УДК 796.37 DOI 10.14526/00_1111_21
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ САМОРАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
А.А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь
PEDAGOGICAL SYSTEM ON UNIVERSITY STUDENTS' COMPETENCE OF SELF-DEVELOPMENT FORMATION
A.A. Opletin - candidate of pedagogics, associate professor Perm National Research Polytechnic University,
Perm
e-mail: [email protected], [email protected]
Ключевые слова: физическая культура, личность, компетенции.
Аннотация. Уровень физического, психического и социального благополучия студенчества в современных условиях имеет тенденцию к ухудшению в связи с тяжелой экологической обстановкой и состоянием экономической нестабильности в стране. На фоне этих явлений студенты испытывают большие трудности, связанные с адаптацией к вузовской системе обучения, что приводит к снижению работоспособности, а затем и к ухудшению состояния психического и физического здоровья. Для изменения ситуации к лучшему в период обучения в вузе необходимо прилагать усилия для сохранения физического и психического здоровья студентов, обучать их культуре межличностных отношений, сформировать компетентность саморазвития личности и те качества, которые будут способствовать их социальной и профессиональной адаптации. Новая парадигма образования выделяет саморазвитие в отдельную самостоятельную группу. В нашем исследовании это формирование компетентности саморазвития личности средствами физической культуры. Вопрос компетентности саморазвития в высших учебных заведениях практически не изучен, является актуальным, имеет перспективу и востребованность.
Материал. В данной статье рассматривается формирование компетентности саморазвития студенческой молодёжи на занятиях физической культурой при обучении в университете. Определены ценностные ориентиры и мотивы молодых людей на примере Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Методы: педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты. В процессе эксперимента была разработана экспериментальная авторская программа по формированию компетентности саморазвития личности студентов на занятиях физической культурой, в которую вошли: а) социально-педагогический тренинг; б) приемы самозащиты, российская система самообороны; в) универсальная система разминки. Одновременно разрабатывалась педагогическая технология реализации экспериментальной программы. У студентов, занимающихся по
экспериментальной программе, подтвердилось проявление возросшего положительного отношения к освоению физической культуры с её саморазвивающей направленностью.
Активное включение студентов в работу по формированию компетенции саморазвития обусловило коррекцию их личностных свойств и положительную динамику их проявления к концу экспериментальной работы. В экспериментальной группе резко снизился показатель тревожности, депрессии. Зафиксирована положительная динамика конкурентоспособности, устойчивости нравственного выбора в проблемных ситуациях, появилась уверенность в себе и своих силах.
Заключение. При внедрении в образовательный процесс компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной, личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости в процессе формирования и саморазвития. Экспериментальная авторская программа по формированию компетентности саморазвития личности студентов на занятиях физической культурой способна предельно включить самих студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности и способствует формированию компетентности саморазвития.
Keywords: physical culture, personality, competence.
Annotation. The level of physical, psychic and social well-being of the students in modern conditions decreases because of a negative ecological situation and the state of economic instability in the country. In this situation students have a lot of difficulties connected with the adaptation to educational system at the University and it leads to decrease of the working capacity level, poor state of psychic and physical health. In order to change the situation it is necessary to create conditions for students' psychic and physical health protection during the study at a higher educational establishment, to teach students the culture of interpersonal relations, to form the competence of personality self-development and the qualities which will provide their social and professional adaptation. A new paradigm of education defines self-development in a separate independent group. In our research work it is a competence of personality self-development formation by means of physical culture. The question of self-development competence in higher educational establishments is almost not studied and is very urgent, has prospects and is essential.
Research materials. The article is about the students' self-development competence formation at the lessons of physical culture during the study at a University. The axiological orienting points and motives of young people are defined by the example of Perm National Research Polytechnic University.
Research methods: pedagogical testing, pedagogical experiment, the methods of mathematical statistics.
Research results. During the experiment the pilot program on personality self-development competence formation of students at physical culture lessons was created. It includes: a) social-pedagogical training; b) the techniques of self-defense, the Russian system of self-defense; c) the universal system of warming-up. At the same time a pedagogical technology of the pilot program realization was created. The students who studied according to the pilot program had the increase of a positive attitude to physical culture study with its self-developing orientation.
An active inclusion of the students into the work on self-development competence formation conditioned the correction of their personal characteristics and a positive dynamics of their revelation to the end of the experimental work. In the experimental group there was a quick decrease of anxiety and depression index. A positive dynamics of competitiveness, stability of moral choice in problem situations were revealed.
Conclusion. In case of a competence approach application in educational process, physical culture becomes a highly motivating, personality-oriented activity which provides a maximum need in a personal potential, own importance realization in the process of formation
and self-development. A pilot program on personality self-development competence formation of students at physical culture lessons is able to involve the students into a cognitive process, making emphasis on physical and social-moral self-development of a personality and providing self-development competence formation.
Актуальность. Физическая культура в вузах представлена как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент формирования, развития и саморазвития личности студента. М.В. Виленский (2013) определил физическую культуру как социально-детерминированную область общей культуры человека, выделив при этом её основные составляющие элементы, при воздействии на которые возможно саморазвитие и самообразование личности. Согласно мнению многих авторов (А.С. Асмолов, Е.И. Голохова, Л.Н. Давыдова, Л.И. Божович, В.П. Беспалько и др.), знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию оценок, ценности и результат деятельности. Более того, физическая культура и ее виды своими специфическими средствами способствуют проявлению индивидуальности личности студента и тем самым участвуют в реализации главной цели - всестороннего и гармоничного развития современного специалиста.
Уровень физического, психического и социального благополучия студенчества в современных условиях имеет тенденцию к ухудшению в связи с тяжелой экологической обстановкой и состоянием экономической нестабильности в стране (В.М.Выдрин, 2000; В.К.Бальсевич, 2010; ; Л.И. Лубышева, 2012; И.В.Манжелей,2012; А.С..Кузнецов, 2013; В С. Макеева 2013; А.А. Оплетин, 2013, З.М.Кузнецова, 2014 и др.).
На фоне этих явлений студенты испытывают большие трудности, связанные с адаптацией к вузовской системе обучения, необходимостью решения бытовых проблем, межличностных отношений в новом коллективе (В.В.Маркелов, 2010; А.С.Новосёлова, 2010; Н.Н.Визитей, 2012; Л.А.Титова, 2013 и др.). Всё это приводит к снижению работоспособности, а затем и к ухудшению состояния психического и физического здоровья студентов (Л.К. Тропина, 2004; В.Д.Ширшов, 2012; А.А. Оплетин, 2013 В.Д.Паначёв, 2013). Для изменения ситуации к лучшему, по мнению учёных (С.Ю. Шахов, 2005; Р.А. Шубин, 2009; А.С.Новоселова, 2010; А.С.Кузнецов, 2012; З.М.Кузнецова, 2013; В.С.Макеева, 2013; А.А. Оплетин, 2013 и др.), в период обучения в вузе необходимо прилагать усилия для сохранения физического и психического здоровья студентов, обучать их культуре межличностных отношений, сформировать компетентность саморазвития личности и те качества, которые будут способствовать их социальной и профессиональной адаптации. Исследования обусловлены социально-экономическими изменениями в стране, которые повлекли изменения в образовании, ставя образовательный процесс в позицию поиска новых путей и средств активизации личности как субъекта самоопределения. Новая парадигма образования выделяет саморазвитие в отдельную самостоятельную группу. В нашем исследовании это формирование компетентности саморазвития личности средствами физической культуры. Вопрос компетентности саморазвития в высших учебных заведениях практически не изучен, является актуальным, имеет перспективу и востребованность.
Цель исследования: разработка педагогической системы «Саморазвитие личности средствами физической культуры», способной сформировать у выпускника вуза, компетентность саморазвития средствами физической культуры.
Методы исследования: педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение В своем исследовании мы опирались на новейшие работы современных отечественных педагогов по вопросам развития и формирования личности (А.С. Белкин, О.С. Газман, С.А. Днепров, В.Д. Семёнов, В.И.Слободчиков, В.Д.Ширшов и др.) В последние годы в педагогической науке широко разрабатывается аспект, близкий к проблеме саморазвития посредством включения в систему обучения и воспитания нетрадиционных методов, в частности, педагогического
аутотренинга (Л.В. Гашева, А.Л. Гройсман, Л.П. Калининский, Е.Д. Коновалов, А.С. Новоселова, А.С. Ромен, Л.Г. Ушакова, Б.И. Чарный, И.Е. Шварц,А.А. Оплетин ,А.И. Санникова и др.).
Интерес для нашего исследования представляют работы, отражающие эффективность нетрадиционных методов в процессе спортивных занятий (А.В.Алексеев, Ф.А. Алик, А.С. Белкин, М.И. Боришевский, В.В.Ботаршов, Л.А. Бочаров, И.П. Волков, Б.А. Вяткин, В.Б. Горский, О.В. Дашкевич, О.В. Дехтяр, ГА. Лашин, П.М. Левитский, А.А.Оплетин, А.С. Ромен, А.А. Рудик, Б.Н. Смирнов, В.С.Язловецкий). Рассматривается аспект формирования познавательной активности личности в процессе занятий физической культурой (С.М.Ахметов, В.Ф.Балашова, А.М.Доронин, Н.Г.Закревская, Н.С. Радевская, Ж.К.Холодков и др.). Серьезное значение в исследованиях придается проблеме становления социально-нравственной личности в подготовке спортсменов (А.Н. Алябьев, Г.Б. Баймеев, Ю.В. Гапова, Д.А. Завьялова, И.Б.Казиков, С.П.Киреев, С.Ф.Лейкин).
Тем не менее остаются нераскрытыми вопросы формирования компетентности саморазвития личности, связанные с конкретным видом деятельности человека в области совершенствования личности.
С этой целью необходимо в процессе физкультурной деятельности создавать условия для саморазвития и саморегулирования, обеспечивать и стимулировать обстановку для адекватного самопознания личностью значимых и социально приемлемых способов самореализации и самоутверждения средствами физической культуры. Саморазвитие нами рассматривается как часть целостного развития личности, обусловленное целевой мотивацией самосовершенствования, овладением приёмами саморегуляции с достаточно высоким уровнем самоконтроля при предельно активной позиции субъекта в области самостроения своей личности, где наравне с физическим развитием человека и укреплением его здоровья в нашем варианте решаются вопросы воспитания ума, воли, чувств и социально-ценностных ориентаций [1].
Компетентность - сложный симптомокомплекс свойств и состояний личности, характеризует уровень освоения знаний, умений, образованности студентов в области физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с заданными параметрами, их способность глубоко анализировать и выбирать из большого числа вариантов программ двигательной активности индивидуально ориентированный, наиболее целесообразный и эффективный способ решения двигательных задач, интегрируя в себе важнейшие процессы самостроения своей личности. Понятие компетентности динамично, его содержание, наполнение и качественный уровень зависят от многих факторов. В широком смысле компетентность способствует личной самореализации, саморазвитию, определению студентами своего места в социуме [1].
В вузовской практике работы в сфере физической культуры к формированию физкультурной активности студентов следует подходить дифференцированно. На первом этапе следует не только определить физическое развитие и физическую подготовленность студентов, их отношение к физической культуре, но и социально-нравственные качества, интересы, желания, стремления, установки и т.п. На втором этапе формирование физкультурной деятельности происходит опосредованно, студенты могут не знать цели преподавателя. Характерной особенностью третьего этапа является развитие у студентов способностей в физкультурной деятельности, что придаст занятиям личностно значимый смысл. На четвертом этапе происходит осознание общественной и личной значимости разнообразной физкультурной деятельности. Этому способствует расширение диапазона двигательных умений и навыков, повышение уровня физкультурных знаний, совершенствование средств, методов и форм физкультурной активности.
В связи с этим в процессе эксперимента была разработана экспериментальная авторская программа по формированию компетентности саморазвития личности студентов на занятиях физической культурой, в которую вошли: а) социально-педагогический тренинг (А.С. Новоселова, А.А. Оплетин, И.Е. Шварц); б) приемы самозащиты, российская
система самообороны (А.И.Ретюнских); в) универсальная система разминки, направленная на формирование компетентности саморазвития личности студентов (А.А.Оплетин [2]. Эксперимент проходила в два этапа. На первом было обновлено звено целеполагания, где усилены воспитывающая и развивающая функции. В содержательную сущность программы наравне с традиционными методами введен новый модуль - "Интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги" (А.А.Оплетин). В него вошли: универсальная разминка, растяжки, самомассаж, исцеляющие звуки, элементы медитации, дыхательная гимнастика и йога в виде нескольких асан [2]. Новый модуль призван не только расширить область физического развития студентов, но и пробудить силу личностного "Я", приобщить к овладению элементами самостоятельной работы над собой. Проведенные промежуточные срезы, сделанные по тем же методам, что и исходные, показали педагогический эффект в физическом развитии личности, в пробуждении стремления к освоению и управлению своим организмом.
На втором этапе был введен модуль (Российская отечественная система самообороны, педагогический аутотренинг и социально-педагогический тренинг) который, стимулировал психическую активность студентов, фиксировал ведущую роль своего «Я», а также создавал социально-нравственные установки на будущую профессиональную деятельность.
Одновременно разрабатывалась педагогическая технология реализации экспериментальной программы. В основу положены достижения исследователей в этой области (П.В. Атутов, В.П.Беспалько, И.П. Волков, М.В.Кларин, С.П.Мезенцева, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, Ф.А.Фрадкин, М.В. Щепель и др.). Педагогическая технология по ведущему фактору - комплексная. По характеру усвоения - развивающая. По ориентации - саморазвивающая. По организации - урочно-клубная. По подходу - личностно-ориентированная, компетентностная. По способу реализации - взаимодействие методов убеждения и внушения. По прогнозированию - поэтапная. В ходе реализации программы по разработанной технологии, реализуя принцип индивидуализации в образовании, студенты приобщились к составлению личностной технологии саморазвития на основе рефлексии при педагогической поддержке по системе «Консультант». Экспериментальные данные подтверждают, что предложенная технология реализации созданной программы научно обоснована и способна предельно включить самих студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности, при этом она активно приобщает их к составлению личностной технологии освоения изучаемого материала в русле избранной профессии.
У студентов, занимающихся по экспериментальной программе, подтвердилось проявление возросшего положительного отношения к освоению физической культуры с её саморазвивающей направленностью. Если в начале эксперимента у 63 % студентов отношение было низкое индифферентное, у 37% - среднее относительное, то в конце эксперимента 34% студентов показали средне относительный уровень, 56% - высокий уровень, а 10% студентов - высший превосходный.
Активное включение студентов в работу по формированию компетенции саморазвития обусловило коррекцию их личностных свойств и положительную динамику их проявления к концу экспериментальной работы. В экспериментальной группе резко снизился показатель тревожности, депрессии. Зафиксирована положительная динамика конкурентоспособности, устойчивости нравственного выбора в проблемных ситуациях, появилась уверенность в себе и своих силах.
Начальный срез (первый год обучения) выявил низкий индифферентный уровень компетентности саморазвития (75%), средний относительный - 25%, высокий достаточный - не выявлен. Второй год обучения показал следующее: 35% - низкий индифферентный, 55% - средний относительный уровень, 10% - высокий достаточный уровень; третий год обучения 25% - низкий индифферентный, 30% - средний относительный, 45% - высокий достаточный уровень.
Заключение. 1. При внедрении в образовательный процесс компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной, личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости в процессе формирования и саморазвития. 2. Экспериментальная авторская программа по формированию компетентности саморазвития личности студентов на занятиях физической культурой способна предельно включить самих студентов в познавательный процесс с акцентом на физическое и социально-нравственное саморазвитие личности и способствует формированию компетентности саморазвития.
Литература
1. Оплетин, А.А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А.Оплетин // Теория и практика физической культуры.- 2013. - № 10. - С. 13-17.
2. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов вуза с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культурой : монография / А.А. Оплетин. - Пермь, 2012. - 190 с.
3. Оплетин, А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 25-31.
4. Паначев, В.Д. Роль образования в развитии физической культуры личности современного студента XXI века / В.Д. Паначев // Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры, спорта и туризма : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г.Пермь, 23-25 июня 2010г. / Перм. гос. техн. ун-т., Пермь, 2010. С. 89.
5. Паначев, В.Д. Развитие личности студента в вузе под воздействием спорта / В.Д. Паначев // Состояние, проблемы и перспективы внедрения биотехнических средств в системы подготовки и реабилитации спортсменов : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Набережные Челны, 11 июня 2010г. / Кам. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны, 2010. С. 47.
Bibliography
1. Opletin, A.A. Self-development competence formation of students by means of physical culture / A.A. Opletin // Theory and practice of physical culture.- 2013. - No 10.-Р.13-17.
2. Opletin, A.A. Self-development of University students using a universal system of warming-up at physical culture lessons: a monograph / A.A. Opletin. - Perm, 2012. - 190p.
3. Opletin, A.A. Potential of physical culture as one of the leading stimuli of individual development / A.A. Opletin // Theory and practice of physical culture.- 2009. - No 5. - Р. 25-31.
4. Panachev, V.D. The Role of education in physical culture development of a modern student's personality in the XXI century / V.D Panachev // Actual problems of physical culture, sport and tourism innovative development: materials of the International scientific-practical conference, Perm, June 23-25, 2010 / Perm State Technical University, Perm, 2010. - Р. 89.
5. Panachev, V.D. A student's personality development in higher educational establishment under the influence of sport / V.D Panachev // The state, problems and prospects of the biotehnic means introduction into the systems of sportsmen's training and rehabilitation: materials of the All-Russian scientific-practical conference, Naberezhnye Chelny, June 11, 2010 / Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism. - Naberezhnye Chelny, 2010. P. 47.
Статья поступила в редакцию: 20.05.2014 г.