студентов, достижение высокого уровня
тренированности, функционального
состояния, и закалки организма; -воспитание нравственной, эстетической, двигательной культуры, стремление к здоровью, красоте, любви и гармонии; -развитие потребности в самопознании, саморазвитии личности, воспитание чувства уважения себя и других, формирование готовности к саморазвитию, саморазвивающейся активности,
объективной самооценки; - духовное, нравственное развитие, корректировка шкалы ценностей; - интеллектуальное, умственное развитие, формирование мировоззренческих конструкций и представлений.
Педагогическая система
саморазвития личности средствами физической культуры предусматривает: - воздействие на осознаваемую и неосознаваемую сферу психики; -осознание студентами своего физического и нравственного «Я» через самодиагностику, самоанализ,
самоопределение, самообучение,
самоуправление и рефлексию
физкультурно-спортивной деятельности в ходе освоения и развития в среде вуза физкультурно-спортивных идеалов,
ценностей и традиций; - применение традиционных и нетрадиционных методик, направленных на коррекцию
психофизических кондиций студентов,
раскрытие личностного потенциала, развитие рефлексивного мышления, индивидуальности и самости личности, проявление характера самоуважения, выстраивание Я-концепции личности, рождение новой самооценки; - привитие навыков психогигиены, самомассажа, правильного дыхания, применение в повседневной жизни элементов йоги, приёмов самозащиты, методик
физического развития и оздоровления; -приобретение дополнительных знаний в области философии саморазвития, биологии, физиологии, психологии, педагогики, физической культуры; -теоретическое и практическое освоение способов самозащиты, оказание первой медицинской помощи, безопасности жизнедеятельности в экстремальных ситуациях.
Система включает в себя: универсальную систему разминки (Оплетин А.А.)[10], интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги (Иванов Ю.М.)[3], социально-педагогический тренинг
(Новосёлова А.С., Шварц И.Е., Оплетин А.А.)[8], российскую отечественную систему самообороны (Ретюнский А.И., С.Ю. Махов)[11], скафандриальную гимнастику, энергогимнастику,
информогимнастику (Марченко Е.Д.)[12].
Система позволяет студентам: -достигнуть высокого уровня осознанности механизма собственного роста в области саморазвития и способов управления этим механизмом; - изучить основы диалектической философии саморазвития личности, научиться применять их на практике; - изучить российскую систему самообороны, овладеть уникальными методиками самообороны, как
техническими, так и психологическими её аспектами; - приобрести опыт работы над собой в составлении индивидуальной технологии саморазвития не только на учебных занятиях, тренировках,
соревнованиях, вечерах, на праздниках, но и в условиях повседневной жизнедеятельности; - приобрести опыт
судейства спортивных соревнований городского, краевого, российского уровня.
Система ориентирована на
формирование следующих качеств личности: уравновешенности,
целеустремлённости, самостоятельности, саморазвивающейся активности,
уверенности в себе и собственных силах, внимательности к окружающему миру, стремления к здоровому образу жизни, к физическому совершенству, красоте и гармонии, повышения интеллектуального, нравственного, физического и культурного уровня, ответственности за свои поступки, готовности к рациональному
самоограничению, толерантности,
творческого осмысления участия в учебно-тренировочном процессе, с целью личностного саморазвития и
самосовершенствования.
В процессе
педагогической системы саморазвития личности физической культуры воспитательном процессе вуза разработана модель формирования готовности студентов к саморазвитию в физкультурно-спортивной среде вуза (рисунок 1).
реализации творческого средствами в учебно-
Рисунок 1. Модель, демонстрирующая функционирование в экспериментальном режиме педагогической системы саморазвития личности средствами ФК
Методы и организация исследования
На основе модели разрабатывалась экспериментальная программа по физической культуре и технология её реализации. В задачи экспериментальной программы входит усиление функции воспитывающего обучения и перестройка организационных форм физического воспитания как на уроках, так и во внеурочной деятельности студентов. Для решения этих задач была организована экспериментальная работа. В качестве контрольной группы (45 чел.) выступали студенты первого курса, занимающиеся по традиционной программе обучения. Экспериментальную группу составили студенты (46 чел.), занимающиеся по экспериментальной программе.
Эксперимент проводился в течение учебного года, по окончании были сделаны контрольные срезы. За время эксперимента у студентов, занимающихся в экспериментальной группе, произошли более отчетливо выраженные,
статистически достоверные сдвиги в показателях физического развития, физической подготовленности,
двигательной активности и физической работоспособности, чем в контрольной группе. Достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами девушек после проведения эксперимента подтверждены в восьми из девяти тестов, а именно: в беге на 30 м, на 1000 м; ходьбе на 3000 м, прыжках на скакалке, наклоне туловища вперед, поднимании туловища; сгибании, разгибании рук в упоре лежа, тесте Руфье. Таким образом, результативность качества прироста и улучшения показателей по предложенной системе и технологии реализации составляет 89%. Достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами юношей после проведения эксперимента подтверждены в шести из девяти тестов, а именно: в ходьбе на 3000 м, прыжках на скакалке, наклоне туловища вперед, поднимании туловища; сгибании и разгибании рук в упоре лежа,
тесте Руфье. Таким образом, результативность качества прироста и улучшения показателей по новой системе составляет 67%. Анализ полученных данных засвидетельствовал
положительную тенденцию
эмоционального благополучия студентов. Так, в психогигиеническом аспекте у 14% студентов экспериментального курса снизился процент пограничного состояния тревожности. Соответственно, у 6% от общего числа студентов увеличился показатель нормы и у 9% студентов увеличился показатель области
педагогической коррекции.
Положительная тенденция проявилась и в показателях психического состояния депрессии. У 15% студентов снизился показатель пограничного состояния, у значительного числа студентов (13%) увеличился показатель области
педагогической коррекции, и у 3% -показатель нормы. В контрольной группе, где занятия шли по традиционной программе, тенденция к улучшению показателей почти не прослеживается.
Анализ экспериментального
материала, полученного по методу САН, зафиксировал улучшение эмоционального благополучия студентов. Самочувствие улучшилось у 54% студентов (от исходного 32%), неудовлетворительное значительно снизилось у 22% (вместо исходного 36%). Однако 24% студентов по-прежнему чувствовали себя на занятиях физического воспитания неуютно. Возросла активность студентов - от 48% низкого уровня до 43% среднего, то есть удовлетворительного.
В контрольной группе самочувствие студентов улучшилось, но незначительно -от 51% низкого до 45% , активность почти не возросла.
Анализ сравнительных данных свидетельствует о том, что в экспериментальной группе изменилось отношение студентов к физической культуре, повысилась мотивация к данному виду деятельности в ее саморазвивающей направленности. Почти
в три раза снизился процент студентов, имевших низкий уровень отношения к занятиям физического воспитания (от 34% до 12%). Значительно увеличилось число студентов, имеющих относительный уровень (от 64% до 76%). Зафиксировано повышение числа студентов, имеющих достаточно высокий уровень (от 2% до 8%). У отдельных студентов проявился высший уровень (4%). Это означает, что ввод нетрадиционных методов физической культуры в целом положительно принят студентами. Повысился интерес к занятиям физической культурой. Студенты стали проявлять интерес к саморазвитию, к себе как к личности, способной реализовать себя в избранной профессии. Это подтвердили данные по выявлению способности студентов к саморазвитию. Отмечена значительная положительная динамика проявления способности студентов к саморазвитию: доминирует относительный уровень, возрос
достаточный - высокий (от 8% до 22% от числа всей группы). У небольшой группы студентов (4%) зафиксирован высший, который в исходных данных не был выявлен. Приведенные данные позволяют считать педагогическую эффективность в области саморазвития за счет введения нетрадиционных методов, т.к. в контрольной группе положительные проявления в этой направленности едва заметны и единичны. Особо следует отметить некоторую положительную динамику проявления в
экспериментальной группе
саморазвивающейся активности как важнейшего показателя в работе над собой. Показатель уровней
саморазвивающейся активности для выявления эффективности новой программы особенно важен, т.к. отражает многоплановое проявление «самости» личности. В процентном отношении положительная динамика отмечена в показателях всех уровней. Значительно снизилось число студентов с низким уровнем (с 54% до 30%). Однако доминирует относительный, и очень небольшой процент роста у студентов с
достаточно высоким уровнем (от 9% до 11%). Вместе с тем перевес количества студентов с показателем относительного уровня по сравнению с теми, кто имел низкий, говорит об определенной активизации достаточной части студентов в области саморазвития. В контрольной группе этот вид проявления самости почти не дал положительных сдвигов. Он оказался там невостребованным. В ходе эксперимента особое внимание уделялось показателям, фиксирующим динамику роста социально-нравственных качеств личности, определяющих содержательную сущность и направленность саморазвития. В этом плане рост устойчивости нравственного выбора в обеих группах оказался небольшим. Несколько уменьшилось число студентов с показателем низкого уровня (на 7%), почти не изменилось количество занимающихся с показателем достаточно высокого уровня. Доминирует по-прежнему
относительный. Показатель высшего уровня не зафиксирован. Приведенные данные свидетельствуют об
индифферентном отношении студентов к выбору цели и содержательности социально-нравственного саморазвития. Об этом говорит реакция на выбор в проблемных ситуациях. В
экспериментальной группе - в ситуациях косвенного внушения и в процессе его реализации. В контрольной - реакция на проблемы самосовершенствования в области физической культуры. Такое положение подтвердили данные по показателям конкурентоспособности как важного проявления себя в самостроении своей личности. В незначительной степени в обеих группах снизилось количество студентов с низким уровнем. Ни у кого не проявился высший. Относительный и достаточно высокий уровни остались практически без изменения.
Известно, что «самость» личности во многом определяется силой личности, которая выявлялась нами по методу ММР1 (шкала - силы личности). В экспериментальной группе зафиксирована некоторая динамика проявления силы
личности: на 10% снизился показатель количества участвующих в эксперименте, имеющих низкий уровень; на 1 %увеличилось число студентов, имеющих средний уровен; отдельные студенты проявили высокий уровень (9%). Свойства личности представлены по методу Р.Кэттелла F-16, форма С. В ходе анализа полученных данных отмечена динамика в проявлении личностных свойств. Так, по данным метода Р.Кэттелла, в характеристике интеллектуальных
особенностей у довольно большой группы студентов (61%) произошли изменения в проявлении абстрактного мышления, у некоторой части группы (49%) несколько расширилось воображение. У большей части (63%) отмечено положительное отношение к нововведениям. Наблюдалась некоторая положительная динамика в эмоционально-волевой сфере студентов. У достаточно большой части группы (39%) возросла эмоциональная устойчивость, несколько увеличилось количество студентов (47%), владеющих
самоконтролем. В характеристике коммуникативных свойств также произошли изменения. У значительной части группы (81%) увеличился показатель склонности к риску. Больше чем у половины группы (65%) возросла сдержанность, у значительной части студентов (59%) повысилась
самостоятельность. Многие студенты (49%) стали более гибкими в общении. Анализ комплекса полученных данных позволил сделать некоторые выводы.
Выводы
Введение педагогической системы, новых нетрадиционных методов оптимизировало процесс физического воспитания студентов. Результативность эксперимента проявилась, прежде всего, в повышении мотивации к занятиям физической культурой, в нормализации у значительной части студентов
психических состояний. Зафиксирован достаточный уровень физического развития личности, проявляющийся в укреплении здоровья (снизилась заболеваемость). Отмечено оптимальное
развитие и укрепление органов дыхания студентов, повышение жизнедеятельности тонуса организма, учащиеся овладели раскованностью двигательных навыков, у них заметно укрепились мышцы тела, подвижность суставов и позвоночника, зафиксировано овладение способами сохранения и укрепления здоровья посредством растяжек, суставной гимнастики и самомассажа. Отмечено более активное отношение к здоровому образу жизни. Существенно снизилась заболеваемость студентов и улучшилась посещаемость учебных занятий. В течение учебного года учащиеся
экспериментальной группы реже болели острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ, грипп, болезни уха, горла и носа), чем учащиеся контрольной группы. За период исследования на студентов экспериментальной группы приходилось 596 случаев простудных заболеваний, а в контрольной группе - 1007. Средняя длительность одного случая в экспериментальной группе составляла 7,1 дня, а в контрольной - 9,9 дня. Число студентов, часто и длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями (3-4 раза в год), в экспериментальной группе наблюдалось на 29,1% меньше, чем в контрольной. Педагогические
наблюдения: улучшение отдельных черт характера у студентов, занимающихся в экспериментальной группе. У студентов исчезли боязливость, нерешительность, стеснительность, пассивность и
неуверенность. Улучшилась дисциплина и появилась организованность и
самостоятельность. Появился интерес к занятиям физическими упражнениями и желание заниматься в спортивных секциях. В контрольной группе больших изменений по всем параметрам не зафиксировано.
Литература
1. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика ФКиС. - 2006. - 111 с.
2. Загвязинский, В. И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования / В.
И.Загвязинский. Образование и наука. - 2000. - № 1. - С. 10-15.
3. Иванов Ю. М. Йога и психотренинг: Путь к физическому совершенству и космическому сознанию / Ю. М. Иванов. - М. : СП Лесинвест, 1990. - 286 с.
4. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. - М. : Теория и практика ФКиС, 2006. - 135 с.
5. Макеева, В. С. Оздоровительно -рекреативная физическая культура : учебное пособие / В. С. Макеева, А. Д. Куницин, В. В. Вучева // Под ред. М. Я. Виленского. - Орел : Орел ГТУ, 2004. - 195 с.
6. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания / И. В. Манжелей. - Челябинск, 2007. - 152 с.
7. Новоселова, А. С. Диагностика саморазвивающей активности в образовательном процессе ( педагогический аспект) / А. С. Новоселова, А. А. Оплетин, Л. А. Титова. - Пермь, 2003.
8. Новосёлова, А. С. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры : учеб. пособие для самостоятельной работы студентов и преподавателей вузов / А. С. Новосёлова, А. А. Оплетин. - Пермь : ИВЭСЭП, 2007. - 140 с.
9. Оплетин, А. А. Средства физической культуры в решении задач саморазвития личности / А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 3 (32). - С. 91-97. DOI 10.14526/08_2 014_13
10. Оплетин, А. А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания) : монография / А. А. Оплетин. - Пермь : СПб ИВЭСЭП, 2008. - 224 с.
11. Оплетин, А. А. Система универсальной разминки на занятиях по физической культуре в контексте саморазвития личности студентов : учеб. -метод. пособие / А. А. Оплетин. - Пермь : ПГПУ, 2009. - 110 с.
12. Махов, С. Ю. Самооборона в формировании стратегии личной безопасности : монография / С. Ю. Махов. - Орел : ОрелГТУ, 2008. - 202 с.
13. Марченко, Е. Д. Извлечение пользы из страха. Введение в педагогику РАДОСТЕЙ / Е. Д. Марченко. - СПб. : Авторский Центр «Радаст», 2011. - 106 с.
References
1. Balsevich V. K. Intellektual'nyi vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiiskoi shkole [Intelligent vector of physical upbringing in Russian school], Moscow : Theory and practice of physical culture and sport, 2006, 111p.
2. Zagvyazinskiy V. I. Obrazovanie i nauka, 2000, No. 1, pp. 10-15.
3. Ivanov Y. M. Ioga i psikhotrening: Put'k fizicheskomu sovershenstvu i kosmicheskomu soznaniyu [Yoga and psychotraining: The way to physical improvement and cosmic consciousness], Moscow : SP Lesinvest, 1990, 286 p.
4. Lubysheva L. I. Sportivnaya kul'tura v shkole [Sports culture at school], Moscow : Theory and practice of physical culture and sport, 2006, 135p.
5. Makeeva V. S. Ozdorovitel'no-rekreativnaya fizicheskaya kul'tura [Health-improving recreational physical culture], Orel : Orel State Technical University, 2004, 195 p.
6. Manzheley I. V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical models of physical upbringing]helyabinsk, 2007. - 152p.
7. Novoselova A. S. Diagnostika samorazvivayushchei aktivnosti v obrazovatel'nom protsesse ( pedagogicheskii aspekt) [Diagnosis of a self-developmental activity in educational process (pedagogical aspect)], Perm, 2003.
8. Novoselova A. S. Samorazvitie lichnosti studenta netraditsionnymi metodami fizicheskoi kul'tury [Student's personality self-development by means of non-traditional methods of physical training], Perm : Institute of External-economic Connections, Economics and Law, 2007, 140 p.
9. Opletin A. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No.3 (32), pp.91-97, available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=22559247. DOI 10.14526/08_2014_13
10. Opletin A. A. Pedagogicheskie osnovy sotsial'no-nravstvennogo samorazvitiya lichnosti studenta (na materiale fizicheskogo vospitaniya) [Pedagogical bases of student's personality social -moral self-development (on the basis of physical education)], Perm: St. Petersburg Institute of External-economic Connections, Economics and Law, 2008, 224
p. .
11. Opletin A. A. Sistema universal'noi razminki na zanyatiyakh po fizicheskoi kul'ture v kontekste samorazvitiya lichnosti studentov [A system of a universal warming-up at physical culture lessons in the context of students' personality self-development], Perm : Perm State Pedagogical University, 2009, 110 p.
12. Makhov S. Y. Samooborona v formirovanii strategii lichnoi bezopasnosti [Self-defense in the formation of personal safety strategies], Orel : Orel State Technical University, 2008, 202 p.
13.Marchenko E. D. Izvlechenie pol'zy iz strakha. Vvedenie v pedagogiku RADOSTEI [Benefit from fear. Introduction into Pedagogics of joy], St. Petersburg : Author Center "Radast", 2011, 106 p.
Статья поступила в редакцию: 29.10.2015 г.