Научная статья на тему 'Опыт использования инновационных технологий при подготовке учителей начальных классов в педагогическом вузе'

Опыт использования инновационных технологий при подготовке учителей начальных классов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобонова Елена Николаевна

В статье предлагаются методические пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в педагогическом вузе. Автор делится опытом использования проектных технологий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов, которые содержат в себе большие возможности для развития творческих способностей студентов и имеют для них про социальное значение, положительно влияют на отношение к учебе, формируют повышенную мотивацию к учебно-образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобонова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования инновационных технологий при подготовке учителей начальных классов в педагогическом вузе»

Бобонова Е.Н.

Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, к.п.н., доцент кафедры новых информационных технологий и средств обучения, [email protected]

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Профессиональная подготовка учителя начальных классов, модернизация высшего педагогического образования, инновационные технологии, новые формы организации учебного процесса, проектные технологии, метод проектов.

АННОТАЦИЯ

В статье предлагаются методические пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в педагогическом вузе. Автор делится опытом использования проектных технологий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов, которые содержат в себе большие возможности для развития творческих способностей студентов и имеют для них про социальное значение, положительно влияют на отношение к учебе, формируют повышенную мотивацию к учебно-образовательной деятельности.

В условиях модернизации высшего педагогического образования актуальна проблема совершенствования подготовки учителей начальных классов. Повышение внимания к подготовке учителей начальных классов обусловлено внедрением в школьную практику технологий и методик развивающего обучения [3,6]. В системе высшего педагогического образования еще недостаточно учитываются объективные тенденции современного процесса обучения. На сегодняшний день налицо противоречия между:

• сложившимся в практической деятельности развивающим образованием младших школьников и новым типом профессиональной деятельности преподавателя начальных классов, и устоявшейся моделью высшего педагогического образования, сориентированной преимущественно на «знаниевую» парадигму, отличающуюся узостью возможностей выбора содержания, образовательных траекторий, форм повышения образовательного уровня;

• односторонней ориентацией высшего педагогического образования на повышение «научности», обогащение его новыми дисциплинами и все более отчетливым пониманием того, что подготовку учителя в условиях вариативности содержания начального образования нельзя обеспечить путем простого информационного насыщения;

• направленностью профессиональной вузовской подготовки на предметно-методическую компетентность педагога и все более возрастающей необходимостью создания практико-ориентированной образовательной среды;

• объективными, все возрастающими требованиями практики к личности учителя начальных классов и отсутствием программ его личностно профессионального развития;

• ориентацией студента на содержание будущей профессии и обращенностью процесса обучения в вузе к прошлому социальному опыту и т.д.;

• возросшими требованиями к качеству знаний и постоянным сокращением часов на преподавание предметов;

• потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению;

• необходимостью гуманизации образования и отсутствием личностно-ориентированного подхода к обучению, глубоких психологических знаний, а также знаний технологий развивающего обучения [7].

«Причина такого положения — отсутствие связей между новыми целями подготовки учителя, ее новой структурой и старыми формами, и методами работы со студентами. Нужны другие технологии вузовской подготовки учителей, которые требуют новых идей, инноваций,

исследований, повышения квалификации преподавателей» [4. с. 24].

Перед образовательным учреждением стоит проблема, каким образом сформировать у учащихся мотивацию к учебно-образовательной деятельности, как ее развить и по возможности превратить в повышенную мотивацию.

Представляется, что одной из плодотворных идей обновления вузовского образования должен стать переход к новым формам и методам организации учебного процесса.

«В процессе подготовки учителя начальных классов целесообразно, на наш взгляд, использовать следующие методы и приемы:

1)проведение интерактивных проблемных лекций, а именно использование метода «вопрос-ответ» на протяжении всей лекции; проведение коротких презентаций, подготовленных студентами, которые раскрывали бы один из вопросов, поставленных в данной теме и др.;

2)внедрение в ходе практических занятий таких форм работы как «круглый стол», «мастерская», где студенты в ходе обсуждения решают важные проблемы специальности на основе собственных самостоятельных наработок; проведение диспутов, дискуссий, анализ педагогических ситуаций, видеофрагментов уроков;

3)использование в учебно-воспитательном процессе высшей школы ролевых и деловых игр, кейс-методов, «мозговой атаки», которые способствуют развитию активности, творчества, креативности педагога;

4)проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренинговых занятий, способствующих формированию профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов;

5)широкое использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийных средств в процессе чтения лекций и проведения практических занятий, электронных и разных видов опорных конспектов лекций;

6) предоставления студентам учебной информации на электронных носителях, Интернет-поиск и тому подобное;

7)использование элементов имитации, рефлексии, релаксации в ходе отдельных практических занятий;

8)использование новых подходов к контролю и оцениванию достижений студентов, которые обеспечивают их объективность и надежность» [8, с. 177].

Перечисленные выше методы и приемы объединяют в себе проектные технологии. Метод проектов позволяет интегрировать познание студентов из разных дисциплин и, применяя их на практике, создавать уже новые знания.

Для знакомства студентов с проектно-исследовательскими технологиями обучения Воронежский государственный педагогический университет, проводит курс Intel "Обучение для будущего", который дает возможность изучить метод проектов и овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке, т. е. от идеи до ее реализации в конечном продукте; метод проектов позволяет интегрировать познание студентов из разных дисциплин и, применяя их на практике, создавать уже новые знания. Мы считаем, что именно проектная методика формирует новый тип учащихся и учителей, владеющий способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и наделенный опытом самообразования.

Каждый семестр в Воронежском государственном педагогическом университете проводятся конкурсы студенческих проектов, выполненных в рамках программы Intel "Обучение для будущего". Победители этих конкурсов участвуют во всероссийских конкурсах, проводимых программой Intel "Обучение для будущего".

В 2014 г. мы провели педагогический проект, в котором участвовали две команды студентов третьего курса психолого-педагогического факультета отделения начальное образование Воронежского государственного педагогического университета.

Проект проводился с целью поддержки престижа педагогической профессии, формирования имиджа современного педагога — молодого, талантливого, компетентного.

Основными целями и задачами педагогического проекта являются выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганда научных знаний, привлечение учеников проекта к процессу расширения знаний и кругозора [1, с. 178].

В ходе работы над проектом студенты принимали участие в Педагогической олимпиаде.

Задания олимпиады: 1. Что бы вы хотели и могли изменить в образовании;

2. Какие потребности людей вы хотели бы удовлетворить, каким перспективам общественного развития (относительно вашего региона, города) вы хотели бы способствовать как педагог;

3. Познакомиться с современными документами об образовании в России. Определить, как их намерения согласуются с ценностями и общими целями образования, на решение какой проблемы будет нацелен проект;

4. Сформулировать общие цели — ориентиры своего проекта, нарисовав, так называемое, "дерево целей" [2, 5]:

Дерево целей

Иголки — конкретные действия и мероприятия;

Веточки — промежуточные, вспомогательные задачи;

Ветви — ключевые области деятельности;

Ствол — основная цель;

5. Определить, для кого конкретно будет разработан проект (все школьники, какая-то возрастная группа, одаренные дети, дети с какими-либо особенностями в развитии, "трудные дети" и т. д.);

6. Определить, в каких условиях образования может быть реализован ваш проект (обычная школа, гимназия, лицей, школа с каким-либо образовательным уклоном, частная школа, система дополнительного образования, клубы, кружки, вся система образования и т. д.);

7. Какие ресурсы, и каким образом необходимо подключить к реализации вашего проекта:

• человеческие;

• методические;

• материальные (из каких источников);

8. Какова будет роль педагогов в проекте;

9. Описать содержание проекта;

10. Определить, что и как можно будет измерить при анализе результатов работы проекта;

11. Придумать название своему проекту;

12. Выразить свои идеи в символе-образе. Проект проводился в несколько этапов.

Первый тур был заочный. Команды выслали друг другу и членам жюри письма с выполненными заданиями педагогической олимпиады, а также два приложения:

• электронную презентацию на тему «Приятно познакомиться!». Презентация включала в себя: название команды, ФИО, курс, группу участников (4-6 человек), эмблему команды, непосредственно презентацию, рассказывающую о команде;

• педагогический проект (форма оформления — свободная).

В своих презентациях команды сформулировали свое педагогическое кредо:

• Когда ты достигнешь вершины горы, продолжай карабкаться дальше;

• Во всем нам хочется дойти до самой сути...;

• Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти;

• Даже простой пространственный образ будет стимулировать мозг выработки новых идей гораздо эффективней, чем множество слов;

• Предела нет;

и педагогические идеалы:

• Каждый человек — исследователь;

• Педагогика — искусство, а учитель, который её творит, — мастер;

• Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием.

Первая команда прислала проект с названием «Нескучный учебник», выполненный в WORD и посвященный созданию школьниками 4 класса учебника по природоведению. Цель проекта — заинтересовать школьников в познании окружающего мира

Вторая команда подготовила сайт проекта, в котором решалась проблема: «Как побудить школьников учиться?» и давались практические советы по решению поставленной проблемы (адрес сайта http://dls .vspu. ac. ru ).

В итоге были сформулированы общие правила формирования у ребенка желания учиться:

1. Используйте те потребности, которые точно есть у ребенка (однако старайтесь чаще руководствоваться самыми высшими из имеющихся);

2. При этом формируйте потребности и желания следующего уровня;

3. Не перепрыгивайте через несколько ступеней!

4. Не забывайте, что если самые простые потребности не удовлетворены, то вряд ли стоит ожидать возникновения более высоких. То есть, если ваш ребенок болен, испытывает сильную тревогу или у него нарушены отношения с педагогами и сверстниками, то не ожидайте от него потребности в интеллектуальных или творческих достижениях! А лучше помогите ему решить имеющиеся проблемы. Только тогда ваш ребенок естественно и безболезненно продолжит свое развитие.

Второй тур — «Прямой эфир». Конференция состоялась 20 мая 2014 г.

Педагогический бой — «Педагогические ситуации и их решение».

Каждая команда заранее подготовила 5 педагогических ситуаций и их возможные решения. В «прямом эфире» команды решали предложенные педагогические ситуации и после этого обменивались решениями.

Защита педагогических проектов.

Каждая команда представила свой педагогический проект. После чего ответила на вопросы другой команды по своему проекту. Получилась очень интересная педагогическая дискуссия. Девиз первой команды — «Долой скука!!! Вперед наука!!!». Девиз второй команды — «Я — учитель! Я — ученик! Я — Супер!».

Обе команды в равной степени продемонстрировали оригинальность, реалистичность, «педагогическую зоркость», адекватность предложенного решения сути педагогической ситуации, гуманизм, оригинальность.

Поэтому победителей и побежденных у нас не было.

Этот проект дал возможность студентам проявить свои педагогические знания и умения, продемонстрировать высокую креативность, а также найти новых друзей. Студентам очень понравилась олимпиада. Мы решили продолжить начатое и сделать:

• ежегодным традиционным мероприятием — «Педагогическую олимпиаду»;

• заочный этап этой олимпиады круглогодичным;

• сайт олимпиады и, таким образом, включить в неё другие вузы;

• последний тур очным.

Проектно-исследовательская деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей и имеет для студентов про социальное значение, положительно влияет на отношение студентов к учебе, формирует у них повышенную мотивацию к учебно-образовательной деятельности.

Самыми важными результатами обучения студентов по методу проектов являются: формирование устойчивой мотивации использования ИКТ в учебном процессе; знакомство студентов с моделями личностно-ориентированного обучения школьников; компьютерные технологии начинают восприниматься как средства поддержки и организации учебного процесса, а не как «вещь в себе»; получение студентами практического методического опыта создания учебных материалов и средств оценки; привлечение студентов к работе в командах, решению проблем и участию в деловых обсуждениях своих материалов.

Литература

1. Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 177-180.

2. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 247-251

3. Давлеткиреева, Л. З., Сухомлин, В. А., Андропова, Е. В., Иванов, Н. Е., Якушин, А. В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей//Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. -2012. -№ 4. -360 с. -С. 86-98.

4. Каткова Л.В, Николаева М.В Современные подходы к профессиональной подготовке учителя начальных классов. / / Начальная школа плюс До и После. — 2004. — № 12. — С. 24-27.

5. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. — Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. — с. 297-302

6. Махмутова М.В., Давлеткиреева Л.З. Инновационный подход к технологии подготовки ИТ-специалиста в

университете / Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 2. С. 103-116.

7. Рубинштейн М.М. Совершенствование профессиональной подготовки учителя начальных классов в условиях модернизации высшего педагогического образования. [электронный ресурс] / Рубинштейн М.М. — URL: http://kpfu.ru/staff_files/F555518578/Sov_pod_uch.pdf

8. Хайрутдинова Р.Р. Современные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе и пути их решения. // Теория и практика общественного развития. — 2013. — Том 1. — № 11. — С. 177-179. [электронный ресурс] / Хайрутдинова. Р.Р. — URL: http://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F555518578/Sov_pod_uch.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.