Научная статья на тему 'Формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования с использованием сервисов Web 2. 0'

Формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования с использованием сервисов Web 2. 0 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЕТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB 2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулибеков Асадулла Нуруллаевич, Везиров Тимур Гаджиевич

Цель. В статье рассмотрена проблема формирования профессионально-творческой компетентности магистранта к организации применения сетевых технологий. Методы. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию сетевых технологий, а также на формирование профессионально-творческой компетентности в процессе профессионального образования. Результаты. Формированию профессионально-творческой компетентности будет способствовать создание различных блогов c использованием сервисов Web 2.0, развитие интерактивного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры. Выводы. Сетевые технологии будут способствовать развитию и формированию их профессионально-творческой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулибеков Асадулла Нуруллаевич, Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования с использованием сервисов Web 2. 0»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

Education: Proceedings XI konf. - Exhibition]. Moscow, MIFI Publ., 2001. 200 p. (In Russian)

2. Robert I. V. Teoriya i metodika informati-zatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskie i tekhnologicheskie aspekty). Monografiya [Theory and technique of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects). Monograph]. Moscow, BINOM. Knowledge Laboratory Publ., 2014. 384 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Исаева Лаисат Мусаевна, аспирант 2-го года обучения кафедры методики преподавания математики и информатики (МПМиИ) ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: lz_256@mail.ru

Везиров Тимур Гаджиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры МПМиИ, факультет физики, математики и информатики. ДГПУ, Махачкала, Россия; email: timur.60@mail.ru

Принята в печать 26.07.2016 г.

3. Vezirov T. G, Kostina E. A. The organization of academic mobility of the future bachelors and masters of Pedagogy in the information and communication environment of high school. Krymskiy nauchnyy vestnik [Crimean Scientific Bulletin]. 2016. Vol. 10. No 3. 2016. (In Russian).

4. URL: http://cyclowiki.org/wiki/ Open Education. (accessed 17.06.2016) (In Russian).

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Laisat M. Isayeva, 2d year postgraduate student, the chair of Methods of Mathematics and Computer Science' Teaching (MMCST), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: lz_256@mail.ru

Vezirov Timur Gadzhievich, Doctor of pedagogy, professor, the chair of MMCST, the Faculty of Physics, Mathematics and Computer Science, DSPU, Mahkachkala, Russia; email: timur.60@mail.ru

Received 26.07.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378 / UDC 378

Формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования с использованием сервисов Web 2.0

© 2016 Кулибеков А. Н., Везиров Т. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kulibekovan@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье рассмотрена проблема формирования профессионально-творческой компетентности магистранта к организации применения сетевых технологий. Методы. Определяется совокупность способов действий, направленных на установление предпосылок к использованию сетевых технологий, а также на формирование профессионально-творческой компетентности в процессе профессионального образования. Результаты. Формированию профессионально-творческой компетентности будет способствовать создание различных блогов c использованием сервисов Web 2.0, развитие интерактивного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры. Выводы. Сетевые технологии будут способствовать развитию и формированию их профессионально-творческой компетентности.

Ключевые слова: творчество, компетентность, профессионально-творческая компетентность, сеть, технология, сетевые технологии, Web 2.0.

Формат цитирования: Кулибеков А. Н., Везиров Т. Г. Формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования с использованием сервисов Web 2.0 // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 52-55.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Formation of the Pedagogical Undergraduates' Professional and Creative Competence with Using Web 2.0 Services

© 2016 Asadullah N. Kulibekov, Timur G. Vezirov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: kulibekovan@mail.ru

ABSTRACT. Aim. The aim of our research is to consider the problem of formation of the pedagogical undergraduates' professional and creative competence with using network technologies. Methods. The authors of the article define a set of methods of action, aimed at establishing the prerequisites for the use of network technology, as well as the formation of professional and creative competence in the process of vocational education. Results. Creation of different blogs with using Web 2.0 services, development of the interactive teaching, modernization and development of the existing network infrastructure helps formation of the pedagogical undergraduates' professional and creative competence. Conclusions. Network technology contributes to the development and formation of the pedagogical undergraduates' professional and creative competence.

Keywords: creativity, competence, professional and creative competence, network, network technologies, Web 2.0.

For citation: Kulibekov A. N., Vezirov T. G. Formation of the Pedagogical Undergraduates' Professional and Creative Competence with Using Web 2.0 Services. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. 2016. Pp. 52-55. (In Russian)

В современном быстро меняющемся мире в ответ на изменения в обществе меняется и педагогическая система образования.

В педагогической науке большое внимание уделяется формированию различных видов компетенции и опыта. Значительный вклад в развитие теории и методологии подходов к компетентности внесли В. А. Болотов, В. И. Байденко, А. А. Деркач, Т. Б. Гребенюк, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, А. М. Новиков, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.

Спрос педагога, готовый к творческому подходу и обучению магистрантов, толкает в категорию весьма актуальных проблем повышения профессионально-педагогической культуры и прежде всего, профессионально-творческой компетентности педагога.

Цель и методы исследования

Педагогическое образование, творческое саморазвитие и самосовершенствования личности обеспечивающее наилучшие возможности готовности к развитию и формированию профессионально-творческой компетентности магистрантов.

Приступая к исследованию, опираясь на работу [7] А. В. Тутолмин, мы считаем, что формирование профессионально-творческой компетентности магистрантов педагогического образования будет эффективным при реализации следующих условий:

- обеспечивает единство профессиональных и личностных компонентов при доминировании последнего;

- готовность реализовать творческий подход, который представляет собой структурированный набор их творчески значимых качеств;

- подготовка магистрантов-педагогов преобладает предметно-активные, интегратив-ные и эволюционный подходы, которые способствуют их творческому саморазвитию;

- экспериментальная программа творческого обучения магистрантов-педагогов построена и реализована с учетом уровня формирования творческой готовности.

В федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» отмечается что, в ряду основных целей государственной информационной политики фигурирует подготовка человека к жизни и работе в наступившем информационном веке, что требует постоянного развития и совершенствования системы образования и профессиональной подготовки кадров на основе внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием сетевых технологий [8].

Периодизация материала

На современном этапе развития профессионального образовательного пространства одним из способов формирования

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

профессионально-творческой компетентности будущего магистранта является использование сетевых технологий.

Как отмечают авторы монографии [1] Т. Г. Везиров и А. В. Бабаян, используя сетевые технологии, у каждого студента магистратуры есть возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций.

Проблемы проектирования образовательного процесса на основе сетевых технологий рассмотрены в работах Ю. А. Головина, А. А. Суконщикова, С. А. Яковлева и др.

Особое место в информационно-образовательной среде педвуза занимают сетевые интерактивные технологии, основанные на технологии Web 2.0. Как отмечает автор работы [5], эти технологии позволяют общаться между собой, используя богатство цифрового языка с его множеством мультимедийных форматов.

Вопросы, связанные с сервисами Web 2.0., магистранты знакомятся при изучении темы «Интернет и сервисы Web 2.0» в педагогической деятельности».

Эта дисциплина включена в вариативную часть учебного плана магистерской программы «Информационные технологии в физико- математическом образовании».

Содержание данной дисциплины включает 2 модуля:

1) использование Интернет в педагогической деятельности. Роль интернета в решении информационных задач. Форумы, чаты, телеконференции. Достоинства и опасности Интернета. Интернет и авторское право. Официальные образовательные порталы федерального значения. Региональные образовательные порталы. Сайты образовательных учреждений. Образовательные интернет-проекты негосударственных учреждений. Обзор образовательных рубрик крупнейших поисковых каталогов. Энциклопедические и новостные порталы: общий обзор, их значение в образовании. Сайты библиотек: информационные услуги и примеры поиска библиографической информации, инициативные образовательные ресурсы (обзор).

2) виртуальные дневники, блокноты, доски, Твиттер, QR-код, презентация Prezi, Вики-технологии, блоги.

Для реализации модуля 2 нами был создан блог, в котором магистранты смогут

1. Везиров Т. Г., Бабаян А. В. Профессиональная подготовка магистров педагогического обра-

регулярно добавлять свои записи, изображения, видео и мультимедиа ресурсы. Для этого на сайте http://www.tumblr.com/ нужно было пройти регистрацию. Данный сайт подходит для создания блогов на русском и хорошо индексируется Яндексом и Google. После создания блога в окне поиска можно найти интересующие вопросы, принять участие в других журналах различной тематики. Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором.

Для создания блога не требуется каких-либо глубоких знаний и его может сделать каждый. Создав блог на бесплатной платформе, вы можете его полностью контролировать - добавлять, удалять и редактировать заметки, размещать в них картинки, видео и нужные вам ссылки.

Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. Чаще всего блог ведут не на своем отдельном сайте, а в рамках крупной системы, похожей на общедоступный почтовый сервис. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра - список записей из журналов "друзей", регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества - журналы, которые ведутся коллективно. Например: Блоги@МаП^и: Школьный портал.

Заключение

Вузовская система становления и развития профессиональной компетентности будущего магистранта включает единую совокупность целей, содержания, технологий и критериев результативности деятельности магистранта по овладению профессией в условиях учебно-познавательной, имита-ционно-моделируе-мой и профессионально-практической деятельности. Происходит постоянный синтез теоретической и практической готовности и возможности будущего специалиста быть субъектом профессиональной компетентности.

Таким образом, сетевые технологии будут способствовать развитию самостоятельной, научно-исследовательской деятельности будущего магистранта к организации и формированию их профессионально-творческой компетентности.

зования средствами электронного обучения: Монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 140 с.

Литература

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

2. Вострокнутов Е. В., Разуваев С. Г. Сущность понятия «творческие компетенции» в спектре категориально-понятийного поля педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 116-118.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 124 с.

4. Кулибеков Н. А., Келбиханов Р. К., Джала-лов Р. К. Проектирование структуры и содержания учебных программ математического и естественнонаучного цикла средствами ИКТ / Проблемы внедрения результатов инновационных разработок // Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. Часть 2. Пенза: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС». С. 176-179.

5. Никитин А. Б., Синегал В. С., Сороцкий В. А.,

1. Vezirov T. G., Babayan A. B. Professional'na-ya podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami elektronnogo obucheni-ya: Monografiya [Training of the undergraduates of Pedagogy by means of e-learning tools: Monograph]. Ulyanovsk, 2015. 140 p. (In Russian)

2. Vostroknutov E. V, Razuvaev S. G. The essence of the concept of "creative competence" in the spectrum of categorical-conceptual field of Pedagogy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. Moscow, 2012. No 2. Pp. 116-118. (In Russian)

3. Kompetentnostnyy podkhod v pedagog-icheskom obrazovanii: Kollektivnaya monografiya [Competence approach in teacher education: Collective monograph. Edited by V. A Kozyreva, N. F. Radionova. Saint Petersburg, Herzen RGPU Publ. 2005. 124 p. (In Russian)

4. Kulibekov N. A, Kelbihanov R. K, Dzhalalov R. K. Designing the structure and content of the curricula of mathematics and natural science cycle of ICT resources. Problems of implementation of the results of innovation. Materialy mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Materials of the International Scientific-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Кулибеков Асадулла Нуруллаевич, аспирант 2-го курса, кафедра теории и методики профессионального образования (ТиМПО), ДГПУ, Махачкала, Россия; email: kulibekovan@mail.ru

Везиров Тимур Гаджиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры ТиМПМИ, ФФМиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: timur.60@mail.ru

Принята в печать 22.07.2016 г.

Цикин И. А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи // Дистанционное обучение. 1998. № 1. С. 13-15.

6. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. М. : Школа-Пресс, 1994. 128 с.

7. Тутолмин А. В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога. Глазов: ГГПИ, 2006. 256 с.

8. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации». Режим доступа: URL: www. consultant.ru. (дата обращения: 18.07.2016).

9. Vezirov T. G., Borozinets N. M., Sorokopud Y. V. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 18. No 1. Pp. 4-8.

Practical Conference]. 2016. Part 2. Penza, ICIR OMEGA SCIENCE Publ. Pp. 176-179. (In Russian)

5. Nikitin A. B., Sinegal V. S., Sorotsky V. A, Tsi-kin I. A. Interactive information technology based on Web-Servers and computer video conferencing systems. Distantsionnoe obuchenie [Distance learning]. 1998. No 1. Pp. 13-15. (In Russian)

6. Robert I. V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Modern information technologies in education]. Moscow, School Press Publ., 1994. 128 p. (In Russian)

7. Tutolmin A. V. Formirovanie professional'no-tvorcheskoy kompetentnosti studenta-pedagoga [Formation of the professional-creative competence of the student of Pedagogy]. Glazov, GSPI Publ., 2006. 256 p. (In Russian)

8. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii Rossiy-skoy Federatsii" [The Federal Law "On Education of the Russian Federation"]. URL: www.consultant.ru. (accessed 18.07.2016). (In Russian)

9. Vezirov T. G., Borozinets N. M., Sorokopud Y. V. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice. Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 18. No 1. Pp. 4-8. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Asadullah N. Kulibekov, 2d year postgraduate student, the chair of Theory and Methods of Professional Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: kulibekovan@mail.ru

Timur G. Vezirov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of TMTMI, FPMCS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: ti-mur.60@mail.ru

Received 22.07.2016.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.