Соколова А.А.
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г.
Магнитогорск, студентка 4 курса Института ЭиАС, [email protected]
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Система, управление, процесс, программный продукт, Asana, Basecamp, JIRA, Redmine, Trello, Мегаплан, Scram, методология.
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрыто определение системы управления процессом разработки программного продукта и основные варианты такой системы. Рассмотрен вариант системы для компании «ККМ02». Раскрыты основные положения новой системы и описана методология SCRAM, на основе которой разрабатывалась данная система.
Любой трудовой процесс имеет технологию, под которой обычно понимают методы и последовательность выполнения работ для достижения целей деятельности. Разработка, принятие и реализация решений как процесс управленческого труда также имеет определенную технологию. В каждой организации практика осуществления этого процесса имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой [1]. Кроме того, для каждого вида управленческих решений есть свои особенности технологии процесса разработки и реализации. Однако для всех видов решений, где бы они ни осуществлялись, существуют и общие работы, методы и последовательность их выполнения [2].
Существуют компании, работники которой не могут физически размещаться в одном помещении и совместно использовать инструментарий для управления требованиями и процессом разработки. Для таких компаний существуют эффективные системы управления процессом разработки [3].
Система реализована, чаще всего, в виде приложения с удобным инструментарием, направленным преимущественно для:
• общения заказчика (пользователей) и разработчиков;
• групповой работы разработчиков над проектом;
• подготовки требований;
• управления проектом (планирования сроков и состава релизов, отслеживания доработок и ошибок);
• подготовки справочной документации;
• обмена артефактами (моделями, кодом и другими документами) проекта;
• трассировки между требованиями, задачами и справочной документацией.
На сегодняшний день существует не малое количество уже готовых систем, которые можно отнести к системам управления процессом разработки программного продукта, с имеющимся различным инструментарием [4]. Рассмотрим некоторые основные примеры таких систем:
Asana - веб-сервис и мобильное приложение для командной работы без использования традиционной электронной почты. Его создали ДастинМосковитц и ДжастинРозенштайн, ранее работавшие в Facebook. Предлагает, как бесплатное использование (в командах до 14 сотрудников), так и платный пакет услуг для больших команд.
Basecamp - инструмент проектного менеджмента на основе веб-интерфейса. Особенность данного инструмента управления проектами заключается в том, что здесь нет ограничения по числу пользователей даже в минимальном тарифном плане.
JIRA - проприетарный продукт для трекинга задач у разработчиков, созданный компанией Atlassian. Выполняет функции баг-трекера и площадки для управления проектами. Название появилось как результат сокращенного японского произношения слова «Годзилла».
Redmine - бесплатный open-source инструмент для управления проектами и баг-трекинга с
поддержкой диаграмм Ганта, визуализацией дедлайнов и прогресса по нескольким проектам одновременно. Написан на RubyonRails, работает как кроссплатформенное решение. У проекта создан онлайн-центр языковой локализации продукта, поддерживаемый волонтерами. Некоторые из основных особенностей Redmine являются: поддержка нескольких проектов, контроль доступа Гибкая роль, гибкая система отслеживания вопрос, диаграмма Ганта и календарь, новости, документы и файлы управления, ленты и уведомления по электронной почте [5].
«Битрикс24» - социальный интранет, включающий в себя, наряду с CRM, систему управления задачами. Создан и поддерживается российской компанией «1С-Битрикс». Работает как облачный сервис, но возможна и поставка коробочной версии. По оценкам компании-разработчика, сервисом «Битрикс24» пользуются свыше 188 тыс. компаний в странах СНГ и за рубежом. В системе можно работать с сервисом в облаке или установить коробочную версию на ваш сервер, чтобы индивидуально настроить бизнес-логику, интерфейс, интегрировать с «1С:ЗУП». Коробочная версия сервиса - это продукт «1С-Битрикс24».
Trello — веб-приложение для управления задачами, разработанноеFogCreekSoftware. В основе его работы лежит японская философия менеджмента «канбан». Все проекты здесь представлены в виде «досок» со списком задач. Интерфейс системы в результате похож на Pinterest, и «карточки» с проектами и задачами прикрепляются к каждому пользователю в команде [6, 13].
«Мегаплан» - облачная система управления бизнесом, включает в себя CRM, ERP и инструменты для постановки и делегирования задач. Предлагает несколько масштабируемых тарифных пакетов, работает как SaaS. Особенность платформы - наличие тарифного конструктора: четких тарифов здесь нет, а итоговая цена зависит от числа сотрудников, подключения инструментов финансового учета и документооборота и желаемой скидки при оплате на год вперед.
К сожалению, не одна из существующих систем не смогла полностью удовлетворить запросам компании ООО «ККМ02». В последствие было принято решение разработать новую систему управления процессом разработки программного продукта, которая должна быть реализована на основе методологии Scram.
Что же такое методология Scram? Scram (Скрам) - это фреймворк для разработки и поддержки функционально сложных продуктов. Данное руководство содержит определение Скрама. Определение состоит из описания ролей, мероприятий, артефактов Скрама, а также правил, связывающих их.
Фреймворк Скрама состоит из Скрам Команд и связанных с ними ролей, мероприятий, артефактов и правил. Каждый элемент фреймворка служит определенной цели и является ключевым для успеха и использования Скрама. Правила Скрама объединяют мероприятия, роли и артефакты, регулируя отношения и взаимодействия между ними. Правила Скрама описаны в данном документе. Существуют различные стратегии использования фреймворкаСкрама, их описание выходит за пределы данного документа. Теория СкрамаСкрам основывается на теории управления эмпирическими процессами или эмпиризме. Эмпиризм утверждает, что знание приходит с опытом, решения принимаются на основании того, что является известным. Скрам использует итеративно-инкрементальный подход для оптимизации прогнозируемости и управления рисками [7, 12].
Скрам предписывает четыре формальные возможности для инспекции и адаптации:
• планирование Спринта;
• ежедневный Скрам;
• обзор Спринта;
• ретроспектива Спринта.
Скрам Команда состоит из Владельца Продукта, Команды Разработки и Скрам Мастера. Скрам Команды являются самоорганизующимися и кросс-функциональными. Самоорганизующиеся команды сами выбирают, как лучше выполнить работу и не ждут указаний от людей, не входящих в их состав. Кросс-функциональные команды имеют все необходимые навыки, чтобы выполнять работу и не зависеть от тех, кто не является частью Команды [8, 11].
Повторимся, руководство компании ООО «ККМ02» приняло решение разрабатывать новую систему управления процессом создания программного продукта. На данный момент она необходима прежде всего для улучшения самого крупного проекта компании - системы лояльности TrideLine.
Компании ООО «ККМ02» (Кассовые системы) на рынке автоматизации более 10 лет.
Основное направление деятельности - автоматизация предприятий торговли, общественного питания и индустрии развлечений. Компания поставляет надежное оборудование и программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, оказывает полный спектр услуг - от установки и настройки оборудования, до комплексного внедрения информационных систем управления предприятием. Основным большим проектом компании является проект TrideLine.B основе систем управления розничной торговлей и общепитом лежат высокоэффективные и надежные программные и аппаратные компоненты. В рамках реализации проектов заказчиков осуществляется:
• аудит и консалтинг при выборе решений;
• внедрение систем управления бизнес-процессом: back-office и front-office:
• обучение персонала;
• поставку и инсталляцию кассового оборудования;
• поставку и инсталляцию весового оборудования;
• поставку и инсталляцию оборудования для штрихового кодирования (принтеров этикеток, сканеров штрихового кода, терминалов сбора данных);
• информационно-техническое сопровождение предприятий.
Особенность компании заключается в том, что сотрудники работают удаленно, находясь по всей территории России. [9, 10]
TrideLine - это программная платформа для создания эффективных систем лояльности покупателей. Это своего рода бонусная программа, которая не требует реальных затрат на скидку. Основные возможности программы: регистрация и идентификация в бонусной программе через телефонный номер; создание специальных бонусных карт для сотрудников; возможность SMS-оповещения и рассылки; создание личного кабинета покупателя.
Руководство компании ООО «ККМ02» поставило задачу создать систему, которая позволит скоординировать действия сотрудников, которые расположены на большом расстоянии друг от друга. Особенностью системы будет не только решение и выполнение рабочих процессов создания новых проектных решений, но и возможность подключения клиентов компании к этой системе и дальнейшее взаимодействие с ними посредством данной системы.
Чтобы процесс разработки системы был достаточно упрощен для разработчика, руководство не стало требовать абсолютно нового продукта. Достаточно было использовать существующий инструментарий для каждой из функций, который будет собран в единую систему [14, 15].
Данная система будет предоставлять гораздо большую функциональность, нежели типичная система управления процессом разработки программного продукта. Система позволит вести базу знаний по проекту, планировать состав релизов, загрузку участников, контролировать ход работ по проекту, подготавливать требования, справочную документацию, организовывать хранилище артефактов, трассировать изменение функциональности начиная от пожелания и заканчивая справочной документацией. А главное, система будет максимально соответствовать бизнес-процессам компании. Однако, для дальнейшего представления системы на рынке будет реализована возможность перенастраивания системы для других похожих компаний [16, 17].
Вся работа системы будет построена на основе методологии Scram, это значит, что будет производиться последовательное выполнение всех фаз проекта, с промежуточным и конечным оглашением результатов. В проекте создаются участники и наделяются соответствующими ролями. Роли определяют полномочия на выполнение тех или иных действий в системе, а также на возможность отображения различных разделов системы. В процессе присутствуют следующие фазы: анализ и проектирование, разработка, тестирование, стабилизация, документирование. Менеджер проекта должен тщательно следить за выполнением хода работ каждым из участников и регулярно проводить отчетные мероприятия, пусть и в режиме онлайн.
Естественно, система имеет существенный недостаток: данная система не сможет выполнить за вас проект, как и любая методология, это лишь набор методик и инструментария, которые существенно повышают ваши шансы не провалить проект и получить весомое преимущество над другими командами разработчиков [18].
В итоге можно сказать, что типичные системы управления процессом разработки программных продуктов могут подойти далеко не каждому предприятию. Каждый стремится внедрить максимально эффективные технологии для поддержания работы компании, и, что немало важно, приемлемые по вопросам финансирования.
На сегодняшний день разработано и утверждено техническое задание, в котором подробно и рассмотрены все аспекты данной системы, которая будет полностью реализована в плановые сроки 2016г.
Литература
1. Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Назарова О.Б., Петеляк В.Е., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, О.Б. Назарова, В.Е. Петеляк, А.М. Агдавлетова. - Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 247-251
2. Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. - Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
3. Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. - Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
4. Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. - Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
5. Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Лактионова Ю.С., Подкользина Л.В. Управление технологической архитектурой организации на основе усовершенствованного метода EnterpriseArchitecturePlanning / Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, Ю.С. Лактионова, Л.В. Подкользина. - Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 252-256
6. Кручинская В.С., Новикова Т.Б. Необходимость поддержки и модернизации сайта / В.С. Кручинская, Т.Б. Новикова Т.Б. - Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. - Махачкала, 2014
7. Курзаева Л.В., НовиковаТ.Б., ДавлеткирееваЛ.З., НазароваО.Б., БелоусоваИ.Д.. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. -Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 297-302
8. Назарова О.Б., Масленникова О.Е., Давлеткиреева Л.З., Новикова Т.Б. Modeling and factor analysis of efficient increase of bachelors and masters' training connected with applied informatics / О.Б. Назарова, О.Е. Масленникова, Л.З. Давлеткиреева, Т.Б. Новикова. - ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences: Asian Research Publishing Network (ARPN), Пакистан.
9. Новикова Т.Б. Интернет-представительство в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова. - Вестник компьютерных и информационных технологий. № 9. С. 49-51.
10. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.Б. Новикова. - Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск
11. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009
12. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. - Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 318-322
13. Новикова Т.Б., Новые информационные технологии в формировании имиджа образовательного учреждения, Москва, 2015
14. Новикова Т.Б., Сумароковская Е.Ф. ИТ-решения для государственных учреждений на примере отделения пропаганды / Т.Б. Новикова, Е.Ф. Сумароковская. - Современные тенденции развития науки и производства, Сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4-х томах. Западно-Сибирский научный центр, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, Международный научно-образовательный центр КузГТУ-Arena Multimedia. Кемерово, 2014. С. 105.
15. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В. Махмутова, А.М. Агдавлетова. - Фундаментальные исследования, №8 (часть 2), 2015. - с. 323-327
16. Сафрина С.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Развитие технической инфраструктуры в сфере торговли спортивными товарами, Современные научные исследования и инновации, Международный научно-инновационный центр, Москва, 2013
17. Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» / О.В. Сильвестрова, Т.Б. Новикова. - Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
18. Соколова А.А., Новикова Т.Б. Моделирование бизнес-процесса «Ипотечная сделка купли-продажи недвижимости» с использованием методологии ARIS / А.А. Соколова, Т.Б. Новикова. - Гуманитарные научные исследования. 015. № 4-3 (44). С. 149-155.