Научная статья на тему 'Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе'

Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1198
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / OLYMPIAD / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COMPETENCE / INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скотникова Анна Михайловна

Обосновывается возможность рассмотрения Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике и психологии как образовательной технологии, направленной на личностно-профессиональное развитие студентов вузов. Дается теоретическое обоснование, описываются составляющие данной технологии и опыт ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIADE AS A PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF HIGHER SCHOOL EDUCATION

The possibility of reference to All-Russian student Olympiad in Pedagogy and Psychology as an educational technology aimed at personal and professional development of higher school students is discussed. Theoretical grounding is given, components of this technology and experience of its implementation are described.

Текст научной работы на тему «Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе»

УДК 37. 091.2 ББК Ч 420.44

ГСНТИ 15.01.13

Код ВАК 19.00.07

Скотникова Анна Михайловна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: skyann@list.ru

ОЛИМПИАДА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: олимпиада; образовательная технология; компетенции; интерактивные методы.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается возможность рассмотрения Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике и психологии как образовательной технологии, направленной на личностнопрофессиональное развитие студентов вузов. Дается теоретическое обоснование, описываются составляющие данной технологии и опыт ее реализации.

Skotnikova Anna Mikhailovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of the Chair of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

OLYMPIADE AS A PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF HIGHER SCHOOL EDUCATION

KEY WORDS: Olympiad; educational technology; competence; interactive methods.

ABSTRACT. The possibility of reference to All-Russian student Olympiad in Pedagogy and Psychology as an educational technology aimed at personal and professional development of higher school students is discussed. Theoretical grounding is given, components of this technology and experience of its implementation are described.

И

з средств массовой информации достаточно часто звучат заявления о роли образования в развитии экономики, культуры, социальной сферы общества, его ценности в современном мире. И действительно, как отмечает заместитель руководителя Росстата К. Лайкам, «доля населения, имеющего высшее образование, сейчас вдвое больше, чем в советское время. Втрое выросло количество студентов вузов. По формальному статусу наше население сейчас весьма образованно» (17). Вместе с тем, наблюдая за происходящими в обществе процессами, можно говорить о девальвации высшего образования. С одной стороны, оно стало более доступным (процент поступления выпускников школ колеблется от 90 до 100 %), «вузы «выбирают» практически весь школьный выпуск» (15). С другой - качество обучения в вузе «вызывает серьезные нарекания» (там же) и получение диплома зачастую не является свидетельством готовности его обладателя профессионально, ответственно, компетентно выполнять профессиональную деятельность.

Не является исключением и психологопедагогическое образование в высшей школе. Профессии гуманитарной направленности, в частности, профессия психолога, по-прежнему очень привлекательны для выпускников школ. Однако, несмотря на то что выпускников психологических факультетов становится все больше, на рынке труда возникает «кадровый голод»: работодателям все труднее найти среди них готовых специалистов, обладающих не только знаниями, но и умениями решать практические задачи в области психолого-педагогическо-го сопровождения детей и взрослых, а так-

же необходимыми личностно-профессиональными качествами. В связи с этим становится актуальным поиск таких образовательных технологий, которые позволили бы решить проблему личностного и профессионального развития студентов, разрешить противоречие между потребностью в компетентных, ответственных, имеющих нравственный каркас, способных в самостоятельному решению профессиональных задач и жизненных трудностей специалистов в области психолого-педагогического сопровождения и низким уровнем профессиональной подготовки выпускников вузов.

Безусловно, в рамках традиционной образовательной модели (с использованием лекций, контрольных работ и пр.) будущие специалисты формируют систему знаний, осваивают базовые умения в области психо-лого-педагогического сопровождения субъектов системы образования. Однако реализация модели интерактивного обучения дает возможность студентам в рамках того или иного проекта вовлекаться в решение социально важных проблем, вести диалог и осуществлять обмен опытом, применять имеющиеся знания и развивать профессионально важные качества, а также формировать профессиональную позицию и становиться более зрелыми личностями.

Одной из образовательных технологий может выступать Всероссийская студенческая олимпиада по психологии и педагогике.

Всероссийская студенческая олимпиада как соревнование

Традиционно олимпиада рассматривается как спортивное состязание. Возникнув в древней Греции, соревнования в силе и ловкости превратились в масштабное, универ-

© Скотникова А. М., 2013

сальное общественное движение. Сегодня олимпизм является своеобразной «философией жизни, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума» (12, с. 84). Олимпизм призывает к такому образу жизни, при котором человек получает радость не от праздности, а от разумных усилий и с уважением относится к благородным правилам поведения и жизни, выработанным человечеством за долгие века (12, с. 85). Вместе с тем, олимпиада может трактоваться достаточно широко - как соревнование, состязание какого-либо рода, имеющее целью выявить наиболее достойных из числа его участников, установить их первенство (14). Олимпиада -это возможность не только проявить себя (личностно, физически, творчески и др.), достичь определенного результата, но и, побывав в ситуациях соперничества, приобрести жизненный опыт, развить в себе личностные и профессионально важные качества, освоить всеобщие нормы и ценности человеческого общения.

Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике и психологии основывается на идеях олимпизма. Как и в спорте, олимпиада в области психологии имеет свой организационный комитет, эмблему. Основные принципы и правила проведения соревнований зафиксированы в положении о проведении Всероссийской студенческой олимпиады. Программа соревнований определяется ежегодно в соответствии с актуальной темой. Если в спорте участники представляют страну, то в олимпиаде по психологии участники представляют свой вуз. Важнейшими условиями проведения олимпиады являются равенство условий для каждого участника, честность участников, объективность судейства. Девиз спортивной олимпиады «сШ^, аШ^, orties» (11) несколько преобразуется и означает быть «быстрее, выше, сильнее» не столько соперника, сколько самого себя прежнего.

Всероссийская студенческая олимпиада является состязанием участников в эрудированности, умении применять психологические знания для решения практических задач, соревнованием со своими этапами, победителями. Однако Всероссийская студенческая олимпиада - это прежде всего пространство личностного и профессионального самопознания и самоопределения, пространство возможностей приобретения как частных умений (разрабатывать методические программы, планировать свое выступление и др.), так и универсальных (принимать решения, устанавливать и развивать партнерские отношения с другими людьми и др.). Участие в олимпиаде не является обязательным, в отличие от посе-

щения лекций. Однако оно приобретает дополнительную ценность, поскольку дает возможность раскрыть себя в новом качестве, расширить границы своего видения обсуждаемой проблемы, других людей, себя.

Всероссийская студенческая олимпиада как образовательная технология Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике и психологии на протяжении вот уже 9 лет проходит на базе Института психологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Многолетний опыт проведения Всероссийской студенческой олимпиады позволяет рассматривать ее в качестве проверенной и проработанной образовательной технологии личностно-профессионального развития будущих специалистов.

Термином «технология» называют искусство, мастерство; совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо, а также совокупность знаний о таких методах и процессах и их научное описание (3); совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасти производства, а также научное описание способов производства (9).

Термин «образовательная технология» также имеет множество значений. По мнению В. В. Серикова, технология обучения — это «законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения» (цит. по 8). В. В. Гузеев рассматривает образовательную технологию как «комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий» (2, с. 9). Образовательная технология, по определению В. Н. Бусурина и В. Н. Козлова, — это совокупность образовательных структур учебных заведений, организационных мероприятий, методов, приемов, системных средств и психологических установок, направленных на передачу известных знаний, системное формирование осознания информации и эффективное усвоение знаний в процессе обучения или деятельности (цит. по 10). Характерными признаками образовательной технологии являются ориентация на развитие личности учащихся, комплексность, теоретическая обоснованность, ориентированность на результат, наличие более или менее четкого алгоритма действий и описания методов работы, воспроизводи-

мость (стандартизация), оценка процесса и 8; 10). Всероссийская студенческая олим-

результата обучения, эффективность, нали- пиада как образовательная технология име-

чие механизма обратной связи и др. (2; 5; 7; ет указанные характеристики (таблица 1).

Таблица 1.

Характеристики Всероссийской студенческой олимпиады как образовательной технологии

Характеристики образовательной технологии Содержание характеристик Олимпиады как образовательной технологии

Ориентация на развитие личности учащихся Цель - создание условий для личностно-профессионального развития студентов.

Теоретическая обоснованность Гуманистическая парадигма, компетентностный подход, теоретическое обоснование содержания олимпиады в соответствии с ежегодно выбираемой темой.

Организация процесса обучения Совокупность регламентированных нормативными документами, упорядоченных и согласованных управленческих и исполнительских действий членов организационного комитета Всероссийской студенческой олимпиады, обеспечивающих реализацию различных направлений деятельности (документационное, информационное, материально-техническое, методическое, экспертное сопровождение олимпиады).

Комплексность Структура олимпиады включает комплекс заданий, моделирующих виды деятельности педагога-психолога, в которых студентам необходимо проявить систему знаний, умений, навыков и личного опыта, обеспечивающих эффективное решение профессиональных задач.

Наличие алгоритма действий Комплекс научно-методического обеспечения олимпиады включает теоретическое обоснование, описание структуры (подробное описание заданий трех туров олимпиады) и принципов реализации олимпиады, системы оценивания и подведения итогов.

Оптимальность методов Используемые методы преимущественно интерактивного характера (круглый стол, дискуссия, метод проектов, методы творческого самовыражения, метод кейсов и др.) наилучшим образом учитывают возрастные и индивидуальные особенности участников и соответствуют поставленной цели.

Оценка процесса и результата обучения Наличие обоснованной системы критериев оценки качества выполняемых заданий, системы начисления и подсчета баллов.

Наличие механизма обратной связи Наличие анкет обратной связи от участников и их руководителей, возможность высказать замечания и пожелания на организационных встречах с руководителями команд.

Эффективность Возможность в короткие сроки с приемлемыми финансовыми затратами на организацию процесса достичь существенного продвижения в личностнопрофессиональном развитии студентов (по сравнению с традиционными методами обучения), о чем свидетельствуют субъективные (обратная связь от участников и их руководителей) и объективные (поступление в аспирантуру, получение повышенной стипендии, развитие олимпиадного движения в своих вуза и пр.) данные.

Воспроизводимость Подробное описание структуры олимпиады, последовательности действий организаторов, ведущих туров олимпиады, инструкций участникам позволяет реализовать ее в других учебных заведениях.

На основе анализа литературы, характеристик и составляющих Всероссийской студенческой олимпиады сформулируем ее определение. Всероссийская студенческая олимпиада как образовательная психологопедагогическая технология представляет собой совокупность теоретически обоснованных взаимосвязанных заданий, а также способов оценивания качества их выполнения, разработанных в рамках определенной методологии и реализующейся с помощью адекватных и экологичных методов, обеспечивающих наиболее эффективное достижение образовательных целей. Основной целью данной технологии является создание условий для личностно-профессионального развития студентов. Достижение этой цели определяется решением следующих

задач: повышение интереса к будущей профессиональной деятельности и ее социальной значимости; проверка способностей обучающихся к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности; расширение круга компетенций; совершенствование навыков самостоятельной работы и развитие творческого мышления; повышение ответственности обучающихся за выполняемую работу, развитие способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности. Решаемые посредством олимпиады задачи можно также представить следующим образом (таблица 2).

Задачи олимпиады

Таблица 2.

Обучающая задача Развивающая задача Воспитывающая задача Информационная задача

Освоение, совершенствование навыков кон-струкивного взаимодействия, ведения научно-исследовательской и практической деятельности. Развитие личностнопрофессиональной позиции студентов, развитие самостоятельности, ответственности, рефлексивности и других важных качеств и способностей личности обучающихся. Трансляция гуманистических ценностей, воспитание студентов как активных и ответственных членов профессионального сообщества. Обмен контактной информацией между участниками для дальнейшего взаимодействия, получение информации о проводимых в разных вузах конкурсах, конференциях, семинарах и т.п.

Теоретико-методологическая основа, принципы разработки и структура Всероссийской студенческой олимпиады как образовательной технологии

Основой для разработки Всероссийской студенческой олимпиады как образовательной технологии является гуманистическая парадигма, означающая ориентацию на развитие, саморазвитие, самореализацию, творчество участников, жизнетворче-ство (7). Важнейшими условиями реализации Всероссийской студенческой олимпиады являются диалогичность, экологичность, уважительное и ценностное отношение, создание условий для развития субъ-ектности участников и приобретения ими личностно значимого опыта, создание интеллектуально, культурно насыщенной среды, способствующей осмыслению своего мировоззрения и профессиональной роли.

Структура олимпиады разработана в рамках компетентностного подхода, который сегодня рассматривается в качестве приоритетного при подготовке специалистов в различных областях (1; 4; 6; 13). Образовательные стандарты третьего поколения отражают переход от усвоения знаний к формированию компетенций, обеспечивающих решение различных профессиональных задач будущими профессионалами (16). Под компетентностым подходом понимается «ориентация всех компонентов учебного процесса на приобретение будущим специалистом компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности». В свою очередь компетенции включают в себя совокупности взаимосвязанных индивидуальных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), определяющих эффективность решения задач, которые возникают в процессе продуктивной профессиональной деятельности (4, с. 3). В соответствии с данным подходом в структуру олимпиады включены компетентностно-ориентированные задания, которые моделируют разнообразные ситуации и профессиональные задачи, встречающиеся в деятельности педагога-психолога. В связи с тем

что в традиционной модели обучения студенты осваивают профессиональные навыки и знания, которые они смогут применить в отдаленном будущем, существенно снижается их мотивация обучения и профессионального развития, осмысленность применения тех или иных знаний и методов практической работы, ценность содержательной групповой работы. В олимпиаде же, напротив, студенты видят «горизонт», четко различимое поле профессиональной деятельности, в котором обучающий эффект становится гораздо мощнее. Последнее обусловлено тем, что участникам необходимо продемонстрировать не отвлеченные и отдельные аспекты знания, отчуждённые от их личных переживаний и конкретной профессиональной задачи, а благодаря вовлеченности в интерактивные задания, моделирующие различные виды профессиональной деятельности, осмысленно (т. е. с имеющимся ответом на вопрос «зачем?»), с учетом реальных обстоятельств (личных переживаний, особенностей взаимодействия с другими участниками, ограничением времени и пр.) решать профессиональные задачи с использованием освоенных методов и опираясь только на собственный опыт. Другими словами, студентам, принимающим участие в Олимпиаде необходимо проявить как универсальные (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9), так и профессиональные компетенции (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ОПК-9, ПКПП-4, ПКПП-5, ПКПП-6, ПКПП-7, ПКПП-11) (16).

Рассмотрение олимпиады в рамках компетентностного подхода конкретизируется в следующих положениях:

• туры, задания олимпиады ориентированы на реализацию участниками основных видов деятельности педагога-психолога (просвещение, диагностика, психологическая профилактика, коррекционно-консультативная деятельность);

• задания олимпиады направлены на актуализацию и развитие профессиональной компетентности педагога-психолога (профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, а также опыта);

• туры и задания олимпиады ориентированы на получение участниками результатов, которые они смогут использовать в своей деятельности (научно-исследовательской, методической, практической);

• задания олимпиады отражают разные аспекты той проблемы, рассмотрению которой она посвящена;

• задания практического тура носят преимущественно интерактивный характер, т. е. направлены на взаимодействие участников как из разных команд вузов России между собой (индивидуальные задания), так и внутри своих команд (командные задания).

Программа олимпиады разрабатывается ежегодно с учетом актуальных проблем в психологической науке и социальной жизни. Так, например, в связи с объявлением 2008 года в России годом семьи тема Всероссийской студенческой олимпиады была сформулирована как «Психолого-педагоги-ческое сопровождение семьи в культурном многообразии современного мира». В связи с развитием информационно-коммуникационных и интерактивных технологий, их активным внедрением в систему образования темой Всероссийской студенческой олимпиады 2013 года стала тема «Интерактивные технологии в психолого-педагоги-ческом пространстве». Таким образом, олимпиада является 1) пространством для позиционирования участниками себя как будущих специалистов и развития основных навыков, умений, приобретения знаний, необходимых в профессиональной деятельности; 2) способом привлечь внимание специалистов к той или иной проблеме, возникшей в обществе, обсудить пути ее решения; 3) местом встречи единомышленников, студентов и преподавателей вузов России, имеющих возможность расширить свои представления о современных научных и педагогических школах, поделиться опытом, установить профессиональные контакты и многое другое.

Олимпиада - это не только соревнование. Она включает помимо соревновательной части знакомство участников, культурно-познавательную программу, актовые лекции, мастер-классы. Последовательность мероприятий и заданий соответствует этапам развития группы: 1) знакомство (са-мопрезентация команд-участниц), 2) продуктивная деятельность (взаимодействие в рамках трех туров олимпиады) и 3) осмысление полученного опыта, прощание (подведение итогов олимпиады, обмен впечатлениями, предоставление обратной связи, обмен контактной информацией). Соревновательная часть олимпиады включает три тура: методический, теоретический и прак-

тический. Опишем их содержание и опыт реализации.

Целью методического тура является актуализация и оценка умений осуществлять проектную, развивающую, научнометодическую деятельность и представлять ее результаты. Задание заключается в разработке командой психолого-педагоги-ческого проекта или коррекционно-развивающей программы и представления ее в виде публикации (статьи). Данное задание требует от участников применения навыков планирования своей деятельности, умений разрабатывать и реализовывать программы развивающих, тренинговых и др. занятий с учетом возрастных, личностных и иных особенностей ее участников, анализировать, осмыслять и структурировать полученный опыт, а также грамотно описывать свою профессиональную деятельность и ее результаты. Разработанные научно-методические проекты могут быть внедрены в практику психолого-педагогического сопровождения личности на базе различных образовательных учреждений и психологических центров.

Целью теоретического тура является оценка уровня сформированности системы знаний по дисциплинам психолого-педаго-гического цикла. Данное задание проходит в виде тестирования. Тест содержит вопросы различного типа: вопросы-задания с вынужденным ответом, вопросы-задания на определение понятий, вопросы-задания на соотношение, вопросы-задания на выявление правильной последовательности.

Целью практического тура является актуализация, развитие и оценка профессиональной компетентности (профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков педагога-психолога) участников. Задания разрабатываются в соответствии с указанной целью, образовательными стандартами, направлениями деятельности педагога-пси-холога и темой олимпиады (таблица 3).

Профессиональная компетентность специалиста помимо других элементов включает в себя эрудированность - глубокие познания в различных областях и высокий уровень понятийного мышления, отражающего способность к выявлению сути предмета, явления, способность к обобщению. Поэтому в практический тур включаются задания, ориентированные на осмысление той или иной проблемы, роли педа-гога-психолога в ее решении. Например, участникам предлагалось поразмышлять над вопросами: что можно рассматривать в качестве одного из ключевых средств воспитания толерантности (Всероссийская студенческая олимпиада 2006 г.); какие существуют особенности современной семьи и в

чем проявляется кризис института семьи студенческая олимпиада 2013 г.). Подобные

(Всероссийская студенческая олимпиада задания являются вводными, помогают

2008 г.); какие проблемы возникают в свя- участникам актуализировать знания по за-

зи с внедрением в систему образования ин- явленной проблематике и тем самым войти

терактивных технологий (Всероссийская в контекст содержания олимпиады.

Таблица 3.

Соответствие компетентностно-ориентированных заданий олимпиады видам деятельности педагога-психолога

Виды деятельности педагога-психолога Психологическая профилактика Психологи- ческая диагностика Коррекционно- развивающая деятельность Психологическое консультирование

Примеры заданий - Проанализировать особенности бикуль-туральных браков и разработать рекомендации молодым супругам с целью профилактики психологических проблем в семье. - Предложить конструктивные способы решения конфликтной ситуации. - Разработать диагностический прием с ис-пользованием какого-либо предмета. - Продемонстрировать владение интерактивными методами, используемыми в обучении. Разработать - психологический кроссворд для учащихся школы. - Проиллюстрировать психологическую работу с семьей, указав причины проблемы, цель консультирования, стратегию и методы работы, роль консультанта. - Проанализировать одну из проблем молодежи и предложить способ оказания психологической помощи.

Одним из существенных требований к заданиям практического тура олимпиады является возможность создания условий для продуктивного, содержательного взаимодействия участников. Поэтому используются такие интерактивные методы обучения, как дискуссия, метод проектов, метод кейсов (решения проблемных ситуаций), дебаты, ролевая игра, экскурсия, просмотр и обсуждение художественных фильмов, создание и презентация продуктов деятельности. Приведем примеры реализации указанных методов.

В одной из олимпиад, посвященной проблеме толерантности (2006 г.), участники команд выступали в качестве представителей разных народностей, имеющих свои правила и обычаи и посредством переговоров решавших задачу создания единого свода правил и вместе с тем сохранения максимального количества норм, правил, обычаев, принятых на своей территории (ролевая игра).

Примером использования метода кейсов может быть задание Всероссийской студенческой олимпиады 2009 г., посвященной проблеме психолого-педагогического сопровождения молодежи в расширяющемся информационном пространстве современного мира: участники получали карточки с описанием проблем современной молодежи, возникающих в результате негативного влияния информационных технологий на формирование личности (интернет-зависимость, телемания, склонность к

навязчивой съемке видео и др.) и должны были предложить способ оказания психологической помощи (с видением причины проблемы, указанием стратегии и методов психологической работы, роли консультанта и др.). В другой олимпиаде, посвященной проблеме взаимодействия психолога и общества (2010 г.), командам необходимо было провести психологический анализ предложенной конфликтной ситуации между участниками образовательного процесса (ученик, учитель, родитель), обсудить возможные причины возникновения конфликта, определить адресатов и содержание психологической работы по преодолению возникшего конфликта.

Создать условия для содержательного обсуждения определенной проблемы, сложившейся в обществе, продуктивного диалога между участниками позволяет групповая дискуссия. Так, участники олимпиады

2009 г. сидя в кругу по очереди высказывали свое мнение относительно самых острых проблем, возникающих в связи с расширением информационного пространства и мер их профилактики. Управляемость дискуссией ведущим дает возможность всем ее участникам (а не только социально смелым и ха-ризматичным студентам) высказать свою точку зрения, услышать другую и тем самым расширить свои представления о предмете обсуждения, развить способность слышать и уважать мнение другого человека.

Другие задания сочетают в себе возможности группового обсуждения, мето-

дов творческого самовыражения и презентации продуктов деятельности. Например, в рамках олимпиады 2011 г. участникам было дано задание сначала индивидуально, а затем и в команде представить в визуальной форме (в виде схемы, таблицы, рисунка) диалогичность как характеристику образовательного пространства XXI века. По окончании работы команды презентовали результат своей творческой деятельности и отвечали на вопросы других участников. Участники олимпиады 2013 г., объединившись в группы, сначала искали ответы на вопросы, каким должен быть педагог-психолог, реализующий в своей практической деятельности интерактивные методы работы, какими личностно-профессиональными качествами он должен обладать, в чем его основная роль. Затем представляли в творческой форме (в форме сказки, стихотворения, рисунка, пантомимы) образ педагога-психолога, отражающий его роль в интерактивной модели обучения.

Особенностью Всероссийской студенческой олимпиады как образовательной технологии является проведение заданий в реальной среде с использованием экскурсии как метода обучения и развития личности участников. Примерами могут быть просмотр суп-спектакля «Карлсон вернулся» в театре «Коляда-театр» с последующим его анализом (олимпиада 2005 г.); экскурсия по МОУ СОШ № 200 с целью выяснения, какие умения, навыки, свойства личности учащегося можно развивать, используя школьную среду (олимпиада 2009 г.); посещение Муниципального учреждения культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств» с целью актуализации и оценки оперативности профессионального мышления, распознавания объекта по психологическому описанию. Эти задания позволяют включать участников в более широкий социокультурный, исторический контекст и тем самым расширять границы образовательного пространства.

Система оценивания результатов обучающихся

Далее опишем принципы разработки процедуры экспертного оценивания качества выполнения заданий участниками олимпиады. Предметом экспертного оценивания являются составляющие профессиональной компетентности будущих специалистов - знания, умения и навыки. Другими словами, члены жюри оценивают то, насколько участники олимпиады хорошо знают основные психологические теории, закономерности развития личности и малой группы, принципы и методы реализации исследовательской, методической, практической деятельности; умеют ис-

пользовать знания, опыт для решения профессиональных задач, взаимодействовать с другими участниками, принимать командные решения; владеют методами исследовательской, практической психологической и педагогической деятельности. Оценка составляющих профессиональной компетентности участников осуществляется как по их продуктам деятельности (научно-методическая программа, схема, письменные ответы), так и по поведению, устной речи в интерактивных заданиях (умение вести содержательный диалог, осуществлять психологический анализ и др.). Для каждого задания разрабатывается комплекс критериев в соответствии с представлениями о содержании основных видов деятельности, необходимых качествах, знаниях, умениях, навыках педагога-психолога. В качестве членов жюри выступают руководители команд, которые знакомятся с правилами работы жюри, проходят инструктаж и берут на себя ответственность за честность и непредвзятость судейства.

С целью повышения объективности оценивания качества выполнения заданий участниками разработана и апробирована система оценивания и начисления баллов. Достоверность, объективность и надежность системы оценивания обеспечивают: высокий уровень профессионализма членов жюри; наличие свода правил и детальных инструкций, регламентирующих работу жюри; одинаковое количество членов жюри, оценивающих ответы участников (команд) в каждом задании практического тура; единая система начисления баллов (от 1 до 5); шифрование ответов участников (команд); применение системы олимпийских баллов, обеспечивающей уравнивание баллов, получаемых участниками в различных турах и заданиях олимпиады. Участники и руководители команд информируются о системе оценивания (критерии оценивания, система начисления баллов, формула подведения итогов) для того, чтобы она была прозрачной для всех субъектов данной образовательной технологии (участников, их руководителей, членов оргкомитета). Эффективность применения образовательной технологии

Благодаря обратной связи с участниками и руководителями команд (посредством анкетирования) организаторы имеют возможность оценить качество реализации Всероссийской студенческой олимпиады как образовательной технологии, а также ее ценность, полезность для участников. Так, в первые годы проведения олимпиады организаторы Всероссийской студенческой олимпиады столкнулись со множеством хозяйственно-организационных вопросов,

решение которых во многом определяло настроение и самочувствие участников. Тщательная проработка «проблемных зон» позволила в дальнейшем проводить олимпиаду на высоком уровне (о чем свидетельствуют высказывания участников). Кроме решения организационных вопросов проходила своеобразная эволюция и содержания олимпиады, включая систему оценивания качества выполнения заданий. По мере накопления опыта и уточнения потребностей участников задания олимпиады становились все более выверенными, гибкими, не теряя новизну и оригинальность.

Безусловно, олимпиада всероссийского уровня - это сложный процесс, в котором неизбежно возникновение разных проблем (отказ техники, трудности с заселением в гостиницу и пр.) и разных переживаний участников (недовольство некоторыми заданиями, сомнения в объективности членов жюри, разочарование в собственном ответе и пр.). Тем не менее анализ анкет участников позволяет говорить о том, что несмотря на возникавшие трудности, Всероссийская студенческая олимпиада стала для многих возможностью самореализации, проверки уровня своей профессиональной компетентности, приобретения опыта личного общения и решения профессиональных задач, встречи с новыми и интересными людьми. Важными показателями эффективности описываемой образовательной технологии, на наш взгляд, являются следующее: 1) создание основы для развития внутренней (национальной) академической мобильности студентов и преподавателей; 2) поддержание личных и профессиональных связей среди студентов и преподавателей вузов России посредством электронной переписки, приглашения преподавателей в другие вузы для проведения мастер-классов и лекций, научного обсуждения диссертационных исследований аспирантов, которые в прошлом являлись участниками олимпиады; 3) развитие олимпиадного движения в других вузах России, о чем свидетельствует проведение внутренних состя-

заний, повышение интереса студентов к олимпиады и в связи с этим введение отбора участников в команду; 4) повышение интереса к профессиональной деятельности (некоторые из участников олимпиады продолжили обучение в аспирантуре, выбрав научную карьеру, другие получили возможность устроиться на интересную работу).

Осмысляя опыт проведения олимпиад, можно выделить несколько факторов, обеспечивающих комфортные образовательные условия для участников и эффективное достижение заявленной цели:

• постоянное информационное сопровождение участников с момента объявления о проведении олимпиады до ее завершения (рассылка нескольких информационных писем, предоставление дополнительной информации, телефонные переговоры с потенциальными участниками и пр.);

• организация быта участников и их руководителей (встреча участников, расселение, организация питания, предоставление возможности доступа в интернет и пр.);

• качество содержания соревновательных этапов (наличие теоретического обоснования программы олимпиады, четкого описания заданий, наличие интересных заданий и поиск новых форм их проведения);

• объективная система оценивания (наличие понятных, четких критериев оценивания качества выполнения работ, прозрачность системы начисления баллов, соблюдение условий честного и объективного судейства);

• эмоциональный комфорт (использование технических, человеческих, организационных ресурсов, проявление уважения и толерантности к участникам обеспечивающих их комфортное самочувствие, возможность познакомиться с г. Екатеринбургом, пообщаться в неформальной обстановке);

• оперативность решения возникающих проблем (быстрое реагирование на просьбы и жалобы участников, гибкость, готовность к сотрудничеству).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гомзякова И. П. Формирование компетентности студентов АФК в вопросах личностного саморазвития : дис. ...канд. психол. наук. СПб., 1999.

2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М. : Сентябрь, 1996.

3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М. : Русский язык, 2000. URL: http://www.efremova.info/

4. Кириллов А. Г. Формирование профессиональных компетенций будущего учителя информатики в процессе обучения программированию : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.

5. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М. : Знание, 1989.

6. Колесов В. П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня. 2006. № 2.

7. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения. Ростов-н/Д. : Феникс, 2005.

8. Образовательные технологии : учеб.-метод. пособие. Ярославль : Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2009.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М. : Азбуковник, 1999.

10. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии : учебное пособие. Нижний Тагил : НТГСПА, 2011.

11. Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1970.

12. Олимпийский учебник студента : пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных вузах. М. : Советский спорт, 2004.

13. Самурача Р., Рогальски Ж., Рабардель П. Развитие индивидуальной и коллективной компетенции и инструментальная деятельность в производственных ситуациях // Иностранная психология. 1996. № 6.

14. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. М. : Русский язык, 1981-1984. Т. 2. К-О. 1983.

15. Сложение вычитанием // Российская газета. №5834 (161). То же: URL:

http://www.rg.ru/2012/07/16/vuz-site.html

16. Федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки 050400 Психологопедагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). URL:

http://narfu.ru/kf/educati0nal_activities/educati0nal_standards/std_050400_napr_pdps.pdf

17. Я начальник, а кто ты? // Российская газета. №5958 (285). То же: URL:

http://www.rg.ru/2012/12/11/laikam.html

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.