Научная статья на тему 'Практико-ориентированная образовательная среда как условие формирования правовой компетентности студентов'

Практико-ориентированная образовательная среда как условие формирования правовой компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRACTICE-ORIENTED ENVIRONMENT / COMPETENCE / LEGAL COMPETENCE / LEGAL EDUCATION / INTERACTIVE METHODS / LEGAL EDUCATIONAL PRACTICE / LEGAL CULTURE / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даудов М.Г.

В статье рассматривается проблема формирования правовой компетентности студентов педагогического вуза. Правовая компетентность рассматривается как характеристика личности, выражающаяся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности вести правовое воспитание и правопросветительскую работу, предупреждать противоправные проявления в поведении учащихся и других субъектов образовательного процесса. Автор подчёркивает социальную обусловленность правовой подготовки будущих педагогов. Одним из условий такой подготовки авторы считают практико-ориентированную образовательную среду. Выделены факторы, методы, средства, формы от которых зависит эффективность формирования правовой компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION TO FORM LEGAL COMPETENCE AMONG STUDENTS

In the article the author studies a problem of how to form legal competence of students at a pedagogical higher education institution. Legal competence is considered as a characteristic of a personality, reflected in all competencies in the legal field; an ability to conduct legal education and explain the basic ideas of law to prevent incorrect behavior of students and other subjects of the educational process. The author emphasizes social conditionality of legal training of future teachers. One of the conditions of such training, as the author proves in his work, is practice-oriented educational environment. The researcher shares factors, methods, means and forms, which influence the efficiency of formation of legal competence in students.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная образовательная среда как условие формирования правовой компетентности студентов»

6. Гамзаева М.В., Магомедова З.З. Интерактивные методы обучения при формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 30 - 32.

7. Гамзаева М.В., Магомедова П.К. Опыт применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Технологии научно-педагогического исследования». Вестник Академии права и управления. 2015; 3В: 266 - 271.

В. Мусханова И.В. Использование этнопедагогических знаний чеченцев в гуманистическом воспитании молодёжи. Назрань, 2009.

9. Ярычев Н.У. Возрождение религиозного воспитания в системе традиционной культуры чеченцев в условиях трансформации института семьи. Тенденции науки и образования в современном мире. 2015; В: 57 - 59.

References

1. Aliphanova F.N., Bulueva Sh.I. Model' formirovaniya polorolevogo povedeniya studentovna primere vajnahskojnarodnojkul'tury isemejnyh tradicij. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova. 2011; 3: 121 - 125.

2. Arsaliev Sh.M.-H. 'Etnopedagogicheskie osnovy vospitaniya nravstvennosti vpolikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Moskva, 2015.

3. Arsaliev Sh.M-H., Mushanova I.V. Ispol'zovanie 'etnopedagogicheskih idej v nravstvennom vospitanii molodezhi. 'Etnosy razvivayuschejsya Rossii: problemy iperspektivy materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Abakan, 200В: 107-115.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Moskva, 1999.

5. Gamzaeva M.V. Igrovye tehnologii obucheniya v processe podgotovki bakalavrov professional'nogo obucheniya. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; 3.1 (63): 547 - 554.

6. Gamzaeva M.V., Magomedova Z.Z. Interaktivnye metody obucheniya pri formirovanii obschekul'turnyh kompetencij buduschih bakalavrov professional'nogo obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 30 - 32.

7. Gamzaeva M.V., Magomedova P.K. Opyt primeneniya interaktivnyh metodov obucheniya v processe prepodavaniya uchebnoj discipliny «Tehnologii nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya». Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 3В: 266 - 271.

В. Mushanova I.V. Ispol'zovanie 'etnopedagogicheskih znanij chechencev v gumanisticheskom vospitanii molodezhi. Nazran', 2009.

9. Yarychev N.U. Vozrozhdenie religioznogo vospitaniya v sisteme tradicionnoj kul'tury chechencev v usloviyah transformacii instituta sem'i. Tendencii nauki i obrazovaniya v sovremennom mire. 2015; В: 57 - 59.

Статья поступила в редакцию 07.04.16

УДК 378

Daudov M.G., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION TO FORM LEGAL COMPETENCE AMONG STUDENTS. In the article the author studies a problem of how to form legal competence of students at a pedagogical higher education institution. Legal competence is considered as a characteristic of a personality, reflected in all competencies in the legal field; an ability to conduct legal education and explain the basic ideas of law to prevent incorrect behavior of students and other subjects of the educational process. The author emphasizes social conditionality of legal training of future teachers. One of the conditions of such training, as the author proves in his work, is practice-oriented educational environment. The researcher shares factors, methods, means and forms, which influence the efficiency of formation of legal competence in students.

Key words: practice-oriented environment, competence, legal competence, legal education, interactive methods, legal educational practice, legal culture.

М.Г. Даудов, аспирант, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: timop2012@mail.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается проблема формирования правовой компетентности студентов педагогического вуза. Правовая компетентность рассматривается как характеристика личности, выражающаяся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности вести правовое воспитание и правопросветительскую работу, предупреждать противоправные проявления в поведении учащихся и других субъектов образовательного процесса. Автор подчёркивает социальную обусловленность правовой подготовки будущих педагогов. Одним из условий такой подготовки авторы считают практико-ори-ентированную образовательную среду. Выделены факторы, методы, средства, формы от которых зависит эффективность формирования правовой компетентности студентов.

Ключевые слова: практико-ориентированная среда, компетентность, правовая компетентность, правовое образование.

Социально-экономическое развитие современного общества, реформирование системы общего и профессионального образования требуют серьезных изменений в подготовке педагогических кадров. Правовая подготовка в педагогическом вузе является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя любой специальности, так как обусловлена спецификой его будущей профессиональной деятельности. В качестве главного результата высшего образования должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, жить и работать в условиях правового государства. У большинства учителей, опрошенных нами в школах г. Грозного, наблюдается низкий уровень правовой активности, правовых знаний, остро стоит проблема повышения нравственного и правового уровня подрастающего поколения. Обществу нужен педагог, владеющий правовыми знаниями из разных отраслей права, умеющий применять их на практике, пользоваться своими правами, вести работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, воспринимающий правовые ценности общества как личностно значимые, умеющий вести правовоспитательную деятельность. В связи с этим актуализирована необходимость формирования правовой компетентности будущего педагога. Для определения понятия

правовая компетентность необходимо определить сущность понятия «компетентность».

Понятие «правовая компетентность» весьма близко по содержанию с термином «правовая культура». В понимании содержания правовой культуры отсутствует надлежащая ясность и четкость. Так, одни авторы рассматривают правовую культуру как элемент правового сознания. Другие придерживаются противоположного мнения. Третьи полагают, что правовая культура включает в себя начало законности. Четвертые, рассматривают правовую культуру как часть общей культуры общества. Различные подходы к выяснению содержания правовой культуры, свидетельствует о сложности этого понятия [1].

Анализ литературы показал, что правовая компетентность студента - это составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы субъектов образовательного процесса на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанно-

стями будущего педагога, нормативными рамками деятельности [2].

Эффективность процесса формирования правовой компетентности будущих педагогов зависит от трёх главных факторов: качества преподавания и обучения студентов, определяемых степенью продвинутости участников педагогического процесса в овладении новыми образовательными технологиями; профессиональной компетентности преподавателей, уровня их общей и профессиональной культуры, открытости преподавателей к инновационным процессам; состояния внутренней и внешней социально-педагогической среды, влияющей на общий характер развития личности студента [3].

Практический опыт работы автора со студентами показывает, что целью педагогов, преподающих правовые дисциплины, должно быть формирование положительно ориентированной правовой компетентности будущих педагогов (система правовых знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовые установки, регулирующие поведение личности в юридически значимых ситуациях). Знания должны быть непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Основными методами и средствами формирования правовой компетентности в практико-ориентированной образовательной среде являются: деловые и ролевые игры, метод проектов, портфолио, кейс-метод, дискуссии.

К формам формирования правовой компетентности мы отнесли: лекции, проблемные, лекции с заранее запланированными ошибками, практические и семинарские занятия, лабораторные занятия, самостоятельная работа над индивидуальной темой, тренинги, научно-практические семинары, самостоятельная работа над научным исследованием (участие в студенческих научных конференциях, дипломная работа), «круглый стол», итоговая конференция, диспуты, дискуссии, рефлексивные групповые практикумы пресс-конференции, клубная работа, праздники, фестивали, участие в избирательных кампаниях, участие в работе общественных организаций, членство в юридических клиниках, студенческое самоуправление, встречи с учителями-практиками и с представителями правоохранительной системы.

При практико-ориентированной направленности обучения большое внимание уделялось вопросам формирования правовых ценностей студента, его установок, ценностных ориентаций. Здесь важными являются: осмысленность творческого поиска в процессе формирования правовых компетенций, уровень самооценки будущего педагога, восприятие правовых ценностей общества как личностно значимых.

Практическая направленность правовой образовательной среды обеспечивает знание основных принципов права и государства, правового положения личности в обществе, установленных конституцией прав и обязанностей человека и гражданина; осведомлённость о правовом статусе ребёнка, так как эти знания непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов; умения и навыки практического применения юридических знаний, владение нормами права в сфере образования.

Значительное место в процессе обучения занимают деловые игры. Целью одной из них являлась защита прав ребёнка, а второй - программа профилактики преступности среди несовершеннолетних. Студенты выяснили, какие положения необходимо учитывать при защите прав ребёнка в юридической практике. Важным результатом деловой игры явилось то, что выступая в тех или иных ролях в соответствии со сценарием игры, принимая участие в моделируемой ситуации, студенты понимали, что для грамотного составления программы профилактики преступности среди несовершеннолетних, необходимо глубокое знание возрастных особенностей, нормативно-правовых актов, имеющие отношение к этой проблеме и умение защищать свои проекты. Приёмы поиска и работы с нормативными актами объяснялись студентам с учётом специфики правовых норм. Важным условием практического усвоения правовой действительности могут служить проблемный и частично-поисковый методы обучения, информационные компьютерные технологии. Для их осуществления разработаны творческие правовые задачи-казусы, в решении которых студенты используют ИКТ [4; 5].

Библиографический список

Использование компьютерных технологий и справочно-пра-вовых систем позволяет обеспечить: установление межпредметных связей; оперативный доступ ко всему массиву правовой информации; сочетание различных форм и методов обучения; интеграцию правовых данных и программных средств; обучение современным методам исследовательской деятельности; объективность оценки уровня знаний. Важность знания правовых норм заключается в том, что личность, получив определенные правовые знания, осознает объективную необходимость соблюдения правовых норм (в данных обстоятельствах это выражается в её потребностях) или, наоборот, видит их дефекты. В условиях практико-ориентированной образовательной среды происходит правовая социализация студентов, суть которой в усвоении личностью правовых ценностей, превращения их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Результатом правовой социализации является правовая информированность личности, наличие в педагогических свойствах правовой составляющей (правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость) [1]. Самой очевидной целью правовой социализации является формирование правовой культуры.

Следует отметить, что различные виды интерактивных методов обучения обладают неодинаковыми возможностями формирования знаний, умений и навыков правоприменения и правовой компетентности:

1) решение и составление кроссвордов, занимательных заданий по праву способствует развитию сообразительности, воображения, умения чётко формулировать вопросы, умения анализировать; 2) соревновательные игры обладают возможностями формирования внимания, сообразительности, умения быстро находить ответ в нестандартной ситуации, адекватной самооценки; 3) дискуссии, диспуты, ролевые игры развивают умение вычленять проблему, подбирать аргументы, кратко и точно формулировать и излагать свою позицию, вырабатывают положительные коммуникативные умения, критическое мышление и способность его выражения. Таким образом, использование интерактивных методов позволяет сделать правовое образование подлинно социально и личностно ценным и эффективным для студента, открыть ему доступ к самому себе - к своим чувствам, мыслям, состояниям, развить у него способность их свободно выражать.

Одним из способов реализации практической направленности правового обучения будущих педагогов является применение так называемого «портфолио студента» - папка, в которой обобщаются все имеющие социальную значимость работы студента (участие в общественной работе, в самоуправлении, в правовоспитательной деятельности и т. д.).

Анализ теоретических оснований формирования правовой компетентности студентов позволяет сделать следующие выводы:

- правовая компетентность студентов представляет собой систему воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у студентов уважения к праву, собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества; компетенций, достаточных для защиты прав и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции;

- правовая компетентность студентов - сложная интегра-тивная характеристика личности, отражающая правовую осведомлённость, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами, способность к нравственно-правовой самооценке своей жизнедеятельности;

Специально созданная практико-ориентированная правовая образовательная среда обеспечивает формирование правовой компетентности; правовую социализацию студентов в процессе профессиональной подготовки на основе интерактивных технологий; реализацию правового опыта посредством эффективного осуществления правовой деятельности в условиях прохождения производственно-правовой практики, участие в деятельности юридической клиники в работе молодёжного проекта «Правовая помощь населению».

1. Певцова Е.А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся: монография. Москва, 2006.

2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Москва, 2003: 77 - 113.

3. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач. Автореферат диссертации ...кандидата педагогических наук. Тюмень, 2011.

4. Абдуразакова Д.М., Магомедова РМ. Социально-правовая активность как условие формирования правосознания студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 100 - 105.

5. Брутян В.А. Педагогическая характеристика процесса правовой социализации личности. Право и образование. 2014; 2: 110 - 117.

References

1. Pevcova E.A. Obrazovatel'noe pravo i formirovanie pravosoznaniya obuchayuschihsya: monografiya. Moskva, 2006.

2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. Moskva, 2003: 77 - 113.

3. Anikina A.S. Formirovanie pravovoj kompetentnosti buduschego pedagoga s ispol'zovaniem kompleksa professional'no-orientirovannyh pravovyh zadach. Avtoreferat dissertacii ...kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2011.

4. Abdurazakova D.M., Magomedova R.M. Social'no-pravovaya aktivnost' kak uslovie formirovaniya pravosoznaniya studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 100 - 105.

5. Brutyan V.A. Pedagogicheskaya harakteristika processa pravovoj socializacii lichnosti. Pravo i obrazovanie. 2014; 2: 110 - 117.

Статья поступила в редакцию 07.04.16

УДК 378

Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gak0110@mail.ru

Orudzhalieva E.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: elena_26.06@bk.ru

Shamkhalova B.A., postgraduate, Department of General Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: biche-82@mail.ru

A MEANINGFUL PROCEDURAL MODEL TO DEVELOP PEDAGOGICAL TOLERANCE IN FUTURE BACHELORS OF EDUCATION. The article is dedicated to a problem of formation of pedagogical tolerance among future bachelors of education. The authors describe a model of the process, which shows how to form pedagogical tolerance and its structure. The research presents four blocks in this model, which are a target, substantial, technological and diagnostic components. The special attention is paid to methodological approaches and principles of formation of pedagogical tolerance in university students, and also organization of organizational and pedagogical conditions which are necessary to realize this model in practical work. The role of continuous monitoring of level of formation of pedagogical tolerance on the basis of the worked out criteria and indicators is given a special focus.

Key words: pedagogical tolerance, modeling, model, components, methodological approaches, principles, contents, technology, conditions, results.

Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: gak0110@mail.ru

Е.Е. Оруджалиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: elena_26.06@bk.ru

Б.А. Шамхалова, соискатель каф. педагогики, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала. E-mail: biche-82@mail.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Авторы описывают модель процесса формирования педагогической толерантности, включающую четыре блока: целевой, содержательный, технологический и диагностический. Особое внимание уделяется методологическим подходам и принципам формирования педагогической толерантности, а также использованию гуманитарных технологий и созданию организационно-педагогических условий для реализации данной модели. Подчёркивается роль постоянного мониторинга уровня сформи-рованности педагогической толерантности на основе выделенных критериев и показателей.

Ключевые слова: педагогическая толерантность, моделирование, модель, компоненты, методологические подходы, принципы, содержание, технология, условия.

Опираясь на проведённое нами исследование и в рамках компетентностного подхода, мы определяем педагогическую толерантность как один из элементов компетентности бакалавра образования, проявляющийся в уважительном отношении к личности ученика (ребёнка), эмпатическом понимании его, основанном на знании индивидуальных и возрастных особенностей детей, установке на диалог во взаимодействии с учащимися с целью организации условий успешного личностного развития ученика. Педагогическая толерантность является профессиональным качеством личности педагога. В частности, в Профессиональном стандарте педагога [1] отмечается, что педагогу необходимо:

• проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;

• проявлять позитивное отношение к родным языкам учащихся, представленных в классе;

• вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы;

• давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни,

• поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса;

• реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате;

• формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.

• организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции.

Кроме того, педагогу рекомендуется обсуждать с учащимися лучшие произведения художественной и научной прозы, журналистики, судебной практики, в которых представлены образцы толерантного поведения, гуманного отношения к людям, культуры общения, моделировать те виды деятельности, где формируется коммуникативная компетентность учащихся (издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.