Научная статья на тему 'Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности'

Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1763
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / OLYMPIAD / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / PEDAGOGICAL OLYMPIAD / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / OLYMPIAD MOVEMENT / СРЕДСТВО / MEANS / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Циулина Марина Владимировна

В статье рассматриваются возможности педагогической олимпиады в активизации творческого потенциала личности. Анализируется теоретическая основа исследования проблемы. Уточняются понятия «олимпиада», «олимпиадное движение», «творческое мышление». Характеризуется положительный опыт проведения студенческих олимпиад по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational olympiads as a means to develop the creative potential of a person

The article is concerned with the opportunities of pedagogical Olympiads in enhancing the creative potential of a person, with the theoretical basis to research the problem being analyzed. The concepts “Olympiad”, “Olympiad movement”, “creative thinking” are defined, the positive experience in students’ pedagogical Olympiads is also characterized.

Текст научной работы на тему «Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности»

УДК 371.01 ББК 74.202.46

Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина

педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности

В статье рассматриваются возможности педагогической олимпиады в активизации творческого потенциала личности. Анализируется теоретическая основа исследования проблемы. Уточняются понятия «олимпиада», «олимпиадное движение», «творческое мышление». Характеризуется положительный опыт проведения студенческих олимпиад по педагогике.

Ключевые слова: олимпиада, педагогическая олимпиада, олимпиадное движение, средство, творческий потенциал.

GYa. Grevtseva, M.V. Tsiulina

educational olympiads as a means to develop the creative potential of a person

The article is concerned with the opportunities of pedagogical Olympiads in enhancing the creative potential of a person, with the theoretical basis to research the problem being analyzed. The concepts "Olympiad", "Olympiad movement", "creative thinking" are defined, the positive experience in students' pedagogical Olympiads is also characterized.

Key words: Olympiad, pedagogical Olympiad, Olympiad movement, means, creative potential.

В настоящее время актуализируется проблема качества подготовки педагогических кадров в условиях реформирования высшего профессионального образования России и его перехода в мировую систему образования. Одной из наиболее значимых форм повышенной профессиональной подготовки являются олимпиады по педагогике, которые способствуют активизации творческого потенциала студентов, развитию научно-исследовательской, организационно-педагогической деятельности. В первую очередь, олимпиады способствуют умению решать педагогические задачи.

Предметные олимпиады в нашей стране проводятся уже в течение нескольких десятилетий. Столь длительный период существования олимпиад-ного движения доказывает педагогическую и общественную значимость данной формы работы с учащимися. Популярность олимпиад свидетельствует о том интересе, который они вызывают у студентов, и показывает, что в наше время олимпиады являются важным сред-

ством развития творческого мышления личности.

Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, Л.Д. Глейзер, Б.Н. Делоне, В.Ф. Каган, М. Клайн, А.Н. Колмогоров, Л.А. Лю-стерник, А.И. Маркушевич, И.С. Петраков, Д. Пойа, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев и др.

В настоящее время имеется достаточно большое количество работ, посвященных предметным олимпиадам (С.Д. Абдурахманов, Т.М. Адамович, А.Л. Брудно, П. Буруджак, Г.И. Васильева, И. Вендти, С.У. Гончаренко, В. Горш-ковский, Р.Г. Иванова, П.Л. Капица, Л.И. Каплан, З. Кванневский, М.О. Ки-цай, СМ. Козел, Л.Г. Корнеева, К.К. Куда-ва, М.А. Лаврентьев, В.А. Орлов, И.С. Петраков, П.Н. Протасов, В.Г. Разумовский, А.П. Савин, И.П. Середа, Л. Силвер-берг, И.Ш. Слободецкий, Г.А. Тоноян, А.Л. Тоом, Т. Шаршаневич и др.). В них

33

го

X

£

03

о;

раскрываются вопросы содержания, методического обеспечения олимпиад школьников.

К теоретическим основаниям исследования относим научные взгляды на сущность олимпиадного движения в вузах Т.Б. Алексеевой, Э.В. Балакиревой, С.А. Ворониной, Ю.В. Глявина, Л.А. Ко-зинец, С.А. Репина; педагогические идеи проектирования в образовательных системах В.П. Беспалько, М.П. Горчакова-Сибирской, Е.С. Заир-Бека, В.В. Перова, В.Е. Радионова, Н.Н. Суртаевой, А.П. Тряпицыной др.).

Мы берем во внимание исследование Г.И. Алексеева «Из истории становления и развития математических олимпиад» [1], в которой выделяются проблемы, требующие решения. Так, например, выпуск специальной научно-познавательной, методической литературы по олимпиадному движению; активное развитие новых форм проведения олимпиад с использованием информационных и коммуникационных технологий; организация в педагогических вузах спецкурса по олимпиадному движению для студентов.

Существенное значение имеет работа О.Н. Макаровой [7], которая обращает внимание на то, что олимпиады интегрируют знания, умения, опыт в личностные качества будущего учителя. В работе «Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально ориентированных олимпиад» [там же] она обосновала модель подготовки и участия будущих учителей в профессионально ориентированных олимпиадах в рамках образовательного процесса педагогического вуза. Ее заслуга в том, что она выявила и описала функции профессионально ориентированных олимпиад, обосновала особенности студенческих интеллектуальных состязаний и виды олимпиад.

Ею представлен анализ профессионально значимых качеств будущих учителей, формируемых средствами дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад. Автор справедливо предполагает, что для подготовки будущих учителей в рамках осущест-

вления межвузовского взаимодействия важно использовать дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады [8, с. 184-186].

Заслуживает внимания исследование Ю.В. Скрипкиной [13], выявившей и обосновавшей педагогические условия и средства развития телекоммуникативных компетентностей учащихся с целью их самореализации в системе дистанционных эвристических олимпиад. Определены требования к педагогическому содержанию дистанционных эвристических олимпиад, обеспечивающие дополнительные возможности творческой самореализации учащихся.

Теоретическая значимость исследования К.Г. Султановой по теме «Проектирование и реализация олимпиад по педагогике для адъюнктов военных вузов внутренних войск МВД России» состоит в том, что «создана модельная структура разработки проекта педагогической олимпиады адъюнктов как последовательности действий, определяющих достижение ожидаемого результата и включает: проектирование как процесс, обоснование критериев, самостоятельную работу адъюнктов и оформленный проект» [14, с. 8].

Особое значение имеет работа Е.М. Ро-гожкиной [10], посвященная методике организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД Рос-си. В отличие от известных работ, связанных с изучением развития олимпиадного движения в военных вузах, в данном исследовании: акцентируется внимание на усиление практико-ориентированности педагогических знаний будущих офицеров в процессе подготовки и проведения олимпиады по педагогике; анализируются возможности предупреждения образовательной депривации в условиях военного вуза внутренних войск МВД России.

Интерес представляет разработанный алгоритм решения олимпиадных задач по педагогике, включающий последовательность шагов: изучение проблемной ситуации - формулировка проблемы - постановка задачи - определение цели (ожидаемого результата) - выбор критериев - перебор разных вариантов

решений - определение оптимальных условий решения задачи - выбор решения задачи - разработка действий для достижения цели.

В докторском исследовании Б.С. Ки-рьякова «Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике» [3] представлена статистическая педагогическая модель интеллектуального испытания школьников на физической олимпиаде. Среди различных форм профессиональной ориентации Э.В. Балакирева [2] в работе «Профессиологические основы педагогического образования» выделяет Герценовскую педагогическую олимпиаду «Первый успех» для старшеклассников, главной идеей которой было создание условий для самовыражения школьников. Олимпиада «Первый успех» являлась начальным звеном, первым этапом на пути восхождения к педагогическому мастерству через серию взаимосвязанных, усложняющихся от этапа к этапу конкурсов профессиональных и личностных достижений ее участников: старшеклассников - студентов-магистрантов [9].

Научная новизна исследования О.Ю. Корсуновой [4] заключается в том, что: показана специфика интеллектуально-творческой ученической олимпиады как образовательной формы, направленной на творческое развитие учащихся. Соревнование рассматривается как источник развития, самообразования и самовоспитания участников. Она доказывает результативность применения интеллектуально-творческих ученических олимпиад как формы образования, предназначенной для широкого контингента учащихся (не только одаренных). Все авторы единодушно признают олимпиады важным средством повышения интеллектуального уровня учащихся.

Несмотря на многообразие исследований, посвященных потенциалу олимпиады, процессу развития творческого мышления в настоящее время отведено недостаточно работ, в которых бы изучался процесс развития обучающихся при подготовке к олимпиаде и дальней-

шая реализация их индивидуального потенциала в условиях самой олимпиады.

Обратимся к понятийному аппарату данных исследований и охарактеризуем понятие «олимпиада», «олимпиадное движение». В педагогической литературе нет однозначного толкования подобного типа интеллектуальных соревнований. Исходя из исследований О.Н. Макаровой [6] и О.Ю. Корсуновой [4], олимпиада трактуется как:

• «профессионально-ориентированная олимпиада - это организационная форма осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, требующая от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации знаний, умений, навыков в предметных областях, личностных качеств, соответствующих их специальности, а также оперативного решения профессионально-педагогических задач на творческой основе, предполагающая длительную подготовку и постолимпиад-ную рефлексию» (О.Н. Макарова);

• «интеллектуально-творческая ученическая олимпиада есть интегратив-ная форма диагностики и стимулирования творческого развития учащихся в образовательном процессе» (О.Ю. Кор-сунова);

• «дистанционная профессионально-ориентированная олимпиада - организационная форма осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, проводимого посредством информационных и коммуникационных технологий, требующая от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации личностных качеств, знаний, умений, навыков в предметных областях, соответствующих их специальности (профилю), а также оперативного решения профессионально-педагогических задач на творческой основе, предполагающая длительную подготовку и постолимпиадную рефлексию (О.Н. Макарова).

Педагогическая олимпиада - интегрированная форма профессионально-творческой деятельности студентов, способствующая развитию педагогической техники, профессиональных уме-

о ¡£

о ф

т ^

о ш I-

к

го ^

о ей I-

о

ч ф

^

о ^

го ¡£

го ч го

к Т го ^

" 15

ф ГО

Из «I

го

X

s

s

zr od

о;

нии, позволяющая оценивать уровень педагогического творчества и владения педагогическими компетенциями. Олимпиада позволяет участникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путеи образования, самообразования и саморазвития личности. Итак, существует неоднозначное понимание сущности данного понятия.

Исходя из вышеизложенного, представим наше понимание педагогической олимпиады - это форма подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов, способствующая развитию компетенций и стимулирующая их творческий потенциал.

Олимпиады решают широкий круг задач, выполняя обучающую, коммуникативную, адаптивную функцию. Олимпиада является средством личностного развития не только студентов. Олимпиадное движение создает условия для личностного и профессионального роста педагогов, которые участвуют в ее подготовке и проведении. Работа по подбору олимпиадных заданий является сложной, но интересной и творческой. В процессе поиска оригинальных конкурсных заданий преподаватель занимается самообразованием, раскрывает свой творческий потенциал и обеспечивает свой профессиональный рост.

Результаты участия в олимпиаде являются критерием оценки качества образования, и олимпиада в этом случае выполняет оценочную функцию.

Студенческая олимпиада - это система очных соревнований студентов в творческом применении знаний по педагогике. Студенческая олимпиада проводится с целью совершенствования качества подготовки специалистов, а также для повышения интереса студентов к избранной профессии, выявления одаренной молодежи и формирования кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности.

Выбор оптимальных методов, форм и средств обучения является условием реализации системы методического сопровождения студентов, формирования потреб-

ности в самообразовании, в активном применении и использовании своих знаний и умений. Студенты могут использовать в процессе подготовки к педагогической олимпиаде учебное пособие «Самостоятельная работа по педагогике» [11], которое имеет практическую направленность и предназначено для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования, состоящее из 2-х разделов. В первом разделе представлены методические материалы в помощь студенту, во втором - задания для самостоятельной работы. А также учебное пособие «Современные проблемы науки и образования» [12]. Отличительной особенностью данного пособия является наличие творческих заданий.

Таким образом, студенческие олимпиады по педагогике являются одним из средств активизации творческого потенциала студентов, развития научно-исследовательской, организационно-педагогической деятельности, пропаганды педагогических и психологических знаний. Основными целями и задачами являются: выявление наиболее талантливой педагогически ориентированной творческой молодежи; расширение профессионально-педагогической эрудиции и поля возможностей самореализации творческого потенциала студентов; расширение информационно-образовательного, социокультурного пространства студентов для решения личностно профессиональных задач; усиление значимости профессионального педагогического образования и профессии, поднятие престижа предмета педагогики. Предметная олимпиада студентов способствует формированию мотивации к учению, повышению познавательной активности, развитию творческих способностей. Кроме того, применение олимпиад в учебном процессе значительно повышает качество образования и открывает широкие познавательные возможности, определяемые вариативностью и интерактивностью данной формы обучения. «Олимпиада по педагогике всегда вскрывает актуальные проблемы общества, образования и

воспитания, ориентирует на педагогику будущего. Особенно радует то, что к уже установившимся и зарекомендовавшим себя конкурсам появляются новые, ориентированные на творческий потенциал личности. Олимпиада служит стимулом для личностного и профессионального роста, осознания себя в профессии и умения найти свое место в жизни» [15, с. 106]. Участники олимпиады - это особая когорта российского студенчества, будущие замечательные специалисты, любящие свое дело. Это демократически настроенный молодой человек, стремящийся к знаниям, охотно участвующий в дискуссиях, умеющий вести полемику, слушать другого, уважающий чужое мнение, хорошо знающий проблемы страны, имеющий чувство собственного достоинства. Для конкурсантов олимпиада - это ступень к мастерству, это самореализация, самоактуализация. В последние годы в числе конкурсов: «Педагогическое красноречие: «Каждый ребенок талантлив по-своему...»; «Презентация социальных (досуговых) проектов по теме «На радость детям!»; педагогическая импровизация «Я - организатор праздников»; конкурс сочинений-эссе «Самый детский день в году» и т.д. Особенностью олимпиады по педагогике и психологии (декабрь 2014 г.) было то, что аспиранты в рамках олимпиады организовали круглый стол «История педагогики в лицах», а студенты в составе «агитбригады» организовали творческие выступления на тему «Педагоги-новаторы» для студентов вуза.

В рамках олимпиады прошли так же «Аудиторные обсуждения по темам:

1) Личность. Образование. Общество;

2) Инновации в образовании; 3) Ценностные ориентации и др. Самым запоминающимся, по мнению конкурсантов,

был конкурс «Защита педагогических проектов». Студентам было предложено две темы: «Молодежь в искусстве», «Я - педагог будущего». Цели конкурса: 1) расширить технологическое поле будущего специалиста посредством технологии моделирования и проектирования, исследовательской деятельности и др.; 2) способствовать повышению его профессиональной, исследовательской культуры, предполагающей осмысление проблем молодежи, профессиональной деятельности. Участникам олимпиады была предложена «анкета обратной связи». Ответы участников: олимпиада была позитивной, интересной - 98,8%; актуальной - 100%; ценной -100 %; содержательной - 98, 7 %; стрессовой - 4%; сложной - 70%. Сложным, по мнению студентов, был теоретический конкурс, не менее важным - «Рецензирование научной статьи по педагогике и психологии».

«Теоретический конкурс привлекает нас тем, что в нем всегда самые актуальные проблемы педагогической теории и практики, задания на способность педагогически, творчески мыслить. Хорошо, что практически все конкурсы направлены на решение педагогических задач здесь и сейчас, без предварительной специальной подготовки» [15, с. 107]. Несомненно, олимпиады способствуют совершенствованию профессиональных умений, позволяют оценивать уровень творческого потенциала, а также обеспечивают высокий уровень усвоения студентами учебного материала, повышают качество образования и создают условия для того, чтобы подготовить конкурентоспособную, мобильную личность к профессиональной деятельности. Олимпиада является средством личностного развития студентов и преподавателей.

Библиографический список

1. Алексеева, Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ Г.И. Алексеева. - Якутск, 2002. - 144 с.

2. Балакирева, Э.В. Профессиологические основы педагогического образования [Текст]: авто-реф. дис. ... д-ра. пед. наук / Э.В. Балакирева. - СПб., 2008. - 44 с.

3. Кирьяков, Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Б.С. Кирьяков. - Рязань, 2002. - 339 с.

о ^

о ф

т ^

о ш I-

к

го ^

о ей I-

о

ч ф

^

о ^

го ¡£

го ч

го ^

с

к Т го ^

* 5

ф го т ¡3

Фё

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Корсунова, О.Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Ю. Корсунова. - М., 2003. - 170 с.

5. Макарова, О.Н. Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики [Электронный ресурс] / О.Н. Макарова // Научный электронный архив. - Режим доступа: URL: http://econf.rae.ru/article/4936 (дата обращения: 06.06.2015).

6. Макарова, О.Н. Дистанционные олимпиады для будущих учителей как средство осуществления межвузовского взаимодействия [Электронный реурс] / О.Н. Макарова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: URL: www.science-education.ru/113-11271 (дата обращения: 05.06.2015).

7. Макарова, О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально-ориентированных олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Макарова. - Барнаул, 2012. - 196 с.

8. Макарова, О.Н. Подготовка будущих учителей средствами командных дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад [Текст] / О.Н. Макарова // Мир науки, культуры, образования. - № 1 (26). - 2011. - C. 184-185.

9. Олимпиада аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество»: 8 лет совместного поиска. Информационно-аналитические материалы [Текст]. - СПб., 2014. - 37 с.

10. Рогожкина, Е.М. Методика организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД России [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.М. Рогожкина. - СПб., 2012 - 23 с.

11. Самостоятельная работа студентов по педагогике [Текст]: учебное пособие / авт.-сост. Г.Я. Гревцева, Р.А. Литвак. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 168 с.

12. Современные проблемы науки и образования [Текст] / авт.-сост. Г.Я. Гревцева, М.В. Циули-на. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 200 с.

13. Скрипкина, Ю.В. Развитие телекоммуникативных компетентностей учащихся в системе дистанционных эвристических олимпиад [Текст] / дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2013. - 242 с.

14. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрация [Текст] / В.И. Смирнов. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 416 с.

15. Султанова, К.Г Проектирование и реализация олимпиад по педагогике для адъюнктов военных вузов внутренних войск МВД России [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2015. - 23 с.

16. Тулькибаева, Н.Н. Подготовка студентов к организации и проведению педагогических олимпиад: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Тулькибаева, И.А. Кондратьева, Г.Я. Гревцева, - Челябинск, 2011. - 126 с.

References

1. Alekseeva G.I. From the history and development of mathematical Olympiads. Diss.... cand. of sciences (Education). Yakutsk, 2002. P. 144. [in Russian].

2. Balakirev E.V. Professiological foundations of the pedagogical education. Author's. abstract. Dis. ... doct. ofsciences (Education). St. Petersburg, 2008. P. 44. [in Russian].

3. Kiriakov B.S. Pedagogical model and students' intelligent testing methodology at Physics Olympiads. Dis. ... doct. ofsciences (Education). Ryazan, 2002. P. 339. [in Russian].

4. Korsunova O.Yu. Pedagogical conditions of organizing intellectual and creative students' competitions. Dis. ... cand. ofsciences (Education). M., 2003. P. 170. [in Russian].

5. Makarova O.N. Distant Olympiads as a means to form professional competences of future teachers of computer science. Available at: http://econf.rae.ru/article/4936. [in Russian].

6. Makarova O.N. Distant Olympiads for future teachers as a means of inter-university cooperation. Sovremennye problem nauki iobrazovaniya. 2013. Available at: www.science-education.ru/113-11271. [in Russian].

7. Makarova O.N. Improving the training of future teachers by means of professionally-oriented Olympiads. Dis. ... cand. ofsciences (Education). Barnaul, 2012. P. 196. [in Russian].

8. Makarova O.N. Future teachers' training by means of team distance learning professionally-oriented Olympiads. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2011. P. 184-185. [in Russian].

9. Olympiads of post graduate students of Educational Sciences "Scientific Creativity". Sankt-Peterburg, 2014. P. 37. [in Russian].

10. Rogozhkina E.M. Organization techniques of the pedagogical Olympiad in a military college of the Russian Interior Ministry Forces. Author's. abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Sankt-Peterburg, P. 2012 - 23. [in Russian].

11. Independent work ofstudents in pedagogy. Chelyabinsk, 2015. P. 168. [in Russian].

12. Grevtseva G.Y., Tsiulina M.V. Modern problems of science and education. Chelyabinsk, 2015. P. 200. [in Russian].

13. Skripkina Yu.V. The development of telecommunicational competencies of students in distance learning heuristic Olympiads. Diss. ... cand. ofsciences (Education). M., 2013. P. 242. [in Russian].

14. Smirnov V.I. General Pedagogy in theses, definitions, illustration. M., 2000. P. 416. [in Russian].

15. Sultanova K.G. Design and implementation of pedagogical Olympiads for post graduates of military higher educational institutions of the Russian Interior Ministry Forces: Author's. abstract. Dis. ... cand. ofsciences (Education). Sankt-Peterburg, 2015. P. 23. [in Russian].

16. Tulkibaeva N.N. Preparing students for organizing and conducting educational Olympiads. Chelyabinsk, 2011. P. 126. [in Russian].

сведения об авторах: Гревцева Гульсина Якуповна,

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств г. Челябинск.

Ктай: yakupovna@rambler.ru

Диулина Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогиче-

университет, г. Челябинск.

Kmail: Tsiulmamv@yandexj

Information about the authors: Grevtseva Gulsina Yakupovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor,

The Department of Pedagogics and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk.

E-mail: yakupovna@rambler.ru

Tsiulina Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education),

The Department of Pedagogics

and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical

University,

Chelyabinsk.

E-mail: Tsiulinamv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.